Классификация древнейших цивилизаций. Общие черты
Сотни тысячелетий прошло на Земле, пока человек выделился из биологической сферы как homo sapiens – человек разумный, и еще более 40 тысячелетий, пока он стал человеком цивилизованным. В истории человеческой цивилизации, которая насчитывает приблизительно 5 тыс. лет, самый продолжительный хронологический период (около 3 тыс. лет) насчитывают древнейшие государства. История их охватывает не только длительный исторический период, но и разнообразные народы и культуры. Непрекращающееся на протяжении многих тысячелетий взаимодействие древних культур и этносов Ближнего Востока привело к созданию своеобразных цивилизаций, оказавших заметное влияние на развитие культурно-исторических процессов в Древней Европе и Азии. Для упрощения понимания различий в древнейших человеческих обществах в исторической науке используется классификация их по роли и месту в мировом историческом процессе.
Первая группа – «живые» цивилизации – цивилизации, преемственность с которыми наиболее ярко просматривается в поныне существующих государствах. Это китайская, индийская, иранская (персидская), иудейская цивилизации. Их преемственность с современными обществами подтверждается сохранением фундаментальных устоев, системы ценностей, особенностей менталитета, обусловленных приверженностью населения к определенным религиям – конфуцианству, буддизму (индуизму), зороастризму (позже мусульманству), иудаизму. Характерно, что основные концепции конфуцианства, буддизма, зороастризма и иудаизма оформились в течение нескольких веков во второй трети I тыс. до н. э. Основатель буддизма Сиддхартха Гаутама жил в Индии в 566–486 гг. до н. э., выдающийся китайский мыслитель Кун-цзы (Конфуций) - в 551-479 гг. до н. э. Зороастризм, официальная государственная религия Древней Персии, оформилась в правление царей Ахеменидов (VI–IV вв. до н. э.).
Вторую, самую многочисленную, группу составляют те древние цивилизации, которые можно условно назвать «мертвыми». От них остались названия, различные экономические, социальные, духовно-культурные инновации (нововведения), которые были унаследованы другими цивилизациями. Это обычно происходило на фоне основательного обновления этнического состава населения. К этому цивилизационному кругу относятся шумерские города-государства Урук, Ур, Киш и др.; финикийские города Тир, Сидон и т.д.; Древний Египет, Карфаген, Вавилония, Ассирия, Лидийское царство, Мидия, Парфия, государство Урарту, Древняя Греция и Древний Рим, некоторые другие.
В третью группу включают цивилизации, сведения о которых носят «легендарный» характер. Это различные объединения кочевников – амореи, арамеи, киммерийцы, скифы и др.
В самом общем значении под «цивилизацией» понимается определенное качество организации людей, наличие: государственности, письменности, городских поселений, социальной стратификации, развитых ремесленных технологий. В соответствии с этим в эволюции мировой цивилизации выделяют 4 периода:
1. Период первобытной родовой общины (предыстория) – 45 000-8000 гг. до н. э.
2. Период протогосударств, о существовании которых дошли лишь отрывочные свидетельства, – 8000–3500 гг. до н. э.
3. Период древних империй (Ранняя Древность), вокруг которых собственно и сложились древние цивилизации, – 3500-600 гг. до н. э.
4. Период античных государств (Поздняя Древность) – VIII в. до н. э. – V в. н. э.
Лучше всего изучена история ряда государств Древнего Востока: Египетская империя (3200-525 гг. до н. э.), Вавилонская империя (ок. 3000-538 гг. до н. э.), Ассирийская империя (3000-605 гг. до н. э.), Финикийская империя (кон. III тыс. – 322 г. до н. э.), Китайская империя (1765 г. до н. э. – 220 г. н. э., хронология империи 5 династий до 2000 г. науке не известна), империи Древней Индии (XVIII в. до н. э. – 415 г. н. э.), Израильское и Иудейское княжества (царства) (1400-586 гг. до н. э.).
Древнейшие человеческие цивилизации возникли приблизительно на рубеже IV-III тыс. до н.э. Создавшие их народы современная наука относит к одной этноязыковой общности – праафразийской – из которой впоследствии выделились семитские языки, древнеегипесткий, берберские и ряд африканских языковых семей. Эта общность стала распадаться в IX-VIII тыс. до н.э., когда из Передней Азии в Северную Африку из неё ушли предки древних египтян. Эти европеоидные племена смешались на Африканском континенте с местным негроидным населением и перешли к земледелию, искусственному орошению, экспериментам с медью и создали к концу IV тыс. до н.э. первое государство в Древнем Египте. Другая часть этой общности, семитская, распалась значительно позднее, к сер. III тыс. до н.э. и основала государства в Месопотамии (Аккад).
Однако древнейшие государства в Месопотамии (Междуречье) возникли немного раньше – на рубеже IV-III тыс. до н.э. – и были основаны пришлым народом – шумерами. Их происхождение науке неизвестно. Известно, что они создали здесь систему орошаемого земледелия и первыми изобрели пиктографическое письмо, ставшее позднее словесно-слоговым (клинопись). Первая шумерская государственность была разрушена в нач. III тыс. до н.э. мощным наводнением (считается прообразом великого потопа в легендах шумеров и семитов-аккадцев), и новые государства в середине III тыс. до н.э. возникли уже по соседству с живущими севернее и менее развитыми, но усвоившими шумерскую культуру и письменность аккадцами. Шумеры и аккадцы были основными этносами, создавшими древнейшую цивилизацию Месопотамии.
Древний Восток является не просто географическим понятием, а огромной историко-культурной человеческой общностью, цельной в своей глубинной основе. При всем многообразии древневосточных культур можно выделить общие черты. Главная особенность большинства культур Древнего Востока в том, что основная часть их территории - это долины крупных, полноводных рек – Тигр и Евфрат, Нил, Инд и Ганг, Хуанхэ. Также из общих черт можно выделить взгляд на мир, который, в своей основе воспринимался как целостный, неделимый, изначально заданный и идеально организованный. Человек виделся неотъемлемой его частью, поэтому он созерцателен и не стремится изменить мир по своему образу. Древневосточные общества характеризовались особым типом экологического сознания – в силу специфики отношения к миру, существовавшие в течение тысячелетий цивилизации не сталкивались с экологической проблемой, не нарушали хрупкого природного равновесия. Это отношение к миру формировало и специфику организации всего общества. Первая особенность социальной структуры древних обществ – невыделенность индивида из коллектива. Вторая особенность – это слабость отдельных людей. Третьей важной особенностью была корпоративность. Речь идет о множестве объединений типа кланов, каст, сект, общин, которые определяли всю жизнь их членов. Также для древних обществ в социальном отношении характерны такие черты как обособленность и закрытость – центры цивилизаций длительное существовали на большом расстоянии друг о друга, разделенные огромными пространствами, развитие шло и воспринималось как достаточно медленное и цикличное, изменение положения внутри общества было сильно затруднено.
В политическом отношении древневосточное общество чаще всего принимало форму сильного централизованного теократическо-монархического государства – восточной деспотии. Основой духовной культуры восточных цивилизаций являлся миф, религия и связанные с ней культы и отношения пронизывали все стороны жизни людей.