VII. Подведение итогов урока.
— Чем занимались на уроке?
Домашнее задание
Выполнить задание 9 на с. 80.
Урок 31. Знакомство с названием раздела
Цели: познакомить учащихся с новым разделом; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.
Оборудование: выставка книг по теме раздела; карточки (текст речевой разминки, задания), магнитная азбука.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение И. Сурикова, выделяя голосом последнее слово в каждой строчке.
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
- Прочитайте стихи, выделяя голосом существительные.
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
- Какое чтение вам понравилось больше? Почему?
- Проверим, как вы подготовили выразительное чтение наиболее понравившегося вам стихотворения. (Чтение стихов учащимися.)
III. Введение в тему
- Рассмотрите выставку книг. Как бы вы назвали ее? (Предположения детей.)
- Определите тему и цели урока.
IV. Работа по теме урока
- Расшифруйте, что здесь написано. ИКЕЛЕВИ ИКСРСУЕ ТАИПИЛЕС (Великие русские писатели.)
- Как вы считаете, кого мы можем назвать великим писателем? Сегодня мы начинаем изучать новый раздел учебника. Он так и называется — «Великие русские писатели».
- Как вы думаете, какие произведения мы будем изучать в этом разделе? (Предположения детей.)
- Чему мы будем учиться?
- Проверим наши предположения. Откройте учебник на с. 81. Прочитайте, с чем мы познакомимся.
- Чему мы научимся?
- Чему мы будем учиться?
- Проверим, внимательны ли вы были. Скажите: с произведениями каких авторов мы познакомимся? (А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, И.А. Крылова.)
- Расскажите, чему мы научимся. Как вы запомнили, чему мы будем учиться? (Дети дают ответы согласно тексту на с. 81 учебника.)
V. Физкультминутка
Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать.
Шесть — за парту тихо сесть.
VI. Продолжение работы по теме урока
Викторина
— Послушайте загадочную стихотворную историю, составленную из фрагментов литературных произведений известных авторов. Вспомните, кого испугались персонажи стихотворений.
Очень страшная история
— Мама! — крикнул китобой, —
Отскочив от пушки,
— Что же это?..Хвост трубой...
Ушки на макушке... (Кота. Б. Заходер «Кит и Кот».)
Волки от испуга
Скушали друг друга.
Бедный крокодил
Жабу проглотил
А слониха, вся дрожа,
Так и села на ежа. (Таракана. К. Чуковский «Тараканище».)
Кто на дерево забрался.
Кто укрылся за ларек.
Кто на крыше оказался,
Кто забился в водосток.
А на елке, как игрушки,
Разместились две старушки. (Тигра. Э. Успенский «Тигр вышел погулять».)
Они прижали ушки,
Повисли, как игрушки.
Десять маленьких зайчат
Висят на елке и молчат. (Волка. А. Барто «Дело было в январе».)
Кто, дрожа от страха, спрятался в чулане,
Кто в собачьей будке, кто на чердаке...
Папа схоронился в старом чемодане,
Дядя под диваном, тетя в сундуке. (Зверей. К. Чуковский «Крокодил».)
А кузнечик, а кузнечик,
Ну совсем как человечек,
Скок, скок, скок, скок!
За кусток, под мосток и молчок! (Паука. К. Чуковский «Муха-цокотуха».)
Он вбегает в трамвай,
Все кричат: — Ай-ай-ай! —
И бегом, кувырком, по домам, по углам:
— Помогите! Спасите! Помилуйте! (Крокодила. К. Чуковский «Крокодил».)
Милый, милый людоед,
Смилуйся над нами,
Мы дадим тебе конфет,
Чаю с сухарями! (Бармалея. К. Чуковский «Бармалей».)
И, схвативши свой мешок,
Хлещет вдоль и поперек.
Ярким пламенем сверкая,
Встрепенулася вся стая,
Кругом огненным свилась
И за тучи понеслась. (Иванушку-дурачка. П. Ершов «Конек-Горбунок».)
Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул чрез ограду.
А она за мною мчится
И кусает, как волчица. (Мочалку. К. Чуковский «Мойдодыр»)
Клюв у этой птицы острый, Встрепанные перья.
— Где же мама? Где же сестры?
Ну, пропал теперь я! (Воробья. А. Барто «Страшная птица».)
У Корнея Чуковского есть произведение «Путаница». Все вы его читали. А вам я предлагаю разобраться в другой путанице.
Пингвины — жители пустыни,
Ужата очень любят дыни,
Шоферы знают толк в малине,
Ребята ползают в трясине,
Верблюды плавают на льдине,
Медведи возят груз в машине.
Неспешно ходит черепаха,
Могучий еж не знает страха.
Колючий лев в траве таится,
За ним охотится лисица.
Нет ни склада тут, ни лада...
Переставьте все, как надо!
VII. Рефлексия
— Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.