Дохристианские храмы русов-славян
На Руси, до принятия христианства, в каждом населённом пункте возвышались многочисленные храмы, посвящённые ведическим Богам, были в разных местах и святые места. Со славянскими землями связана легенда о Первом Храме, по образцу которого строились все храмы Древнего Славянского Мира. Это был Храм Солнца близ горы Алатырь. В разных странах сохранилось имя зодчего Храма Солнца. В Индии его звали Гандхарва, в Иране - Гандарва, в Греции - Кентавр, на Руси - Китоврас. Германцы называли его Морольфом, кельты - Мерлином, в ближневосточных легендах - Асмодеем. Названия многих современных частей храмов и церквей имеют древнее славянское происхождение. Слово «храм» - славянское - и означает хоромы, дворец, богатое здание. Слово «алтарь» образовано от названия священной Алатырь - горы. «Хорос» - (храмовый светильник) произошло от имени бога Солнца Хорса. «Амвон» - возвышение, с которого священник произносит речь, образовано от слова «мовь» - речь, молвить речь…
Древняя русская легенда о строительстве Первого Храма гласит... Очень давно великий волшебник Китоврас провинился перед Богом Солнца: он, по велению Месяца, украл у Солнца жену Зарю - Зареницу. Боги вернули Солнцу Зарю - Зареницу, а волшебнику Китоврасу повелели построить для Бога Солнца и во славу Всевышнего Храм у Алатырской горы из необтёсанных камней, чтобы железо не осквернило Алатырь. Тогда Китоврас обратился за помощью к птице Гамаюн, которая обтесала камни своими волшебными когтями. Храм этот, по вычислениям астрологов, был воздвигнут в ХХ-ХIХ тысячелетии до нашей эры, как раз в период Первого Исхода с северной прародины русов-славян во главе с Богом Солнца Яром. Храм Солнца был построен у Алатырь - горы по образцу храма Солнца Арктиды. В «Книге Коляды» повествуется: «Был построен храм на семи верстах, на восьмидесяти возведён столбах - высоко - высоко в поднебесье. Был Храм длиной шестьдесят локтей, в поперечину - двадцать и тридцать - ввысь. Были в храме окна решётчатые, были двери в храме чеканные. Был внутри он обложен золотом и каменьями драгоценными. И двенадцать дверей, и двенадцать окон были камнями изукрашены - сердоликом, топазом и изумрудом, халкидоном, сапфиром и ясписом, гиацинтом, агатом и аметистом, хризолитом, бериллом и ониксом.
Оживали на стенах храма птицы каменные и звери, поднимались к небу деревья, травы вились, цветы цвели.
Был воздвигнут Храм за едину ночь высоко - высоко в поднебесье. А вкруг храма посажен Ирийский сад, огорожен тыном серебряным и на каждом столбе по свечечке, что вовеки не угасают.
И теперь Китоврасу славу поют, и Солнцу, и Хорсу, и Велесу, и Семарглу, и Ясну Месяцу.
По преданию, Храм Солнца был возведён у Алатырской горы - у Эльбруса. Много раз Храм Солнца разрушался землетрясениями, войнами и всегда восстанавливался.
Окончательное разрушение и ограбление Храма произошло в IV веке нашей эры готами и гуннами. Но память у людей о храме Солнца не угасла. Один арабский путешественник и географ Масуди Абуль Хасан Али ибн Хусейн в Х веке нашей эры писал: «В славянских краях были здания, почитаемые ими. Между другими было у них здание на горе, о которой писали философы, что она одна из высоких гор в мире (это об Эльбрусе)». Существует рассказ о качестве постройки этого здания, о расположении разнородных его камней и различных их цветах, об отверстиях, сделанных в верхней части его, о том, что построено в этих отверстиях для наблюдения за восходом Солнца, о положенных туда драгоценных камнях и знаках, отмеченных в нём, которые указывают на будущие события и предостерегают от происшествий пред их осуществлением, о раздающихся в верхней его части звуках и о том, что постигает людей при слушании этих звуков».[167]
Известен храм у западных славян - ратарей - ободритов в городе Ретра. Этот храм был описан в ХI веке епископом Титмаром Мерзебургским в его «Хронике» и Адамом Бамбергским. Они писали, что «в земле ратарей есть город Радигощ или Ретра близ современного Мекленбурга, который был окружён большим лесом, священным у местных жителей...У ворот города стоял искусно построенный из дерева храм, в котором опорные столбы заменены рогами различных зверей. Стены храма украшены чудесной резьбой, изображающей различных Богов и Богинь. А внутри стоят идолы Богов ручной работы, страшные на вид, в полном вооружении, в шлемах и латах, на каждом вырезано его имя. Главный из них, которого особенно уважают и почитают все язычники, называется Сварожич. Изображение сделано из золота, ложе - из пурпура. Здесь находятся боевые знамёна, которые выносятся из храма только в случае войны…»[168].
«Храмы у западных славян - венедов были в каждом селе и в городе. В Щетине главнейшим храмом был храм Триглава, который выделялся украшениями, удивительной искусностью постройки. Скульптурные изображения людей и животных в этом храме были сделаны так красиво, что казалось, будто они живут и дышат. Краски этих изображений не смывались ни дождём, ни снегом, не темнели. Там же хранились золотые и серебряные сосуды и чаши, там же они сохраняли в честь Богов огромные рога диких быков - туров, обрамлённые в золото и в драгоценные камни, пригодные для питья, рога, в которые трубили, кинжалы, ножи, драгоценная утварь... очень прекрасные на вид. Там же было трёхголовое изображение божества, которое имело три головы и называлось Триглавом. Кроме того там стоял высокий дуб, а под ним источник, почитаемый в народе, так как его считали священным и полагали, что в нём живёт божество».
Ещё более знаменитым был храм Святовита на острове Руян (совр. Рюген), в городе Арконе. Вот как описал его Саксон Грамматик в ХII веке: «В центре города (Арконы) имелась площадь. На ней был виден храм очень тонкой работы, почитаемый не только по великолепию, но и также и по величию Бога, изображение коего там поставлено. Ограда, окружающая здание, кругом была украшена искусно вырезанными фигурами... Весь храм был увешан пурпурной тканью ...тут же находились рога зверей, удивлявшие не только своим естественным видом, но и отделкой.. .В самом храме стоял большой, превосходивший рост человека кумир Святовита с четырьмя головами... В правой руке кумир держал рог из различных металлов, который каждый год обыкновенно наполнялся вином из рук жреца для гадания о плодородии следующего года. Левая рука, которою кумир упирался в бок, представляла подобие лука... Рассматривающего более всего поражал меч огромной величины, ножны которого и рукоять, кроме красивых резных форм, отличались прекрасною серебряною отделкою...»
Храм Святовита в Арконе был разрушен последним среди венедских храмов. В 1168 году на остров Руян высадились войска датского короля Вальдемара I Великого. И I5 июня, в день Святого Вита, Аркона была взята приступом. В тот же день епископ Абсалон повелел разрушить храм Святовита.[169]
О храмах восточных славян мало что известно. Их всех постигла участь храма Святовита в Арконе. Не сохранились воспоминания современников - уничтожены.
На севере Руси самыми богатыми были храмы Велеса и Перуна. Святилища в Новгороде - на Волхове создавались по образцу венедских, а, возможно, и лучше. Это были шедевры зодчества. Кроме храмов были святилища на холмах, у источников, в священных рощах, о которых упоминает «Книга Велеса». Чудесны были храмы ведической эпохи в Киеве, разорённые во времена Владимира. Почитался в Киеве и храм Буса Белояра на Бусовой горе.
В Ростове Великом святилище простояло до начала Х века нашей эры и было разрушено трудами преподобного Авраамия Ростовского: «Того идола (Велеса) преподобный молитвами своими, и данной ему в ведение тростию от святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, сокруши, и в ничто обрати, и на оном месте храм святого Богоявления постави».
В землях кривичей больше всех почитался Перун и птица Гамаюн. В землях кривичей, прусов и литовцев храмы в честь Перуна закладывались ещё в ХIII веке нашей эры. Так в 1265 году среди дубовой рощи под Вильной, в урочище Свинторога, был основан каменный храм Перкунаса, где проповедовал знаменитый жрец Криве - Кривейто из жреческо - княжеской династии, восходящей к прародительнице Скреве, дочери Богумира и прародителю Криве, сыну Велеса. В этом храме в 1270 г. было сожжено тело князя Свинторога - основателя храма.[170]
Это Капище имело в длину около 150 аршин, в ширину - 100, высота простиралась до 15 аршин. Капище не имело крыши. Оно было с одним входом с западной стороны. Напротив входа имелась каменная часовня с разными сосудами и священными предметами, а под нею пещера, где ползали змеи и другие пресмыкающиеся. Над этой часовней устроена была каменная галерея, вроде беседки, имевшая 16 аршин вышины над часовнею, и в ней помещался деревянный кумир Перуна - Перкунаса, перевезённый из священных лесов Полагена (на берегу Балтийского моря).
Под часовней, на 12 ступенях, обозначавших течение Луны, возвышался жертвенник в 3 аршина вышины и 9 - ширины. Каждая ступень была в пол - аршина вышины, так что вообще вышина жертвенника составляла 9 аршин. На этом жертвеннике горел неугасимый огонь, называемый Зничъ.
Огонь поддерживался день и ночь жрецами и жрицами... Огонь пылал во внутреннем углублении в стене, устроенном так искусно, что его не могли потушить ни ветер, ни дождь...»
Под Витебском, в 1684 году, на развалинах древнего храма, был найден золотой идол Перуна большого размера на огромном золотом подносе. Ксендз Стенкевич, описывающий это событие, присовокупил, что «идол доставил многим поживу, и даже святейшему отцу досталась доля».[171]
Много святилищ и храмов было у вятичей и кривичей. По свидетельству летописей, на месте Кремля, в древности, располагались храмы Велеса и Купалы. Священный камень этого храма почитался до ХIХ века и находился он в церкви Иоанна Предтечи. На Красной горе, Болванке, на пустыре, близ Таганки, и сейчас есть три валуна, которые когда-то почитали вятичи.
Были храмы и Чёрного бога.
На Крайнем севере, в Священном Беловодье, у устья Оби, на Белом острове, был древнейший храм - прообраз Первого Храма у священной Алатырь - горы.
На севере Руси в Бьярмаланд был храм, за сокровищами которого в VIII-IХ веках нашей эры приходили викинги, варяги. Согласно одной «Саге о Стурлауге Трудолюбивом Ингольвсоне», Стурлауг разграбил храм, унеся волшебный рог и золотой сосуд с четырьмя драгоценными камнями, корону бога Ямала, украшенную 12 драгоценными камнями, яйцо, с нанесёнными на нём золотыми буквами (это яйцо принадлежало волшебной птице, охраняющей храм), множество золотых и серебряных чаш, а также гобелен, «более ценный, чем три корабля с товарами греческих купцов». Так он с победой возвратился в Норвегию. Этот храм был так знаменит, что о нём знали также в исламских землях. Так Масуди рассказывал, что в славянских землях, «на горе, окружённой морским рукавом», был один из почитаемых храмов. И он был построен из «красного коралла и зелёного смарагда». «В его середине находится большой купол, под которым находится статуя Бога, коего члены сделаны из драгоценных камней четырёх родов: зелёного хризолита, красного яхонта, жёлтого сердолика и белого хрусталя, голова же его - из червонного золота. Насупротив его находится другая статуя Бога в образе девицы (Богумир и Славуня), которая приносит ему жертвы и ладан». В Бьярмии (современной Пермской земле) были и другие прекрасные храмы. Очень много храмов исчезло в Святых Уральских горах близ Березани, Азов - горы, близ Екатеринбурга, близ Челябинска. Наши археологи ещё не добрались до развалин этих святилищ.
До сих пор в Поволжье жива традиция славянской Ведической веры. В наше время в Нижегородчине сохранились общины славянских язычников. Именно в Поволжье, у марийцев, не прерывалась традиция древней веры. Там сохранились славянские легенды о Граде Китеже и озере Светлоярово, в котором скрылся град Китеж. Туда приезжали озероведы, подводные археологи, искали следы древнего города. Искали и - нашли на дне озера деревянные предметы ХIII века. Исследователи установили, что дно озера Светлоярово имеет три уровня. Самый глубокий уровень - 30 метров глубины - образовался полторы - две тысячи лет назад. Второй уровень - 20 метров - дно ХIII века. Здесь и ищут остатки Китежа. И последний уровень - недавний.
Имя этого озера языческое и означает «Светлый - добрый Яр - Ярило». Ярило - сын Дивы и Велеса - Бог весны. Культ Ярилы в этом месте держался до ХIХ века. А местные берендеи, род которых, по преданиям, восходит к Яриле и Велесу, не забыли Ярилу и сейчас. По преданиям берендеев, на озере Светлоярово стоял не просто град Китеж, а великий храм Ярилы, который почитался княжеской семьёй и после крещения Руси. Согласно летописям, Малый Китеж - Городец основан Юрием Долгоруким, Большой Китеж был построен Юрием Всеволодовичем. По легенде, Юрий Всеволодович остался в Китеж - граде, когда тот стал невидимым, и он правит святым градом Ярилы до сих пор.
Предание о граде Китеже переносит нас во времена нашествия Батыя, который в 1238 году, после разорения Владимиро-Суздальских земель, разбил на реке Ситим дружину князя Юрия Всеволодовича. Но Юрий Всеволодович не погиб, а ушёл с остатками дружины в Городец - Малый Китеж. Батыю пришлось второй раз брать Малый Китеж - Городец. Стойко сражались русичи, но силы Батыя были намного сильнее, Городец второй раз пал, Юрий Всеволодович скрылся в заволжских лесах, в Большом Китеже, который был священным городом и находился за дремучими лесами, за зыбучими болотами. И не было к нему проторенной дороги. Батый досадовал. Все русские города превратил он в пепел. Нужно идти на Киев, в Европу, к Средиземному морю. Мечта Батыя - быть владыкой мира. Но нельзя оставлять личного врага - князя Юрия в живых. Он может вновь собрать силы русские и пойти на Батыево войско.
Но никто не знал, где град Китеж. Батый приказал пытать пленных: может тогда скажут, где Большой Китеж. Молчат пленные. Не желают выдать Батыю святыню. Но нашёлся предатель - пустой человечишко, некий Гришка Кутерьма - дружинник князя. Повёл он по тайной тропе батыево войско. Дошли они до лесного озера Светлоярово, и увидели все сказочный Китеж-град. Встали стеной перед Батыем русские воины. Батый отдал приказание начать сражение... И вдруг произошло чудо: город, сказочный, медленно ушёл в землю и исчез с глаз. Провал, где когда-то возвышался сказочный город, заполнился водой. Укрыла Китеж - град сама Мать Сыра Земля и озеро Светлоярово...
Пронеслись века. Но не забыл народ славный город Китеж и его историю. И говорят люди, что если приложить ухо к берегу озера, то можно услышать звон колоколов. И сказывают ещё люди, что иногда у озера Светлоярово появляются китежские старики, покупают у местных крестьян хлеб на монеты ХII века, расспрашивают о делах на Руси и думают: не пора ли им возвращаться на землю.[172]
Глава 4