III. Открытие детьми нового знания.

Итак, 1-я группа, в каких глаголах выражены чувства Знаков Препинания? (заплакал, завизжала.)

По ходу ответов на доску вывешиваются слова-глаголы.

– А почему заплакал Восклицательный знак, тот, который всегда восклицал и радовался?

– Объясните поведение Запятой, она завизжала.

– А что чувствовал в этот момент кот? (умолял, завопил.)

– Почему? (Акцент на преданность кота.)

– Послушаем 3-ю группу. В каких словах выражено внутреннее состояние Вити? (обрадовался, обомлел.)

– Почему он обрадовался? (надеялся на подсказку.)

– А почему потом обомлел?

– Как вы понимаете значение слова «обомлел»?

Работа по толковому словарю С. Ожегова.

обомлеть – оцепенеть, ослабеть от неожиданности.

– У нас получился фонтан эмоций наших героев?

– А мог ли Витя выйти из этой ситуации в состоянии оцепенения?

– Что нужно было сделать? (успокоиться, взять себя в руки.)

– Найдите в следующем абзаце со слов «Я боялся смерти...» до «...но я, понимаете, немножечко сдрейфил...» строчки, которые помогли выйти из этой ситуации Перестукину.

– Какой урок он получил для себя? (Должен презирать опасность, а не бояться ее.)

– Как мы назовем такой урок? (урок жизни.)

Вывешивается на доску.

IV. Первичное закрепление.

– Чем закончилась эта часть?

Чтение последнего абзаца 11-й части.

– А вы знаете, что случилось дальше? Откуда?

– Прочитайте самое первое предложение. (– Ура! Победа! Ах! Хорошо! Чудесно! – радостно прыгал Восклицательный знак, а вместе с ним и Кузя.)

– Посмотрите, как изменилось настроение у Восклицательного знака.

– А Запятая изменилась?

Предположения детей.

Чтение с комментариями:

Чтение 2-го абзаца до слов «Я твердо обещал...».

– Какой еще урок скрыт в словах Запятой?

Дети зачитывают, вывешивается на доску: «Когда ты даешь своей голове работу, всегда добиваешься цели».

Чтение 3-го абзаца.

– Какое обещание дал Запятой Виктор Перестукин? Выполнит он его, по-вашему? Почему?

Чтение 4–6-го абзацев со слов «До свидания, Витя!...» до слов «...спрашивал Вопросительный».

– На что надеялись братья-знаки? (Витя их больше не перепутает.)

Чтение 7-го абзаца до слов «...скрылся за холмом.»

– Простили ли Витю жители волшебного замка? Что служит тому доказательством? (Они долго махали Вите и Кузе на прощание.)

Чтение до слов «Да, это вышло...»

– Чему особенно радовался Витя, продолжая путешествие? Почему?

– Что может произойти дальше? Откуда мы можем это узнать? (Прочитать всю книгу или до конца эту главу.)

V. Самостоятельная работа с самопроверкой.

– Мы увидели, как Витя поступал в очень ответственные моменты своей жизни. А сейчас я хочу посмотреть, как вы, используя свой жизненный опыт, выйдете из сложной ситуации и выполните мое задание.

Из слов, лежащих у вас на парте (завтра, поучусь, сегодня, а, погуляю), составьте предложение.

– Что у вас получилось? (Завтра поучусь, а сегодня погуляю. Завтра погуляю, а сегодня поучусь.)

Вопросы:

1. Как вы думаете, какую фразу наиболее часто произносил наш знакомый Виктор Перестукин?

2. Этим жизненным правилом пользовался Виктор Перестукин, когда мы с ним впервые познакомились? (а каким?)

3. Подходит эта фраза к Вите Перестукину? (а к ребятам нашего класса?)

Посмотрите, мы составили еще один урок жизни. (Завтра погуляю, а сегодня поучусь.)

VI. Повторение пройденного.

– Сегодня мы с вами переживали вместе с героями сказочной повести, посмотрите на галерею их портретов. Что вы заметили?

Появился новый персонаж.

– А как вы думаете, кто это может быть? (Это старуха Засуха.)

– Значит, наша галерея еще не закончена, мы с вами можем ее продолжить.

– А что для этого надо сделать?

– Вам обязательно нужно прочитать всю книгу Лии Гераскиной «В Стране невыученных уроков».

Показать книгу.

VII. Итог урока.

– Интересно ли вам было читать повесть?

– Почему книга пользуется на протяжении стольких лет необычайной популярностью, почему ее читают и перечитывают много раз с большим удовольствием?

– В Стране невыученных уроков Виктор Перестукин получает уроки жизни, и мы с вами уже узнали некоторые из них. Я вам предлагаю дома дочитать до конца отрывок из повести и найти еще один жизненный урок.

Приложения

Приложение 1

Запятая хлопнула в ладошки, и на стене появились огромные часы. Стрелки показывали без пяти минут двенадцать.

– Пять минут на размышление, – скрипела старуха. – Ровно в двенадцать запятая должна стоять на месте. В двенадцать часов и одну минуту будет уже поздно.

Она сунула мне в руку большой карандаш и сказала:

– Раз!

Часы тут же принялись громко отстукивать и отсчитывать время: «Тик-так, тик-так, тик-так». Вот протикают несколько раз, и минутка долой. А их всего пять.

– Вопросы будут? – дрожащим голосом спросил Вопросительный.

– Будут, – обрадовался я. – Куда мне поставить запятую?

– Увы! Решай сам! – заплакал Восклицательный.

Кузя подбежал к нему и стал ласкаться.

– Подскажи, подскажи моему хозяину, где надо поставить эту проклятую запятую, – умолял Кузя, – подскажи, просят же тебя, как человека.

– Подсказать? – завизжала Запятая. – Ни в коем случае! У нас подсказка строго воспрещена!

А часы тикали. Я взглянул на них и обомлел: они уже успели отстучать три минуты.

– Зови Географию! – завопил Кузя. – Разве ты не боишься смерти?

Я боялся смерти. Но... а как же тогда быть с закаливанием воли? я же должен презирать опасность, а не бояться ее. А если я сейчас струшу, где я потом достану себе опасность? Нет, это мне никак не подходит. Звать никого нельзя. Что я, в самом деле, скажу Географии? Здравствуйте, уважаемая География! Извините за беспокойство, но я, понимаете, немножко сдрейфил...

А часы тикали.

– Торопись, мальчик! – закричал Восклицательный. – Ах! Ох! Увы!

– Знаешь ли ты, что осталось всего две минуты? – тревожно спросил Вопросительный.

Кузя заурчал и вцепился когтями в подол Запятой.

– Ты желаешь мальчику смерти, – злобно шипел кот.

– Он ее заслужил, – сказала старуха, отдирая кота.

– Что же мне делать? – нечаянно вслух спросил я.

– Рассуждать! Рассуждать! Ах! Увы! Рассуждать! – выкрикивал Восклицательный. Слезы лились из его печальных глазок.

Хорошенькое дело – рассуждать, когда... Но все же я решил по-пробовать.

– Казнить нельзя помиловать... Если я поставлю запятую после слова «казнить», то будет так: «Казнить, нельзя помиловать». Значит, получится – нельзя помиловать? Нельзя!

– Увы! Ох! Несчастье! нельзя помиловать! – зарыдал Восклицательный. – Казнить! Увы! Ох! ах!

– Казнить? – спросил Кузя. – Нам это не подходит.

– Мальчик, разве ты не видишь, что осталась всего одна минута? – сквозь слезы спрашивал Вопросительный.

Одна последняя минута... А что будет потом? Я зажмурил глаза и стал быстро-быстро рассуждать.

– А если поставить запятую после слов «казнить нельзя»? Тогда получится: «Казнить нельзя, помиловать». Решено. Ставлю.

Я подошел к столу и нарисовал большую запятую в приговоре после слова «нельзя». В ту же самую минуту часы пробили двенадцать раз.

Приложение 2

Часы тут же принялись громко отстукивать и отсчитывать время: «Тик-так, тик-так, тик-так». Вот протикают несколько раз, и минутка долой. А их всего пять.

– Вопросы будут? – дрожащим голосом спросил Вопросительный.

– Будут, – обрадовался я. – Куда мне поставить запятую?

– Увы! Решай сам! – заплакал Восклицательный.

Кузя подбежал к нему и стал ласкаться.

– Подскажи, подскажи моему хозяину, где надо поставить эту проклятую запятую, – умолял Кузя, – подскажи, просят же тебя, как человека.

– Подсказать? – завизжала Запятая. – Ни в коем случае! У нас подсказка строго воспрещена!

А часы тикали. Я взглянул на них и обомлел: они уже успели отстучать три минуты.

– Зови Географию! – завопил Кузя. – Разве ты не боишься смерти?

В мастерской п. п. бажова

Цели: развивать самостоятельность мышления, умение отстаивать свою точку зрения, совершенствовать коммуникативные навыки.

Форма урока: игра «Умники и умницы».

Оборудование: портрет писателя; три флажка (красный, желтый, зеленый); три «дорожки» (расчерченные по 12 клеток полосы бумаги); три ордена (красный, желтый, зеленый); таблица «Ареопаг – совет знати»; три толковых словаря (Швецова, Ожегов); карточки с названиями произведений Бажова; портреты писателей.

Наши рекомендации