В результате изучения музыки ученик должен
Пояснительная записка
Изучение учебного предмета «Музыка» в 7 классе направлено на закрепление опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных ранее в школе в процессе занятий музыкой. Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
-Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
· 3-е издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2007год; Авторская программа В.М. Самигулиной.
-утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 14.12.2006 №321 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
-требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка». (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2007 год). При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации. В связи с отсутствием учебников будет частично привлекаться учебно-методические комплекты других авторов (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 6 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка» 6 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Целью уроков музыки в 7 классе является освоение умения ориентироваться в разных музыкальных явлениях, событиях и жанрах, давать оценку звучащей музыки. Содержание раскрывается в учебных темах по четвертям.
Тема первой четверти: «Музыкальный образ».
Тема второй четверти: «Музыкальная драматургия».
Тема третьей четверти: «Что значит современность в музыке»
Тема четвертой четверти: «Взаимопроникновение «лёгкой» и «серьёзной» и музыки»
Важной линией реализации темы «Музыкальный образ» является выяснение специфики образной стороны разных музыкальных произведений, их многообразие в различных музыкальных жанрах. Тема первой четверти раскрывается по двум направлениям:
- виды музыкального образа;
-средства музыкальной выразительности, способствующие раскрытию образной стороны музыкального произведения.
Реализация темы «Музыкальный образ» строится на выявлении многообразия музыкальных образов и способов их развития.
Тема второй четверти: «Музыкальная драматургия» развивается по двум направлениям:
- принципы построения музыкальной драматургии;
- многообразие форм и жанров, раскрывающих данные принципы.
Реализация темы «Музыкальная драматургия» строится на выявлении взаимосвязей между музыкальными образами и на этой основе раскрытии содержательной линии музыкального произведения.
Темы второго полугодия «Что значит современность в музыке»и «Музыка «серьёзная» и музыка «лёгкая» Важной линией реализации тематических блоков является постижение жанровых и стилистических особенностей музыкального языка, трактовка стиля как отражения мироощущения композитора, исполнителя, слушателя
Данная рабочая программа рассчитана на 35 часа.
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.). Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений).и др.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита творческих проектов.
Тематическое планирование по предмету «Музыка» 7класс (35 часа).
№ | Содержание | Кол-во часов | |
1 четверть Тема «Музыкальный образ». | 9 часов | ||
1. | Музыкальный образ. Песенно-хоровой образ России | 1 час | |
2. | Образ покоя и тишины | 1 час | |
3. | Образы воспоминаний о подвигах советских людей в годы Великой Отечественной войны | 1 час | |
4. | Образы войны и мира | 1 час | |
5. | Образы войны и мира | 1 час | |
6. | Драматический образ | 1час | |
7. | Лирический образ | 1 час | |
8. | .Образ страдания | 1 час | |
9. | Образ борьбы и победы | 1 час | |
2 четверть «Музыкальная драматургия» | 7часов | ||
10. | Музыкальная драматургия. Развитие музыкального образа | 1 час | |
11. | Жизнь музыкальных образов в одном произведении | 1час | |
Жизнь музыкальных образов | 1 час | ||
Жизнь музыкальных образов в одном произведении | 1 час | ||
14. | Противоборство музыкальных образов в одном произведении | 1 час | |
Противоборство музыкальных образов в одном произведении | 1 час | ||
. Обобщение темы полугодия «Музыкальный образ» | 1 час | ||
3 четверть Тема «Что значит современность в музыке?». | 10 часов | ||
17. | Введение. История развития музыкального искусств | 1 час | |
18-20 | Музыкальные стили: средневековье, барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм, модерн, авангард. | 2часа | |
Введение. Понятия – «лёгкая» и «серьёзная» музыка. | 1 час | ||
22. | Эстрадный жанр. | 1 час | |
6. | . Танцевальная музыка. | 1 час | |
7. | Джаз. | 1 час | |
8. | Жанр – оперетта. | 1час | |
9. | Жанр -мюзикл | 1час | |
10. | Музыкальная викторина по теме «Музыкальные жанры». | 1час | |
4 четверть. Тема «Взаимопроникновение «лёгкой» и «серьёзной» музыки». | 9 часов | ||
1. | Взаимопроникновение музыкальных жанров | 1час | |
2. | Отражение вечных, общечеловеческих ценностей в музыке«Великие наши «современники». | 1час | |
3-4 | Западноевропейская классика XIX века.Автобиографическая соната Л. Бетховена | 2 часа | |
Русская классика XIX века. Симфонии П.И. Чайковского | 1час | ||
6. | Русская классика XX века.Урок-монография по творчеству М.П. Мусоргского | 1час | |
7. | Обобщение темы «Великие наши «современники». Творческая работа: кроссворд «Музыкальные жанры». | 1час | |
8. | Связь времен в музыке | 1час | |
9. | Обобщение темы «Великие наши «современники». Творческая работа:кроссворд | ||
В результате изучения музыки ученик должен
Знать/понимать
· -специфику музыки как вида искусства;
· -значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
· -возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
· -основные жанры народной и профессиональной музыки;
· -многообразие музыкальных образов и способов их развития;
· -основные формы музыки;
· -характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
· -виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
· -имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;
Уметь
эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
-узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
-выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения): несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
-исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
-выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
-распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
-выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
-различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
-устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;