IV. Вступительное слово учителя
— Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по стране Хохотании. Живут ли здесь грустные люди? Почему?
— Наверное, нет такого человека, который не любил бы смеяться. Недаром в народе говорят, что доступный юмор нужен, как пища, как сон. Он сопутствует хорошему настроению, придает силу и даже улучшает здоровье.
— С произведениями каких писателей и поэтов мы встретились в стране Хохотании?
— Чем интересны произведения В. Драгунского?
— Какое произведение этого писателя вы бы посоветовали прочитать своим друзьям?
— Какие забавные приключения Дениски вам больше всего запомнились?
V. Работа с текстом В. Драгунского «Англичанин Павля»
1. Чтение рассказа учителем.
2. Проверка первичного восприятия текста.
— Было ли вам смешно, весело во время чтения рассказа? Когда?
3. Чтение текста учащимися «цепочкой».
— Расскажите, как Денискина семья отпраздновала начало нового учебного года?
4. Лексическая работа: напыжился, прочепушил, засиял, времени не терял, небрежно обронил... слова.
Анализ произведения
— Как встретили Павлю в семье Дениски?
— Почему Павлик давно не был в гостях у Дениса?
— Как Дениска, его мама и папа отнеслись к изучению Пав- лей английского языка?
— Знал ли мальчик английский язык? Докажите.
— Для чего он хотел показать, что даже в летние каникулы занимался английским языком?
— Понравился ли вам Павля? Почему?
— Найдите в тексте описание Павли перед словами: «Что делал, что делал?... Английский изучал, вот что делал». Как это характеризует мальчика?
— Найдите описание поведения Павли перед тем, как он солгал. Прочитайте.
— Было ли ему стыдно? Докажите словами из текста.
— Почему автор так назвал свое произведение?
. Выразительное чтение.
П оду майте, как нужно читать слова Павли, Дениски, отца, мамы:
8. Коллективное составление плана пересказа текста. Примерный план:
1. Семья за столом.
2. Пришёл Павлик.
3. Достижения Павли в «изучении» английского языка.
4. Все разочарованы.
9. Подробный пересказ текста.
VI.Подведение итогов урока (Учитель показывает портрет писателя.)
— В. Драгунский был веселым человеком, очень любил детей и с удовольствием выступал на детских утренниках. «Плеск детских ладошек грел мое сердце», — говорил он. Во время зимних каникул работал на елках и был самым веселым и смешным Дедом Морозом. Виктор Драгунский был даже клоуном в цирке на Цветном бульваре. Он умел и фокусы показывать, и по канату ходить, и петь, и танцевать. Его доброта и отзывчивость навсегда останется в сердцах взрослых и детей.
VII.Рефлексия
— Какими новыми мыслями и чувствами вы обогатились?
— Какое задание на уроке вам больше всего понравилось?
VIII. Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение рассказа В. Драгунского «А пгличании
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ «Я И МОИ ДРУЗЬЯ» (ПО КНИГАМ В. ДРАГУНСКОГО)
Н. НОСОВ «ФЕДИНА ЗАДАЧА»
Цель:
v совершенствовать умение читать вслух, молча, по цепочке; формировать представления о творчестве Н. Носова;
v совершенствовать умение определять эмоциональное настроение произведения; развивать умение читать выразительно; способствовать развитию логического мышления, интеллектуальных умении;
v создавать условия для активной познавательной деятельности детей, развития внимания и памяти;
v содействовать формированию добросовестного отношения к учебе.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Выразительное чтение рассказа В. Драгунского «Англичанин Павля.
III. Речевая разминка
Учитель читает стихотворение:
День вступил в свои права. Одинаково нас пишут.
Постучались в дверь слова. Одинаково нас слышат.
Я открыл им. Что за чудо? Но важна не только внешность,
Предо мною близнецы. Потому не торопись,
Я спросил их: — Вы откуда Не всегда нужна поспешность,
Появились, молодцы? Ты до смысла доберись... Отвечали мне слова: Е. Бурлак
1. Прочитайте текст.
Кто что несёт?
Семен портфель
Несёт в руке. Павлуша —
двойку в дневнике.
Серёжа сел на пароход — Морскую вахту он несёт.
Андрюша ходит в силачах — Рюкзак несёт он на плечах. Задиру Мишу Пётр побил — Несёт потери Михаил.
Степан не закрывает рот — Он чепуху весь день несёт.
2. Назовите выделенные слова.
3 каком значении употребляется в каждом предложении слово несёт?
IV Вступительное слово учителя
- С добрым волшебником — детским писателем Николаем Носовым им уже хорошо знакомы.
Какие рассказы Н.Носова вы читали?
— Нравятся ли они вам? Чем?
— Какой из рассказов Н. Носова вам особенно запомнился? Чем?
— Сегодня на уроке мы познакомимся с героем еще одного рассказа Николая Носова — Федей Рыбкиным.
V. Работа с текстом Н. Носова «Федина задача»
1. Чтение рассказа учителем.
2. Проверка первичного восприятия текста.
— Какое настроение вызвал рассказ?
— Было ли вам весело, смешно, грустно?
— Понравился ли вам главный герой?
3. Чтение текста учащимися «цепочкой».
— Почему Феде не удалось решить задачу?
4. Анализ произведения.
— Как относится автор к главному герою? Докажите.
— Какие черты характеризуют его отрицательно?
— Можем ли мы сказать, что Федя всегда так делал уроки?
— Если бы Федя был ленивый и безответственный человек, пошел бы он к своему другу решать задачу?
— А почему все-таки Федя не выключил радио, когда сел делать уроки?
— Так как автор относится к своему герою? (Федя не плохой, не отрицательный персонаж, а скорей даже положительный. Однако в этом случае не проявил свою усидчивость, терпение, сосредоточенность, чтобы решить задачу.)
— Какие моменты в рассказе вызывали у вас улыбку и смех? Прочитайте.
— Как относится автор к своему герою? (По-доброму смеется, подшучивает над героем.)
— Чему учит этот рассказ? (Создавать правильные условия для выполнения домашнего задания.)
5. Выборочное чтение.
— Когда произошел случай с Федей? Прочитайте. (Раз как- то зимой...)
— О чем это говорит? (Этот случай не был постоянным явлением.)
— Что сказал Федя, когда пришел домой с катка? Прочитайте.
— Почему он обрадовался, что никого нет дома? (Никто не будет мешать делить уроки.)
—- Прочитайте монолог мальчика про блоху.
— Прочитайте монолог героя про колокольчики. 6. Выразительное чтение.
— Постарайтесь при чтении передать настроение Феди, его отношение к учебе.
Работа в группах
Задание для 1 группы
1. Прочитайте стихотворение.
Делать дело наспех
— Это КУРАМ НА СМЕХ!
А СКАКАТЬ ПО ВЕРХАМ
— Это на смех петухам!
А. Усачев
— Что означает выражение курам на смех?
— Подходит ли это стихотворение к рассказу Н. Носова «.Федина задача •? Докажите.
2. Дополните пословицы:
• Кто хочет много знать,... (тому надо меньше спать). ' Без трудов нет и... (плодов).
• Долог день до вечера, коли... (делать нечего).
Задание для 2 группы
— Придумайте рассказ о том, что случилось с Федей в школе на следующий день.
Задание для 3 группы
— Выберите правильный ответ и подчеркните его.
1. Какая была фамилия у мальчика из рассказа Н. Носова «Федина задача»?
а) Петров; в) Кораблев.
б) Рыбкин;
2. Что решал Федя? в) уравнение.
а) задачу;
б) примеры;
Что передавали по радио?
а) новости; в) концерт по заявкам.
б) приветы;
Мальчик услышал по радио песню:
а)про снег; б) про школу; в) про блоху.
5. Федя пошёл решать задачу:
а) к соседке; в) к бабушке.
б) к другу Сорокину;
Задание для 4 группы
Восстановите зашифрованные слова, добавив недостающие гласные буквы. Все эти слова встречаются в рассказе Н. Носова «Федина задача-..
Рн, здчнк, рпрдктр , пен, рд, Сркн.
(Рина, задачник, репродуктор, песня, радио, Сорокин.)