Раздел i. история русской культуры древности и средневековья
ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
ДРЕВНОСТИ, СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ
(VI-XVIII ВЕКА)
Самара
ФЕДРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ
ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
ДРЕВНОСТИ, СРЕДНЕВЕКОВЬЯ,
НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ
(VI-XVIII ВЕКА)
Методические указания для студентов направления подготовки
Документоведение и архивоведение
Самара
Издательство «Самарский университет»
Печатается по решению Редакционно-издательского совета
Самарского государственного университета
Составители:доктор исторических наук, проф. Л.М. Артамонова,
доктор исторических наук, проф. Ю.Н. Смирнов
Рецензенткандидат исторических наук, доц. Т.И. Ведерникова
История русской культуры древности, средневековья, начала нового времени (VI-XVIII века): методические указания для студентовнаправления подготовки Документоведение и архивоведение / сост. Л.М. Артамонова, Ю.Н. Смирнов. - Самара: Издательство «Самарский университет», 2012. - 44 с.
© Артамонова Л.М., Смирнов Ю.Н., составление, 2012
© Самарский государственный университет, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение к программе и методическим указаниям…………….……........3
Программа курса…………………………………………………….……....4
Сокращения названий основных музейных собраний, упоминаемых в списке памятников русской культуры .………………………………….……..........10
Памятники русской культуры.........................................…………………...11
Задания к семинарским занятиям...............................................…………...31
Вопросы к экзамену по истории русской культуры ................…………...36
Рекомендуемая литература...……………………………………………….38
Ключевые слова и словосочетания................................................................43
ВВЕДЕНИЕ К ПРОГРАММЕ И МЕТОДИЧЕСКИМ УКАЗАНИЯМ
Выделение истории культуры в отдельную дисциплину позволяет более цельно подойти к этой важнейшей стороне жизни общества, которая несколько терялась в общем ряду с другими проблемами отечественной истории. Становится возможным ближе познакомиться с конкретными памятниками русской культуры, научить студента узнавать знакомые и понимать неизвестные ему творения национальной материальной и духовной культуры, исходя из хронологических, стилистических, жанровых и других признаков.
Курс истории русской культуры рассчитан на освоение как теоретического, так и конкретного материала. Этими задачами определена структура данной программы. Она включает, во-первых, перечень основных разделов и вопросов, выделенных по хронологическому и тематическому признакам. Во-вторых, в ней содержится список тех памятников русской культуры, знакомство с которыми является обязательным. В-третьих, программу дополняют перечень семинаров и экзаменационных вопросов, указатель рекомендуемой литературы.
Изучение истории культуры предусматривает большую самостоятельную работу студентов с литературой по данному курсу. На это нацеливает большой объем изучаемого материала, с одной стороны, и отсутствие полноценных учебников, соответствующих данной программе, с другой стороны. Как общий список рекомендуемой литературы, так и указатели публикаций произведений литературы, драматургии, фольклора не являются закрытыми. Студенты могут использовать не указанные здесь издания, если они содержат материалы и сведения по изучаемым темам, эпохам, памятникам.
Перечень произведений изобразительного искусства дополнен указанием на основные музейные собрания, где хранятся данные произведения. Это поможет найти изображение и описание памятников искусства в альбомах и каталогах указанных музеев. Архитектурные памятники даны под принятыми в литературе названиями с указанием их местонахождения, что также ориентирует не только на специальные работы по истории зодчества, но и на путеводители, спутники, альбомы по отдельным городам. В программе приведены наиболее известные и имеющие большой тираж грамзаписи русской музыки.
Основным критерием оценки знания памятников культуры будет умение узнать по слайдам, фотографиям, репродукциям, фонозаписям произведения архитектуры, изобразительного искусства, музыки, передать содержание литературных и фольклорных произведений, указать главные временные, жанровые, стилистические, авторские признаки всех этих памятников. Ответы на теоретические вопросы должны представлять собой связный рассказ по тому или иному хронологическому и тематическому разделу программы. Упоминание памятников культуры, которые относятся к указанным разделам, является обязательным. При этом четко следует представлять исторические условия возникновения, существования явлений и памятников культуры с учетом знаний, полученных как в ходе занятий по истории культуры, так и при изучении общего курса отечественной истории.
ПРОГРАММА КУРСА
Введение
Понятие культуры. Материальная и духовная культура. Многообразие видов искусства и творчества. Предмет и задачи курса истории отечественной культуры. Его связь с историческими и другими дисциплинами. Историография и периодизация русской культуры.
Источники по истории отечественной культуры. Значение культурного наследия и задачи его сохранения. Крупнейшие хранилища памятников отечественной культуры. Города-музеи, историко-архитектурные и этнографические музеи-заповедники, исторические, краеведческие, мемориальные и художественные музеи, архивы и библиотеки.
РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
(ДО КОНЦА XVII ВЕКА)