Глава 4. Сознание, реальность и четыре уровня восприятия
Когда мы внимательно присматриваемся к чему-либо, даже к маленькой травинке, она становится для нас загадочным, удивительным, производящим неописуемое впечатление маленьким миром, созданным природой.
Генри Миллер
Мы можем пребывать в четырех состояниях существования: 1) наше обычное бодрствование; 2) состояние, когда мы спим и видим сны; 3) сон без сновидений и 4) что-то вроде ясновидения, когда мы только начинаем просыпаться или готовы отойти ко сну, – так называемое просветленное состояние сознания. Мы находимся в определенном состоянии, когда бодрствуем, и выпадаем из него, как только перешагиваем порог страны сновидений. Шаманам, Хранителям Земли, это несвойственно. Они остаются в сознании, даже когда спят, и устремляют течение своих снов в любом желаемом направлении. Эти люди мастерски овладели искусством пребывать в сознании во время сна, в то время как большая часть человечества беспробудно спит, когда бодрствует.
Овладение способностью оставаться сознающим и здравомыслящим во всех четырех состояниях – необходимый шаг на пути к воплощению нашей мечты о жизни и мире, какими мы хотели бы их видеть. Мы, живущие на Западе, считаем, что бодрствование – это единственный способ восприятия реальности. Но приверженцы духовных традиций Индии, Тибета и Америки утверждают, что наше обыденное состояние бодрствования на самом деле не является таковым. По их мнению, мы становимся заложниками особого иллюзорного состояния, называемого майя[16]. Кроме того, с точки зрения полного восприятия картины мира существуют более благоприятные состояния сознания. Такие духовные практики, как йога, медитации и духовные путешествия шаманов, могут познакомить нас с этими состояниями и даже помочь овладеть ими в совершенстве, но только благодаря интенсивным тренировкам и специальной подготовке. Все же бихевиористы[17]до последнего времени считали, что пребывание за пределами привычных состояний сознания ведет к патологически неверному толкованию реального мира, искажению его восприятия. Действительно, психоз часто определяют как искаженное восприятие реальности, притом сам человек этого не понимает. Наше привычное состояние бодрствования еще далеко от идеала. Оно заставляет нас задерживаться в области собственных мыслей и жить в иллюзорных представлениях об истинной природе реальности. Эта иллюзия так овладевает нами, что стирает реальное восприятие мира и погружает в фантастический мысленный диалог, из которого лишь немногие могут выйти. Это – кошмар, охвативший всю культуру, в которой мы выросли, но мы понимаем созданную ситуацию, лишь когда успокаиваем наши мысли и погружаемся в безмолвную тишину. Я считаю, что обычные люди, захваченные своей мечтой, спят наяву, поэтому не видят мира вокруг них, и эта мечта вскоре становится мучительным кошмаром и по сути является настоящим психозом. Мы не понимаем этого, так как все вокруг нас утверждают, что повседневная жизнь и есть «реальность». Только начав пробуждаться от кошмара нашей культуры, мы станем понимать, что все это время просто спали.
С помощью регулярных и упорных тренировок мы сможем увидеть, как работает наше сознание, и таким образом погрузиться в реальность, выходящую за пределы наших ограниченных взглядов на мир. Эти тренировки состоят из техник очищения восприятия, похожих на используемые в йоге и медитациях, о которых вы кое-что узнаете в этой главе.
Уроки, приведенные ниже, составлены таким образом, чтобы помочь вам сохранить прозрачность восприятия независимо от того, бодрствуете ли вы, спите или видите сны. Замечали ли вы когда-нибудь, как быстро исчезают ваши сны при пробуждении? Мгновение назад вы были в абсолютно реальном, незабываемом, фантастическом ландшафте, но в следующий миг не можете даже вспомнить, о чем был этот сон. Двери всеобъемлющего восприятия с шумом захлопываются, и вы оказываетесь ограниченным лишь одним состоянием сознания. Вы увидите, что существуют более высокие уровни сознания, с помощью которых вы сможете легко перемещаться между реальностью, созданной вашими снами, и реальностью повседневной жизни, отдавая себе отчет в происходящем.
Мы пользуемся всеми четырьмя уровнями сознания – состояниями бодрствования, сновидения, состояниями в момент пробуждения или засыпания и снами без сновидений, – когда мечтаем смело. Хотя мы обычно этого и не замечаем, но в течение дня находимся попеременно во всех этих состояниях. Мы можем быть спящими, вялыми и апатичными, в то время как кажемся бодрствующими. Мы можем грезить наяву, мечтать или фантазировать, можем быть в абсолютно ясном сознании, когда ведем машину, даже если при этом полностью погружены в доносящиеся из колонок звуки музыки. Мы можем крепко спать и при этом видеть яркие, живые сны. Задача не сводится к тому, чтобы привнести наше обыденное состояние бодрствования в область сновидений, а как раз наоборот, состояние сна – в обыденное бодрствование, где мы сможем понять, что наша жизнь – сон.
Каждое из четырех состояний сознания несет в себе функцию воплощения нашей мечты и ассоциируется у шаманов, Хранителей Земли, с одним из архетипов животных – орлом, колибри, ягуаром или змеей. Орел олицетворяет состояние сна без сновидений, состояние спокойствия, тишины. Колибри ассоциируется со сновидениями. Ягуар воплощает состояние ясности и прозрачности восприятия между сном и реальностью в тот момент, когда мы просыпаемся или засыпаем. Змея являет собой наше обычное состояние бодрствования, жизнь наяву.
Нейрофизиологи утверждают, что различные отделы нашего мозга могут работать в разных состояниях сознания, и даже существует возможность быть одновременно во всех четырех состояниях сознания. Наверное, самым ярким примером носителя этого свойства является дельфин. Когда он спит, только одна половина его мозга находится в состоянии сна, в то время как другая бодрствует. Дельфин не может спать с полностью «отключенным» мозгом, потому что его система дыхания не является автоматической, как у нас, таким образом, одна половина мозга дельфина должна оставаться постоянно начеку, чтобы контролировать дыхание.
Мы редко пользуемся высшими функциями восприятия любого из четырех состояний сознания и слишком часто используем низшие. Например, в одно и то же время восприятие на уровне ягуара может быть ясным, прозрачным и логичным, но слишком часто при этом оно затуманено и пронизано нежелательными мыслями и чувствами. Эйнштейн однажды сказал, что никакая проблема не может быть решена на том же уровне, на котором была создана. Следовательно, очень важно научиться повышать уровень нашего сознания и овладевать его способностями и преимуществами. Для этого нам следует принять как факт существование четырех форм сознания, позволяющих нам мечтать и воплощать наши мечты в реальность. Чем лучше мы поймем связь между нашим мозгом и сознанием, тем легче нам будет понять, как эти четыре формы сознания или восприятия работают вместе в течение нашей жизни.