Раздел i. история русской культуры древности и средневековья

ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

ДРЕВНОСТИ, СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ

(VI-XVIII ВЕКА)

Самара

ФЕДРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ

ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

ДРЕВНОСТИ, СРЕДНЕВЕКОВЬЯ,

НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ

(VI-XVIII ВЕКА)

Методические указания для студентов направления подготовки

Документоведение и архивоведение

Самара

Издательство «Самарский университет»

Печатается по решению Редакционно-издательского совета

Самарского государственного университета

Составители:доктор исторических наук, проф. Л.М. Артамонова,

доктор исторических наук, проф. Ю.Н. Смирнов

Рецензенткандидат исторических наук, доц. Т.И. Ведерникова

История русской культуры древности, средневековья, начала нового времени (VI-XVIII века): методические указания для студентовнаправления подготовки Документоведение и архивоведение / сост. Л.М. Артамонова, Ю.Н. Смирнов. - Самара: Издательство «Самарский университет», 2012. - 44 с.

© Артамонова Л.М., Смирнов Ю.Н., составление, 2012

© Самарский государственный университет, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение к программе и методическим указаниям…………….……........3

Программа курса…………………………………………………….……....4

Сокращения названий основных музейных собраний, упоминаемых в списке памятников русской культуры .………………………………….……..........10

Памятники русской культуры.........................................…………………...11

Задания к семинарским занятиям...............................................…………...31

Вопросы к экзамену по истории русской культуры ................…………...36

Рекомендуемая литература...……………………………………………….38

Ключевые слова и словосочетания................................................................43

ВВЕДЕНИЕ К ПРОГРАММЕ И МЕТОДИЧЕСКИМ УКАЗАНИЯМ

Выделение истории культуры в отдельную дисциплину позволяет более цельно подойти к этой важнейшей стороне жизни об­щества, которая несколько терялась в общем ряду с другими пробле­мами отечественной истории. Становится возможным ближе познакомиться с конкретными памятниками русской культуры, научить студента узнавать знакомые и понимать неизвестные ему творения национальной материальной и духовной культуры, исходя из хронологических, стилистических, жанровых и других признаков.

Курс истории русской культуры рассчитан на освоение как теоретического, так и конкретного материала. Этими задачами определена структура данной программы. Она вклю­чает, во-первых, перечень основных разделов и вопросов, выделен­ных по хронологическому и тематическому признакам. Во-вторых, в ней содержится список тех памятников русской культуры, знакомство с которыми является обязательным. В-третьих, прог­рамму дополняют перечень семинаров и экзаме­национных вопросов, указатель рекомендуемой литературы.

Изучение истории культуры предусматривает большую самостоя­тельную работу студентов с литературой по данному курсу. На это нацеливает большой объем изучаемого материала, с одной стороны, и отсутствие полноценных учебников, соответствующих данной програм­ме, с другой стороны. Как общий список рекомендуемой литературы, так и указатели публикаций произведений литературы, драматургии, фольклора не яв­ляются закрытыми. Студенты могут использовать не указанные здесь издания, если они содержат материалы и сведения по изучаемым темам, эпохам, памятникам.

Перечень произведений изобразительного искусства до­полнен указанием на основные музейные собрания, где хранятся дан­ные произведения. Это поможет найти изображение и описание памят­ников искусства в альбомах и каталогах указанных музеев. Архитек­турные памятники даны под принятыми в литературе названиями с указанием их местонахождения, что также ориентирует не только на специальные работы по истории зодчества, но и на путеводители, спутники, альбомы по отдельным городам. В программе приведены на­иболее известные и имеющие большой тираж грамзаписи русской музы­ки.

Основным критерием оценки знания памятников культуры будет умение узнать по слайдам, фотографиям, репродукциям, фонозаписям произведения архитектуры, изобразительного искусства, музыки, пе­редать содержание литературных и фольклорных произведений, ука­зать главные временные, жанровые, стилистические, авторские приз­наки всех этих памятников. Ответы на теоретические вопросы должны представлять собой связный рассказ по тому или иному хронологическому и тематическо­му разделу программы. Упоминание памятников культуры, которые от­носятся к указанным разделам, является обязательным. При этом четко следует представлять исторические условия возникновения, существования явлений и памятников культуры с учетом знаний, по­лученных как в ходе занятий по истории культуры, так и при изуче­нии общего курса отечественной истории.

ПРОГРАММА КУРСА

Введение

Понятие культуры. Материальная и духовная культура. Многооб­разие видов искусства и творчества. Предмет и задачи курса исто­рии отечественной культуры. Его связь с историческими и другими дисциплинами. Историография и периодизация русской культуры.

Источники по истории отечественной культуры. Значение куль­турного наследия и задачи его сохранения. Крупнейшие хранилища памятников отечественной культуры. Города-музеи, историко-архи­тектурные и этнографические музеи-заповедники, исторические, кра­еведческие, мемориальные и художественные музеи, архивы и библио­теки.

РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

(ДО КОНЦА XVII ВЕКА)

Наши рекомендации