Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 5 страница
ГЛАВА 27
{1}Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; {2}и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату[222], правителю. {3}Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, {4}говоря: согрешил я, предав Кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. {5}И бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился. {6}Первосвященники, взяв сребренники, сказали: не позволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. {7}Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; {8}посему и называется земля та «землею крови» до сего дня. {9}Тогда сбылось реченное чрез пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, {10}и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь. {11}Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь. {12}И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. {13}Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? {14}И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился. {15}На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. {16}Был тогда у них известный узник, называемый Варавва. {17}Итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтоб я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? {18}Ибо знал, что предали Его из зависти. {19}Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него. {20}Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. {21}Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтоб я отпустил вам? Они сказали: Варавву. {22}Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят! {23}Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят! {24}Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки пред народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. {25}И отвечая весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. {26}Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие. {27}Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию[223], собрали на Него весь полк {28}и, раздев Его, надели на Него багряницу; {29}и, сплетя венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! {30}И плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. {31}И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. {32}Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его. {33}И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: «лобное место», {34}дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить. {35}Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; {36}и, сидя, стерегли Его там. {37}И поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. {38}Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую. {39}Проходящие же злословили Его, кивая головами своими {40}и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. {41}Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: {42}других спасал, а Себя Самого не может спасти! если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; {43}уповал на Бога: пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын. {44}Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его. {45}От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого. {46}А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или́, Или́! лама́ савахфани́? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? {47}Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. {48}И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить. {49}А другие говорили: постой; посмотрим, придет ли Илия спасти Его. {50}Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. {51}И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху до низу; и земля потряслась; и камни расселись; {52}и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, {53}и, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. {54}Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий. {55}Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; {56}между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова в Иосии, и мать сыновей Зеведеевых. {57}Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; {58}он, пришел к Пилату, просил Тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать Тело. {59}И взяв Тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею[224] {60}и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. {61}Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба. {62}На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату {63}и говорили: господин! мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; {64}итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтоб ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. {65}Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. {66}Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.
ГЛАВА 28
{1}По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. {2}И вот, сделалось великое землетрясение: ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; {3}ид его был как молния, и одежда его бела как снег. {4}Устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые, {5}Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; {6}Его нет здесь: Он воскрес, как сказал; подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, {7}и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее: там Его увидите; вот, я сказал вам. {8}И выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. {9}Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. {10}Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня. {11}Когда же они шли, то некоторые из стражи, вошедши в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. {12}И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам {13}и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; {14}и если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его и вас от неприятности избавим. {15}Они, взяв деньги, поступили, как научены были. И пронеслось слово сие между Иудеями до сего дня. {16}Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, {17}и, увидев Его, поклонились Ему; а иные усумнились. {18}И, приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле: {19}Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, {20}уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
ПОСЛАНИЕ К РИМЛЯНАМ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА[225]
ГЛАВА 5
{1}Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, {2}через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. {3}И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, {4}от терпения опытность, от опытности надежд, {5}а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. {6}Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. {7}Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. {8}Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. {9}Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. {10}Ибо, если, будучи врагами, мы примирялись с Богом смертию Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнию Его; {11}и не довольно сего, но и хвалимся Богом через Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение. {12}Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. {13}Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона. {14}Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего. {15}Но дар благодати не как преступление. Ибо, если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих. {16}И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление к осуждению, а дар благодати к оправданию от многих преступлений. {17}Ибо, если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. {18}Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. {19}Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие. {20}Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, {21}дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим.
ГЛАВА 6
{1}Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак. {2}Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? {3}Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? {4}Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. {5}Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены в подобием воскресения, {6}зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; {7}ибо умерший освободился от греха. {8}Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, {9}зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. {10}Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха, а что живет, то живет для Бога. {11}Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. {12}Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; {13}и не предавайте членов ваших греху в орудие неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в оружия праведности. {14}Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатию. {15}Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатию? Никак. {16}Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности? {17}Благодарение Богу, что вы, бывши прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. {18}Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. {19}Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. {20}Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. {21}Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть. {22}Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная. {23}Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
ГЛАВА 7
{1}Разве вы не знаете, братия, – ибо говорю знающим закон, – что закон имеет власть над человеком, пока он жив? {2}Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. {3}Посему, если при живом уже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона и не будет прелюбодейцею, вышедши за другого мужа. {4}Так и вы, братия мои, умерли для закона Телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу. {5}Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти; {6}но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве. {7}Что же скажем? неужели от закона грех? Никак; но я не иначе узнал грех, как посредством закона, ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай. {8}Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание; ибо без закона грех мертв. {9}Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, {10}а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти, {11}потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею. {12}Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра. {13}Итак неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди. {14}Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотен, продан греху. {15}Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. {16}Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр. {17}А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. {18}Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. {19}Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. {20}Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. {21}Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. {22}Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; {23}но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. {24}Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? {25}Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.
ГЛАВА 8
{1}Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, {2}потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. {3}Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, {4}чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу. {5}Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. {6}Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир, {7}потому что плотские помышления суть вражда против Бога: ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. {8}Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. {9}Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. {10}А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. {11}Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. {12}Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; {13}ибо, если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. {14}Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии; {15}потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва[226], Отче!» {16}Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. {17}А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. {18}Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. {19}Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, {20}потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, {21}что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. {22}Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; {23}и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. {24}Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо, если кто видит, то чего ему и надеяться? {25}Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении. {26}Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. {27}Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией. {28}Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу; {29}ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями; {30}а кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. {31}Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? {32}Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? {33}Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. {34}Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. {35}Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: {36}за Тебя умерщвляют нас всякий день; считают нас за овец, обреченных на заклание. {37}Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. {38}Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, {39}Ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.