Вводная лекция. Эстетика романтизма.
Рабочая программа по дисциплине ДПП
«История зарубежной литературы»
Специальность 050301 Русский язык и литература
Курс – 2, 3
Семестр – 4, 5
Всего часов – 148 часов
Лекции – 34 часов
Лабораторные –
Практические и семинарские занятия – 34 часов
Самостоятельная работа – 69 часов
Форма отчетности: зачёт – 4 семестр, экзамен – 5 семестр (27 часов)
Программа составлена на основе ГОС ВПО по 050301 Русский язык и литература
Программу разработал:
доктор филологических наук, профессор Г.Н. Ермоленко
Программа утверждена на заседании кафедры литературы и методики её преподавания СмолГУ
Протокол № 4 от «25» декабря 2009 г.
Завкафедрой, проф. Г.Н. Ермоленко __________________
Смоленск
2009 г.
Содержание
Стр.
1. Пояснительная записка 3
2. Разделы нормативного курса и виды занятий 4
3. Содержание лекционного курса 4
4. Дидактические материалы (планы практических занятий) 6
5. Рекомендуемая литература 12
6. Методические рекомендации по составлению портфолио 15
7. Вопросы к экзамену 15
8. Контрольные материалы 17
9. Экзаменационные билеты
Пояснительная записка
Курс истории зарубежной литературы XIX в. является одним из разделов общего нормативного курса истории зарубежной литературы.
Цель дисциплины:
-изучение основных явлений западноевропейского литературного процесса XIX в., эстетических принципов ведущих литературных направлений (романтизма и реализма), творчества крупнейших писателей, важнейших литературных памятников эпохи, творческих связей русской и зарубежной литературы в рассматриваемый период.
Задачи курса:
- освоение студентами программы курса, приобретение соответствующих теоретических знаний,
- знакомство с основными литературными памятниками,
- приобретение навыков литературоведческого анализа изучаемых произведений.
Освоение курса способствует решению следующих задач профессиональной подготовки филолога-русиста, преподавателя русского языка и литературы:
- расширение культурного кругозора, формирование общей филологической культуры,
- формирование мировоззрения и исторического сознания,
- формирование умений и навыков анализа произведений русской литературы в контексте общемирового литературного процесса.
Основными дидактическими принципами обучения данной дисциплине являются:
- принцип соединения теоретического обучения и формирования и контроля практических навыков владения материалом,
- принцип проблемности содержания обучения в процессе его развертывания в образовательном процессе,
- принцип адекватности форм организации учебной деятельности целям и содержанию курса,
- принцип межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного процесса (преподавателей и студентов, студентов между собой).
После освоения семестрового курса студент должен на курсовом экзамене продемонстрировать:
- владение суммой общетеоретических знаний в области развития литературного процесса рассматриваемого периода, понимание эстетической природы и сущности литературных направлений и течений эпохи,
- знание основных этапов творчества ведущих писателей,
- умение анализировать художественные особенности изученных в течение семестра важнейших литературных произведений.
Разделы нормативного курса и виды занятий
№№ | Тематический план | Всего часов | лекций | семинаров | Самост. работы |
1. | Романтизм (1790-1848) | ||||
Введение | |||||
Романтизм в немецкой литературе | |||||
Романтизм в английской литературе | |||||
Романтизм в литературе Франции | |||||
Романтизм в литературе США | |||||
Романтизм в литературе Польши | |||||
2. | Реализм (1848-1870) | ||||
Введение | |||||
Французский роман | |||||
Французская поэзия | |||||
Английский роман | |||||
Немецкая литература 1820-1850 гг. | |||||
Венгерская литература 1830-1840 гг |
Содержание лекционного курса
Лекции четвертого семестра
Вводная лекция. Эстетика романтизма.
Социально-исторические предпосылки возникновения романтизма. Философские основы романтизма: Фихте, Шеллинг. Романтическая эстетика
Ф. Шлегеля. Национальные особенности романтизма в странах Европы и США.