Метафора “Восемнадцатый верблюд”.
Жил когда-то на Востоке человек, который разводил верблюдов. Всю жизнь он работал, а когда состарился, то позвал к себе сыновей и сказал: ”Дети мои! Я стал стар и немощен и скоро умру. После моей смерти разделите оставшихся верблюдов так, как я вам скажу. Ты, старший сын, работал больше всех - возьми себе половину верблюдов. Ты, средний сын, возьми себе третью часть. А ты, младший, возьми девятую часть”.
Прошло некоторое время, и старик умер. Тогда сыновья решили разделить наследство так, как велел им отец. Они выгнали стадо на большое поле, пересчитали и оказалось, что в стаде всего семнадцать верблюдов. И нельзя было разделить это число ни на 2, ни на 3, ни на 9. Что было делать - никто не знал. И стали сыновья спорить, и каждый предлагал свое решение. Но 17 по-прежнему не делилось ни на 2, ни на 3, ни на 9. И они уже устали спорить, но так и не пришли к общему решению. В это время мимо ехал путник на своем верблюде. Услышав крик и спор, он спросил: ”Что случилось?” И сыновья рассказали об их беде. Путник слез с верблюда, пустил его в стадо и сказал: “А теперь разделите верблюдов, как велел отец”. И так как верблюдов стало 18, то старший сын взял себе половину, то есть 9, средний - треть, то есть 6 верблюдов, а младший девятую часть, то есть двух верблюдов. И когда они разделили таким образом стадо, в поле остался еще один верблюд, потому что 9+6+2 равно 17. А путник сел на своего верблюда и поехал дальше.
Расчистка поля деятельности и мотивация на обучение.
Перед тем как непосредственно переходить к снятию индивидуальной стратегии орфографии каждого участника, важно узнать их ожидания от занятий. Здесь уместно использование вопросов “хорошо сформулированной цели”. Следующее упражнение Ричард Бэндлер называет “работой со школьными фобиями”. Одна из глубочайших проблем обучения состоит в том, что большинство детей уже испытали в школе неприятные переживания на некоторых уроках и успели сделать вывод, что к этим предметам у них нет способностей. Из-за этого определенный предмет или школа вообще становятся сигналом, который запускает неприятные воспоминания, заставляющие ребенка плохо себя чувствовать. Иногда это голос учителя (что-то вроде “Ты ничего не понимаешь!”), но чаще это внутренняя картинка, сопровождающаяся неприятными переживаниями. А вы, должно быть, замечали, что людям немногому удается научиться, когда они плохо себя чувствуют. Если реакция ребенка по-настоящему сильна, психологи даже определяют ее как “школьную фобию”.
Существует ряд техник, направленных на изменение плохого самочувствия в ответ на школьные ситуации. Самый простой способ снятия неприятного ощущения, связанного с обучением русскому языку, заключается в следующем. На доске слева запишите сложноподчиненное предложение, выделите орфограммы, составьте схему (надеемся, такая работа доставит вам удовольствие). По реакции детей вы почти безошибочно определите, у кого из них есть “фобия” на русский язык. Теперь предложите детям закрыть глаза и подумать о каком-то очень приятном испытанном переживании, например, об ожидании чудесного подарка на день рождения или предвкушении интересной поездки в каникулы (важно, чтобы ожидание действительно сбылось), о какой-то ситуации, в которой они чувствовали себя возбужденно и заинтересованно. Затем предложите открыть глаза, чтобы одну-две секунды посмотреть на запись на доске. Потом снова попросите закрыть глаза и вернуться к тому восхитительному опыту. Снова попросите посмотреть на доску на несколько секунд дольше и опять вернуться к приятному переживанию. Проделайте чередование еще несколько раз, пока эти два переживания не проинтегрируются прочно. Проверьте результат - предложите детям отвернуться и подумать о любом нейтральном переживании, а после этого пусть они посмотрят на доску и поделятся с вами своими чувствами. Удивительно, но это действительно работает! Эта техника называется по-другому “интеграцией якорей”.
Если вы хотите достичь успеха в обучении школьников, используйте известный принцип НЛП - всегда связывайте начало обучения с радостью и удовольствием. С приятными и неприятными переживаниями связаны и особенности памяти. Чтобы что-то вспомнить, надо вернуться в то состояние сознания, в котором была получена информация. Так работает память. Подумайте, если в начале урока ребенок был огорчен или обижен учителем, а затем получил новые сведения по предмету, то чтобы вспомнить впоследствии изученное, он должен вернуться в то состояние. И поскольку он не хочет чувствовать себя плохо, он вряд ли вспомнит. Возможно, именно этим объясняется “тотальная амнезия” у большинства людей на все 10 лет учебы.
Учитывая способность ребенка видеть внутренние образы, мотивируйте его на обучение. Предложите представить картинку, в которой он испытывает удовольствие от того, что его хвалят за грамотно и красиво написанную работу. Не обязательно за диктант или изложение - хотя бы за маленькое поздравление с праздником для близкого человека или короткий красочный плакат, который ему поручили написать. Пусть он рассмотрит выражение лица того себя на картинке, услышит чьи-то благодарные голоса, послушает свой внутренний диалог. Что чувствует тот ребенок? Уточните, действительно ли ему приятно видеть, как хвалят его в картинке. Пусть он “повернет ручку настройки” и сделает чувство максимально ярким и сильным. Спросите, хочется ли ему на самом деле побывать в такой ситуации. А теперь попросите ребенка “войти” в картинку и пережить это радостное состояние. Иногда ребенок упрямо твердит, что он никогда не сможет оказаться в подобной ситуации. В подобном случае уместно использование рамки “Как если бы это случилось”. Хороший эффект дает упражнение “Круг совершенства” - те, кто посетил курс НЛП-практик, знают это упражнение.
Вот теперь мы рекомендуем переходить к снятию стратегии орфографии. Если группа большая или по каким-то причинам вам неудобно снимать стратегию орфографии на занятиях, это можно сделать после занятий. Участнику занятий предлагаются словарные слова, уже изученные до этого в школе. Проще всего взять учебник и воспользоваться орфографическим словариком в конце. Испытуемому дается задание произнести слово раздельно по буквам. При этом ведущий проводит “распаковку” стратегии, наблюдая за ключами глазного доступа. В процессе снятия стратегии участнику задаются следующие вопросы: “Когда ты произносишь это слово по буквам, как ты понимаешь, что это слово правильное? Что тебе помогает? Какие-то образы, звуки, ощущения или что-то еще? Что происходит сначала, когда ты начинаешь произносить слово? Что происходит потом? Как ты проверяешь правильность слова? Что ты делаешь внутри, когда сомневаешься в правильном написании слова?” Выявленные стратегии фиксируются. Вот пример записи успешной стратегии: “Вп - А - Вп/Вк - А”, где Вп - визуальная память, А - аудиальный канал (считывание), Вп/Вк - визуальная память и визуальное конструирование (проверка или тест) и А - аудиальный выход. Подробнее о снятии стратегий вы можете узнать из статьи А. Плигина и П. Поветьева “Исследование стратегий проверки написания словарных слов” (научно-методический сборник НЛП, №1, 1996).
Есть вероятность, что вы захотите узнать, какие способы развития памяти на основе внутреннего визуализирования удобно использовать в процессе занятий русским языком. Эксперименты показали, что резервы памяти связаны с развитием образной памяти.
Мы твердо верим, что важно не только научиться запоминать, но гораздо важнее научиться вспоминать, воспроизводить запомненное. Трудно поверить, но если мы можем узнать как делают что-то одаренные люди (а НЛП занималось долгое время снятием стратегий успешных людей), значит, этому можно научиться. Действительно, если вы умеете грамотно писать, что мешает ребенку научиться делать это так же хорошо, как и вы?
Хороший эффект дают известные мнемотехнические приемы. Практика доказывает, что ученики с удовольствием пользуются методами мнемотехники, способствующими развитию визуальной памяти. На первом занятии мы предлагаем участникам запомнить список из 20 слов, используя “метод Цицерона” (“расставь в своей комнате”). Цицерон тренировал свою память так: то, что ему нужно было запомнить, он располагал в знакомой комнате. Потом достаточно было вспомнить комнату и “пройти” по ней, собирая необходимую информацию. Справедливости ради стоит заметить, что этот метод был известен еще до Цицерона.
Своим ученикам мы предлагали следующий список: очки, гусь, шоколадка, сердце, грузовик, носки, книга, чувство, солнце, мышь, пылесос, часы, цветок, компьютер, смех, лестница, ваза, свеча, седло, слон. Проверив, кто сколько слов может воспроизвести в произвольном порядке, попросите рассказать, кто как запоминал слова, которые не имеют предметного образа (смех, чувство). Кстати, их чаще всего и не могут вспомнить. Наиболее успешные ученики создают ассоциативный образ, связанный с этими словами.
Давайте теперь перейдем к объяснению первой темы по русскому языку, если вы еще помните, каким предметом вы собирались заниматься.