Задания 11 — 15. Соотнесение содержания правого и левого столбцов.
Дом Учителя Уральского федерального округа
IX Международная Олимпиада по основам наук
Второй этап. ВЫСШАЯ ЛИГА
Научный руководитель проекта по предмету:Мосин Алексей Геннадьевич, профессор кафедры истории России исторического факультета Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина, доктор исторических наук, г. Екатеринбург, Свердловская область
Автор – составитель заданий:Огоновская Изабелла Станиславовна, доцент кафедры гуманитарного образования СУНЦ (лицея) Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина, кандидат исторических наук, г. Екатеринбург, Свердловская область
Рецензент:Старкова Елена Алексеевна, учитель истории и обществознания высшей категории МАОУ Гимназия № 94, г. Екатеринбург, Свердловская область.
История 11 класс
Проводится в честьВалентина Лаврентьевича Янина, российского историка, археолога, доктора исторических наук, академика РАН
Фамилия Имя Отчество Населенный пункт Область Образовательное № учреждение | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание |
Инструкция по выполнению работы
На выполнение олимпиадной работы отводится 1 час 15 мин. Работа состоит из 4 частей и включает 25 заданий.
Часть 1 состоит из 5 заданий на общую эрудицию (1 – 5), оцениваемых в 1 балл.
Часть 2 состоит из 5 заданий (6 – 10), оцениваемых в 3 балла. В этой части представлены задания, связанные с темами курса всеобщей и отечественной истории, изучаемыми в 10 классе.
Часть 3 состоит из 10 заданий (11-20) по всеобщей и отечественной истории с древности до начала XXI в., оцениваемых в 5 баллов.
Часть 4 состоит из 4-х наиболее сложных заданий по по всеобщей и отечественной истории с древности до начала XXI в. (21 — 24) и одного задания (25), посвященного историку В.Л. Янину, оцениваемых в 6 баллов.
Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты предложенных ответов.
Постарайтесь выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.
Ответы занесите в специальную таблицу ответов.
Часть 1. Задания 1 — 5. Каждое задание оценивается в 1 балл (общая сумма — 5 баллов). В заданиях 1 — 5 выберите один правильный ответ из пяти предложенных и укажите его номер в таблице ответов.
1.Специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением флагов, знамён, штандартов, вымпелов и прочих предметов подобного рода:
1) сфрагистика
2) геральдика
3) бонистика
4) этнология
5) вексиллология
2. Найдите ошибочное имя собственное субъекта РФ:
1) Свердловская область
2) Мурманская область
3) Московская область
4) Пермская область
5) Челябинская область
3.Выберите из предложенного ряда международную организацию, членом которой Россия стала в 1996 г. :
1) ВТО
2)СНГ
3)Совет Европы
4) АТЭС
5) БРИК
4. Выберите государство, с которым Россия не имеет морской границы:
1) Молдова
2) США
3) Польша
4) Украина
5) Япония
5. В июне 1991 г. на выборах президента России соперником Б.Н. Ельцина был:
1) М.С. Горбачев
2) В.В. Жириновский
3) Г.А. Зюганов
4) Г.А. Явлинский
5) В.В. Путин
Блок 2. Задания 6 — 10. Каждое задание оценивается в 3 балла (общая сумма — 15 баллов). В заданиях 6 — 10 выберите три правильных ответа из шести предложенных и укажите их номера в таблице ответов.
6. Выберите три слова (словосочетания), относящиеся к понятию «перлюстрация»:
1) иллюстрирование книги
2) частная переписка
3) государственный орган
4) рецензирование
5) контроль
6) личный просмотр
7. Выберите три слова, НЕ относящиеся к реформе по отмене крепостного права:
1) вольные хлебопашцы
2) отрезок
3) обязанные крестьяне
4) выкупная операция
5) отруб
6) временнообязанные крестьяне
8.Выберите имена представителей партии кадетов:
1) В.М. Чернов
2) А.И. Гучков
3) П.Н. Милюков
4) П.Б. Струве
5) Г.В. Плеханов
6) В.Д. Набоков
9. «Полицейский социализм» - это политика, направленная на:
1) материальное поддержание рабочих
2) распространение социалистических идей в рабочей среде
3) создание рабочих организаций под опекой полиции
4) снижение революционной энергии рабочих
5) убеждение рабочих в необходимости постепенного улучшения их положения
6) убеждение рабочих в эффективности революционных методов борьбы
10 Выберите из перечня представителей русского модернизма начала XX в.:
1) М. Горький
2) В. Кандинский
3) В. Серов
4) К. Малевич
5) Д. Мережковский
6) М. Греков
Часть 3. Задания 11 — 20. Каждое задание оценивается в 5 баллов (общая сумма — 50 баллов).
Задания 11 — 15. Соотнесение содержания правого и левого столбцов.
11. Соотнесите событие и дату:
Событие | Дата | ||
1. Битва на реке Калке | A) 1327 г. | ||
2. Восстание киевлян против кн. Святополка | B) 1223 г. | ||
3. Перенос столицы из Киева во Владимир | C) 1169 г. | ||
4. Антимонгольское восстание в Твери | D) 966 г. | ||
5. Разгром Хазарского каганата | E)1113 г. | ||
12. Соотнесите событие и дату:
Событие | Дата |
1. Создание первого совета рабочих депутатов | A) июнь 1905 г. |
2. Восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический» | B) февраль 1905 г. |
3.Создание партии «Союз русского народа» | C) март 1905 г. |
4. Поражение русской армии под Мукденом | D) январь 1904 |
5. Начало русско-японской войны | E) ноябрь 1905 г. |
13. Соотнесите событие и имя политика, с которым оно связано:
Событие | Политик |
1. Введение винной монополии | A) Н.С. Хрущев |
2. Ходынская трагедия | B) С.Ю. Витте |
3. Разрешение выхода из общины | C) Николай II |
4. Крымская конференция | D) П.А. Столыпин |
5.Первый официальный визит в США | E) И.В. Сталин |
14. Соотнесите высказывание и имя человека, которому оно принадлежит:
Высказывание | Автор |
1. «Если враг не сдается, его уничтожают!» | A) В.В. Маяковский |
2. «Революции — локомотивы истории» | B) Л. Д. Троцкий |
3. «Если тебе комсомолец имя — имя крепи делами своими!» | C) А.М. Горький |
4. «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». | D) К. Маркс |
5. «Ни войны, ни мира, а армию распустить» | E) В.И. Ленин |
15. Соотнесите произведение и имя его автора:
Произведение | Автор |
1. Андре Жид | A) «Чевенгур» |
2. И. Бабель | B) «1984» |
3. А. Платонов | C) «Мы» |
4. Е. Замятин | D) «Возвращение из СССР» |
5. Дж. Оруэлл | E) «Конармия» |