Правописание one после шипящих. 10 страница

(в) двоем, но и одному тесно было. Но (за)

тем тропа заб..рала в лес, становилась сухой и широкой,

шагу (ни) чего (не) мешало.

Они оставили речку и взяли от нее (в) лево. До этого

т..нулся под..ем, он и теперь продолжался, но они

пошли (на) искось горе и шли (по) началу легко. Ельник

остался (в) низу, начинался осин..ик. Потом все

пошло (в) переме..ку: кедры, сосны, березы, ели, а гора,

словно перехитрив их, развернулась и встала перед

ними (в) рост. Они полезли. (От) сюда огромной и

124

(не) извес..ной длины полосой (в) право и (в) лево все

было сплош.. снес..но какой-то адской, чудовищной

силой. Деревья высоко (в) верх зад..рали выво-

роч..ные вместе с землей гнезда корней, топорщились

суч..ями с (не) облетевш..й еще ж..лтой хвоей, валялись

обломками (в) доль и (по) перек. И вот через эту

полосу они прод..рались (в) слепую часа (пол) тора.

(По В. Г. Распутину)

1. Объясните написание приставок в словах приметы,

прижим. Подберите аналогичные примеры.

2. Выделите инфинитивы и объясните их написание.

3. Объясните различное написание в сочетаниях поднимаясь

навстречу речке и идти на встречу с друзьями.

195. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя, где

нужно, пропущенные буквы. Объясните написания.

Озаглавьте текст. Составьте к нему план.

Еще только одиннадцатый час (в) начале, а уже никуда

не денеш..ся от тяжелого зноя, каким дыш..т

июльский день. Раскаленный воздух (едва) едва колыш..

тся над (не) мощеной песча..ной дорогой. Еще

(не) коше..ная, но (на) половину иссохшая трава никнет

и стел..тся от зноя, почти (не) выносимого для

живого существа. Дремл..т без живительной влаги зелень

рощ.. и пашен.. Что-то (не) внятное непр..станно

шепчет в полудремоте неугомонный кузнечик. Ни

человек, ни животное, ни насекомое — никто уже

больше не бор..тся с истомой.

Но отправит..ся купаться не хочется, да и (не) (за)

чем: после купания еще больше распариш..ся на

солнцепеке. Одна надежда на грозу: лиш.. она может

разбудить скова..ную жарой природу и разве..ть сон.

И вдруг впрямь что-то грохоч..т (в) дали, неясной и

туманной, и гряда темных туч., движ..тся с (юго) восточной

стороны. (В) продолжени.. очень короткого

времени царит зловещая тишина, и вдруг все небо

сплош.. покрывается тучами.

Но вот откуда н.. воз..мись в мертвую глуш.. врывается

ре..кий порыв ветра, который, кажется, (ни)

125

чем не сдержишь. Он стремительно гон..т перед собой

столб пыли, бе..пощадно рвет и мечет древесную листву,

бежалостно мнет и пр..клоняет к земле полевые

злаки. Ярко бл..снувшая молния режет синюю

гущу облаков.

Гроза надвигается. Солнце выглянуло в последний

раз, осветило мрачную сторону небосклона и скрылось.

Вся окрес.ность вдруг изменилась, приняла

мрачный характер, и гроза началась.

1. Выделите наречия со слитным, дефисным и раздельным

написанием.

2. Объясните различное написание суффиксов в сочетаниях

некошеный луг — нескошенный луг

(см. упр. 120).

3. Объясните постановку знаков препинания в предложении

Ни человек, ни животное, ни насекомое — никто

уже не борется с истомой.

196. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные

буквы. Озаглавьте текст.

В один из особен..о жарких, солнечных дней между

двенадцат.. и тринадцат.. часами наша семья сидела

за обеден..ым столом, стоявш..м в тени большого

шелковичного дерева на тер..асе перед домом. Любуясь

,открывшейся п..н..рамой моря, мы в (то) же

время наблюдали за пароходами. Неожидан..о со стороны

Севастополя показалось судно, очертания которого

сливались с цветом морской волны. Отец опред..

лил, что это был мин..носец. За первым показался

второй, потом третий, четвертый... всего шесть. Ми-

н..носц.. шли в кильватерной колон..е, выравненной

как по линейке. От быстрого хода перед их носами

подн..мались белые, пен..стые буруны, а из труб валил

густой дым, лентой тянувш..йся над колон..ой и

далеко назад. Зрелищ.. было очень красивое.

Когда фл..тилия оказалась против монастыря, она

по сигналу развернулась так, что все, сохраняя

боковое р..внение, пошли в направлени.. к берегу.

В рас.тояни.. около километра от берега машины бы-

126

ли застопор..ны, через несколько минут со всех ми-

н..носц..в были спущ..ны лодки. Матросы подняли

весла и по команде, как один, опустили их в воду.

Лодки рванулись и, держа строгое р..внение, понеслись

стрелой.

В тот момент, когда спускали лодки, на вершине

горы, в монастыре загудел набатный колокол. Оказыва..

тся, (н..) мы одни наблюдали за мин..носцами. Наблюдали

(так) же и монахи, которым все м..невры

фл..тилии были видны еще лучше.

(Ни) когда, от самого основания монастыря, (не)

случалось (ни) чего подобного. Когда мин..носц.. выстроились

перед берегом, монахи всп..л..шились, ломая

себе головы в поисках объяснения столь (не) понятного

им явления. Настоятель монастыря пр..казал

(не) медлен..о созвать набатом всех монахов.

Кроме того, он послал (не) сколько человек встретить

и проводить до монастыря груп..у высадившихся

офицеров.

Как (н..) торопились послан..ые, они встретили

адм..рала с ад..ютантом и шест.. командирами ми-

н..носц..в уже (на) половине под..ема. Каково же было

их изумление, когда адм..рал попросил указать дорогу

к живущ..му где-то около монастыря художнику

Верещагину.

Дело об..яснялось очень просто: адм..рал Сиденснер

был однокашником отца по Морскому корпусу. В этот

день адм..рал вывел фл..тилию на учебную прогулку в

море. Зная из газет, что художник Верещагин живет с

сем..ей на даче у Георгиевского монастыря, он решил

нанести в..зит товарищу по корпусу, который к тому

времени уже польз..вался мировой извес.ностью.

Адм..рал с сопровождавш..ми его офицерами пробыл

у нас больше часу, напился чаю, после чего гости

тем же путем вернулись на свои к..рабли. С большим

интересом следили мы, как мин..носц.. опять на ходу

построились в кильватерную колон..у, большой дугой

повернули назад к Севастополю и полным ходом

скрылись за скалами.

(По В. В. Верещагину)

127

1. Укажите, в каких примерах текста не является отрицательной

частицей, а в каких — приставкой.

2. Найдите слова с непроверяемыми безударными гласными.

Запомните их написание.

3. Найдите предложения с обособленными причастными

и деепричастными оборотами.

197. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные

буквы. Объясните написания.

МЕЦЕНАТЫ.

Из рядов инт..лл..генции, пр..обретавш..й картины,

выделялся своим постоянством (не) кто

Минин.

(Еже)годно являлся он на выставку [передвижников]

и отб..рал вещей ровно на три тысячи. В картинах

он разб..рался, относился к ним со вниманием и любовью

и ни..когда (не)выколач..вал у художника уступки.

Бывал только в затруднени.. когда сум..а превышала

три тысячи. Тогда художники сами шли ему (на)

встречу и уступали (в| цене. Спрашиваю у Минина,

(по)чему он тратил такую определен..ую (в) год сум..у,

н.. больше, не.. меньше, как три тысячи? -

Минин, смеясь, об..ясня..т:

— Вы слышли о четырех (братьях) разбойниках?

Я вспоминаю о сборник.. арифм..тических задач,

составленом четыр..мя прподавателями, которых

г..мназисты прозвали разбойниками.

— Так вот, — говорит Минин, — один из четырех

разбойников я и есть. Должно быть, много беды наделали

мы своими задачами г..мназистам, да и вам, художникам,

вероятно, переп..дало; так я, что(б) за-

глад..ть свой грех перед вами, решил всю сум..у, которую

(еже\годно получаю за учебник, тратить (во)

спасении своей души. И я спокоен бываю, когда у меня

н.. остается н..копейки от этих денег.

Ак..уратн.. йший был человек и платил с таким видом,

как(будто) действительно сн..мал с себя какую

(то) тяж..сть.

(Я. Д. Минченков)

128

1. Объясните правописание слов с приставками пре- и

при-.

2. Найдите в тексте несколько переходных и несколько

непереходных глаголов.

3. Укажите в тексте односоставные предложения.

198. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя, где

нужно, пропущенные буквы. Объясните написания.

МАСЛ..НИЦА.

Я и теперь чу..ствую это слово, как чувствовал его

в детстве: пылающ..е свечи, син..ватые волны чада,

ухаб..стая снежная дорога, уже замасл..вшаяся на

солнце. С детства осталось во мне чудесное, (к..) похожее

(к..) на что другое, в ярких цветах и позолоте,

что весело называлось — ≪масл..ница≫.

Масл..ница (в) развале. Такое солнце, что разогрело

лужи. От..епели все чаще, снег масл..тся.4 Сараи

бл..стят сосульками. Фабричные, (в) навалку, катаются

на извоз..иках с гармоньей. Мальчишки ≪(e)

блина играют≫: руки (на) зад, блин (в) зубы, пытаются

друг у друга зубами вырвать — (не) выр..нить, весело

6..ЮТСЯ.

Просторная мастерская, (от) куда вынес.ны станки,

бл..стит столами: столы поструга..ны, для блинов.

Плотники, пил..щики, кровел..щики, мал..ры,

десяти..ки — в рубахах (рас) пояской, с намасл..ны-

ми головами, едят блины. Широкая печ.. пыла..т.

Две стр..пухи (не) посп..вают печ.. . На сковоро.-ках,

(с) тарелку, пекут..ся гречн..вые блины, румян..ые.

Я смотрю, как склад..вают их (в) четверку, м..кают

в горячее масло в мисках и ча..кают. Пар валит от баб

(стр..пух), от их распален..ых лиц, от масл..ных

красных рук, по которым, сияя, бегают ж..лтые

языч..ки от печ..ки. Сине..т чадом под потолком.

Пахн..т опарным духом, г..релым маслом, ситцами от

рубах.

Высокий плотник подхватывает меня, швыря..т

(под) потолок, пр..жимает к мокрой, горячей бороде.

Суют мне блина, краш..ную ложку. Я слуш..ю их речи,

пр..баутки. Выбегаю на двор. Та..т большая лужа,

5—0105660 129

вываливают..ся все — подышать воздухом, масленичной

весной. Двери настеж.. .

Масл..ница кончается: сегодня последний день,

≪прощ..ное воскресенье≫. Пр..носят ≪масл..ницу≫ —

в подарок. Такая радость! На большом круглом

прян..ке стоят лед..ные горы из золотой бумаги и бумажные

вырезные елоч..ки; вылепл..ные из теста и

выкраш..ные сажей медведи и волки, а над горами

и елками — пышные розы на луч..нках, синие,

ж..лтые, пунц..вые... — всех цветов.

Пр..ходит вечер. Я вытаск..ваю из прян..ка медведей

и волков, разлам..ваю золотые горы, выдергиваю

все елоч..ки, сн..маю розы, срываю золотые нитки.

Остает..ся пустын..ый прян..к. Он (не) обыкновенно

вкусный, должно быть, с медом.

(По И. С. Шмелеву)

1. Объясните правописание не и ни в различных частях

речи.

2. Найдите глаголы с чередующимися гласными в корнях.

3. Объясните постановку знаков препинания в первом

абзаце текста.

УДАРЕНИЕ

И ПРОИЗНОШЕНИЕ.

§ 29. Ударение в словах и формах

разных частей речи.

199. Прочитайте, соблюдая правильное ударение, приводимые

ниже существительные.

Автобус, агент, алфавит, анатом, апостроф, аргумент,

арест, атлас (собрание географических карт),

атлас (ткань), афера; библиотека, броня (закрепление

чего-либо за кем-либо), броня (защитная облицовка

из стали), братание, бытиё; вахтёр, ваяние, ваятель,

верба; гастрономия, гегемония, генезис, гренадёр; демократия,

дефис, дециметр, диалог, диспансер,

добыча; египтянин, единство; заговор, заголовок,

зимовщик; иероглиф, избранник, изваяние, изобретение;

камбала, камфара, каталог, квартал (часть

города, четверть года), кинематография; легкоатлет,

ломоть; магазин, манёвры, медикамент, мытарства;

некролог, нефтяник; обеспечение, опека; паралич,

партер, пепелище, планёр, портфель, приговор, призывник;

ракушка, револьвер, русло; санитария, свёкла,

силос, статуя; таможня, танцовщица; фарфор;

хозяева, хребет; цемент, цитрусовые; швея, шофёр;

щавель; эксперт; юродивый, юрта.

200. Поставьте существительные мужского рода в форме

родительного падежа единственного числа. Укажите

место ударения.

5* 131

Образец: бинт — бинта.

Блин, боб, бобр, болт, винт, вред, герб, горб, гриб,

груздь, жгут, жезл, зонт, клок, клык, ковш, крот,

крюк, куль, линь, пласт, плод, плут, пруд, серп, сиг,

скирд, след, хорь, цеп, чёлн, шест, штрих.

201. Существительные женского рода поставьте в форме

винительного падежа единственного числа. Укажите

место ударения.

Образец: 1. Гроза — грозу. 2. Вода — воду.

1. Беда, ботва, броня, вдова, весна, графа, десна,

длина, дыра, змея, зола, изба, кирка, коза, кора, нора,

овца, ольха, пила, плита, пола, роса, скала, слюна,

смола, сова, соха, стопа, страна, строфа, струна,

трава.

2. Борода, борона, гора, доска, земля, зима, пора,

спина, стена, цена, щека.

202. Существительные 3-го склонения поставьте в форме

родительного падежа множественного числа. Укажите

место ударения.

Образец: 1. Глупость — глупостей. 2. Весть —

вестей.

_

1. Возвышенность, дерзость, местность, отрасль,

пасть, почесть, прибыль, прядь, прорубь, радость,

шалость.

2. Ведомость, ветвь, горсть, должность, жердь,

кисть, крепость, лопасть, масть, мелочь, новость, область,

очередь, плеть, плоскость, площадь, повесть,

роль, сеть, скатерть, скорость, степень, стерлядь,

тень, трость, четверть, щель.

203. Прочитайте, соблюдая правильное ударение, приводимые

ниже имена прилагательные.

Августовский, балованный, безудержный, валовой,

взрывной, давнишний, зубчатый, кедровый,

132

китовый, костюмированный, кухонный, налоговый,

непревзойдённый, новорождённый, обетованный,

озлобленный, оптовый, осведомлённый, перистый,

плесневой, поваренная (соль), призывной (возраст,

пункт), призывный (зовущий), приноровленный,

рысистый, сметливый, современный, тигровый,

топливный, хлопковый, щегольской, щелочной, языковой

(языковая система), языковый (языковая колбаса),

ячменный.

204. От приводимых ниже имен прилагательных образуйте

краткие формы. Поставьте знаки ударения.

Образец: глухой, глуха, глухо, глухи.

Близкий, бойкий, веселый, вредный, глупый, голодный,

гордый, горький, грубый, густой, дешевый,

долгий, дорогой, дружный, жалкий, живой, зеленый,

крепкий, кроткий, молодой, пустой, редкий, светлый,

сытый, тесный, тупой, холодный.

205. Образуйте от глаголов форму 2-го лица единственного

числа. Поставьте знаки ударения.

Образец: бродить ~ бродишь.

Будить, варить, вертеть, воротить, городить, грузить,

дарить, дразнить, катить, клонить, колотить,

крошить, кружить, крутить, лениться, манить, молотить,

проглотить, солить, студить, торопить, точить,

тупить, ценить, цедить, чертить.

206. От приводимых ниже глаголов образуйте формы

прошедшего времени. Поставьте знаки ударения.

Образец: 1. Бить — бил, била, било, били. 2. Брать —

брал, брала, брало, брали. 3. Отбыть — отбыл, отбыла,

отбыло, отбыли.

1. Брить, дуть, жать, класть, красть, крыть, мыть,

мять, пасть, шить.

133

2. Быть, взять, вить, внять, врать, гнать, дать,

драть, жить, звать, лить, пить, плыть, рвать, слать,

снять, спать.

3. Дожить, донять, задать, замереть, занять, запереть,

нажить, нанять, начать, отнять, отпить, подать,

поднять, понять, прибыть, придать, принять,

продать, прожить, проклясть, пролить, убыть, умереть.

207. От приводимых ниже глаголов образуйте формы

причастий. Поставьте знаки ударения.

Образец: 1. Кричать — кричащий. 2. Принести —

принесённый.

1. Водить, возить, носить, просить, ходить.

2. Замести, запрячь, испечь, потрясти, привлечь,

приобрести, сберечь, сжечь, спасти, увезти, унести,

учесть.

208. От страдательных причастий прошедшего времени

образуйте краткие формы. Поставьте знаки ударения.

О б р*а з е ц: взятый — взят, взята, взято, взяты.

Витый, доданный, изжитый, начатый, отданный,

принятый, проданный, прожитый, розданный.

209. Прочитайте, соблюдая правильное ударение, приводимые

ниже наречия.

Без умолку, во-первых, жестоко, завидно, задолго,

издавна, изредка, исподволь, мастерски, мельком,

набело, наверное, наверх, наголо (остричь), наголо

(держать шашку), надолго, наискось, наотмашь, неподалёку,

огулом, отчасти, поедом, поутру, щегольски.

134

§ 30. Произношение согласных

перед гласным е.

210. Прочитайте слова иноязычного происхождения, в

которых перед гласным е согласный произносится:

1) твердо, 2) мягко.

1. Адекватный, айсберг, антенна, атеизм, ателье,

беж, бельэтаж, бифштекс, гантель, гортензия, дельта,

детектор, деформировать, интенсивный, интервью,

кафе, кафетерий, кашне, кодеин, кодекс,

компьютер, купе, модель, модем, отель, партер, протез,

пюре, резюме, свитер, синтез, синтетика, стенд,

тембр, тенденция, тендер, теннис, тире, хризантема,

цитадель, шимпанзе, шоссе, эстетика.

2. Агрессия, бассейн, декада, депеша, конгресс,

консервативный, лайнер, музей, пионер, пресса, прогресс,

рейс, стратегия, текст, тенор.

Повторительные

упражнения.

211. Прочитайте, соблюдая правильное ударение. В случае

затруднений обращайтесь к словарям.

Агентство, агония, агрономия, алкоголь, аноним,

асбест, астроном; баловать, баржа, бомбардировать,

боязнь, бюрократия; волшебство, ворота, временщик,

вторгнуться; гектар, глиссер, гравер, гусеница;

деспот, деятельность, договор, договоренность,

дозвонишься, документ, доллар, драматургия, дремота;

еретик; завсегдатай, зазвонишь, заиндеветь,

закупорить, заржаветь, злоба; избаловать, индустрия,

инструмент, искра, истекший (год), истерия, исчерпать;

катастрофа, каучук, километр, кладбище,

кладовая, кожух, коклюш, колосс, комбайнер, компас,

красивее, кремень; мастерство, металлургия,

метеоролог, молодежь, монолог, морковь, муштра;

135

надоумить, намерение, ненавидеть, нормировать;

обезуметь, облегчить, обмененный, ободрить, опериться,

осведомить, острога, откупоренный, откупорить;

пахота, петля, плесневеть, побасенка, побеленный,

побудить, повторишь, погруженный (на платформу),

погруженный (в воду, в мысли), подаришь,

подзаголовок, подметенный, поимка, портфель, поручни,

постамент, похороны (на похоронах), приданое,

приноровленный, принудить, приобретение,

просека, процент, псевдоним; рассердился, ремень,

ржаветь, роман, рудник, руководишь, рысистый; сажень,

салютовать, сантиметр, случай, созыв, сосредоточение,

стенография, столяр, судно, счастлив;

творог, теплиться, террор, тирания, тренер; угольный

(бассейн), угольный (дом), умерший, усугубить;

факсимиле, фейерверк, филантропия, фольга, форум;

ханжество, ходатайствовать, холеный, христианин;

цыган; черпать; щепотка; эпиграф, эпилог; ячменный.

212. Поставьте знаки ударения в сочетаниях предлогов

с именами существительными. Составьте с некоторыми

предложения.

О б р а з е ц: на воду. — Спустить лодку на воду.

1. На ногу, на гору, на душу, на голову, на зиму,

на спину, на стену, на руку, на сторону, на берег,

на год, на дом, на нос, на угол, на ухо, на день, на

ночь, зуб на зуб, на два, на три, на шесть, на десять,

на сто.

2. За воду, за волосы, за голову, за душу, за зиму,

за ногу, за ночь, за руку, за спину, за нос, за год, за

город, за ухо, за уши, за два, за три, за шесть, за десять,

за сорок, за сто.

3. По лесу, по морю, по полю, по полу, по носу, по

уху, по два, по три, по сто, по двое, по трое.

4. Под ноги, под руки, под гору, под нос, под вечер.

5. Из лесу, из дому, из носу, из виду.

136

6. Без вести, без толку, без четверти, без году неделя.

7. До полу, до ночи.

8. Год от году, час от часу.

213. Поставьте знаки ударения в приводимых ниже сочетаниях

предлогов в и на с именами существительными

3-го склонения. Составьте с ними предложения.

Образец: в глуши. — Немало диких животных водится

в глуши лесов.

В горсти, на груди, на двери, в клети, в кости,

в крови, в ночи, на оси, на печи, в связи, в сети, в степи,

в тени, на цепи, в чести.

214. Поставьте знаки ударения над выделенными словами.

Там, где нужно, поставьте над с две точки. Для

справок используйте словари.

I. 1. Пусть будет проклята война! 2. Катера шли

с приглушенными моторами. 3. Не мелочной опеки, а

дружеской поддержки они ожидали. 4. Он мастерски

выгравировал монограмму. 5. На прилавке между

окон лежало окуневое филе. 6. Этот фильм снят на основе

одноименного романа. 7. В чемодане не хватало

двух простынь. 8. Дождь с градом посек молодые посевы.

9. Начался ураган, и вскоре ветром оборвало телеграфные

провода. 10. Была предпринята еще одна

попытка улучшить рекорд. 11. Дверь была подперта

колом. 12. Задача учеником не понята. 13. Суп следовало

немного поперчить. 14. Старый минералог

достал из портфеля перегнутый лист бумаги.

15. Планер не может выполнить такую фигуру, как

воздушная петля. 16. На конце трубы был неширокий

раструб.

II. 1. На этом участке шло рассредоточение войск.

2. Разоруженный, враг не представлял уже никакой

опасности. 3. Оборудование нужно перевезти на

склад, чтобы оно не ржавело под открытым небом.

137

4. Между двух металлических плоскостей была специальная

прокладка. 5. О принятом решении следует

уведомить представителей спортивных обществ.

6. По краю подола шла красивая кайма. 7. Около

пруда рос молодой лесок, прореженный заботливым

хозяином. 8. Пристыженный, он во всем признался.

9. На калитке висел разомкнутый замок. 10. Поблеклые

листья говорили о том, что больное дерево

на следующий год вряд ли будет плодоносить.

11. Пробирка с кислотой не должна была раскупориваться

до конца опыта. 12. Минул год, и к маю

газопровод был готов. 13. Девушке минул 21 год.

14. Расточенные отверстия оказались слишком велики.

МОРФОЛОГИЯ.

Части речи.

215. Укажите части речи в составе приводимых ниже

предложений.

Образец: Но, увы, сквозь эту пыль, залеплявшую

оба глаза, не было видно ничего, кроме ослепительного

блеска молний.

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Предлог

Союз

Частица

Междометие

пыль

глаза

блеска

молний

ослепительного

оба

эту

ничего

залеплявшую (причастие)

было

видно (обозначает состояние,

выступает в роли сказуемого)

сквозь

кроме

но

не

увы

139

1. Быть бы нашим странникам под родною крышею,

если б знать могли они, что творилось с Гришею

(Н.). 2. Газет он не получал, ни с кем в переписке не

состоял и потому сведений о процессе, в котором фигурировал

Петенька, ниоткуда иметь не мог (С.Щ.).

3. Третий день не проходит оранжево-золотистое облако

пыли над заводом (Некр.).

§31. Имя существительное.

216. Разберите имена существительные в составе приводимых

ниже предложений.

Образец: На стеклах очков и пенсне свет отражался

ярким пламенем.

Имя

существительное

стеклах

очков

пенсне

свет

пламенем

Начальная

форма

стекло

очки

пенсне

свет

пламя

Постоянные признаки

Собственное

или

нарицательное

нариц.

нариц.

нариц.

нариц.

нариц.

Одушевленное

или

неодушевленное

неодуш.

неодуш.

неодуш.

неодуш.

неодуш.

Наши рекомендации