Исторический очерк столетия их существования 6 страница
Григорий Митрофанович Концевич, родом казак станицы Старонижестеблиевской, в 1883 году окончил курс в учительской семинарии на звание учителя 2-классного училища, но пробыв несколько лет учителем, он в 1887 году поступает на регентские курсы при ИМПЕРАТОРСКОЙ Придворной капелле, где с полным успехом прошел 3-х годичный курс. По окончании курса он продолжил свою службу в семинарии до 1892 г., когда 1 октября занял место регента в войсковом певческом хоре, на котором и пробыл свыше 14 лет. Столь долгая служба не могла не отразиться на работе войскового хора и была благотворна по своим результатам.
С вступления его в должность из года в год работа хора все увеличивалась больше и больше. Вследствие ежегодных требований взрослых певчих в Тифлис и Петербург войсковое начальство вменило в обязанность регенту Концевичу собирать певчих по станицам Кубанского войска, приготовлять и куда ежегодно их командировать от 6–8 человек. По условию вменялось ему в обязанность вести школу грамоты по курсу одноклассных училищ. При нем, кроме обязательных занятий, певчие, по преимуществу дети, занимались игрою не только на скрипках, но и на духовых медных и деревянных инструментах. По просьбе Концевича и с разрешения Начальника Штаба было отпущено несколько музыкальных инструментов: флейты, корнеты, кларнеты, барабаны, скрипки и другие. Был составлен даже небольшой оркестр, человек 20–25 с участием взрослых певчих, самого регента (скрипка) и помощника Ткаченко (тоже скрипка). Этот оркестр настолько усовершенствовался, что однажды в день Покрова Богородицы 1 октября, празднуемый ежегодно войсковым певческим хором, имел возможность встретить все штабное начальство во главе с Начальником Штаба в своем помещении на крепостной площади торжественным маршем под управлением Концевича, чем немало удивил всех и доставил большое удовольствие. После молебна, во время завтрака, оркестр вполне самостоятельно играл легкие пьесы. Многие из этих певчих-музыкантов по спадке голоса были зачислены в войсковой музыкантский хор, и некоторые служат и до настоящего времени в нем.
Умственному развитию и воспитанию уделялось особенное внимание.
Некоторые взрослые и отчасти мальчики, желая получить свидетель-ство на станичного регента за подписью регента и заведующего войсковыми хорами, кроме того, что изучали еще регентское дело: элементарную теорию музыки, сольфеджио, начало гармонии, церковный устав, знакомились с церковно-музыкальной и светско-музыкальной литературой, дирижированием хором. Многие из них, окончив действительную службу в хоре и имея вышеназванное свидетельство в знании первоначального регентского искусства, приглашались регентами в разные станицы и получают вознаграждение за свой труд от 300–700 руб. в год.
Войсковой хор совершенствовался с каждым годом, благодаря заботливому вниманию начальника штаба и заведующего хорами подъесаула Ассиера.
Хор и оркестр часто выступали публично на семейных вечерах в войсковом Собрании отдельно и вместе, привлекая почти всегда массу слушателей, не только членов Собрания, но и посторонних слушателей. Хор ежегодно давал духовные и светские платные концерты.
Кроме того, улучшению хора много способствовали поездки (на свой счет) регента Концевича в Петербург, Москву, Киев, Ростов, Воронеж для ознакомления с лучшими хорами, репертуаром, постановкой и проч. Все, что было лучшего в других хорах, по возвращении тотчас же применялось Концевичем и в войсковом хоре.
1-го октября 1906 г. Григорий Митрофанович Концевич ушел из войскового певческого хора; при его прощании с хором певчие поднесли ему глубоко прочувствованный адрес. Григорием Митрофановичем за последнее время издано пять выпусков малороссийских песен на 3 однородных голоса и для смешанного хора, которые рекомендованы приказом по Кубанскому казачьему войску 1910 г. № 37 к приобретению в хоры из казаков приготовительного разряда, в войсковых частях, в народной школе и к непременной выписке во все станичные правления и школы. Кроме того Григорий Митрофанович Концевич, ввиду его прежних заслуг войску, приглашен войском 1 октября 1910 г. в качестве учителя пения при войсковом певческом хоре и собирателя кубанских песен, в каковой должности он состоит и в настоящее время.
С 20 ноября 1906 года был приглашен регентом певческого хора Николай Дмитриевич Лебедев, кончивший регентские курсы по второму разряду при Придворной певческой капелле. Он пробыл в хоре около двух лет. Талантливый музыкант и хороший дирижер, он недурно владел скрипкой и фортепьяно, но отсутствие общего образования, педагогической подготовки, нравственной дисциплины в хоре и не регулярное занятие с певчими, значительно портило хор в музыкальном отношении.
На место Лебедева 1 сентября 1908 года был приглашен профессор пения и заслуженный артист ИМПЕРАТОРСКИХ театров Иван Васильевич Матчинский; он прослужил в хоре всего девять месяцев, но при нем знаменитый войсковой хор окончательно пал. Сам он, быть может, был и прекрасный солист и профессор по постановке голоса, но отсутствие регентских теоретических и практических познаний и сильное увлечение басовой партией (сам он обладал довольно сильным басом) вызывало в слушателях неудовольствие излишне крикливым исполнением. Об эстетическом наслаждении не могло быть и речи.
С 4-го июля 1909 года и по настоящее время заведующим войсковым певческим и музыкантским хорами состоит подъесаул Иван Терентьевич Бабаев.
С 1-го января 1910 года и по настоящее время регентом состоит Яков Михеевич Тараненко, казак станицы Новонижестеблиевской и ученик Концевича, он с детства поступил в ряды хора, в котором и провел много лет. За его выдающиеся способности и любовь к пению войско командировало его в С.-Петербург, где он в течение двух лет прошел регентские курсы Смоленского и кончил регентом 2-го разряда.
Прислушиваясь к лучшим хорам Петербурга, он, очевидно, усвоил манеру пения одного из лучших столичных хоров, Александро-Невской Лавры, и перенял некоторые приемы дирижирования у И. Я. Тернова (регент Лаврского хора). Новое направление духовных композиторов оставило заметный след. Хор заметно улучшается. Тихое, довольно стройное пение в соборе, в строго церковном стиле, дало хору новую оригинальную физиономию.
Заключение
Прошло сто лет, и в течение этого времени войсковые музыкантский и певческий хоры, несомненно, дали музыкальную подготовку огромному количеству казаков, и поэтому они имели и имеют громадное воспитательное значение как музыкально-образовательные учреждения; в то же время в этот долгий период времени они являлись большей частью единственным удовлетворением эстетической потребности лиц войскового сословия, в силу чего значение их для жизни войска увеличивается еще больше как учреждения музыкально-художественного.
Их мощная песня и прекрасная игра нередко услаждала часы короткого досуга и успокаивала утомленные и наболевшие души войсковых бойцов-богатырей, не смыкавших часто по целым дням и ночам глаз, зорко следивших за хищным противником, ежечасно, чуть не ежеминутно стремившимся прорваться сквозь тонкую передовую линию нашей кордонной линии для грабежа и разбоя в наших почти беззащитных селениях внутри Черномории.
В те далекие времена вся былая Черномория нередко стояла, как один человек, на военном положении; это была не мирная, цветущая страна, как мы видим теперь, а был как бы один общий военный лагерь. Все жило одной мыслью, одной общей идеей – отразить жестокого и коварного врага, спасти свои семьи и благосостояние... Все остальное, казалось, было чуждо и почти недоступно суровой боевой казачьей натуре.
Но и в эту тяжелую, боевую страду душа утомленного бойца просила иногда другой пищи, не столь кровавой и жестокой, как ежедневные бои и стычки с разъяренным противником. И этой пищей являлись наши войсковые хоры. Идя в праздник в войсковую соборную церковь и слушая чудные напевы дивного войскового хора, каждый невольно отрешался от житейских тревог и волнений, как бы внутренне очищался и становился лучше; это были минуты высокого наслаждения, дававшие возможность снова целыми месяцами напрягать свои силы в беспрерывной борьбе на боевых линиях. Другим местом в Екатеринодаре, где можно отдохнуть и повеселиться, было войсковое собрание, где играла духовая музыка, под звуки которой лихо отплясывала войсковая молодежь, а иногда и старики.
В то время офицеры, танцуя на балах в войсковом собрании, всегда должны были иметь наготове полное вооружение и лошадей, так как нередко случалось, что в самый разгар танцев гремела внезапно сторожевая пушка, давая знать о нападении черкесов, и офицеры, оставив своих дам, мчались к своим частям. Летом же единственным местом для гуляний был чудный войсковой сад с массой могучих дубов и акаций и широкими тенистыми аллеями, где также играла несколько раз в неделю войсковая музыка и этим скрашивала, хотя отчасти, беспокойную пограничную жизнь.
В первой половине столетней жизни хоров капельмейстерами и регентами были большей частью войсковые лица, и репертуар хоров долгое время состоял по преимуществу из малороссийских пьес.
С наплывом же в Екатеринодар иногородних жителей и с развитием жизни вообще явилось требование и на пьесы другого времени; тогда вальсы, кадрили, марши и попурри приобрели полное господство и почти вытеснили малороссийскую музыку; хотя певческий хор и до наших дней неизменно придерживается большей частью малороссийского репертуара.
Появление же с шестидесятых годов во главе музыкальных хоров капельмейстеров из немцев, чехов и итальянцев окончательно отклонило музыку от родного малороссийского направления, что очень жаль, так как не мешало бы, пользуясь лучшим иноземным, не забывать и своего.
Наши предки-черноморцы, создавшие войсковые хоры, бесспорно заслуживают большой признательности и глубокой благодарности своих потомков. Они правильно оценили и поняли воспитательное значение музыки и пения для казачьего населения и чутко подметили присущую природе казака-черноморца любовь к ней, почему, создавая хоры, они тем самым создали великое благодеяние для казаков, предоставив многим из них хороший заработок, и вместе с тем дали эстетическое наслаждение для всего казачьего населения.
Природе почти каждого человека, а малоросса в особенности, дороги, понятны и приятны музыка и пение.
За свое столетнее существование войсковые хоры выпустили не одну тысячу вполне обученных музыкантов и певчих, которые, возвратясь домой, не оставили своего любимого дела и продолжали его в станицах, собирая вокруг себя любителей музыки и пения и создавая этим небольшие оркестры и певческие хоры, которые имеются теперь почти в каждой станице.
Если в отдаленное от нас суровое время признавалось воспитательное значение войсковых хоров, то в настоящее время указанное значение их является бесспорным и очевидным.
Необходимо, чтобы войсковые музыкально-художественные и вместе с тем учебно-музыкальные войсковые учреждения – войсковой певческий и музыкантский хоры – встретили новое столетие своего существования при новой внутренней организации, которая не допустила бы их унизиться до музыкально-ремесленных учреждений, а, напротив, подняла бы их в соответствии требованиям искусства и века.
Необходимость существования всякого учреждения обусловливается именно его способностью удовлетворять нуждам окружающего его общества, и если учреждение будет отставать от века и потому не в силах будет удовлетворять требованиям общества, то тогда и самое его существование является бесполезным и никому не нужным.
В последнее время Наказный Атаман генерал-лейтенант Бабыч и начальник штаба генерал-майор Кияшко много сделали на пути поднятия хоров, и дай Бог, чтобы в будущем как они сами, так и их преемники не останавливались на этом и продолжали дело развития хоров в надлежащем направлении.
Приложение 1-е
СПИСОК
заведывавших войсковыми музыкантскими и певческими хорами
№№ по по- рядку | Чин, имя, отчество и фамилия | |
Войсковой Старшина Языков Дмитрий Николаевич | С 27 июня 1862 г. по 7 января 1864 г. | |
Есаул барон Унгерн-Штернберг Михаил Леонардович | С 7 января 1864 г. по апрель 1865 г. | |
СотникОрловский Дорофей Иванович | Заведующий музыкантскими хорами с 1865 г. | |
Есаул Пентюхов Алексей Гаврилович | Заведующий певческим хором с апреля 1865 г. до 1875 г. | |
Войсковой Старшина Вареник Василий Степанович | Заведующий певческим хором с 21 июня 1866 г. по 21-е июня 1866 г. | |
Хорунжий Короленко Прокофий Петрович | Заведующий музыкантским хором с 21 июня 1866 г. до 1875 г. | |
Сотник Мамонов | Заведующий музыкантским хором с сентября 1867 г. по сентябрь 1868 г. | |
№№ по по- рядку | Чин, имя, отчество и фамилия | |
Хорунжий Джумайло | Заведующий музыкантским хором с сентября 1867 г. по 1-е января 1871 г. | |
Есаул Ясинский Алексей Родионович | Заведующий музыкантским хором с 1 января 1871 г. по 11 августа 1875 г. | |
Хорунжий Крикун Диомид Ильич | Заведующий музыкантским хором с 11 августа 1875 г. по июнь 1887 г. | |
КоллежскийАсессор Черный | Заведующий певческим хором с 1875 г. по 26 июня 1876 г. | |
Сотник Погорелов Андрей Павлович | Заведующий певческим хором с 26 июня 1876 г. по 1 августа 1878 г. | |
Сотник Образ Никита Васильевич | Заведующий певческим хором с 1 августа по 24 ноября 1878 г. | |
Колл. Регистратор СелютинГавриил Иванович | Заведующий певческим хором с 24 ноября 1878 г. по 1 января 1888 г. | |
Хорунжий Головатый Сергей Клеофастович | Заведующий с июня 1887 г. музыкантским хором, а с 1 января 1888 г. музыкантским и певческим хорами по 1889 г. | |
Подъесаул Чаун Антон Григорьевич | С 1889 г. по 1 ноября 1890 г. | |
Подъесаул Казбанов Афанасий Семенович | С 1 ноября 1890 г. по 1895 г. | |
Сотник Нос Степан Никифорович | С 1 сентября 1908 г. по 1 сентября 1909 г. | |
Подъесаул Ассиер Михаил Андреевич | С 20 августа 1896 г. по 2 января 1903 г. | |
Подъесаул Стрекозов Иван Степанович | С 2 января 1903 г. по 1 октября 1908 г. | |
Подъесаул Сивцов Владимир Федорович | С 1 октября 1908 г. по 4 июля 1909 г. | |
Подъесаул Бабаев Иван Терентьевич | С 4 июля 1909 г. и по настоящее время. | |
Примечание. С первых дней существования войсковые хоры были в заведовании полицеймейстеров г. Екатеринодара и Полицейской экспедиции. С введением положения 1842 г. они были переданы в ведение Исполнительной экспедиции Войскового Правления и подчинены Ассесору этой экспедиции. С 27 июня 1862 г. был назначен особый заведующий обоими хорами. В апреле 1865 г. было назначено два заведующих хорами: один – певческим, а другой – музыкантским, и такой порядок велся до 1 января 1888 г., когда заведывание опять соединили в одном лице, что продолжается и до настоящего дня. |
Приложение 2-е
СПИСОК
регентам, управляющим войсковым певческим хором
с 1-го октября 1810 г. по 1-е января 1911 года
№№ по порядку | Чин, имя, отчество и фамилия | |
Дворянин Гречинский Константин | С 1 октября 1810 г. по 26 июля 1815 года. | |
Казак Курганов | С 1 января 1816 г. по 1 января 1818 года. | |
Урядник (впоследствии есаул) ПентюховГавриил Григорьевич | С 1 апреля 1818 г. по 9 ноября 1838 года. | |
Сотник Пентюхов Матвей Гаврилович | С 1 мая 1839 г. по 20-е июня 1843 года. | |
Священник Донецкий о. Гавриил | С 5 октября 1844 г. по сентябрь 1846 г. (умер). | |
Богучарский 3-й гильдии купец КривоносовПетр | С 18 ноября 1846 г. по 17 ноября 1847 года. | |
СвященникЭрастов о. Иоанн | С 17 ноября 1847 г. по 3 марта 1856 года. | |
Сотник Ермола Михаил Абрамович | С 3 марта 1856 г. по 31 октября 1857 года. | |
Священник Эрастов о. Иоанн (вторично) | С 31 октября 1857 г. по 2 ноября 1859 года. | |
УрядникТерпилец Моисей Варфоломеевич | С 2 ноября 1859 г. по декабрь 1864 года. | |
Учитель пенияЛебедев Михаил | С декабря 1864 г. по 17 апреля 1870 года (умер). | |
Регент Дунин Федор Михайлович | С августа 1870 по апрель 1886 года. | |
РегентГородецкий Михаил | С 1 мая 1886 г. по 1 февраля 1891 года. | |
Губарев Андрей (временно) | С 4 февраля 1891 г. по 29 марта 1891 года. | |
Регент Семенов Сергей Григорьевич | С 29 марта 1891 г. по 15 августа 1892 года. | |
№№ по порядку | Чин, имя, отчество и фамилия | |
Регент Концевич Григорий Митрофанович | С 1 июня 1892 г. по 1 октября 1906 года. | |
Унтер-офицер запаса армии Лебедев Николай Дмитриевич | С 20 ноября 1906 г. по 1 сентября 1908 года. | |
Профессор пения Матчинский Иван Васильевич | С 1 сентября 1908 г. по 1 сентября 1909 года. | |
Нестроевой старшего разряда Тараненко Яков Михеевич | С 1 января 1910 г. и по настоящее время. | |
Примечание. В числе регентов из казачьего сословия были: Курганов, урядник Пентюхов, сотник Пентюхов, священник Донецкий, сотник Ермола, урядник Терпилец и Тараненко. |
Приложение 3-е
СПИСОК
капельмейстеров, управлявших войсковыми
музыкантскими хорами с 1 февраля 1812 г. по 1 января 1911 г.
№№ | Чин, имя, отчество и фамилия | |
Отставной майор Цых Франц Антонович | С 1 февраля 1812 г. | |
Урядник (впоследствии войсковой старшина в отставке) Родионенко Павел Павлович | С 4 октября 1826 г. по 15 мая 1844 года. | |
Богучарский 3-й гильдии купец Кривоносов Петр | С 19 мая 1844 г. по 22 сентября 1852 года. | |
Отставной комиссар 14 кл. Тарабарев Яков | С 22 сентября 1852 г. по 14 октября 1853 г. (умер). | |
Есаул 5 пеш. батальона Родионенко Павел Павлович (вторично) | С 25 октября 1853 г. по 1 марта 1862 года. | |
Австрийско-подданный чех Галашек Иван Францович | С 1 марта 1863 г. по 1 марта 1865 года. | |
Капельмейстер фон-Стадлинг | С 4 марта 1863 г. по 4 июня 1863 года. | |
Сакс.-подданный Циммерман | С 12 июня 1863 г. по 1 января 1864 года. | |
№№ | Чин, имя, отчество и фамилия | |
Капельмейстер Ветрник | С 1 января 1864 г. по 1870 год. | |
Австр.-подданный чех Галашек Иван Францович (вторично) | С 1870 г. по 16 декабря 1873 года. | |
Есаул Ясинский Алексей Родионович | С 16 декабря 1873 г. по 16 июля 1874 года. | |
Прусско-подданный Китлер Лоренц Вильгельмович | С 16 июля 1874 г. по 16 июля 1879 года. | |
Хорунжий Крикун Диомид Ильич | С 16 июля 1879 г. по 1882 год. | |
Капельмейстер Эйфус | С 1882 г. по 7 марта 1884 года. | |
Капельмейстер Ферстер Эрнст Богданович | С 7 марта 1884 г. по март 1886 года. | |
Капельмейстер Гартунг Адольф Федорович | С 5 марта 1886 г. по 5 марта 1887 года. | |
Веймарско-подданный Кольбе Фридрих-Эдуард | С 1 июня 1887 г. по 29 марта 1888 года. | |
Артист Императорских театров Кестнер Карл Федорович | С 5 июня 1888 г. по 15 марта 1894 года. | |
Капельмейстер Бауэр Адольф Христианович | С 1 марта 1894 г. по 21 ноября 1897 года. | |
Потомственный почет. гражданин Махровский Павел Александрович | С 21 ноября 1897 г. по 1 ноября 1898 года. | |
Австр.-подданный Дуда Иосиф | С 1 ноября 1898 г. по 1 марта 1901 года. | |
Итальянско-подданный Эспозито Евгений Доминикович | С 1 марта 1901 г. по 1 сентября 1902 года. | |
С.-Петербургский мещанин Орлов Александр Иванович | С 1 сентября 1902 г. по 16 октября 1904 года. | |
Итальянско-подданный СириньяноМихаил Феликсович | С 16 октября 1904 г. по 1 октября 1906 года. | |
Коллежский регистратор ВоутКонстантин Августович | С 1 октября 1906 г. по 1 октября 1908 года. | |
Саксонско-подданный Гольферт Макс Эрастович | С 1 декабря 1908 г. по 1 февраля 1909 года. | |
Губернский секретарь Стефанович Константин Константинович | С 1 февраля 1909 г. по 21 апреля 1909 года. | |
Итальянско-подданный Эспозито Евгений Доминикович (вторично) | С 20 апреля 1909 г. по настоящее время (струнным хором). | |
№№ | Чин, имя, отчество и фамилия | |
Австрийско-подданный коллежский регистратор ЛоосФранц Матвеевич | С 10 июля 1909 г. по настоящее время (духовым хором). | |
Примечание. казачьего сословия был только один есаул Павел Павлович Родионенко, прослуживший более 25 лет в должности капельмейстера. Сколько лет был майор Цых и кто после него был до 1826 г., сведений не добыто. |
Приложение 4-е
ИМЕННОЙ СПИСОК
обучающимся в войсковой инструментальной и духовой музыке
казакам и мальчикам с означением имеющих и неимеющих семейства