Ме­та­фо­ра на фор­ми­ро­ва­ние чув­ст­ва уве­рен­но­сти.

Я хо­чу рас­ска­зать вам од­ну ис­то­рию, или вер­нее, сказ­ку. Или, по­жа­луй, так. Я хо­чу рас­ска­зать вам од­ну ска­зоч­ную ис­то­рию. По­это­му уст­раи­вай­тесь по­удоб­нее и по­зволь­те се­бе про­сто слу­шать, ви­деть и чув­ст­во­вать эту ис­то­рию.

Итак, я на­чи­наю. Жил-был ма­лень­кий са­мо­ле­тик, ко­то­рый хо­тел нау­чить­ся ле­тать. Он сто­ял на зем­ле и смот­рел, как боль­шие са­мо­ле­ты кру­жат­ся в не­бе, вы­пи­сы­вая за­мы­сло­ва­тые узо­ры. И ему то­же очень хо­те­лось ле­тать так­же лег­ко и пра­виль­но, как и дру­гие. Но он по­че­му-то счи­тал, что ни­ко­гда не смо­жет нау­чить­ся это­му. И ему бы­ло очень обид­но пло­хо ле­тать. Ино­гда да­же дру­гие са­мо­ле­ты под­драз­ни­ва­ли его: ”Эх, ты! Все уме­ют, а ты нет. Это же так про­сто! Ле­тим с на­ми!” “Вам-то про­сто, а я не мо­гу!”- гру­ст­но ду­мал са­мо­ле­тик.

На аэ­ро­дро­ме ка­ж­дый день про­во­ди­лись уро­ки, на ко­то­рых са­мо­ле­ты учи­лись де­лать в не­бе слож­ные фи­гу­ры. Од­на­ж­ды са­мо­ле­тик, как обыч­но, на­блю­дал за фи­гу­ра­ми выс­ше­го пи­ло­та­жа, ко­то­рые вы­пи­сы­ва­ли на не­бе дру­гие са­мо­ле­ты. По­сле них на не­бе ос­та­вал­ся бе­лый след. Вдруг след од­ной из фи­гур, по­хо­жий на бу­к­ву “Щ”, пре­вра­тил­ся в мяг­ко­го бе­ло­го щен­ка. “При­вет! - ска­зал ще­нок. - А ты по­че­му не ле­та­ешь?”

“У ме­ня не по­лу­ча­ет­ся. Я да­же не хо­чу про­бо­вать...” - от­ве­тил са­мо­ле­тик.

“Зна­ешь, ко­гда я смот­рю от­сю­да с вы­со­ты, я мо­гу од­ним взгля­дом ох­ва­тить весь аэ­ро­дром и по­ле, и лес за ним и с од­но­го раза по­нять их смысл. По­ни­ма­ешь, свер­ху го­раз­до лег­че ви­деть та­кие ве­щи и ох­ва­тить их смысл...чем сто­ять вни­зу на од­ном мес­те. И так­же де­ло об­сто­ит во мно­гих дру­гих об­лас­тях жиз­ни. И это от­но­сит­ся и к зна­кам на бу­ма­ге. От­дель­ные знач­ки на бу­ма­ге со­сто­ят из ма­лень­ких кру­жоч­ков, па­ло­чек и изо­гну­тых ли­ний. И их очень лег­ко на­ри­со­вать. Вме­сте они со­став­ля­ют сло­ва-узо­ры. И го­раз­до про­ще уви­деть сло­во, ко­то­рое уже на­пи­са­но, чем уви­деть все это еще то­гда, ко­гда па­лоч­ки, крю­чоч­ки и круж­ки еще не ста­ли сло­ва­ми”.

И то­гда са­мо­ле­ти­ку за­хо­те­лось по­смот­реть с вы­со­ты на род­ной аэ­ро­дром, на по­ля и ле­са. За­хо­те­лось са­мо­му ри­со­вать узо­ры, ко­то­рые, ока­зы­ва­ет­ся, как и бу­к­вы, со­сто­ят из со­всем про­стых ли­ний. И он пред­ста­вил, как вы­пи­сы­ва­ет эти ли­нии, ко­то­рые скла­ды­ва­ют­ся в узо­ры-сло­ва. А по­том раз­бе­жал­ся и взле­тел имен­но так, как пред­став­лял се­бе это. Он по­чув­ст­во­вал, как воз­дух сам под­дер­жи­ва­ет и по­мо­га­ет ему. Ле­теть бы­ло лег­ко и при­ят­но. Под­ни­ма­ясь все вы­ше, он смот­рел впе­ред, а за ним в не­бе ос­та­ва­лись бу­к­вы. И как вы ду­мае­те, что он на­пи­сал? Од­на за дру­гой по­яв­ля­лись бу­к­вы и скла­ды­ва­лись в сло­ва. И вот те, кто сто­ял, вни­зу про­чи­та­ли: “У ме­ня по­лу­чи­лось!” Это бы­ло очень при­ят­но.

И мо­жет быть, вы уди­ви­тесь, что с тех пор са­мо­ле­тик стал ле­тать все уве­рен­нее и пи­сать все но­вые и но­вые сло­ва на не­бе, вы­пол­няя са­мые слож­ные уп­раж­не­ния. А по­том он вы­рос и, ог­ля­ды­ва­ясь в про­шлое, с улыб­кой вспо­ми­нал то вре­мя, ко­гда он еще не умел ле­тать.


День 4.

День уже тра­ди­ци­он­но на­чи­на­ет­ся с по­ло­жи­тель­но­го ау­ди­аль­но­го яко­ря (кста­ти, не толь­ко ау­ди­аль­но­го - ве­ро­ят­но, вы уже по­лу­чи­ли по­зи­тив­ный про­стран­ст­вен­ный якорь на ме­сто за­ня­тий). Прак­ти­ка по­ка­за­ла, что по­лез­но ме­нять че­рез од­но-два за­ня­тия мес­та, ко­то­рые за­ни­ма­ют уча­щие­ся - та­ким об­ра­зом рас­ши­ря­ют­ся гра­ни­цы их внут­рен­них карт, ино­гда за­став­ляю­щих уча­ст­ни­ков груп­пы упор­но при­дер­жи­вать­ся “на­си­жен­но­го мес­та”.

Уп­раж­не­ние для раз­мин­ки и по­вто­ре­ния изу­чен­ной те­мы. Уча­ст­ни­ки де­лят­ся на три груп­пы для вы­пол­не­ния это­го уп­раж­не­ния. Пред­ло­жи­те им от­пра­вить­ся в не­боль­шое пу­те­ше­ст­вие в осен­ний (зим­ний, ве­сен­ний, лет­ний) лес. Пусть, ес­ли это удоб­но, они за­кро­ют гла­за, ПРИ­слу­ша­ют­ся, ПРИ­смот­рят­ся, а за­тем на­пи­шут - пер­вая груп­па “ЧТО я УВИ­ДЕЛ в осен­нем ле­су”, вто­рая “ЧТО я УС­ЛЫ­ШАЛ в осен­нем ле­су”, тре­тья “ЧТО я ПО­ЧУВ­СТ­ВО­ВАЛ в осенн­нем ле­су”. Свои на­блю­де­ния нач­ни­те сло­ва­ми “Я при­шел в осен­ний лес и на­чал при­смат­ри­вать­ся (при­слу­ши­вать­ся, по­чув­ст­во­вал)...” Мы мо­жем за­ме­тить, что наи­боль­шее ко­ли­че­ст­во во­про­сов воз­ни­ка­ет у треть­ей груп­пы. Уточ­ни­те за­да­ние: “Ка­кие за­па­хи вы мо­же­те ощу­тить, те­п­ло или хо­лод, мо­жет быть, при­кос­но­ве­ние или лег­кий ве­те­рок, что-то еще?” Пом­ни­те, ка­ж­дый от­прав­ля­ет­ся в свой соб­ст­вен­ный лес, и ес­ли вы бу­де­те дей­ст­ви­тель­но вни­ма­тель­ны, то вер­не­тесь с но­вы­ми впе­чат­ле­ния­ми. Ва­ше пу­те­ше­ст­вие на­ча­лось, оно про­длит­ся де­сять ми­нут.

Это по-на­стоя­ще­му слож­ное раз­ви­ваю­щее уп­раж­не­ние. Обыч­но про­цесс об­ра­бот­ки ин­фор­ма­ции про­ис­хо­дит бес­соз­на­тель­но. Эта об­ра­бот­ка про­ис­хо­дит на ос­но­ве про­шло­го опы­та, ожи­да­ний, пред­став­ле­ний, на­ших сис­тем убе­ж­де­ний. За­бав­но, но ча­ще все­го мы пред­по­ла­га­ем, что дру­гие пе­ре­жи­ва­ют оди­на­ко­во с на­ми и ис­поль­зу­ют для опи­са­ния этих пе­ре­жи­ва­ний та­кие же сло­ва. От та­ких “пред­по­ло­же­ний” и воз­ни­ка­ет ис­пор­чен­ный те­ле­фон. В хо­де это­го уп­раж­не­ния мы соз­на­тель­но ог­ра­ни­чи­ва­ем дру­гие ка­на­лы вос­при­ятия и рас­ши­ря­ем один из них. Да­вай­те по­ду­ма­ем, на­сколь­ко слож­но ки­не­сте­ти­ку, на­при­мер, опи­сы­вать свои ви­зу­аль­ные впе­чат­ле­ния, а ау­диа­лу ки­не­сте­ти­че­ские. Ис­поль­зуя на­ши сен­со­ры (уши, гла­за, нос, ося­за­ние и т. д.), мы по­зна­ем мир во­круг нас. Но ка­ж­дый об­ра­ба­ты­ва­ет ин­фор­ма­цию и пе­ре­да­ет то, что ис­пы­ты­ва­ет, сво­им уни­каль­ным спо­со­бом. Для нас - тех, кто хо­чет нау­чить­ся по­мо­гать сво­им уче­ни­кам, не­об­хо­ди­мо зна­ние о том, как рас­ши­рить гра­ни­цы вос­при­ятия.

В школь­ной прак­ти­ке вам, на­вер­ное, при­хо­ди­лось стал­ки­вать­ся с дет­ски­ми со­чи­не­ния­ми, в ко­то­рых все со­дер­жа­ние пред­став­ля­ет со­бой пе­ре­чис­ле­ние про­изо­шед­ших со­бы­тий. Мо­же­те по­ве­рить, это - со­чи­не­ние ки­не­сте­ти­ка. Для не­го важ­ны со­бы­тия, а не то, как они про­ис­хо­ди­ли. Кро­ме то­го, ки­не­сте­ти­ку осо­бен­но слож­но опи­сы­вать да­же то, что он чув­ст­ву­ет - для это­го нуж­но поль­зо­вать­ся сло­ва­ми, а как это сде­лать?

Пом­ни­те при­мер со­чи­не­ния од­ной де­воч­ки из по­вес­ти А.Алек­си­на “По­весть Али­ка Дет­ки­на”?

“Че­рез три дня она при­нес­ла за­ри­сов­ку “Мой день”. На­чи­на­ла Ми­ро­но­ва так:

Я про­сну­лась в семь ча­сов де­сять ми­нут по ме­ст­но­му вре­ме­ни. Бы­ло ут­ро. Я умы­лась на кух­не, по­то­му что в ван­ной ком­на­те мыл­ся со­сед. На кух­не у нас сто­ят два сто­ла, по­то­му что в квар­ти­ре жи­вут две се­мьи: у ка­ж­дой по од­но­му сто­лу. На кух­не два ок­на: од­но вы­хо­дит ли­цом на ули­цу, а дру­гое - ли­цом во двор. В семь ча­сов три­дцать ми­нут по ме­ст­но­му вре­ме­ни я съе­ла од­но яй­цо всмят­ку, один бу­тер­брод с сы­ром и вы­пи­ла один ста­кан чая с са­ха­ром. Так на­чал­ся мой тру­до­вой день...

Свя­то­слав Ни­ко­лае­вич по­хва­лил Ми­ро­но­ву:

- Мно­го кон­крет­ных, те­бе од­ной из­вест­ных де­та­лей!..”

А та­кие ми­ни-со­чи­не­ния мы по­лу­ча­ли по­сле это­го уп­раж­не­ния:

1. В ви­зу­аль­ной сис­те­ме:

“Зим­ний лес. Кру­гом бе­лым-бе­ло. Во­круг ог­ром­ные суг­ро­бы. Они по­хо­жи на ди­ко­вин­ных зве­рей. Под вы­со­кой со­сной я ви­жу раз­бро­сан­ные ко­рич­не­вые вет­ки. На них тем­но-зе­ле­ные игол­ки. Ме­ж­ду кам­ня­ми на сне­гу ед­ва при­мет­ны чьи-то ма­лень­кие сле­ды. Я смот­рю на мор­щи­ни­стый ствол. На вет­ке крас­но­гру­дый сне­гирь, по­хо­жий на пу­ши­стый ша­рик”.

2. В ки­не­сте­ти­че­ской сис­те­ме:

“Я иду по зим­не­му ле­су. Но­ги то­нут в глу­бо­ком сне­гу. Ид­ти труд­но. Мо­роз щи­плет ще­ки. В ли­цо бьет ве­тер, он бро­са­ет мне в ли­цо при­горш­ни ко­лю­че­го сне­га. За­мерз­ли ру­ки и паль­цы на но­гах. На шар­фе воз­ле рта за­мерз­ли со­суль­ки. Мне ка­жет­ся, снег пах­нет ар­бу­зом”. (Ав­то­ры этих ра­бот учи­лись в 5 клас­се, ко­гда им бы­ло пред­ло­же­но вы­пол­нить это за­да­ние.)

Ра­бо­та с тек­ста­ми и по­вто­ре­ние пра­ви­ла на пра­во­пи­са­ние при­ста­вок.

Сле­дую­щее уп­раж­не­ние долж­но по­мочь со­вер­шен­ст­во­ва­нию на­прав­лен­но­го вы­бо­роч­но­го вни­ма­ния или для ко­го-то про­сто рас­ши­рить взгляд на мир. Пред­ло­жи­те уча­ст­ни­кам груп­пы на­звать как мож­но боль­ше круг­лых пред­ме­тов, ко­то­рые нас ок­ру­жа­ют, или пред­ме­ты, имею­щие в се­че­нии ок­руж­ность. Вы, воз­мож­но, уди­ви­тесь, как мно­го круг­ло­го в ва­шем клас­се. Нач­ни­те на­блю­дать мир во­круг се­бя по-но­во­му. Кста­ти, сле­дую­щая те­ма за­ня­тия - пра­во­пи­са­ние кор­ней с че­ре­до­ва­ни­ем. Вы уже до­га­да­лись, что мож­но лег­ко пе­рей­ти к этой те­ме, вы­пи­сав на дос­ке сло­ва с кор­нем круг - круж. Тем вре­ме­нем вам уже на­зва­ли ча­сы, зра­чок, пу­го­ви­цы, гвоз­ди, цве­точ­ные горш­ки и что там еще есть в ка­би­не­те? По­сле то­го, как вы ос­та­но­ви­те по­ток на­блю­де­ний, нач­ни­те объ­яс­не­ние но­вой те­мы. Спро­си­те уча­ст­ни­ков за­ня­тий, как бы они объ­яс­ни­ли, что та­кое кор­ни с че­ре­до­ва­ни­ем? За­пи­ши­те на дос­ке те­му и груп­пу кор­ней с че­ре­до­ва­ни­ем, пра­во­пи­са­ние глас­ных в ко­то­рых за­ви­сит от суф­фик­са а:

бер - би­ра

мер - ми­ра

пер - пи­ра

тер - ти­ра

дер - ди­ра

стел - сти­ла

блест - бли­ста.

кос - ка­са

чет - чи­та

жег - жи­га

Сле­дую­щее уп­раж­не­ние по­мо­жет за­кре­пить пра­ви­ло. Уча­ст­ни­ки де­лят­ся на две рав­ные по ко­ли­че­ст­ву груп­пы. Ка­ж­дая груп­па по­лу­ча­ет лист бу­ма­ги, на ко­то­ром все уча­ст­ни­ки по оче­ре­ди по­пе­ре­мен­но бу­дут за­пи­сы­вать сло­ва с бу­к­ва­ми е или и в кор­не с че­ре­до­ва­ни­ем. Сло­ва на од­ном лис­те не долж­ны по­вто­рять­ся, обя­за­тель­но вы­де­ле­ние ор­фо­грам­мы. Вы­иг­ры­ва­ет та ко­ман­да, уча­ст­ни­ки ко­то­рой бы­ст­рее и пра­виль­нее вы­пол­ни­ли за­да­ние.

За­тем объ­яс­ни­те пра­во­пи­са­ние кор­ней с че­ре­до­ва­ни­ем, где на­пи­са­ние глас­ной за­ви­сит от со­глас­ных в кор­не: лаг - лож и рос - раст - ращ. Обыч­но мы вы­де­ля­ем цвет­ным ме­лом бу­к­вы, влияю­щие на вы­бор глас­ной.

лаг - лож

рос - раст - ращ

Яв­ля­ют­ся ли сло­ва рас­те­ние и рас­та­ял од­но­ко­рен­ны­ми и по­че­му?

По­сле то­го, как вы по­лу­чи­те пра­виль­ный от­вет на во­прос и объ­яс­не­ние, за­пи­ши­те сло­ва-ис­клю­че­ния на это пра­ви­ло: рос­ток, Рос­тов, Рос­ти­слав, от­расль. За­пи­сав их в ле­вую часть тет­ра­ди, уча­ст­ни­ки за­по­ми­на­ют сло­ва, ис­поль­зуя внут­рен­нюю ви­зуа­ли­за­цию. Что­бы убе­дить­ся, что они дей­ст­ви­тель­но ви­дят сло­ва, вы мо­же­те за­дать не­сколь­ко спе­ци­аль­ных во­про­сов. Ка­ким по­чер­ком на­пи­са­но это сло­во? Как да­ле­ко оно на­хо­дит­ся? Ка­кая бу­к­ва пер­вая? Ка­ко­го цве­та бу­к­ва-ор­фо­грам­ма? На­зо­ви ее.

За­тем вы­пол­ня­ет­ся ра­бо­та с тек­ста­ми. Ко­гда вы про­ве­ри­те тек­сты и уча­ст­ни­ки вы­пол­нят ра­бо­ту со сло­ва­ми, в ко­то­рых бы­ла до­пу­ще­на ошиб­ка (ис­поль­зу­ет­ся “Стра­те­гия ор­фо­гра­фии”), вы мо­же­те пред­ло­жить им “Кор­рек­тур­ную про­бу”.

Те­перь са­мое вре­мя по­го­во­рить о пра­во­пи­са­нии кор­ней с че­ре­до­ва­ни­ем зар - зор и гар - гор. Пра­во­пи­са­ние глас­ной в этих кор­нях за­ви­сит от уда­ре­ния. Сле­ва на дос­ке за­пи­ши­те:

за­гар - го­реть НО зорь­ка - за­ря

Что­бы знать это пра­ви­ло, дос­та­точ­но все­го-на­все­го за­пом­нить эти при­ме­ры. Мож­но да­же не пол­но­стью, а толь­ко сло­ва под уда­ре­ни­ем: за­гАр и зОрь­ка.

Есть еще од­но уп­раж­не­ние, раз­ви­ваю­щее внут­рен­нюю ви­зуа­ли­за­цию и об­раз­ную па­мять. Пред­ло­жи­те уча­ст­ни­кам за­пом­нить 7 слов, раз­мес­тив их на­пи­са­ние(!) на зна­ко­мой им кар­тин­ке - на­при­мер, на вход­ной две­ри или на сте­не в ком­на­те. Ра­зу­ме­ет­ся, это де­ла­ет­ся в во­об­ра­же­нии. При­мер­ный спи­сок слов: за­ря, за­гар, из­ло­же­ние, рос­ток, ут­варь, тво­ре­ние, рос­тов­щик. Пред­ва­ри­тель­но раз­бе­ри­те, как пи­шут­ся эти сло­ва. Ис­поль­зуй­те по­лез­ные под­сказ­ки из “Стра­те­гии гра­мот­но­го пись­ма”.

Ко­гда вы по­чув­ст­вуе­те уве­рен­ность в том, что ва­ши уче­ни­ки пра­виль­но ус­вои­ли те­му, пе­ре­хо­ди­те к сле­дую­ще­му эта­пу- те­ме “Без­удар­ные глас­ные в кор­не, про­ве­ряе­мые уда­ре­ни­ем”. Вспом­ни­те пра­ви­ло и за­пи­ши­те не­сколь­ко при­ме­ров:

со­сна-со­сны удив­лять­ся-ди­во

Ес­ли ка­ж­дый уча­ст­ник за­ня­тий при­ве­дет по од­но­му сво­ему при­ме­ру или при­ду­ма­ет для сво­его со­се­да сло­во с без­удар­ной глас­ной, а тот под­бе­рет про­ве­роч­ное сло­во, вы бу­де­те знать, что цен­ная ин­фор­ма­ция о пра­во­пи­са­нии без­удар­ных глас­ных ста­ла для них бо­лее дос­туп­ной.

Ра­бо­та с тек­ста­ми.

За­клю­чи­тель­ное уп­раж­не­ние “Ма­як”хо­ро­шо по­мо­га­ет тем, кто чув­ст­во­вал се­бя без­за­щит­ным и сла­бым. Вы­пол­ня­ет­ся под му­зы­ку.

Сей­час, ко­гда вы уст­раи­ваетесь удоб­но, и ва­шим ру­кам удоб­но ле­жать там, где они ле­жат, и ком­форт­но ва­шей спи­не и но­гам, вы от­пра­ви­тесь в пу­те­ше­ст­вие, и оно при­не­сет вам спо­кой­ст­вие и уве­рен­ность. И, мо­жет быть, вы пе­ре­жи­ве­те вол­шеб­ные пре­вра­ще­ния, ес­ли вы за­хо­ти­те это­го. Про­сто по­зволь­те се­бе ви­деть об­ра­зы, по­яв­ляю­щие­ся пе­ред ва­ми, слы­шать го­лос, ко­то­рый мо­жет пре­вра­тить­ся в иные зву­ки - шум волн или кри­ки ча­ек, и ис­пы­ты­вать при­ят­ные пе­ре­жи­ва­ния. Воз­мож­но, вы ви­ди­те ка­кие-то зна­ко­мые кар­ти­ны или то, что ни­ко­гда до это­го не ви­де­ли. Я хо­чу пред­ло­жить вам пред­ста­вить мо­ре, над ко­то­рым под­ни­ма­ет­ся ту­ман. И пусть вам во­об­ра­же­ние на­ри­су­ет сей­час этот ту­ман. Я не знаю, ка­ко­го цве­та этот ту­ман - мо­лоч­но-бе­лый или про­зрач­ный, или ка­кой-то дру­гой, со­всем осо­бен­ный. И, в об­щем, это не­важ­но.

И, мо­жет быть, ту­ман бу­дет той ма­лень­кой сту­пень­кой, от ко­то­рой лег­ко от­толк­нуть­ся и по­плыть или по­ле­теть. Ты мо­жешь по­чув­ст­во­вать свое ды­ха­ние, и с ка­ж­дым вздо­хом твои мыс­ли и чув­ст­ва и все ощу­ще­ния, ко­то­рые при­хо­дят к те­бе, зву­чат и рас­тут, от­да­ют­ся эхом. И в ту­ма­не по­яв­ля­ет­ся ма­лень­кий ска­ли­стый ост­ров. На вер­ши­не ост­ро­ва вы­со­кий, креп­ко по­став­лен­ный ма­як. И мо­жет быть, те­бе за­хо­чет­ся ос­та­но­вить­ся и по­чув­ст­во­вать се­бя этим мая­ком, стоя­щим на ска­ли­стом ост­ро­ве. Твои сте­ны та­кие проч­ные, что да­же силь­ные вет­ры, по­сто­ян­но дую­щие на ост­ро­ве, не мо­гут по­кач­нуть те­бя. Днем и но­чью, в хо­ро­шую и плохую по­го­ду мощ­ный свет мая­ка слу­жит ори­ен­ти­ром для су­дов. Ко­гда ко­раб­ли ви­дят свет мая­ка, они зна­ют, что вер­но на­шли свой путь в ту­ма­не. Свет мая­ка по­мо­га­ет им плыть уве­рен­но и пря­мо к сво­ей це­ли.

Бы­ва­ют раз­ные мая­ки. Есть та­кие мая­ки, ко­то­рые сто­ят на ма­лень­ком ост­ро­ве в океа­не и с те­че­ни­ем вре­ме­ни ста­но­вят­ся все мощ­нее и муд­рее, все креп­че и уве­рен­нее, и вол­ны рас­хо­дят­ся и об­хо­дят эти мая­ки. И те­бе мо­жет быть ин­те­рес­но, что и ты мо­жешь чув­ст­во­вать се­бя силь­нее и уве­рен­нее. Это но­вое чув­ст­во и это но­вое зна­ние, и все, что ты об­ре­та­ешь на сво­ем пу­ти - это мо­жет быть дви­же­ни­ем к сво­бо­де и си­ле. И сей­час ты мо­жешь по­быть не­мно­го с са­мим со­бой и при­слу­шать­ся к се­бе, и ты мо­жешь вы­би­рать, что но­вое ты хо­чешь чув­ст­во­вать внут­ри се­бя. И но­вый опыт и но­вые воз­мож­но­сти лег­ко при­хо­дят к те­бе. И по­ка зву­чит му­зы­ка, ты воз­вра­ща­ешь­ся, и вре­мя бу­дет течь как обыч­но, и ты бу­дешь чув­ст­во­вать се­бя лег­ко и при­ят­но. И ты мо­жешь взять столь­ко вре­ме­ни, сколь­ко те­бе нуж­но для то­го, что­бы по­быть внут­ри се­бя и вер­нуть­ся.


День 5.

Пя­тый день мы обыч­но на­чи­на­ем с ме­та­фо­ры. И вы пом­ни­те, что ка­ж­дый по­ни­ма­ет ме­та­фо­ру по-сво­ему, так, как это важ­но сей­час для не­го?

Итак, од­на­ж­ды по ле­су шел муд­рец. И он уви­дел ле­со­ру­ба, пи­лив­ше­го ог­ром­ное де­ре­во ста­рой ту­пой пи­лой. Бы­ло яс­но, что ра­бо­та­ет тот уже очень дав­но, силь­но ус­тал, а ре­зуль­тат был очень не­ве­лик. “Что ты де­ла­ешь?”- спро­сил муд­рец. “Не ви­дишь - я ра­бо­таю!”- сер­ди­то от­ве­тил ле­со­руб. “Ес­ли ты за­то­чишь свой ин­ст­ру­мент, де­ло пой­дет го­раз­до бы­ст­рее,”- по­со­ве­то­вал муд­рец. “Не ме­шай мне, мне не­ко­гда, мне ра­бо­тать на­до,”- от­ве­тил уп­ря­мый ле­со­руб.

Не так ли и мы, то­ро­пясь сде­лать что-то, не ду­ма­ем, как мож­но за­то­чить на­ши ин­ст­ру­мен­ты?

При­ят­но, что мы мо­жем про­дол­жить на­ше за­ня­тие уп­раж­не­ни­ем, ко­то­рое по­мо­га­ет по­вто­рить те­му кор­ни с че­ре­до­ва­ни­ем и од­но­вре­мен­но раз­ви­ва­ет на­шу па­мять и из­би­ра­тель­ное вни­ма­ние. По­ка вы чи­тае­те сло­ва на изу­чен­ную ор­фо­грам­му, уча­ст­ни­ки груп­пы мо­гут за­крыть гла­за, ес­ли им это удоб­но, и сна­ча­ла за­пом­нить все сло­ва с бу­к­вой и в кор­не, по­том за­пи­сать их: “вы­бе­ру, сти­ра­ешь, за­пе­реть, по­сте­лить, за­бли­стал, за­ди­рать­ся, от­те­реть, из­ме­рять, на­би­рать”. За­тем на дос­ке еще раз вы­пи­сы­ва­ют­ся кор­ни с че­ре­до­ва­ни­ем и уча­ст­ни­ки за­по­ми­на­ют их, ис­поль­зуя стра­те­гию ор­фо­гра­фии. По­сле это­го сле­ду­ет про­вес­ти ра­бо­ту с тек­ста­ми.

Те­перь са­мое вре­мя про­вес­ти ми­ни-дик­тант. Вы чи­тае­те сло­во, в ко­то­ром есть ор­фо­грам­ма, уча­ст­ни­ки со­став­ля­ют сло­во­со­че­та­ние с этим сло­вом и за­пи­сы­ва­ют его. Та­ким об­ра­зом, сло­во свя­зы­ва­ет­ся в вос­при­ятии с соб­ст­вен­ной кар­той ка­ж­до­го уче­ни­ка.

Со­би­ра­ют­ся в (), на­те­реть (), уби­рать (), при­кос­нуть­ся к (), от­ди­рать от (), за­ме­реть от (), при­бе­решь в ().

Час­то лег­ко об­на­ру­жить, что пра­ви­ло про­ще за­по­ми­на­ет­ся, ес­ли оно свя­за­но внут­рен­ни­ми об­раз­ами. Ско­рее все­го вы мо­же­те пе­рей­ти к но­вой те­ме при по­мо­щи сле­дую­ще­го уп­раж­не­ния: ко­гда вы чи­тае­те па­ры слов, уча­ст­ни­ки груп­пы пред­став­ля­ют се­бе об­ра­зы, свя­зан­ные с эти­ми сло­ва­ми, а за­тем вы вос­про­из­во­ди­те од­но сло­во па­ры, а уча­ст­ни­ки за­пи­сы­ва­ют дру­гое, пред­ва­ри­тель­но на­зы­вая раз­де­ли­тель­ный знак. Од­но­вре­мен­но сло­ва за­пи­сы­ва­ют­ся на дос­ке. Па­ры слов: объ­ем - бас­сейн, вью­га -из­буш­ка, вьюк - ло­шадь, объ­ект - строи­тель­ст­во, пье­са - те­атр, объ­яв­ле­ние - текст, карь­е­ра - биз­нес, съем­ка - фильм, дом - подъ­езд, гнез­до - вьют.

За­тем на дос­ке и в тет­ра­дях вы­пол­ня­ет­ся тра­ди­ци­он­ная ра­бо­та: за­пись таб­ли­цы “Пра­во­пи­са­ние раз­де­ли­тель­ных Ъ и Ь” с при­ме­ра­ми уча­щих­ся.

Ъ  
1. обЪ е, е,ю, я 2. + ино­языч­ные сло­ва с при­став­ка­ми ад, ин, кон, об, суб, транс, + двух, трех, че­ты­рех подъ­езд, объ­ем инъ­ек­ция, адъ­ю­тант     двухЪ­я­рус­ный га­раж
Ь  
с Ь е,е,ю,я, и +ино­языч­ные с О обезь­я­на, льешь поч­таль­он, буль­он

Ис­поль­зуя стра­те­гию ор­фо­гра­фии, за­пом­ни­те пра­ви­ла и при­ме­ры. За­тем вы­пол­ни­те ра­бо­ту с тек­ста­ми. Ве­ро­ят­но, из­лиш­не на­по­ми­нать, что для это­го пра­ви­ла осо­бен­но важ­но вы­де­лять ор­фо­грам­му и мор­фе­му, в ко­то­рой пи­шет­ся раз­де­ли­тель­ный знак.

Те­перь, ко­гда мы кос­ну­лись но­вой те­мы, са­мое вре­мя пе­ре­клю­чить на­ше вни­ма­ние и не­мно­го от­дох­нуть или по­тре­ни­ро­вать мыш­ле­ние и во­об­ра­же­ние ( к сча­стью, ино­гда это од­но и то же). Возь­ми­те мя­чик, встань­те в круг вме­сте со свои­ми уче­ни­ка­ми и по­про­буй­те най­ти как мож­но боль­ше про­дол­же­ний пред­ло­же­ния “Ли­стья бы­ва­ют...” Итак, на­чи­на­ем: ”Ли­стья бы­ва­ют зо­ло­ты­ми (опав­ши­ми, бу­маж­ны­ми, по­да­рен­ны­ми, на зем­ле, кру­жа­щи­ми­ся в воз­ду­хе...” Ка­ж­дый на­зы­ва­ет од­но пред­ло­же­ние и пе­ре­бра­сы­ва­ет мя­чик ко­му-то еще. Са­мое ин­те­рес­ное в этом уп­раж­не­нии на­чи­на­ет­ся ми­нут че­рез пять-де­сять, ко­гда ис­сяк­нет пер­вый по­ток близ­ких ас­со­циа­ций. Вот раз­до­лье для во­об­ра­же­ния! Кста­ти, ес­ли вы за­ни­мае­тесь не толь­ко по­вы­ше­ни­ем прак­ти­че­ской гра­мот­но­сти, но и мор­фо­ло­ги­ей, это уп­раж­не­ние весь­ма уме­ст­но для тре­ни­ров­ки раз­ли­чий ме­ж­ду при­ла­га­тель­ны­ми и при­час­тия­ми.

От­дох­нув­шие и до­воль­ные, вы мо­же­те те­перь сно­ва вспом­нить пра­ви­ло о пра­во­пи­са­нии раз­де­ли­тель­ных ъ и ь и про­вес­ти со­рев­но­ва­ние ме­ж­ду дву­мя груп­па­ми уча­щих­ся (см. опи­са­ние в дне вче­раш­нем). Мы ду­ма­ем, что уча­ст­ни­ки за­ня­тий го­раз­до луч­ше пой­мут изу­чен­ную те­му, ес­ли им при­дет­ся че­ре­до­вать сло­ва с ъ и ь, вы­де­ляя при этом ор­фо­грам­му и со­рев­ну­ясь в ско­ро­сти и пра­виль­но­сти вы­пол­не­ния за­да­ния. На­де­ем­ся, вы не за­бы­ли по­здра­вить по­бе­ди­те­лей. Да, еще. Ес­ли груп­па боль­шая, то ко­манд мо­жет быть боль­ше. То­гда и слов, ко­то­рые при­ду­ма­ют ре­бя­та, а вы про­ве­ри­те и про­чи­тае­те вслух, бу­дет боль­ше.

За­тем мы сно­ва пе­ре­хо­дим к вы­пол­не­нию ра­бо­ты с тек­ста­ми. Вы пом­ни­те, что в кон­це за­ня­тия обыч­но от­во­дит­ся вре­мя на то, что­бы ка­ж­дый уче­ник смог по­ра­бо­тать не­ко­то­рое вре­мя со свои­ми ошиб­ка­ми, ис­поль­зуя стра­те­гию гра­мот­но­го пись­ма?

За­вер­ша­ет­ся за­ня­тие ре­лак­са­ци­он­ным уп­раж­не­ни­ем.

Сей­час, ко­гда вы за­крое­те гла­за, вы сде­лае­те то, о чем я по­про­шу вас. Сна­ча­ла от­меть­те три ви­зу­аль­ных об­раза, за­тем три слу­хо­вых, за­тем три ощу­ще­ния. По­сле это­го от­меть­те два дру­гих ви­зу­аль­ных об­раза, ко­то­рые у вас воз­ник­ли, два но­вых зву­ка и два но­вых ощу­ще­ния. За­тем най­ди­те один об­раз, один звук и од­но ощу­ще­ние. Ра­зу­ме­ет­ся, они не долж­ны по­вто­рять­ся. Те­перь, ко­гда вы по­ни­мае­те, что умее­те пе­ре­клю­чать свое вни­ма­ние и на­прав­лять его по сво­ему же­ла­нию, по­ду­май­те, ка­ки­ми воз­мож­но­стя­ми и спо­соб­но­стя­ми еще вы об­ла­дае­те, да­же не осоз­на­вая это­го. Ре­сур­сы, ко­то­ры­ми вы об­ла­дае­те и о ко­то­рых вы еще не знае­те, по­мо­гут вам быть бо­лее ус­пеш­ны­ми, лег­че учить­ся и чув­ст­во­вать се­бя уве­рен­нее. Я не знаю, ка­кие ре­сур­сы по­мо­га­ют ка­ж­до­му из вас -мо­жет быть, это хо­ро­шая па­мять или вни­ма­ние, а мо­жет быть, тер­пе­ние или же­ла­ние нау­чить­ся. А мо­жет быть, это что-то еще, со­всем осо­бен­ное, о чем знае­те толь­ко вы. И по­сле на­ших за­ня­тий вы, ве­ро­ят­но, смо­же­те ис­поль­зо­вать эти ре­сур­сы, ко­то­ры­ми об­ла­дае­те, бо­лее пра­виль­но. И ко­гда вы от­крое­те гла­за, то, что вы уже изу­чи­ли, ста­ло по­нят­нее и про­ще. И вы смо­же­те вос­поль­зо­вать­ся этим зна­ни­ем, ко­гда за­хо­ти­те. По­зволь­те се­бе сде­лать это и по­зволь­те се­бе при­ят­но уди­вить­ся то­му, как это про­ис­хо­дит.


День 6.

Те­перь, ко­гда вы про­ве­ли не­сколь­ко за­ня­тий, у вас есть вы­бор, с ка­ко­го ау­ди­аль­но­го яко­ря на­чи­нать. Ко­неч­но, вы мо­же­те при­ду­мать но­вые уп­раж­не­ния, ко­то­рые ста­нут при­ят­ны­ми яко­ря­ми на на­ча­ло за­ня­тий. И все же мы пред­ло­жим еще од­но за­бав­ное уп­раж­не­ние (ав­тор Му­жиц­кая Т.). Это уп­раж­не­ние “Дождь”. Ве­ду­щий де­лит уча­ст­ни­ков на три груп­пы. Пер­вая груп­па по сиг­на­лу нач­нет по­оче­ред­но щел­кать паль­ца­ми то пра­вой, то ле­вой ру­ки (это труд­но, по­про­буй­те!), вто­рая че­рез не­ко­то­рое вре­мя по­оче­ред­но по­хло­пы­вать ла­до­ня­ми по ко­лен­кам, а чуть поз­же тре­тья ко­ман­да нач­нет при­то­пы­вать но­га­ми - пра­вая-ле­вая, пра­вая-ле­вая или на­обо­рот. Уп­раж­не­ние вы­пол­ня­ет­ся с за­кры­ты­ми гла­за­ми, и ес­ли вы­пол­ня­ет­ся пра­виль­но, вы ус­лы­ши­те , как на­чи­на­ет­ся дождь, льет силь­нее и силь­нее, пре­вра­ща­ет­ся в ли­вень и по­сте­пен­но сти­ха­ет. Для то­го, что­бы дождь стих, уп­раж­не­ние вы­пол­ня­ет­ся в об­рат­ном по­ряд­ке. Сиг­нал обыч­но да­ет­ся при­кос­но­ве­ни­ем и ше­по­том. Че­ст­но го­во­ря, это уп­раж­не­ние, как ока­за­лось, про­ще по­ка­зать, чем объ­яс­нить. Хо­ро­шо за­кон­чить его во­про­сом: “Кто что ус­лы­шал?”

Та­ким об­ра­зом, ва­ши уче­ни­ки на­строи­лись на при­ем ау­ди­аль­ной ин­фор­ма­ции. Ис­поль­зуй­те это - про­го­во­ри­те пра­ви­ло о пра­во­пи­са­нии раз­де­ли­тель­ных зна­ков и пусть ка­ж­дый при­ве­дет свой при­мер. Мы твер­до ве­рим, что с мя­чи­ком это по­лу­ча­ет­ся го­раз­до бы­ст­рее.

На­ко­нец, вы­пол­ни­те ра­бо­ту с тек­ста­ми, про­ра­бо­тай­те вме­сте сло­ва, в ко­то­рых бы­ли до­пу­ще­ны ошиб­ки. На­сту­пи­ло вре­мя пе­рей­ти к но­вой те­ме, но сна­ча­ла по­про­си­те сво­их уче­ни­ков за­крыть гла­за и пред­ста­вить - ну, на­при­мер, яб­ло­ко... или яго­ду клуб­ни­ки. Вы уже по­ня­ли, что сей­час раз­ви­вае­те внут­рен­нюю ви­зуа­ли­за­цию. По­про­си­те рас­смот­реть яб­ло­ко или клуб­ни­ку вни­ма­тель­но, от­ме­тить цвет, по­смот­реть свер­ху, за­тем под­нять по­вы­ше и раз­гля­деть сни­зу. А те­перь нач­ни­те вра­щать. По­про­буй­те из­ме­нить цвет. Уда­лось? Те­перь по­де­ли­тесь свои­ми впе­чат­ле­ния­ми. У ко­го что по­лу­чи­лось? Кста­ти, сно­ва от­вле­чем­ся. Вы за­ме­ти­ли, ка­кая пре­суп­по­зи­ция бы­ла в пре­ды­ду­щем уп­раж­не­нии? Ес­ли вы зна­ко­мы с Мил­тон-мо­де­лью, вы ска­же­те: “Что-то обя­за­тель­но по­лу­чи­лось”. Труд­но по­ве­рить, но ока­зы­ва­ет­ся од­ной фор­му­ли­ров­кой во­про­са мож­но мно­го­го до­бить­ся. “Что по­лу­чи­лось у те­бя хо­ро­шо?” - этим во­про­сом вни­ма­ние фик­си­ру­ет­ся на по­зи­тив­ных пе­ре­жи­ва­ни­ях. Да­же ес­ли ра­бо­та весь­ма не­удач­но вы­пол­не­на, что-то за­слу­жи­ва­ет под­держ­ки. Мо­жет быть, по­черк? Нет? То­гда, ве­ро­ят­но, тер­пе­ние, с ко­то­рым вы­пол­не­на ра­бо­та? Или что-то еще?

Кста­ти, от­вле­чем­ся еще раз. Мы уже го­во­ри­ли о фильт­рах вос­при­ятия. Есть один ин­те­рес­ный во­прос, о ко­то­ром вы мо­же­те за­хо­теть уз­нать. За­бав­но, как этот во­прос ме­ня­ет от­но­ше­ние к про­ис­хо­дя­ще­му. По­лез­но за­да­вать его се­бе вре­мя от вре­ме­ни. Вот он: ”Как то, что про­ис­хо­дит, обо­га­ща­ет мою жизнь?” Да, так как то, что вы чи­тае­те эту кни­гу, обо­га­ти­ло ва­шу жизнь?

Тем вре­ме­нем, вы уже пе­ре­хо­ди­те к сле­дую­щей час­ти за­ня­тий. Спро­си­те ва­ших уче­ни­ков, кто мо­жет уви­деть с за­кры­ты­ми гла­за­ми не толь­ко яго­ды и фрук­ты, но и зна­ки Ъ и Ь. Ка­ко­го они цве­та? Пе­чат­ные или про­пис­ные? По­ду­мать толь­ко, со­всем не­дав­но не­ко­то­рые из них го­во­ри­ли, что ни­че­го не мо­гут уви­деть. По­ра за­пи­сы­вать на дос­ке и в тет­ра­дях но­вую те­му: “Пра­во­пи­са­ние Ь по­сле ши­пя­щих на кон­це слов”.

Пе­ред тем, как зая­вить, что мяг­кий знак пи­шет­ся на кон­це су­ще­ст­ви­тель­ных 3-го скло­не­ния, уточ­ни­те, ка­кие во­об­ще су­ще­ст­ви­тель­ные от­но­сят­ся к 1, 2 и 3 скло­не­ни­ям. Уде­лив вни­ма­ние этой те­ме сей­час, вы об­лег­чи­те ра­бо­ту на сле­дую­щих за­ня­ти­ях. За­пи­ши­те таб­ли­цу в ле­вой час­ти дос­ки, по­тре­ни­руй­тесь с мя­чи­ком в оп­ре­де­ле­нии скло­не­ний.

Пра­во­пи­са­ние Ь на кон­це сущ. по­сле ши­пя­щих.

Скло­не­ние имен сущ.

ж. и м. род на -а, я зем­ля, слу­га ср.род на -о -е м.р. с нул. ок. ок­но, дом ж. род с нул. ок. Ь мышь

Ь ПИ­ШЕТ­СЯ:

1. Сущ. 3 скл. дочь

2. Гла­го­лы (все­гда по­сле ши­пя­щих на кон­це) чи­та­ешь, ис­печь, раз­режь

3. На­ре­чия на­стежь, лишь, сплошь

Ь не пи­шет­ся (НЕТ!)

1. Кр. прил.(ка­ков?) воз­дух свеж

2. Сущ. 2 скл. плющ, плащ

3. От­че­ст­ва Ан­тон Пав­ло­вич

4. Уж за­муж не­втер­пеж

Мы ве­рим, что все уча­ст­ни­ки ва­шей груп­пы пом­нят ши­пя­щие со­глас­ные. Пред­ло­жи­те про­ши­петь эти зву­ки: ж, ш, ч, щ. Мож­но да­же на­ри­со­вать змею, впи­сав в узо­ры на ее шку­ре ши­пя­щие. Те­перь мо­же­те при­сту­пать к за­кре­п­ляю­щим уп­раж­не­ни­ям. Дик­ту­ет­ся спи­сок слов, они за­пи­сы­ва­ют­ся в два стол­би­ка с Ь и без Ь. Ин­те­рес­но, что это уп­раж­не­ние про­хо­дит эф­фек­тив­нее и бы­ст­рее, ес­ли ра­бо­та вы­пол­ня­ет­ся по груп­пам (по ва­ри­ан­там, по ря­дам). При­мер­ный спи­сок: пол­ночь, врач, лан­дыш па­хуч, мо­гуч, из-за туч, ре­ше­ние за­дач, из­влечь, ключ, ра­ду­ешь­ся, ум­ножь, пи­шешь, пьешь, не­сешь, мно­го свеч, из-за рощ и па­ст­бищ. Над ка­ж­дым сло­вом за­пи­ши­те часть ре­чи. Про­верь­те и раз­бе­ри­те ошиб­ки.

Ра­бо­та с тек­ста­ми.

За­тем вспом­ни­те еще од­ну иг­ру. Вы чи­тае­те сло­ва на пра­ви­ло, ес­ли в сло­ве есть ь по­сле ши­пя­щей, нуж­но хлоп­нуть в ла­до­ши. При­мер­ный спи­сок слов (ес­ли хо­ти­те, про­дол­жи­те его): вскачь, мяч, спе­шишь, Алек­сандр Сер­гее­вич, уж, лишь, гла­дишь, га­раж, мо­ло­дежь, учишь­ся, обо­значь, ти­паж.

Хо­тя вы уже ра­бо­та­ли се­го­дня с раз­ви­ти­ем внут­рен­ней ви­зуа­ли­за­ции, мы на­де­ем­ся, что сле­дую­щее уп­раж­не­ние так­же бу­дет по­лез­ным. По­про­си­те уча­ст­ни­ков за­ня­тий пред­ста­вить ввер­ху пе­ред со­бой бе­лый эк­ран, а на нем крас­ную ро­зу. Пред­ло­жи­те из­ме­нить цвет ро­зы. У ко­го что по­лу­чи­лось? По­де­ли­тесь впе­чат­ле­ния­ми.

Ра­бо­та с тек­стом.

Пре­ж­де, чем объ­я­вить об окон­ча­нии за­ня­тия, вы­пол­ни­те уп­раж­не­ние “Пе­ре­да­ча энер­гии”.

Во­об­ра­зи­те пе­ред со­бой ка­кой-то ис­точ­ник энер­гии. Воз­мож­но, это го­ря­чее солн­це или мощ­ная лам­па или что-то еще. Он со­гре­ва­ет вас, да­ет вам энер­гию. По­ста­рай­тесь ощу­тить, как энер­гия воз­дей­ст­ву­ет на ва­ше те­ло. Пред­ставь­те та­кой же ис­точ­ник энер­гии за сво­ей спи­ной. По­чув­ст­вуй­те, как вол­ны энер­гии сколь­зят вниз и вверх по ва­шей спи­не. По­мес­ти­те ис­точ­ник энер­гии спра­ва. Ощу­ти­те воз­дей­ст­вие энер­гии на пра­вую по­ло­ви­ну те­ла.

По­мес­ти­те ис­точ­ник энер­гии сле­ва. Ощу­ти­те воз­дей­ст­вие энер­гии на ле­вую по­ло­ви­ну те­ла.

Те­перь ис­точ­ник энер­гии на­хо­дит­ся у вас под но­га­ми. По­чув­ст­вуй­те, как на­пол­ня­ют­ся энер­ги­ей ступ­ни ва­ших ног, а по­том энер­гия под­ни­ма­ет­ся вы­ше и рас­про­стра­ня­ет­ся по все­му те­лу.

Пред­ставь­те, что вы по­сы­лае­те энер­гию ка­ко­му-то близ­ко­му для вас че­ло­ве­ку.


День 7.

Уп­раж­не­ние “Озе­ро”.

Пред­ставь­те се­бе, что вы иде­те по гус­то­му ле­су. У ка­ж­до­го из вас есть свой лес, в ко­то­ром вы пред­по­чи­тае­те бы­вать, и с ко­то­рым свя­за­ны при­ят­ные вос­по­ми­на­ния. Кру­гом де­ре­вья, под но­га­ми тра­ва или су­хие игол­ки - я не знаю. Вы ог­ля­ды­вае­тесь во­круг - ство­лы де­ревь­ев тя­нут­ся вы­со­ко вверх. По­сте­пен­но де­ре­вья рас­сту­па­ют­ся и за ни­ми по­яв­ля­ет­ся боль­шая по­ля­на, по­сре­ди ко­то­рой ле­жит лес­ное озе­ро, на­пол­нен­ное уди­ви­тель­но чис­той, про­зрач­ной во­дой. Оно свер­ка­ет, как дра­го­цен­ный ка­мень. Оно очень спо­кой­ное и глу­бо­кое. А те­перь пред­ставь­те, что вы пре­вра­щае­тесь в это озе­ро. Ощу­ти­те свою глу­би­ну, спо­кой­ст­вие. По­зволь­те се­бе по­быть не­ко­то­рое вре­мя ти­хим лес­ным озе­ром, скры­тым от люд­ских глас в гус­том ле­су. Ес­ли вы хо­ти­те, вы мо­же­те ос­та­вить се­бе это чув­ст­во. Оно есть в вас и ос­та­нет­ся с ва­ми столь­ко, сколь­ко вы за­хо­ти­те.

По­сле то­го, как вы вы­пол­ни­ли уп­раж­не­ние “Озе­ро”, у вас есть воз­мож­ность вы­брать од­но из двух пред­ла­гае­мых уп­раж­не­ний, а ес­ли хо­ти­те, вы­пол­ни­те их оба. Про­чи­тай­те уча­ст­ни­кам за­ня­тий спи­сок из 10 слов (ключ, свеж, на­значь, из-за туч, брошь, съешь, речь, ночь, ноч­ка, меч) и по­про­си­те за­пом­нить лю­бым удоб­ным для них спо­со­бом. За­тем за­дай­те во­про­сы: сколь­ко все­го слов бы­ло? сколь­ко из них су­ще­ст­ви­тель­ных 3-го скло­не­ния? сколь­ко со­дер­жа­ли мяг­кий знак? На­зо­ви­те и за­пи­ши­те те, в ко­то­рых не бы­ло ь. Обо­значь­те час­ти ре­чи.

Дру­гое уп­раж­не­ние на­зы­ва­ет­ся “Круг”и слу­жит для раз­ви­тия на­прав­лен­но­го вни­ма­ния. На­ри­суй­те на се­ре­ди­не дос­ке круг с точ­кой в цен­тре (ино­гда мы ри­су­ем яб­ло­ко). Все уча­ст­ни­ки смот­рят на точ­ку в кру­гу и по ко­ман­де “Гла­за вверх” под­ни­ма­ют гла­за вверх (го­ло­ва при этом ос­та­ет­ся не­под­виж­ной), по ко­ман­де “Гла­за вле­во” со­от­вет­ст­вен­но пе­ре­во­дят гла­за вле­во и так да­лее (впра­во, вниз). По­ми­мо сво­его пря­мо­го на­зна­че­ния, это уп­раж­не­ние яв­ля­ет­ся про­фи­лак­ти­че­ским про­тив бли­зо­ру­ко­сти. За­тем ка­ж­дый уче­ник вы­пол­ня­ет это за­да­ние са­мо­стоя­тель­но. Пре­ду­пре­ди­те, что при­дет­ся быть очень вни­ма­тель­ным, и сна­ча­ла да­вать се­бе ко­ман­ду и толь­ко по­том пе­ре­во­дить гла­за.

Сле­дую­щая за­да­ча для нас - вспом­нить, как вы­пол­ня­ет­ся раз­бор сло­ва по со­ста­ву. За­пи­ши­те на дос­ке сло­ва: мы­шо­нок, по­ду­шеч­ка, вра­чом. Вы­де­ли­те мор­фе­мы и объ­яс­ни­те, как вы это де­лае­те. Те, кто пом­нит, как это де­ла­ет­ся, с удо­воль­ст­ви­ем по­слу­ша­ют вас еще раз, а те, кто за­был, бу­дут бла­го­дар­ны вам за на­по­ми­на­ние. Те­перь са­мое вре­мя по­тре­ни­ро­вать­ся. Пусть уча­ст­ни­ки в те­че­ние 5 ми­нут на­пи­шут - кто боль­ше - сло­ва по схе­ме

Нач­ни­те изу­че­ние те­мы “Пра­во­пи­са­ние о-е по­сле ши­пя­щих и ц в кор­нях, суф­фик­сах и окон­ча­ния су­ще­ст­ви­тель­ных и при­ла­га­тель­ных” с за­пи­си на дос­ке:

В СУФ­ФИК­САХ И ОКОН­ЧА­НИ­ЯХ:
О - под уда­ре­ни­ем Клю­чОм, мед­ве­жО­нок, боль­шОй, е - без уда­ре­ния лан­ды­шЕм, о мо­гу­чЕм ду­бе, плю­шЕ­вый

Пусть уча­ст­ни­ки при­ве­дут как мож­но боль­ше сво­их при­ме­ров.

Ра­бо­та с тек­ста­ми.

В КОР­НЕ

Пче­лы - пче­ла, же­лудь - же­лу­де­вый, де­ше­вый - де­шев­ле, ше­пот - шеп­тать

Ес­ли мож­но по­доб­рать про­ве­роч­ное сло­во, где на мес­те е сто­ит е.

Для то­го, что­бы за­кре­пить изу­чен­ное пра­ви­ло, про­ве­ди­те иг­ру с хлоп­ка­ми или мя­чи­ком. Ис­поль­зуя стра­те­гию гра­мот­но­го пись­ма, за­пом­ни­те сло­ва-ис­клю­че­ния: шо­рох, шов, ка­пю­шон, шо­ко­лад, кры­жов­ник, шос­се, жо­кей, тре­щот­ка, жонг­лер, об­жо­ра, тру­що­ба, ча­що­ба. Эти сло­ва удоб­но за­пи­сать в сло­ва­рик или на от­дель­ные кар­точ­ки - пом­ни­те, как лег­ко за­учи­вать сло­вар­ные сло­ва в транс­пор­те или в иг­ре?

Ви­зуа­ли­за­ция.

Пред­ставь­те се­бе вкус­ную шо­ко­лад­ку. Ка­ко­го цве­та бу­маж­ка, в ко­то­рую она за­вер­ну­та? Вы мо­же­те от­ло­мить ку­со­чек. А те­перь возь­ми­те кис­точ­ку и за­крась­те изо­бра­же­ние шо­ко­лад­ки. Или со­три­те его во­об­ра­жае­мой тряп­кой. Те­перь на мес­те шо­ко­лад­ки пред­ставь­те сло­во “шо­ко­лад”. Сколь­ко в нем букв о? Ка­кая бу­к­ва вто­рая по сче­ту? Мо­же­те рас­кра­сить это сло­во, ес­ли хо­ти­те. А те­перь сно­ва пред­ставь­те се­бе шо­ко­лад­ку. Ощу­ти­те ее при­ят­ный вкус и за­пах. Сно­ва со­три­те изо­бра­же­ние и на­пи­ши­те сло­во шо­ко­лад. Ка­кие еще сло­ва с бу­к­вой о по­сле ши­пя­щей в кор­не вы мо­же­те вспом­нить?

Ра­бо­та с тек­ста­ми.

По­сле то­го, как вы про­ве­ри­ли ра­бо­ты, про­дол­жай­те тре­ни­ро­воч­ные уп­раж­не­ния по те­ме. Вы чи­тае­те пред­ло­же­ния, а уча­щие­ся за­пи­сы­ва­ют толь­ко сло­ва с о в кор­нях, суф­фик­сах и окон­ча­ни­ях су­ще­ст­ви­тель­ных и при­ла­га­тель­ных. Ко­неч­но, вы­де­ля­ют ор­фо­грам­му.

При­шел док­тор и вы­ле­чил об­жо­ру.

В тай­ге точ­но шел шо­рох и та­ин­ст­вен­ный ше­пот.

Маль­чон­ка был без шап­ки, с хол­що­вой сум­кой че­рез пле­чо.

В боль­шом за­ле тан­це­ва­ли ма­зур­ку.

Ес­ли вы хо­ти­те, что­бы кро­ме ау­ди­аль­но­го ка­на­ла был за­дей­ст­во­ван и ви­зу­аль­ный, пред­ло­жи­те груп­пе раз­де­лить­ся на две ко­ман­ды и вы­зо­ви­те к дос­ке по од­но­му че­ло­ве­ку от ко­ман­ды так, что­бы не бы­ло вид­но, что они пи­шут. Они, ра­зу­ме­ет­ся, вы­пол­ня­ют об­щее за­да­ние. По­том пред­ло­жи­те ко­ман­дам про­ве­рить ра­бо­ту сво­их ка­пи­та­нов и, ес­ли на­до, до­пол­нить. Вы­иг­ры­ва­ет та ко­ман­да, ко­то­рая вы­пол­ни­ла всю ра­бо­ту пра­виль­но.

Пе­ред тем, как сно­ва пред­ло­жить ра­бо­ту с тек­ста­ми, вы­пол­ни­те уп­раж­не­ние на раз­ви­тие вни­ма­ния и па­мя­ти. Раз­ло­жи­те на сто­ле 10 пред­ме­тов (мы обыч­но ис­поль­зу­ем де­ре­вян­ный бо­чо­нок, шо­ко­лад­ку, ме­шо­чек, рас­чес­ку или щет­ку, крю­чок, ключ, ка­ран­даш, же­лудь, мяч и иг­ру­шеч­ную мышь - вы мо­же­те из­ме­нить пред­ме­ты по сво­ему ус­мот­ре­нию, про­верь­те толь­ко, есть ли в на­зва­ни­ях этих пред­ме­тов ор­фо­грам­мы). Эти пред­ме­ты за­кры­ты боль­шим плат­ком. От­крой­те их на 20 се­кунд. За это вре­мя уча­ст­ни­ки долж­ны за­пом­нить, ка­кие пред­ме­ты ле­жат на сто­ле. За­тем на­брось­те пла­ток. Те­перь уче­ни­ки долж­ны пра­виль­но за­пи­сать сло­ва и вы­де­лить ор­фо­грам­мы.

Ра­бо­та с тек­ста­ми.

Те­перь вспом­ни­те умень­ши­тель­но-лас­ка­тель­ные суф­фик­сы -онок, -енок, -ок, -ек и пред­ло­жи­те вос­поль­зо­вать­ся ими вме­сто вол­шеб­ной па­лоч­ки. Вы пред­ла­гае­те на­зва­ния взрос­лых жи­вот­ных, а ва­ши уче­ни­ки пре­вра­ща­ют их при по­мо­щи вол­шеб­ной па­лоч­ки в ма­лень­ких или их де­те­ны­шей и за­пи­сы­ва­ют на­зва­ния. Сле­ду­ет ли на­по­ми­нать, что при этом они вы­де­ля­ют ор­фо­грам­му?

Мед­ведь - мед­ве­жо­нок, волк, за­яц, верб­люд, хо­мяк, пе­тух, ля­гуш­ка, бык, бел­ка, бар­сук. Спи­сок мож­но лег­ко про­дол­жить.

В за­вер­ше­ние за­ня­тий пред­ло­жи­те сво­им уче­ни­кам от­ве­тить на во­про­сы (со­всем не обя­за­тель­но вслух, но ес­ли кто-то за­хо­чет, по­че­му бы и нет): ”Что я се­го­дня на за­ня­ти­ях сде­лал хо­ро­шо? А что мог бы сде­лать еще луч­ше?”


День 8.

Нач­ни­те за­ня­тие с хлоп­ков или лю­бо­го дру­го­го при­ят­но­го для вас яко­ря. За­тем вы­пол­ни­те уп­раж­не­ние на внут­рен­нюю ви­зуа­ли­за­цию, вни­ма­ние и па­мять. За­да­ние к это­му уп­раж­не­нию очень про­стое: за­пом­ни­те 10 слов, пред­став­ляя се­бе муль­ти­п­ли­ка­ци­он­ный фильм, где уча­ст­ву­ют на­зван­ные ге­рои. Пом­ни­те, в не­ко­то­рых сло­вах есть ор­фо­грам­мы! За­по­ми­нать мож­но с от­кры­ты­ми или за­кры­ты­ми гла­за­ми - ко­му как удоб­но. Сло­ва для за­по­ми­на­ния: пче­лы, мед­ве­жо­нок, озе­ро, те­леж­ка, ста­кан, мар­га­рит­ка, об­ла­ко, бель­чо­нок, до­рож­ка, солн­це. Пред­ва­ри­тель­но сло­ва за­пи­сы­ва­ют­ся на дос­ке так, что­бы их мож­но бы­ло по­ка­зать во вре­мя про­вер­ки. По­сле то­го, как те, кто за­пом­нил все 10 слов, про­чи­та­ли их, по­де­ли­лись сво­ей стра­те­ги­ей за­по­ми­на­ния и рас­ска­за­ли о сво­их внут­рен­них об­раз­ах, раз­бе­ри­те сло­ва с ор­фо­грам­ма­ми. Вспом­ни­те пра­во­пи­са­ние о-е по­сле ши­пя­щих и ц в кор­нях, суф­фик­сах и окон­ча­ни­ях сущ. и прил., пусть ка­ж­дый под­бе­рет по сво­ему при­ме­ру, не­ко­то­рые из них за­пи­ши­те на дос­ке, вы­де­ли­те ор­фо­грам­му.

Ра­бо­та с тек­ста­ми.

При изу­че­нии этой те­мы мы от­ме­ча­ли, что пра­ви­ло го­раз­до про­ще ус­ваи­ва­ет­ся, ес­ли пред­ло­жи­те уче­ни­кам уга­дать за­шиф­ро­ван­ное сло­во и со­ста­вить ана­ло­гич­ные за­гад­ки:

МЕ (...)О­ЛАД Вставь­те в скоб­ки сло­во из трех букв, ко­то­рое за­кон­чит пер­вое сло­во и нач­нет вто­рое. (шок: ме­шок и шо­ко­лад). Это за­да­ние мы взя­ли из из­вест­но­го тес­та на раз­ви­тие ин­тел­лек­та Ай­зен­ка. Во вре­мя на­ших за­ня­тий уча­щие­ся при­ду­ма­ли мно­го сво­их по­доб­ных за­га­док: ШЕ(...)ОЛОК - пот: ше­пот и по­то­лок, ШОР(..)РА­НА - ох: шо­рох и ох­ра­на, где ох-меж­до­ме­тие и дру­гие.

Как уже ут­вер­жда­лось, по­вы­ше­нию гра­мот­но­сти со­пут­ст­ву­ет раз­ви­тие внут­рен­ней ви­зуа­ли­за­ции или, ес­ли хо­ти­те, на­обо­рот. Хо­тя к ус­пе­ху при­во­дят не­сколь­ко фак­то­ров, раз­ви­тие внут­рен­ней ви­зуа­ли­за­ции яв­ля­ет­ся клю­че­вым. Что­бы пе­рей­ти к но­вой те­ме, пред­ло­жи­те уча­ст­ни­кам пред­ста­вить ма­лень­ко­го жел­то­го цы­п­лен­ка. По­зо­ви­те его: ”Цып, цып, цып.” Идет ли он на зов? И ес­ли идет, то за­чем?

По­ра за­пи­сы­вать но­вую те­му: ”Пра­во­пи­са­ние ы-и по­сле Ц”. На дос­ке

Цы    
оконч. пти­цЫ, блед­но­ли­цЫй суф. си­ни­цЫн, ку­ри­цЫн искл. Цы­ган по­до­шел на цы­поч­ках к цы­п­лен­ку и цыкнул на не­го: ”Цыц!”
Ци    
на -ция на­ция ко­рень циф­ра, ме­ди­ци­на, пан­цирь, прин­цип  

Тре­ни­ро­воч­ные уп­раж­не­ния. Сло­ва под дик­тов­ку за­пи­сы­ва­ют­ся в два стол­би­ка:

Плов­цы, ов­цы, смуг­ло­ли­цый, куль­ми­на­ция, ци­рюль­ник, цирк, лек­ция, ми­ли­ция, стан­ция, кол­лек­ция, мо­то­цикл, цит­рус, цин­га, цы­га­ноч­ка, дис­ци­п­ли­на, план­та­ция, прин­цип.

Ра­бо­та с тек­ста­ми, за­по­ми­на­ние с по­мо­щью стра­те­гии ор­фо­гра­фии.

Ес­ли вы го­то­вы, мо­же­те пе­ре­хо­дить к сле­дую­щей те­ме: ”Пра­во­пи­са­ние де­фи­са в не­оп­ре­де­лен­ных ме­сто­име­ни­ях и на­ре­чи­ях”. По­уп­раж­няй­тесь в про­из­но­ше­нии по­сло­ви­цы с раз­ным чув­ст­вом и раз­ны­ми ин­то­на­ция­ми. Сна­ча­ла пусть ка­ж­дый про­из­не­сет по­сло­ви­цу: ”При­шел кто-то, взял что-то, по­шел бы за ним да не знаю за кем”. (Сло­варь В.И.Да­ля) с чув­ст­вом удив­ле­ния, за­тем по­сле­до­ва­тель­но со­мне­ния, воз­му­ще­ния, пре­зре­ния, ра­до­сти и гор­до­сти. Так кто это при­хо­дил? За­пи­ши­те на дос­ке:

КТО-ТО: КОЕ-, -ТО, -ЛИ­БО, -НИ­БУДЬ

Про­го­во­ри­те не­сколь­ко раз вслух. Во­об­ра­зи­те при­став­ку кое и суф­фик­сы то, ли­бо, ни­будь на ва­шем внут­рен­нем эк­ра­не.

Ра­бо­та с тек­ста­ми.

НЕ и НИ в ме­сто­име­ни­ях.

НЕ НИ

НЕк­то ни­кто

НЕ­где ни­где

НЕ­че­го ни­че­го

На сло­жен­ном лис­те бу­ма­ги на­пи­ши­те ни­ко­го. Раз­вер­ни­те лист и в склад­ке на­пи­ши­те дру­гим цве­том пред­лог ДЛЯ. Ко­гда вы по­ка­же­те лист уче­ни­кам и пред­ло­жи­те им сде­лать та­кие же, мо­же­те быть уве­ре­ны, что ки­не­сте­ти­ки ус­во­ят эту те­му го­раз­до ус­пеш­нее, ес­ли по­дер­жат лист в ру­ках.

НИ для КО­ГО

Ком­мен­ти­ро­ван­ное пись­мо (обя­за­тель­но за­пи­сы­вать и на дос­ке): ни у ко­го, ко­му-ни­будь, ко­гда-ни­будь, все-та­ки, не о ком, кое с кем, где-ли­бо, ни­че­го, не­где, не с кем, не­сколь­ко, нис­коль­ко. Ви­зуа­ли­за­ция слов, в ко­то­рых бы­ли сде­ла­ны ошиб­ки.

Ра­бо­та с тек­ста­ми.

Уп­раж­не­ние на раз­ви­тие вер­баль­но­го ин­тел­лек­та (тест Ай­зен­ка). Вставь­те сло­во, ко­то­рое за­кан­чи­ва­ет пер­вое сло­во и на­чи­на­ет вто­рое.

ОБЫ(...)КА

Вставь­те сло­во в скоб­ки.

БА­ГОР(РО­СА)ТЕ­САК

ГА­РАЖ(....)ТА­БАК

кни­га(АИСТ)са­лат

по­рог(....)ом­лет

Фля­га(альт)жесть

ко­сяк(....)ми­раж

ло­ток(клад)лод­ка

олимп(....)ка­тер

пи­рог(по­ле)сле­за

ры­нок(....)оса­да

Вйор­бео, ло­ер, угьс, сят­бер - ка­кая из на­зван­ных птиц са­мая ма­лень­кая?

По­вто­ре­ние пра­во­пи­са­ния не и ни в ме­сто­име­ни­ях и де­фи­са в ме­сто­име­ни­ях и на­ре­чи­ях.

В за­вер­ше­ние за­ня­тия - ме­та­фо­ра.

Од­на­ж­ды па­ди­шах ре­шил под­верг­нуть ис­пы­та­нию сво­их ви­зи­рей. “О мои под­дан­ные!- об­ра­тил­ся к ним па­ди­шах, - у ме­ня есть для вас труд­ная за­да­ча, и я хо­тел бы знать, кто смо­жет ре­шить ее”. Он по­вел сво­их под­дан­ных в сад, в уг­лу ко­то­ро­го бы­ла ржа­вая же­лез­ная две­ри с ог­ром­ным зам­ком. “Тот, кто смо­жет от­крыть эту дверь, ста­нет мо­им пер­вым ви­зи­рем”,- ска­зал он и ото­шел в сто­ро­ну. Од­ни при­двор­ные толь­ко ка­ча­ли го­ло­ва­ми, дру­гие ста­ли раз­гля­ды­вать за­мок, тре­тьи на­ча­ли не­уве­рен­но тол­кать дверь, но они бы­ли убе­ж­де­ны, что не смо­гут от­крыть ее. Один за дру­гим они от­хо­ди­ли от две­ри. Но один ви­зирь вни­ма­тель­но ос­мот­рел дверь, ощу­пал за­мок и изо всех сил на­жал на дверь. Он тол­кал ее и - о чу­до! - она ста­ла под­да­вать­ся, поя­ви­лась сна­ча­ла уз­кая щель, а по­том дверь ста­ла дви­гать­ся все бы­ст­рее и рас­кры­лась. То­гда па­ди­шах ска­зал: “Ты ста­нешь пер­вым ви­зи­рем, по­то­му что по­ла­га­ешь­ся не толь­ко на то, что ви­дишь и слы­шишь, но ве­ришь в соб­ст­вен­ные си­лы.


День 9.

По­доб­но пре­ды­ду­щим за­ня­ти­ям этот день вы на­чи­нае­те с лю­бо­го по­зи­тив­но­го ау­ди­аль­но­го яко­ря. Уп­раж­не­ние “За­бро­шен­ный сад”.

Пред­ставь­те, что вы по­па­ли на тер­ри­то­рию ста­рин­но­го за­мок. Мо­жет быть, вы уви­де­ли вы­со­кую ка­мен­ную сте­ну, в ко­то­рой на­хо­дит­ся дверь. И вы мо­же­те от­крыть ее и вой­ти. Ес­ли вы вой­де­те в нее, вы ока­же­тесь в ста­ром за­бро­шен­ном са­ду воз­ле зам­ка. Ко­гда-то дав­но это был пре­крас­ный сад, но за ним дав­но ни­кто не уха­жи­ва­ет. Де­ре­вья так раз­рос­лись, гус­тая тра­ва за­кры­ла тро­пин­ки. Толь­ко вы мо­же­те вер­нуть са­ду преж­ний вид. Ог­ля­ди­тесь - на­чав с лю­бой час­ти са­да, вы под­ре­зае­те вет­ки де­ревь­ев, вы­ка­ши­вае­те слиш­ком гус­тую тра­ву, по­ли­вае­те де­ре­вья, то есть де­лае­те так, что сад по­сте­пен­но пре­об­ра­жа­ет­ся. Что еще вам хо­те­лось бы сде­лать? Те­перь ос­та­но­ви­тесь и срав­ни­те ту часть са­да, где вы уже по­ра­бо­та­ли, с той, ко­то­рую вы еще не тро­га­ли.

Ка­ж­дый уча­ст­ник при­во­дит свои при­ме­ры на изу­чен­ные на про­шлом за­ня­тии те­мы, ве­ду­щий за­пи­сы­ва­ет при­ме­ры на дос­ке и вы­де­ля­ет ор­фо­грам­мы. За­тем ка­ж­дый за­пи­сы­ва­ет в сво­ей тет­ра­ди еще по 5 при­ме­ров и вы­де­ля­ет ор­фо­грам­мы. Взаи­мо­про­вер­ка.

Ми­ни-дик­тант. Сло­ва для дик­тан­та: пан­цирь, ци­гей­ка, ци­фер­блат, ме­ди­цин­ский, цы­ган­ский, ми­ли­ция, лек­ция, ци­та­та, пти­цы, рес­ни­цы, цы­п­ле­нок, прин­ци­пы, ци­нов­ка, гра­ци­оз­ный, как-то, кто-ни­будь, ни­ко­го, ни с кем не дру­жить, не­где от­дох­нуть, ни­ко­гда не уны­вать, кое-как, кто-ли­бо, что-то, что-ни­будь.

Ес­ли вы за­кон­чи­ли дик­тов­ку и да­ли де­тям воз­мож­ность про­ве­рить, поль­зу­ясь ви­зу­аль­ной па­мя­тью (за­бав­но, не прав­да ли, как час­то учи­те­ля го­во­рят: ”Не смот­ри в по­то­лок, там ни­че­го не на­пи­са­но!”), пе­ре­хо­ди­те к но­вой те­ме.

Наши рекомендации