Всех жидов… велено выслать из Малой России за границу!» (Полное собрание законов. 1740. Июль 11.
Насчитали тогда в России по официальной статистике 6оо жидов и жидовок - и всех выгнали.
При Елизавете Петровне (1741 - 1761)
«Повелеваю изо всей Российской империи… ЖИДОВ мужского и женского пола… выслать за границу и впредь ни для чего не впускать».
(Полное собрание законов. 1743. Декабрь 16. № 8840. С. 981).
17 октября 1740 года умерла императрица Анна Ивановна. Своих законных детей она не имела, только внебрачных от герцога Бирона. Потому императором России она назначила перед смертью Ваню (Ивана Антоновича) - сына своей племянницы, принцессы Мекленбургской Анны Леопольдовны и герцога Брауншвейг - Люнебургского Антона-Ульриха. Но этот император, Иван Шестой, даже сидеть на троне, свесив ножки не мог, лежал, завернутый в пелёнки, с соской во рту. Ему тогда было всего два месяца и несколько дней. Править самовластно Россией стал немецкий герцог Бирон, которого Анна Ивановна назначила регентом.
Но немцы, писал историк Ключевский, «после своего господства при Анне Иоанновне, усевшись около русского престола, точные голодные кошки вокруг горшка с кашей и достаточно напитавшись, стали на сытом досуге грызть друг друга». Не прошло и месяца как немца Бирона скинула враждебная группировка под руководством немецкого фельдмаршала Миниха. Регентшей стала мать императора в пелёнках принцесса Мекленбургская, Анна Леопольдовна. Но и она со своим мужем, немцем Антоном-Ульрихом Брауншвейгским, с Минихом и другими немцами и поддерживающими их русскими вельможами-холуями продержалась недолго, всего один год.
Отвращение к засилью немцев и других иностранцев охватило уже души немалой части русского общества. На этой почве и образовался заговор. Во главе заговора стояла дочь Петра Великого Елизавета, которая в случае успеха государственного переворота и планировала стать императрицей России. Ударной силой стали гренадёры Преображенского полка, у которых с Елизаветой уже давно сложились прекрасные взаимоотношения. Солдаты любили её за доброе русское сердце. Она часто заходила в казармы к солдатам, пела с ними русские народные песни, умела зажигательно плясать, была крестной матерью детей многих солдат, старалась помочь солдатам, как могла…
И вот, в 2 часа ночи на 25 ноября 1741 она появилась в казармах своих любимых гренадеров. «Ребята, вы знаете, чья я дочь, идите за мной!» Она была великолепна. Ещё молода, ей тогда всего 32 года, очень пригожа, большие голубые глаза, тёмные волосы, хороший ротик. Одета в красивый мужской костюм. Взяла крест, стала на колени. На колени стали все солдаты. «Клянусь этим крестом умереть за вас; клянитесь и вы умереть за меня!» Все приняли клятву верности. Елизавета положила крест, взяла саблю. Гренадеры были в восторге. Наконец-то начинается настоящее русское, горячее дело. «Матушка, мы готовы, мы все их убьём!» Обещание было удалое, солдатское, но она немного их утихомирила. Мы, русские, и без большой резни скинем иностранцев и отодвинем их от власти.
Из казарм Елизавета с солдатами на лошадях и санях двинулись по Невскому проспекту по направлению к дворцу. Недалеко от дворца слезли с лошадей и саней и, стараясь не шуметь», пошли к дворцу. Елизавету гренадёры несли на руках.
Потом ворвались во дворец. Охрана почти не сопротивлялась. Анна Леопольдовна, её муж и младенец император Ваня ещё спали. Их всех арестовали и изолировали. Схватили и упрятали в казематы других немцев-вельмож и сотрудничавших с ними русских вельмож. Утром, когда жители Петербурга узнали, что произошёл государственный переворот, никакого протеста не было. Немцев и других иностранцев большинство жителей давно ненавидели. Для скидки иностранцев не потребовалось организовывать Большой Погром в Петербурге, как в мае 1611 в Москве. Всё произошло легко и быстро. Симпатии русского общества к перевороту 25 ноября были столь очевидны, а засилье немцев столь опротивело, что немцы почти не сопротивлялись. В Манифесте от 8 ноября 1728 Елизавета объявила императора Ивана Шестого, «младенца-Брауншвейга» незаконным императором. Елизавета приказала отправить Анну Леопольдовну, её мужа с детьми под конвоем в Холмогоры (Архангельский регион). А в 1756 бывший император Иван Шестой был переправлен в Шлиссельбургскую крепость, где, уже при Екатерине Второй, был зарезан или зарублен. Правящие немцы были сброшены со всех главных постов и отправлены в ссылку. На все самые главные посты поставлены русские. Даже министром иностранных дел был назначен русский. А когда иностранные дипломаты стали жаловаться императрице, что с ним трудно общаться, так как он не знает ни одного иностранного языка, и попросили заменить на другого, Елизавета насмешливо им отказала. Ведь никто им, иностранным дипломатам, не запрещает изучать и хорошо знать русский язык. А в особо важных случаях иностранные дипломаты могут обращаться прямо к самой императрице. И даже, когда на второстепенные посты назначали иностранца, Елизавета придирчиво спрашивала: «разве не нашлось русского?»
Конечно, указа о том, чтобы всех иностранцев в мешок и - за границу», не последовало. Массовой депортации иностранцев из России не было. Ещё нужны были иностранные специалисты, так как не хватало подготовленных русских кадров. Но на главных постах иностранцев почти не было. И политика шла в целом в русском духе. Это особенно чувствовалось, если сравнивать с предшествующим периодом. Иностранцев в России, конечно, ещё тысячи. Особенно много понаехало французов. Но они работали гувернёрами и гувернантками, учителями музыки и танцев, управляющими у вельмож. Много приехало иностранной шушеры, часть скрывалась в России от правосудия. Тогда приезжали в Россию на заработки даже иностранные проститутки, как ныне наши, русские поблядушки ездят на заработки в страны Западной Европы, предоставляя своё тело иностранным блядунам за зелёную капусту. В Санкт-Петербурге появились публичные дома. Это, конечно, вызвало чувство брезгливости у набожной Елизаветы Петровны. Последовал Указ против иностранных блядей (это слово тогда было вполне литературным даже в официальных документах). Прошли облавы в публичных домах, иностранных блядей вытаскивали из-под кроватей, из шкафов и сундуков, били кнутом, били кнутом и хозяек публичных домов, и потом всю эту «заразу» отправляли через море «на их злачную родину».
Так, что обвинение некоторых историков против Елизаветы Петровны в «западничестве» не есть правильное. Это у нас ныне, при жидовласти, жиды-педерасты целый день скачут и поют в телевизорах в десятках миллионов квартир, а тогда педерастия была запрещена. Так называемое «французское просвещение» весьма слабо влияло на духовное развитие русского общества. Ведь среди «французских просветителей» толковых людей были единицы. Примитивных атеистов даже в верхах общества было весьма мало. А сама императрица до конца жизни стояла на страже и православия, и русского просвещения, стараясь увязать одно с другим. «Гнилое влияние Запада», конечно, имело место, но были силы, которые этому влиянию старались противодействовать. Елизавета Петровна основала первый русский Университет (московский университет) для подготовки научных, технических и преподавательских кадров из русских людей. Именно при Елизавете Петровне работал светоч русской науки Михаил Ломоносов. Елизавета Петровна основала первый русский театр. Основала в Петербурге для русской молодёжи Академию Художеств. Основаны гимназии в Москве и Казани…
Во время правления Елизаветы Петровны проведены реформы по укреплению единства России. По предложению Петра Шувалова отменены внутренние таможни и заставы. Созданы новые поселения на юге страны. Там появились поселения православных сербов (из них созданы два гусарских полка), поселения малороссов, которые бежали из Польши, а также поселения старообрядцев. В Оренбургском крае в 1744 губернатор Неплюев подавил сепаратистские мятежи башкир, не дал им организовать объединение нацменьшинств. Он против башкир-сепаратистов поднял киргизов, тептярей и мещеряков. Башкирский бунт был подавлен. Подавлено сопротивление сепаратистов чукчей и коряков на Севере. Единство страны сохранено и укреплено.
Были успехи и во внешней политике. В царствование Елизаветы напали на Россию шведы, которые надеялись отобрать все территории у Финского залива, которые присоединил Пётр Великий, и снова отрезать Россию от Балтийского моря. Надеялись сделать Неву шведской рекой, а Ладожское озеро шведским озером. За это нападение шведские войска получили крепко по рогам и бежали. За беспокойство и за расходы на войну Елизавета Петровна, естественно, потребовала от Швеции отдать кусок территории к западу и северу от Выборга и ещё кусок территории на северном побережье Финского залива. Шведы отдавать не пожелали. Тогда Елизавета Петровна послала русские войска на территорию собственно Швеции. Был послан к шведским берегам русский морской десант. И если бы шведы помедлили ещё немного, русские войска вошли бы в Стокгольм. Но напуганные шведы на этот раз благоразумно согласились подписать договор на русских условиях. Отдали часть Финляндии с двумя крепостями.
Полководцы Елизаветы Петровны сумели дать по рогам и самому уважаемому на Западе стратегу, Фридриху Великому. Русские войска вошли в Берлин.
Так что прав был русский историк Ключевский, когда писал: «Царствование её было не без славы, и даже не без пользы».
Царствование Елизаветы Петровны «было не без славы, и даже не без пользы» и в её действиях против экспансии ЖИДОВ. Елизавета Петровна была не формально, а по духу православной русской правительницей, и потому враждебно относилась к жидам как к «врагам Христовым» и «слугам Дьявола». И в близком окружении её тогда тоже было много таких людей, кто испытывали стойкую неприязнь к жидам. Любимица императрицы, Шувалова Мавра Егоровна, например, в одном из писем из Нежина писала: «жидов множество, я видела их, собак!»[68]. Елизавета Петровна из разных источников знала, что, пользуясь прозрачностью границ и тупостью, и продажностью местных и петербургских начальников, «эти проклятые жиды» продолжают проникать в православную Россию. Такой уж это народ жиды, их гонят в шею, а они всё равно лезут. Хуже тараканов. Надо всё время работать веником.
Их нельзя пускать даже временно. Жид приехал временно, а потом глядишь: жид уже размножился и укоренился. Многие местные начальники и высшие сановники предлагали даже легализовать проникнувших в Россию жидов-мигрантов. Некоторые предлагали даже издать закон о свободе въезда жидов в Россию. Господи, сетовала императрица Елизавета Петровна, сколько же в моей стране глупых и продажных начальников. До того разложившихся начальников, что с «врагами Христовыми» и «слугами Дьявола» и дружбу ведут, и дела вместе делают, и даже креста с шеи при этом не снимают. Хорошо бы эту дрянь вместе с жидами вымести из моей православной империи.
И вот последовал Высочайший Именной Указ императрицы Елизаветы Петровны от 2 декабря 1742 года «О воспрещении ЖИДАМ проживать в России»:
«Неоднократно», подчёркивала Елизавета Петровна, предки наши принимали решение изгонять жидов из России. Напоследок императрица Екатерина своим указом запретила жидам жить во всех городах империи. «Но ныне, нам известно, учинилось, что оные жиды, а наипаче в Малороссии, под разными видами… жительство своё продолжают». Занимаются жиды больше всего торговлей и содержат корчмы и шинки. Пользы от этого народа («ненавистников имя Христова») верноподданным русским людям никакой не ожидается, а «крайнего вреда ожидать должно».
Поэтому «всемилостивейшее ПОВЕЛЕВАЕМ»:
«Из всей нашей империи, как из великороссийских городов, так и малороссийских городов, сёл и деревень, всех мужского и женского пола ЖИДОВ, какого бы звания и достоинства не были, с объявления сего Нашего Высочайшего Указа, со всех их имением (имуществом) немедленно выслать за границу и впредь оных ни под каким видом в нашу Империю ни для чего не впускать»[69]. (Полное собрание законов Рос. империи. 1743. Декабрь 16. № 8840. С. 981).
И «смотреть крепко», чтобы за рубеж жиды «никаких золотых червонцев и никакой российской серебряной монеты и ефимков отнюдь не вывозили. А ежели у кого из них такие золотые и серебряные монеты найдутся, оные у них отбирать, платить российскими медными деньгами, пятикопеечными денежками и полушками…»
Смотреть же начальству на местах за исполнением этого Высочайшего Указа «крепко накрепко», «за неисполнение последует наш гнев и тягчайшие истязания».
Этот Указ Елизаветы Петровны о депортации жидов из России был опубликован и распространен по всей империи. Соответствующие указы и, прежде всего, в губернии, провинции, в города Малороссии, а также в Ригу разослал в 1743 и Сенат, чтобы «наикрепчайше подтвердить» Указ императрицы, и «дабы оные жиды из всех мест Российской империи всеконечно выселены были». И уже к концу 1743 года из Малороссии были высланы 142 жида.
Жиды тогда весьма всполошились. Тупые и подкупленные жидами местные начальники стали писать по указке жидов просьбы в Сенат, чтобы позволить жидовским купцам, хотя бы временно, приезжать в империю на ярмарки. И многие сенаторы, по недомыслию и продажности, подчинились воздействию жидов и обратились с просьбой к императрице дозволить всё же жидовским купцам приезжать торговать, хотя бы в Малороссию и Ригу. Сенаторы пытались воздействовать на императрицу примитивными рассуждениями о том, что запрет жидовским купцам приезжать торговать в Россию принесёт не только «большой вред коммерции и большие убытки местным купцам, но и великий ущерб государственной казне». Понятно, что никаких веских доказательств сенаторы привести не могли. Сенаторы ставили в пример Екатерину Первую и Анну Ивановну, которые, хотя и запрещали жидам жить в России, но временно всё же разрешали жидам приезжать на ярмарки.
Резолюция Елизаветы Петровны на докладе Сената была такова:
«От врагов Христовых не желаю интересной прибыли».
(Полное собрание законов Рос. Империи. 1743. Декабрь 16. № 8840. С. 981).
Русский народ должен быть очень благодарен Елизавете Петровне за этот Антижидовский Указ. Елизавета Петровна оказалась и православной, и разумной государственницей, и русской по духу императрицей. И она проявила смелость. Она выступила и против давления своего Сената, и не побоялась мнения «просвещённой Европы», правители и народы которой уже начали прогибаться перед жидами. Она не желала лебезить перед «просвещённой Европой», как более поздние цари из династии Романовых. А попытки обвинить Елизавету Петровну в том, что её Указ «повредил коммерции, экономическому развитию России и государственной казне» - это политический идиотизм, если обвинители говорят и пишут искренне. Но чаще обвинители сами знают, что врут. Ведь жиды никогда и нигде не помогали ни экономическому, ни духовному развитию других народов. Жиды всегда и везде были движимы лишь своим, жидовским, интересом. Местным русским начальникам, а также сенаторам надо было озаботиться, прежде всего, ростом числа толковых русских купцов и принятием законов, благоприятных для русского купечества. Надо было стремиться не жидовских купцов поощрять и обогащать, а русских купцов поощрять, чтобы они привозили из-за границы иностранные товары в Россию, и увозили отечественные товары на продажу в другие страны. В отличие от Сената Елизавета Петровна понимала, что даже в экономической области жиды не желательны, а для духовной жизни русского народа жиды - абсолютно вредны.
Сенату ничего не оставалось, как подчиниться. Выселение жидов пошло весьма «энергически». Сенат требовал с мест постоянных донесений о том, как идёт выполнение Указа о депортации. Сенат и сам издал строгий указ в 1744 на эту тему[70]. Сенаторы требовали от местных начальников не впускать жидов в Россию даже на самое «малое время». Жиды прятались в отдалённые деревеньки, скрывались у крещёных жидов, платили большие деньги за укрывательство, но их везде находили и выгоняли за границу.
Известный жидовский историк С. Дубнов писал, что при Елизавете, как «подсчитал один историк-современник… к 1753 году из России было изгнано 35 тысяч евреев»[71]. Но Дубнов - известный фальсификатор истории, верить ему нельзя. Может эта цифра правильная, а может, и нет. Он «почему-то» скрывает имя того «историка-современника», который привёл эту цифру. Вероятно такого «историка-современника» никогда и не было. Большинство исследователей полагает, что эта цифра весьма завышена. Жидовский историк Гессен сетовал: «Россия осталась при Елизавете без евреев»[72]. Остались одни крещеные евреи. Но есть и историки, которые полагают, что Указ Елизаветы так и остался «на бумаге».
Скажем так: сколько обитало жидов в России перед Указом о депортации, сколько жидов выселено и сколько осталось, - неизвестно. Эта тема ещё ждёт своего историка. Но, несомненно, зачистка России от жидов при Елизавете шла. Уж слишком императрица была непримирима к жидам. Указ был написан в жёсткой манере. Местным начальникам было обещано строгое наказание за укрывательство жидов. Сенат в страхе перед императрицей тоже требовал от местных начальников проводить решительную зачистку империи от жидов. В пользу вывода, что зачистка тогда шла, говорит и тот факт, что после смерти Елизаветы в Сенат поступили многочисленные ходатайства о том, чтобы предоставить жидам право снова въезжать в Россию. В пользу вывода, что зачистка тогда шла, говорит и ненависть тогдашних жидов к Елизавете Петровне. Можно даже сказать, что она держала под личным контролем вопрос о зачистке своей империи от жидов.
Она не пожалела даже придворного доктора Антонио-Рибейро Саншэса, который имел некоторые заслуги перед царской семьёй. Он излечил, например, Екатерину Алексеевну (будущую императрицу Екатерину Вторую) от тяжёлой болезни. Он был тогда вторым лейб-медиком при императрице. Он написал полезную книжку о русских парных банях. В 1744 он был пожалован в действительные тайные советники. Он был избран почётным членом Российской Академии наук. Он имел много покровителей среди тогдашних русских вельмож. Ему покровительствовал близкий к Елизавете граф М. Воронцов. Но вдруг отношение Елизаветы к лейб-медику круто изменилось. Она потребовала лишить его звания почётного члена Академии наук, лишить пенсии и отодвинуть от двора. А объясняется перемена её отношения к этому лейб-медику тем, что она узнала, что он не португалец-католик, за которого себя выдавал, а тайный жид в маске христианина. Из писем канцлера Бестужева к графу Разумовскому ясно следует, что удалила его Елизавета Петровна исключительно «за его жидовство»[73]. Государыня желала, чтобы члены её Академии были «добрыми христианами», жидам там не место. Позднее этот медик уехал в Париж, где и умер в 1788 году.
Конечно, дочь Петра Великого идеально Россию от жидов, вероятно, не зачистила. Незаконными услугами жидов пользовались некоторые вельможи, которые их и покрывали. Некоторые жиды появлялись в России под английскими, французскими, шведскими и голландскими фамилиями. Некоторые были в христианских масках. Даже при дворе Елизаветы мелькал иногда придворный ювелир Бернарди (Бернгарди). По мнению некоторых историков – итальянский жид. Лишь при Екатерине Второй он был сослан в Казань по Бестужевскому делу. Появлялся иногда при дворе и какой-то банкир Вольф, «подозреваемый в жидовстве». Он имел какие-то финансовые дела с великой княгиней Екатериной Алексеевной[74]. Во время Семилетней войны с немцами жиды шпионили не только в пользу немцев, но и в пользу русских. Некий жид Давид Леви Бамбергер был фактором («доставалой») при генерал фельдмаршале Апраксине. Он негласно заготовлял фураж в Литве и Курляндии для русской армии… Был возвращён к государственным делам крещённый жид, дипломат Исаак Веселовский (позже он преподавал русский язык наследнику, будущему императору Петру Третьему). А саксонский купец жид Грюнштейн, лютеранин, принявший православие, при Елизавете даже временно возвысился. Он поступил в Преображенский полк, был среди деятельных участников государственного переворота в 1741. Получил в награду звание адъютанта, потомственное дворянство и 927 крепостных русских крестьян. Но потом он был за «наглость» сослан в Устюг[75]. В 1742 Елизавета Петровна зачем-то возвратила из ссылки жида Девьера, вернула ему чины и ордена и восстановила в графах. В !743 он генерал-полицмейстер, в 1744 – генерал-аншеф, но в 1745 он умер.
Пожаловала в потомственное дворянство в 1744 Елизавета Петровна и жида-выкреста Вагнера. За этого жида сильно ходатайствовал весьма влиятельный граф и фельдмаршал Алексей Кириллович Разумовский, который некоторое время был фаворитом императрицы. Жид Вагнер состоял при нём в роли управителя. Был крещён и стал именоваться Василий Алексеевич. Его записали в Герольдию, в дворянский список и велели изготовить для него диплом. Позднее он уже состоял генерал-адъютантом при графе Разумовском[76]. Но всё это были уже единичные жиды, и никакого заметного вредного влияния жидов на развитие России и русского народа тогда не было.
Жиды настолько ненавидели Елизавету Петровну, что когда 24 декабря 1761 года она умерла, даже попытались напакостить её душе. По всей империи, и даже в Пруссии (хотя немцы Елизавету и не любили) проходили печальные траурные богослужения в храмах всех вероисповеданий. По христианской вере, лучше всего душам, переходящим в мир иной, помогает сердечная молитва и доброе напутствие от живущих на Земле. Помогают духовные песнопения в храмах – потому и отпевают покойников. Помогает живой огонь, потому и зажигают свечи в храмах. Но жидовские раввины в Кенигсберге в своей синагоге выбрали для песнопения 49-ый псалом (по христианскому счислению – 48-ой). В нём говорится о наказании нечестивых после смерти. Псалом проклинает нечестивых. «Как овец, заключают их в преисподнюю…». Человек на земле может быть богат и знатен, но когда умрёт, он ничего не возьмёт с собою «туда», «ни богатства, ни славы». Раввины хотели показать, что хотя на Земле Елизавета была императрицей в «этой России», но так как она проводила неразумную политику по отношению к жидам, она погибнет «подобно животным». Такой псалом совершенно неуместен при отпевании православной императрицы. Раввины обращались к своему, жидовскому богу, чтобы он направил душу русской императрицы в преисподнюю. И они хотели показать всем, и, прежде всего, жидам, что «эта Елизавета» неизбежно окажется в преисподней. Потому, когда этот факт безобразного поведения раввинов в христианской стране был предан гласности, последовало широкое возмущение не только в России, но и в других христианских странах[77]. К сожалению, раввины Кенигсберга не были казнены.
Но Раввины, конечно, не могли серьёзно навредить душе Елизаветы Петровны. Молитвы русских людей неизбежно должны были легко переселить поганые песнопения раввинов к жидовскому богу.
[1] Н. М. Карамзин. История государства Российского. СПб., 1842 – 1844. Т. 12. С. 141.
[2] Юлий Гессен. История еврейского народа в России. Москва, 1993. С. 9.
[3] А. Нечволодов. Сказание о Русской Земле. СПб., 1913. Т. 4. С. 450.
[4] Юлий Гессен. Там же. С. 9 – 10.
[5] У автора в тексте «ошибочно» употреблено вместо слова «ЖИДЫ» слово «евреи».
[6] Еврейская энциклопедия. СПб., 1906 - 1913. Т. 13. С. 611.
[7] Юлий Гессен. История еврейского народа в России. М., 1993. С. 10.
[8] Еврейская энциклопедия. Т. 11. С. 330.
[9] Юлий Гессен. Там же. С. 10.
[10] Александр Солженицын. Двести лет вместе. М., 2001. С. 24 - 25.
[11] Шмуэль Эттингер. Россия и евреи. Иерусалим. 1993. С. 101.
[12] Н. Н. Голицын. История русского законодательства о евреях. СПб., 1886. С. 8, 277 – 278.
[13] Там же. С. 279.
[14] В. Берх. Царствование Алексея Михайловича. СПб., 1831. Т. 1. С. 214 - 215.
[15] Российское законодательство 10 - 20 веков. М., 1984. Т. 1. С. 85.
[16] Н. Н. Голицын. История русского законодательства о евреях. СПб., 1886. С. 10.
[17] Н. Н. Голицын. История русского законодательства о евреях. СПб., 1886. С 279.
[18] Костомаров. Очерки торговли. // Современник. 1875. № 5, С. 50.
[19] Соловьёв С. М. Чтения и рассказы по истории России. М. 1989. С. 470.
[20] Там же. С. 470.
[21] С. М. Соловьёв. Чтения и рассказы по истории России. М. 1989. С. 495.
[22] Там же. С. 467 – 468.
[23] Там же. С. 468.
[24] Там же. С. 470.
[25] Н. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях её главных деятелей. М., 2005. С. 617.
[26] Там же. С. 536.
[27] Там же. С. 537 – 538.
[28] Соловьёв С. М. Чтения и рассказы по русской истории. М., 1989. 550 – 554.
[29] Царь Пётр - это не придурок-президент Борис-Пьяница, который объявил татарам и другим нацменам: «Берите столько суверенитета, сколько сможете!».
[30] Соловьёв С. М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989. С. 544 - 545.
[31] Эта земля так называлась по имени одного из финских племён (ингры, ижорцы), которые здесь обитали.
[32] С. М. Соловьёв. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989, С. 556.
[33] Лысцов В. П. Персидский поход Петра. М. 1951. С. 116.
[34] Володарский Я.В. Население России в конце 17 - начале 18 века. М., 1977. С. 19. . Володарский Я.В. Население России за 400 лет (16 - 20 века). М., 1993.
[35] Урланис Б.Ц. Народонаселение, М., 1976, С. 151 – 152.
[36] Соловьёв С. М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989. С. 572.
[37] Соловьёв С. М. Чтения и рассказы по истории России. М. 1989. С. 550.
[38] А. Солженицын. Двести лет вместе. М. 2001. Т. 1. С. 25 – 26.
Еврейская энциклопедия. 1906 – 1913. Т. 5. С. 519.
[39] Русская родословная книга, изданная редакцией «Русской старины». СПб., 1873. С. 138 – 139.
[40] Русский Архив. 1865. столб. 383 – 393.
[41] Баранов. Опись Сенатского архива. СПб., 1875. Часть 2. № 7131.
[42] Терещенко А. Опыт описания жизни сановников, управляющих их делами. Т. 3. Вице-канцлеры. СПб.. 1837. С. 34.
Лаппо-Данилевский А. С. Русские промышленные и торговые компании в первой половине 18 столетия. СПб., 1899. С. 41-42.
[43] Н. Н. Голицын. История русского законодательства о евреях. СПб., 1886. С. 282.
[44] Н. Павленко. Полудержавный властелин. М., 1991. С. 321 – 322.
[45] Н. Костомаров. Екатерина Алексеевна - императрица России // Древняя и новая Россия. Т. 1. 1887. № 2, С. 148.
[46] Борис Башилов. История русского масонства. М. 1993. С. 19.
[47] Русская родословная книга, изданная редакцией «Русская старина», СПб., 1873. С. 138 – 139.
Пятковский А. П. Государство в государстве. К истории еврейского вопроса в России и Западной Европе. СПб., 1901. С. 40.
[48] Ю. Н. Беспятных. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. СПб., 1997. С. 270.
[49] Лазаревский. Описание старой Малороссии. Т. 3. С. 169 – 170.
Юлий Гессен. История еврейского народа в России. М. 1993. С. 12.
[50] Б. Д. Порозовский. А. Д. Меншиков. СПб., 1895. С. 38.
[51] С. М. Соловьёв. История России с древнейших времён. М. 1993. Т. 19. С. 73.
[52] Голицын Н. Н. История русского законодательства о евреях. СПб., 1886. С. 19.
[53] Е. Карнович. Историческое значение бироновщины. Отечественные записки. 1873. № 10. С. 70 -120.
[54] Кочубинский А. Л. Граф Остерман. Раздел Турции. Из истории восточного вопроса. Война пяти лет (1735 – 1739). Одесса, 1899. С. 129 – 130.
[55] Строев В. Бироновщина и кабинет министров. Очерки внутренней политики Анны Иоанновны. Часть 1. 1909. С. 169.
[56] Там же. С. 46.
[57] Долгоруков. П. В. Время императора Петра Второго и императрицы Анны Иоанновны. // Сборник “Вокруг Трона». Волгоград. 1989. С. 126 – 133.
[58] Еврейская энциклопедия.. 1906 – 1913. Т. 4. С. 591
[59] Голицын Н. Н. История русского законодательства о евреях. СПб., 1886. С. 287 – 293.
[60] Ю. Гессен. История еврейского народа в России. 1925. Т. 1. С. 15.,
[61] С. М. Соловьёв. История России с древнейших времён. 1962 -1966 Книга 10. С. 256 - 257.
[62] Судиенко. Материалы по отечественной истории. Т. 1. Отд. 2, С. 162 – 164.
[63] Указ Сената 6 февраля 1736. Архив госуд. совета, департ. законов. Дело 1835. № 11.
С. М. Соловьёв. Т. 4. С. 1421.
[64] Юлий Гессен. Там же. С. 15.
[65] Олег Платонов. Еврейский вопрос в России. М., 2005. С. 86.
Голицын Н. Н. История русского законодательства о евреях. СПб., 1886. С. 30 – 31.
[66] Педер фон Хавен. Путешествие в Россию. // Беспятных Ю. Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. СПб., 1997. С. 335 - 337.
[67] Беспятных Ю. Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. СПб., С. 436 - 437.
[68] Архив князя Воронцова. М., 1870. Т. 1. С. 78, 83 – 84.
Голицын Н. Н. История русского законодательства о евреях. СПб., 1886. С. 45.
[69] Полное собрание законов. 1742. Декабрь «. № 8673.
[70] Полное собрание законов. 1744. 25 октября. № 8864.
[71] А. И. Солженицын. Двести лет вместе. М., 2001. С. 28.
[72] Юлий Гессен. История еврейского народа в России М., 1993. Т. 1. С. 18
[73] Голицын Н. Н. История русского законодательства о евреях. СПб., 1886. С. 50 – 51, 298.
[74] Там же. С. 299.
[75] С. М. Соловьёв. История России с древнейших времён. М., 1962 – 1966. Книга 11. С. 134, 319 – 322.
[76] Голицын. Там же. С. 51.
[77] Голицын Н. Н. История русского законодательства о евреях. СПб., 1886. С. 55.