Вводная лекция. Эстетика романтизма.

Рабочая программа по дисциплине ДПП

«История зарубежной литературы»

Специальность 050301 Русский язык и литература

Курс – 2, 3

Семестр – 4, 5

Всего часов – 148 часов

Лекции – 34 часов

Лабораторные –

Практические и семинарские занятия – 34 часов

Самостоятельная работа – 69 часов

Форма отчетности: зачёт – 4 семестр, экзамен – 5 семестр (27 часов)

Программа составлена на основе ГОС ВПО по 050301 Русский язык и литература

Программу разработал:

доктор филологических наук, профессор Г.Н. Ермоленко

Программа утверждена на заседании кафедры литературы и методики её преподавания СмолГУ

Протокол № 4 от «25» декабря 2009 г.

Завкафедрой, проф. Г.Н. Ермоленко __________________

Смоленск

2009 г.
Содержание

Стр.

1. Пояснительная записка 3

2. Разделы нормативного курса и виды занятий 4

3. Содержание лекционного курса 4

4. Дидактические материалы (планы практических занятий) 6

5. Рекомендуемая литература 12

6. Методические рекомендации по составлению портфолио 15

7. Вопросы к экзамену 15

8. Контрольные материалы 17

9. Экзаменационные билеты

Пояснительная записка

Курс истории зарубежной литературы XIX в. является одним из разделов общего нормативного курса истории зарубежной литературы.

Цель дисциплины:

-изучение основных явлений западноевропейского литературного процесса XIX в., эстетических принципов ведущих литературных направлений (романтизма и реализма), творчества крупнейших писателей, важнейших литературных памятников эпохи, творческих связей русской и зарубежной литературы в рассматриваемый период.

Задачи курса:

- освоение студентами программы курса, приобретение соответствующих теоретических знаний,

- знакомство с основными литературными памятниками,

- приобретение навыков литературоведческого анализа изучаемых произведений.

Освоение курса способствует решению следующих задач профессиональной подготовки филолога-русиста, преподавателя русского языка и литературы:

- расширение культурного кругозора, формирование общей филологической культуры,

- формирование мировоззрения и исторического сознания,

- формирование умений и навыков анализа произведений русской литературы в контексте общемирового литературного процесса.

Основными дидактическими принципами обучения данной дисциплине являются:

- принцип соединения теоретического обучения и формирования и контроля практических навыков владения материалом,

- принцип проблемности содержания обучения в процессе его развертывания в образовательном процессе,

- принцип адекватности форм организации учебной деятельности целям и содержанию курса,

- принцип межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного процесса (преподавателей и студентов, студентов между собой).

После освоения семестрового курса студент должен на курсовом экзамене продемонстрировать:

- владение суммой общетеоретических знаний в области развития литературного процесса рассматриваемого периода, понимание эстетической природы и сущности литературных направлений и течений эпохи,

- знание основных этапов творчества ведущих писателей,

- умение анализировать художественные особенности изученных в течение семестра важнейших литературных произведений.

Разделы нормативного курса и виды занятий

№№ Тематический план Всего часов лекций семинаров Самост. работы
1. Романтизм (1790-1848)
  Введение    
  Романтизм в немецкой литературе  
  Романтизм в английской литературе  
  Романтизм в литературе Франции  
  Романтизм в литературе США  
  Романтизм в литературе Польши  
2. Реализм (1848-1870)
  Введение    
  Французский роман  
  Французская поэзия  
  Английский роман  
  Немецкая литература 1820-1850 гг.  
  Венгерская литература 1830-1840 гг    

Содержание лекционного курса

Лекции четвертого семестра

Вводная лекция. Эстетика романтизма.

Социально-исторические предпосылки возникновения романтизма. Философские основы романтизма: Фихте, Шеллинг. Романтическая эстетика
Ф. Шлегеля. Национальные особенности романтизма в странах Европы и США.

Наши рекомендации