Методические рекомендации для студента
По учебной дисциплине "Уголовное права. Часть Общая" для бакалавров 2 курса (3 и 4 семестры) юридического факультета проводятся лекционные, семинарские и практические занятия. Указанные виды учебных занятий охватывают проблемы по всем темам, предусмотренным данным спецкурсом. По своей методике они позволяют преподавателю и студентам более гибко, с учетом максимальных возможностей, использовать учебное время для закрепления теоретических знаний и приобретения элементарных умений и навыков работы с уголовным законом, анализа конкретных ситуаций и толкования уголовно-правовой нормы.
На семинарских занятиях детально изучаются основные проблемные вопросы курса, а на практических занятиях решаются задачи, составленные на основании материалов конкретных уголовных дел, позволяющие выработать у студентов приемы и навыки работы с текущим законодательством и материалами судебной практики, Постановлениями Пленумов Верховного Суда Российской Федерации при разрешении различных уголовно-правовых ситуаций. До семинарского и практического занятий студентам необходимо ознакомиться с основной литературой, рекомендуемой по каждой теме, и дополнительными источниками.
Оценка уровня и качества овладения теоретическими знаниями и практическими навыками работы в процессе семинарских и практических занятий осуществляется по пятибалльной системе, регистрируется в соответствующем журнале и учитывается при итоговом контроле. Задания для практических занятий и самостоятельной подготовки обучающихся выполняются в рукописной форме в тетради-практикуме, которая представляется для итогового контроля.
Одной из форм индивидуальной подготовки студентов является подготовка и защита докладов и рефератов. Тема доклада избирается студентом по согласованию с преподавателем по одному из наиболее актуальных вопросов семинарского занятия и обсуждается в процессе проведения занятия. После проведения занятия доклад (вместе с его электронным вариантом презентации) представляется преподавателю в письменном виде, оформленным в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным исследованиям. Наиболее интересные доклады могут быть рекомендованы кафедрой к опубликованию в научных изданиях университета.
В случае если студент по тем или иным причинам пропустил семинарское или практическое занятия либо был неудовлетворительно аттестован на них, по каждой теме он не позже чем за месяц до окончания теоретического обучения в семестре подготавливает и сдаёт на кафедру реферат. Качество выполнения рефератов предварительно оценивается по пятибалльной системе, а окончательная оценка выставляется с учетом результатов публичной защиты рефератов в рамках академических групп. Защита рефератов проводится в форме научной дискуссии.
Студенты, которые своевременно не представили на кафедру реферат, не устранили в полном объеме замечания рецензента или получили по результатам защиты реферата неудовлетворительную оценку, а также не выполнили задания по индивидуальной или самостоятельной подготовке к экзаменам не допускаются.
В целях углубленного изучения материала рекомендуется предварительно изучить конспект лекций по изучаемой теме, а затем не менее двух учебников или иной основной литературы, названной к каждой теме. По возможности целесообразно ознакомиться с соответствующим материалом в других учебниках по курсу последних лет изданий. В этой связи следует обратить внимание на охват всех вопросов итогового контроля знаний и рабочей программы в пределах изучаемой темы.
Как показывает опыт, оправдывает себя практика конспектирования материала, который не был охвачен лекцией, по вопросам как семинарского занятия (заданиям для самостоятельной подготовки), так и итогового контроля знаний. Это окажет помощь (значительно сократит время) при подготовке к зачету или экзамену, защите реферата, курсовой или выпускной (магистерской) работы. Высокой профессиональной подготовки студенты могут добиться лишь тогда, когда они ознакомятся с проблемными вопросами уголовно-правовой теории и практики. Этому способствует изучение дополнительной литературы. Она должна использоваться студентами, прежде всего при подготовке к семинарским и практическим занятиям, выполнении заданий в процессе самостоятельной подготовки. Указанных литературных источников, как правило, бывает достаточно для написания реферата. Они могут быть использованы в качестве основных источников и при написании доклада или выпускной (магистерской) работы.
После изучения учебной программы курса, рекомендуемой основной и дополнительной литературы и написания краткого конспекта этого материала по вопросам итогового контроля знаний в пределах темы занятия целесообразно при подготовке к семинарскому занятию подготовить электронный вариант презентации выступления. В нём целесообразно подготовить схему (план) ответа на каждый из вопросов занятия с отражением узловых моментов (дефиниций, классификаций и пр.). Использование цветовых возможностей выделения ключевых слов, основной мысли, соподчиненное подчеркивание либо схематичное или табличное изложение сути поможет последовательно, логически обоснованно и правильно ответить на основные и дополнительные вопросы. Следует избегать зачитывания со схемы (плана, краткого конспекта ответа и др.) дефиниций, классификаций или других аналогичных теоретических положений, которые целесообразно кратко и ёмко излагать по памяти, обращая внимание аудитории на экран.
Результаты выполнения заданий на практических занятиях или самостоятельной подготовки должны отражаться (приобщаться к ней) в специальной тетради-практикуме, предоставляемой вместе с конспектами лекций на итоговый контроль для оценки качества работы студентов в аудиторное и внеаудиторное время. В тетради-практикуме должны аккуратно излагаться результаты выполнения заданий в виде конспекта самостоятельно изученных вопросов, схем, таблиц и т.п. При этом необходимо указать к какому именно занятию (N, п/п занятия и сущность задания согласно настоящим методическим указанием) выполнено задание. К этим материалам магистрант прилагает электронные варианты своих выступлений.