Учет ф.ф. может быть либо осознанным или интуитивным, логическим или эиоциональным
3 уровня формообразования:
- художественный
- коммуникативно - средовой
- уровень материальной организации
Мат. ур. учитывает физио-кие потребности,
Коммун.-средовой создание комм-тивной насыщенности жизни чел.
Художественный ур. связан с идеями, которые заклад. архитектор.
Каждый из уровней обусловлен устойчив. группами факторов или особыми комплексами объективных явлений. Процесс создания архи-ого объекта - взаимодействие всех факторв. Группы Ф.Ф.объединяются в синтез отдельных систем или проявляются в схематичных решениях.
-Уровни формообразования
1)Уровень материальной организации
2)Коммуникативно-средовой
3)Художественный
3►2►1от абстрактного к конкретному
(от схемы к форме)
-направленность - от целого к элементам.
· на матер. ур. ф.об. - пространств. организация об., организ. конструктивно-техн. систем, организация физ.-техн. систем, орг. инж-техн систем.
· на коммун - средовом уровне - организуются сист. ориентации в среде, знаковые системы.
· на художественном уровне - семантические системы, системы значений, значений, связь с художественными качествами объекта.
Своеобразие объектов возникает в процессе создания структуры арх. объекта или арх. формы.
Структура - принципы строений, способ связи элементов некого целого.
Функция и тип-кие системы в арх-ре
Тип-отпечаток, форма, образ
Этапы развития понятия ТИП:
1.Примечание типологического подхода в изучении ар-ры
2.осознание и появление филосовски осмысленного понятия ТИП в ар-ой теории.(с. 18в)
-к 18-19вв. 2 линии развития:-тип-идея или форма;-познает связь между формой и функцией.
-н 20в. Значение в понятии ТИП:
-образ сооружения; -пространственная компоновка со-ия; -характер протекающих в со-и процессов; -роль со-ия в окр. среде.
3.Появление функциональной типологии, формирование понятия ТИП, исходя из происходящих в зданиях процессов.
ФУНК. ТИП-Япозволяет легко систематизировать имеющиеся типы зданий. с 60-х годов кризис Ф.Т.
Любая ар-ная форма полиф-на, монофун-ной формы не существует.
Ф, становящаяся ар-м сооружением обладает большим функци-м содержание, чем процесс, который породил это сооружение изначально. Форма вытекает из функции и содержания не механически а диалектически, формируя содержание.
Типология архитектурных зданий и сооружений (по Змеулу-Маханько):
I. Монофункциональные объекты.
1.производственные здания(цеха, энергетические сооружения и др.);
Жилые здания
― по времени и характеру проживания: постоянное (жилые дома обычного типа и дома с общественным обслуживанием), временное (гостиницы и общежития), сезонное, используемое во время сезонных работ (дачи, коллективные сады)
― по объёмно-планировочной структуре: одноквартирные, блок-ные, секционные, коридорные, галерейные, дома-дуплексы, смешанной структуры;
―по этажности: мало-, средне-, много- и высотные;
―по констр-ому решению: каркасные, панельные, каркасно-панельные, объёмно-блочные, монолитные, крупноблочные, из штучных материалов;
Общественные здания
―здания для образования, воспитания и подготовки кадров
―здания для предприятий торговли, общ-ого питания и бытового обслуживания;
―культовые здания и сооружения;
―административно-деловые здания;
―здания культурно-просветительных и зрелищных учреждений
―здания и сооружения для здравоохранения, отдыха и спорта
― здания и сооружения для транспорта, предназначенные непосредственно для обслуживания населения (вокзалы).
II. Многофункциональные комплексы.
Объектная типология – это типология, в рамках которой категории формы и функции не расчленяются, и их взаимодействие не изучается.
Все функции в арх.сооружении можно классифицировать по двум группам:
1.Отображает связь формы сооружения с возникновением и эксплуатацией объекта.Функции:
-порождающие. Определяют первичное назначение объекта.
-порождаемые. Функции сооружения в данное время.
Функции: доминирующие, сопутствующие.
2.Пять основных классов функций:
1.Субстанционный класс. (ар-ное соор-е расс-ется как материальное изделие.)
2.Процессуальный (ар-ное соор-е состоит из произво-ных и бытовых процессов)
3.Средовой (ар-ное соор-е элимент природной или искуственной среды).
4.Культурно исторический (ар-ное соор-е как часть культурного наследия)
5.Эстетический класс (ар-ное соор-е как худ. произведение)
21. Развитие позиций «нового» Причины кризиса форм модема в конце ХХ века.
Этапы становления новой ар-ры с к 19в.
1. 2пол. 19 в.-период «эклиптики» Новизна-желание смешивать стили. Э.-ар-ра выбора
· Укрепление капиталистического строя обуславливает быстрый рост городов
· Широко применяются металлические и стеклянные конструкции
· Новый заказчик – буржуазия требует декораций имитирующих формы прошедших эпох
2.н. 20 в. –стиль «модерн»
· «антиисторизм»-отвергает старые при-пы
· новые кострукции
3.н. 20 в. «Авангард»-стиль «модернизм»
4.2пол. 20 в. –«Функционализм».-эпоха технополизма(главное технологии) отличие рациональной ар-ры отисторической:
-естественные материалы(дерево, кирпич) заменили на сталь, ж/б, алюминий. пластик
-массивные конструкции вытеснены структурами
-появлений больших плоскостей остекления
-простота и ясность ортогональной геометрии (структура истроического-не хаос, а особой вид порядка.
5. 70-е гг. 20 в.-кризис «модернизма». Возврат к историческим традициям., причины кризиса:
· семиотическая катастрофа-создание нового языка не понятного простому человеку.
· противопоставление новых форм, как более совершенных, историческим (историчность сознания человека-неотъемлемая часть культуры мира).
историзм в ар-ре–это тенденция, которая проходит сквозь все периоды развития ар-ры, начиная с возрождения.
6.Современный этап-2 пути архи-ого язка:
· -хайтек ар-ра –ар-ра высоких технологий. основанная на новизне
· -постмодерновое нап-е -«историзм», «ретроспектива», «эклиптика».