Растения:все, посвященные Солнцу (подсолнечник, ноготки и др.).

Обряд:поджигание колес и спускание их с холмов (на Йоль, Остару и в Середине Лета). Обряд встречи Солнца проводится на рассвете любого дня. То, что ви­дится на рассвете,'оказывается предзнаменованием того, что случится вэтот день, особенно если он важный.

сюн

Богиня Сюн («отказ»), как считается, сторожит двери в палате и закрывает их перед теми, кому входить не дозволено. И к ней также прибегали на тинге для



Галина Бедненко. Школа рун

зашиты от тех речей, которые хотят опровергнуть. Это богиня-защитница. Атрибуты ей нашли уже в совре­менные дни. Обращаются к Сюн за помощью по защи­те дома, жилища или в суде.

Рунический сигель:любые защитные заклинания.

Предметы:метла, меч.

Напиток:заваренные кусочки яблок с щепоткой горь­кой полыни.

труд

Труд — дочь Сив и Тора. Ее имя означает «Сила». Иногда оно используется как составная часть в именах валькирий. Великан Гунгнир похитил ее (это известно по стихам скальда Браги Старого), но Тор вызволил. Считается, что те богини, на которых чаще всего-поку­шаются великаны, олицетворяют «женские» жизненные силы вселенной. Труд — дочь прекраснейшей из богинь и сильнейшего из богов, потому она сильна и пре­красна. Вместе со своими братьями Моди и Магни Труд олицетворяет храбрость и силу — основные дары Тора людям.

Современные язычники считают Труд самой молодой иочень примечательной асиньей. Она олицетворяет новое, по сравнению с родительским, отношение к зем­ле. Фьёргюн-Земле Труд приходится внучкой... Счита­ется, что в период поклонения Земле, как таковой, че­ловек просто собирал то, что она ему давала (ягоды, орехи, коренья). В период почитания Сив как Собира­тельницы злаков (не зря же ей отрезают золотые воло­сы) люди уже умели сеять и собирать хлеб, но не забо­тились о земле, как таковой. Труд же представляет более развитую агрикультуру (трехполье, подкормка почвы идр.). Кроме того, эта богиня ассоциируется с выпечкой хлеба. Когда Труд не печет хлеб, она самостоятельно очищает поля от камней.

Труд представляется как большая сильная женщина, похожая на великаншу. У нее рыжие волосы, откинутые

Групповая практика___________________________ 279

назад. Она одета в изношенные, грязные одежды — обычные для занятой работницы. Это довольно цельный образ, но атрибутика этой богини практически не раз­работана.

Напиток:вероятно, пиво.

СИГЮН

Жена Локи — Сигюн — известна своим самопожер­твованием. Она — верная жена неверного супруга, став­шего врагом всех других богов. В этом она так же является зеркальным отражением Фригг, как Локи — отражением Одина. Но она встречается нам только в тот момент, когда Локи уже связали и повесили над ним змею. С тех пор Сигюн держит над Локи чашу, чтоб яд не капал ему на лицо.

И

Сигель богини:сочетание Иваз и Альгиз или Иваз и Берканы. Эти вязи показывают нам постоянную крити­ческую ситуацию и либо надежду женщины на лучшее, либо ее практическую помощь и поддержку.

Сфера проявления богини в мире:все, что связано с реабилитацией преступников.

Способ проявления богини в себе:носить мужу пере­дачи, нанимать адвокатов, писать прошения и пр.

ЁРД

Богиня Ёрд — мать Тора и дочь богини Ночи и ее мужа Аннара («Второго»). У нее несколько имен, в том числе и Фьёргюн. Она была первой создана из тела великана



Галина Бедненко. Школа рун

И мира. Полагают, что мужской половиной Земли-Ёрд был Эгир — морской великан — и что они оба — Ёрд и Эгир — были созданы из обоеполого Имира: Эгир — из крови Имира, а Ёрд — из плоти. Но это все современные

Л I

домыслы, слишком простенькие, на мой взгляд. В любом^ случае Ёрд в наше время почитается как Земля (в русском варианте — мать сыра земля).

Сигель богини:субрунический1 знак Ёрд.

ХЕЛЬ

Хель известна германцам с очень давних пор. Это богиня подземного мира. Ее имя близко к значению «укрывательница». Считалось, что ее царство находится на севере. В скандинавской мифологии ее роль доволь­но двусмысленна: она является чудовищем — дочерью Локи, но вместе с тем самостоятельной правительницей своего мира. Вполне обоснованно предполагают, что ее образ как властительницы подземного царства более архаичен и восходит к общему германскому прошлому. А дочерью Локи она стала считаться гораздо позже, на­ряду с другими страшными хтоническими существами иуже на скандинавской почве.

Современные язычники представляют Хель и Смерть как часть вечного цикла жизни и смерти, смерти и пе­рерождения. Представления о Хель в Скандинавии род­ственны тем, что существуют в славянских странах, — о Белой Девке, предвещающей смерть, разруху, войну инесчастья. Это явление смерти в образе высокой женщи­ны в белом.

' Субрунические знаки— пострунические знаки, не входившие в Футарки, но использовавшиеся в тех же целях, что и руны.

Групповая практика



Скандинавская богиня сурова видом и имеет двой­ственную внешность: иногда она наполовину иссиня-черная, наполовину красная, как сырое мясо, а иногда наполовину живая, наполовину труп. Половины эти со­ответствуют стороне правой и левой.

Некоторые блаженные язычницы полагают, что Хель выглядит уродливой, когда мы боимся смерти, но будет выглядеть прекрасной, если мы отнесемся к ней как к возможности нового опыта или как к облегчению от боли и страданий. Для большего эффекта я бы им по­советовала перед смертью надевать розовые очки.

Сфера проявления богинив мире:смерть и похороны.

Обряд почитания богини:похороны, девять дней, со­роковины.

Животные: традиционные проводники в царстве мер­твых: собака (волк) и конь (кобыла), а также те живот­ные, обращаясь в которых она может приносить смерть.

Nil

Рунический сигель:три руны второго атта — Хагалаз, Науд и Иса. Это разрушение, которое может быть очи­щением. Это непреложная необходимость. И застыва­ние, вечный покой...

Глава 29

МИФОДРАМА «МИРОВОЕ ДРЕВО ЯСЕНЬИГГДРАСИЛЬ»

Мировое дерево (Arbor Mundi) в традиционном ми-фопоэтическом мировоззрении воплощает универсаль­ную концепцию мира. Оно может быть «древом жизни», «древом познания», «древом плодородия*, «древом вос­хождения» с земли на небо или нисхождения в под­земный мир. Образы, близкие Мировому Древу, — «ось



Галина Бедненко. Школа рун

мира» (axis mundi), «мировая гора», «мировой столп», «пуп земли», а также «мировой человек» (первочеловек, обычно первое антропоморфное существо, а не соб­ственно человек). Символически с ним связаны образы колонны, обелиска, трона, лестницы или цепи, исполь­зующиеся в описании тех или иных параметров мира.

Мировое Древо играет организующую роль в любой мифологической системе, является своего рода осью той системы координат, в которую вписываются остальные компоненты (или их символы). «Оно является доми­нантой, определяющей формальную и содержательную организацию вселенского пространства... Троичность Д.М. по вертикали подчеркивается отнесением к каждой части особого класса существ, чаще всего животных (из­редка классов божеств и других мифологизированных персонажей). С верхней частью Д.М. связываются пти­цы (часто две — симметрично или одна — на вершине, нередко — орел); со средней частью (ствол) — копыт­ные (олени, лоси, коровы, лошади, антилопы и т. п.), изредка пчелы, в более поздних традициях и человек; с нижней частью (корни) — змеи, лягушки, мыши, боб­ры, выдры, рыбы, иногда медведь или фантастические чудовища хтонического типа»1.

Образ этот настолько мощный, что буквально пропи­тывает все времена и культуры, изменяя форму, но со­храняя свой «жизненесущий» смысл2. Вот описание сна, которым любезно со мной поделилась одна дама:

■ «Году этак в 95-м, когда мне было 19 лет, появился в сознании один образ. Шаманизмом я тогда не увлека­лась, в Бога особо не верила и только начинала упоря­дочивать свои взгляды на мир. Образ был и остается очень ярким. Это видение, один раз меня посетив, ни­куда не делось. Так на нем, как на фундаменте, все и строится.

1 Топоров В.Н. Древо Мировое // Мифы народов мира: Энцикло­
педия: В 2 т. М.: Советская энциклопедия, 1980. Т. 1. С. 401.

2 Христианский крест — «распятие» — является символической
трансформацией образа Мирового Древа, как и все другие символы
креста.

Групповая практика



Степь, ночь, очень светлая и звездная. Но главный ис­точник света, видимо, не небо, а колоссальный металли­ческий столб-стержень, светящийся, светло-золотистый. Он находится передо мной на расстоянии метров 10—15, и немного влево. Выходит прямо из земли и уходит в небо, и понятно, что либо конца ему нет, либо не в человечес­ких силах представить его протяженность. Я подхожу к нему, и чем я ближе, тем слышнее мягкое, ровное гуде­ние — вроде как в трансформаторной будке. Похоже, что "по этому стержню, как по кабелю, течет энергия. Напря­жение высокое Я бы сказала, высочайшее. Я прикасаюсь к нему — никаких потрясений, ожогов, он такой же теп­лый, как и я. То, что он сделан из металла, — первое впе­чатление, на самом деле сквозь него даже можно пройти без вреда для себя. И тут, очень быстро, приходит пони­мание, что этот столб энергии и есть та самая любовь, благодаря которой и сушествует ВСЁ. На ней держатся все миры и жизни, на нее они нанизаны, вокруг нее обраща­ются и лишь в ней черпают силы».

Горизонтальная структура Мирового Древа обычно связана с ритуалом (жертвоприношением) и его участ­никами. К тому же «значительное количество фактов позволяет реконструировать две горизонтальные оси в схеме Д.М., т. е. горизонтальную плоскость (квадрат или круг, ср. мандала), определяемую двумя координата­ми — слева направо и спереди кзади»'.

Поэтому неудивительно, что условное изображение Мирового Древа в шаманских культурах (где пред­ставление о нем сохранилось лучше всего) традицион­но строится по подобной схеме:

Y

Ч

1 Топоров В.Н. Древо Мировое // Мифы народов мира: Энцикло­педия: В 2 т. М.: Советская энциклопедия, 1980."Т. 1. С. 401.

284 Галина Бедненко. Школа рун

Центр ее — Срединный мир, в котором живут люди и откуда начинает свое путешествие в другие миры шаман. Вверху (иногда и в какой-то стороне света) находится Верхний мир, внизу (и вместе с тем в какой-то стороне света) — Нижний мир. Мировое (или шаманское) Древо Верхнего мира обычно изображается или делается ветка­ми вниз и корнями вверх. Мировое (или шаманское) Дре­во Нижнего мира — соответственно, наоборот.

Ясень Иггдрасиль — Мировое Древо в скандинав­ской (древнеисландской) мифологии. В рамках ее мифо-драматического изучения мы обратились к построению ясеня как основы, матрицы Вселенной, необходимой для определения мироздания древних скандинавов. Мы выделили три основных сюжета, связанных с ясенем: «Иггдрасиль и его обитатели», «Девять миров Иггдраси-ля» и «Жертвоприношение Одина». Далее мы предста­вим первую драму: ее структуру, ход конкретной мифод-рамы и трактовку используемых образов.

МИФОДРАМА

Миф — это то, что происходит сейчас и всегда. Это иная реальность, которой мы лишь изредка касаемся, но в универсальных («Больших») сюжетах которой мы уз­наем то, что происходило всегда и случается до сих пор лично с нами.

Мифодрама — это метод драматического разыгрыва­ния мифа или известного сюжета. Она дает нам воз­можность увидеть смысл древних мифов и понять их значение лично для нас. Разыгрывание мифа дает непо­средственный опыт бытия в роли предельно «лако­ничной», архетипической. Это, с одной стороны, может быть новым (и в какой-то мере обучающим) опытом, расширяющим ролевой репертуар человека. С другой — кристаллизацией жизненной позиции, всего обычного спектра поступков и действий человека; и здесь ощуще­ния, испытываемые в роли, окажутся ресурсом развития. Временами проигрывание той или иной роли приводит



Групповая практика 285

к сильным чувствам и эмоциям: это может быть катар­сис и исцеляющая боль, обозначающая рану, но и за­живляющая ее. Это возможность войти в контакт со своими чувствами и переживаниями в символической, безопасной реальности — и вдобавок в некоей волшеб­ной действительности, где можно сделать то, что оказа­лось невозможным в реальности.

Проигрывание мифа оказывается ритуальным дей­ствием, участием в мистерии, во время которой мы напрямую взаимодействуем с глубинными, архаичными слоями нашей психики. Это сновидение наяву, конт­ролируемое и управляемое, мифологичное по своему смыслу и сути... Различные мифы (и их драматическое переживание) можно использовать в разных целях и, в частности, для получения некоего мистериального опы­та. Ниже я расскажу о технике и правилах, предложу авторский сценарий работы с этим сюжетом.

ПРАВИЛА МЕТОДА

Ведущий мифодраму называется директором (по пси­ходраматической традиции), и он определяет ход ра­боты. В зависимости от целей группы определяется мифологический сюжет. Читается текст источника и объявляется, что будет полностью проиграно то, что нам из него известно. То, что в тексте не указано, предос­тавляется воле, желаниям и спонтанности участников.

Затем проводится выбор ролей.-Если несколько че­ловек хотят играть одну и ту же роль, то в случае, если это роль главная (или одна из основных), директор мо­жет допустить дублирование этого персонажа несколь­кими участниками. Определяется игровая территория (что где находится и что именно это означает) и основ­ные игровые правила (правила пересечения границ и способы символического отыгрывания тех или иных действий). Затем начинается игровое действие. Обычно оно разделено на несколько сцен, по окончании кото­рых директор останавливает действие и проводит корот-

Растения:все, посвященные Солнцу (подсолнечник, ноготки и др.). - student2.ru 286 Галина Бедненко. Школа рун

кий опрос участников. Те отвечают из роли на вопросы о чувствах или неких «посланиях» остальным героям. Между сиенами можно снять роли, если какие-то из них в дальнейшем уже не будут задействованы, и взять но­вые. На протяжении сцены могут включаться «стоп-кад­ры», когда директор обращает внимание всех участников на то, что происходит с главными героями, и дает им высказать тот или иной монолог (из роли).

В мифодраме — в отличие от ролевой игры — глав­ное внимание уделяется чувствам и переживаниям уча­стников из роли (а не хитроумности действия и развития интриги). В большинстве случаев сюжет точно опре­делен и известен. Могут развиваться параллельные сце­нарные линии, но время и ограничения обусловлены основным сюжетом.

В конце разыгрывания мифа происходит «шеринг» — обмен впечатлениями из роли и вне роли. Основные правила шеринга: говорить можно только от себя и о себе, либо из своей роли (бога Одина, дракона Нидхёг-га, белки Рататоск и др.), либо вне ее (от себя самого). В последнем случае запрещаются оценочные высказы­вания в адрес других участников драмы («Вася, играв­ший Одина, совершенно не умел играть» или, наоборот, «Вот эта белка была всем белкам белка и хороша не­обыкновенно... девушка, можно ваш телефончик?»). Из роли можно говорить о чувствах, которые возникали по отношению к другому персонажу («Когда дракон вы­крикивал свои ругательства, я чувствовал возмущение и мне хотелось спрыгнуть с дерева и прихлопнуть его»). Но не следует высказывать какие-то суждения и делать выводы на этом этапе. По желанию директора (и в за­висимости от целей драмы) можно провести отдельное обсуждение темы драмы. Затем роли должны быть ри­туально сняты: обычно это делается отряхивающими движениями с себя по всему телу и приговаривается «Я больше не... (имя персонажа), я... (называется свое имя)». Это рекомендуется для того, чтобы не «утащить» в реальную жизнь роль мифологического персонажа и не начать играть вообще не свою роль.

Групповая практика



МИФОДРАМА «ИГГДРАСИЛЬ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ»

Разогрев: «Деревья»1

Каждый из участников становится неким Деревом, выбирает себе место, определяет, какое он дерево, и при­нимает соответствующую позу. Деревья разные: плодовые и неплодовые, цветущие или только с листьями, засохшие и переживающие зиму, только-только расцветающие, большие и маленькие, реальные и фантастические.

Ведущий подходит к каждому Дереву и расспрашивает его о том, какое он дерево. Заодно выясняется условная социометрия расположения: кто где находится, какие по­лучились «группировки», есть ли закономерности.

ПОСТРОЕНИЕ СТРУКТУРЫ

Берем подготовленный атрибут — веревочку с узла­ми. Раскладываем ее таким образом.

I

Это условное изображение ясеня Иггдрасиль, Миро­вого Древа скандинавской мифологии: корней, ствола и кроны дерева. В данном случае нас больше интересует вертикальное членение Древа, поэтому фигура у нас разветвляется только на две (а не четыре) стороны.

Вместе с тем она представляет собой двойное изобра­жение руны Старшего Футарка Альгиз, которая давно уже ассоциируется с ясенем. Не случайно на хипповском «па-

1 Перед непосредственно драматическим действом рекомендует­ся сделать обшее разогревающее упражнение на движение, вхожде­ние в роли или знакомство с другими участниками группы.

Растения:все, посвященные Солнцу (подсолнечник, ноготки и др.). - student2.ru 288 Галина Бедненко. Школа рун

цифике» оказался изображен именно ясень как Мировое Древо в «круге Мира». Получается символ сохранения мира (и в значении «peace», и в значении «world»). По крайней мере, известна такая (и вполне логичная) трак­товка этого символа, хотя другие источники утверждают, что сознательно знак был создан как суперимпозиция (на­ложение) семафорных знаков для букв N и D (Nuclear Disarmament). Если это так, то неожиданное появление Мирового Древа в пацифистской эмблеме кажется удиви­тельным даже не знаком, а знамением.

Ф

Основной текст источника:

«Тот ясень больше и прекраснее всех деревьев. Сучья его простерты над миром и поднимаются выше неба. Три корня поддерживают дерево', и далеко расходятся эти корни. Один корень — у асов, другой у инеистых великанов, там, где прежде была Мировая бездна. Тре­тий же тянется к Нифльхейму, и под этим корнем — поток Кипящий Котел, и снизу подгрызает этот корень дракон Нидхёгг. А под тем корнем, что протянулся к инеистым великанам, — источник Мимира, в котором сокрыты знание и мудрость. Мимиром зовут владетеля этого источника. Он исполнен мудрости, оттого что пьет воду этого источника из рога Гьяллахорн. Пришел туда раз Всеотец и попросил дать ему напиться из источни­ка, но не получил ни капли, пока не отдал в залог свой глаз. Так сказано об этом в «Прорицании вёльвы»:

Знаю я, Один, Где глаз твой спрятан: Скрыт он в источнике Славном Мимира!

' В «Прорицании вёльвы» (Старшая Эдда) у ясеня девять корней. Но в данном случае мы пользуемся как источником Младшей Эддой, так как в ней есть конкретные указания относительно местонахож­дения и функции этих корней.

Групповая практика



Каждое утро Мимир пьет мед С залога Владыки, Довольно ль вам этого?

Под тем корнем ясеня, что на небе, течет источник, почитаемый за самый священный, имя ему Урд. Там место судьбища богов... Под тем ясенем у источника стоит прекрасный чертог, и из него выходят три девы. Зовут их Урд, Верданди, Скульд. Эти девы судят людям судьбы, мы называем их норнами... В ветвях ясеня жи­вет орел, обладающий великой мудростью. А меж глаз у него сидит ястреб Ведрфёльнир («полинявший от не­погоды»). Белка по имени Грызозуб снует вверх и вниз по ясеню и переносит бранные слова, которыми осы­пают друг друга орел и дракон Нидхёгг. Четыре оленя бегают среди ветвей ясеня и объедают его листву. Их зовут Дайн, Двалин, Дунейр и Дуратрор. И нет числа змеям, что живут в потоке Кипящий Котел вместе с Нидхёггом... И рассказывают, что норны, живущие у источника Урд, каждый день черпают из него воду вме­сте с той грязью, что покрывает его берега, и полива­ют ясень, чтоб не засохли и не зачахли его ветви. И так священна эта вода, что все, что ни попадает в источ­ник, становится белым, словно пленка, лежащая под скорлупой яйца... Росу, выпадающую при этом на зем­лю, люди называют медвяной, и ею кормятся пчелы. Две птицы живут в источнике Урд, их называют ле­бедями, и отсюда пошла вся порода птиц, что так на­зывается»1.

Этап 1. «Корни дерева»

Персонажи:Иггдрасиль, инеистые великаны, асы,

змеи.

Каждый участник группы выбирает себе одну из ро­лей. Роли довольно «общие»: змея, один из асов, боги-

1 Стурлусон С. Младшая Эпда / Пер. О.А. Смирницкой. М.: Ладомир, 1994. С. 32-36.

10 Г. Бедненко «Школа рун»

290 Галина Бедненко. Школа рун

ня, великан и т. д. Каждая группа берется за свой ко­нец веревочки (корень дерева). Взаимодействие друг с другом специально не задается. Происходит некоторое спонтанное игровое действие. После окончания сцены (директор использует, например, звонок колокольчика) все остаются на своих местах. Директор проводит корот­кий опрос.

Вопросы каждому участнику:Кто вы? Чем вы владее­те? Что вы делаете? Чего вы хотите?

Вопрос Иггдрасилю:Что ты чувствуешь?

Если участников группы мало, то роли снимаются. Иггдрасиль остается в любом случае.

Этап 2. «Три источника»

Персонажи:Иггдрасиль, Мимир, три норны, змей Нидхёгг, Один (два лебедя опционально).

Выбираются роли. Три норны могут быть собиратель-ным образом. Два лебедя могут участвовать, если все остальные ключевые роли уже заняты.

Сюжет:Змей живет в источнике и грызет корень. Норны поливают дерево, черпая воду из источника. Мимир — при своем источнике мудрости. Один прихо­дит к Мимиру и просит испить из источника. Торгуют­ся. Два лебедя (если есть) плавают в источнике.

Сцена заканчивается естественным образом, после получения Одином разрешения от Мимира1.

Вопросы:Кто ты? Что это за источник? (Что дает этот источник?) Что ты тут делаешь? Что ты хочешь? Что ты чувствуешь?

Вопрос Иггдрасилю:Что ты чувствуешь?

Если участников группы мало, то роли снимаются. Иггдрасиль остается в любом случае.

' В дальнейшем было решено сцену «Один у источника Мимира» оформить и провести как отдельную тему в рамках цикла «Посвяще­ния Одина».

Групповая практика 291

Этап 3. «Обитатели Древа»

Персонажи:Иггдрасиль, орел и ястреб, белка Рата-тоск, змей Нидхёгг.

Участники группы выбирают новые роли. Персонажи занимают свои места на Дереве вдоль «ствола». Представ­ление персонажей («Кто ты?», «Что ты здесь делаешь?», «Что ты хочешь?») можно провести вначале, перед игро­вой сценой. Отводится некоторое время на игровое дей­ствие. Сцена прерывается звоном колокольчика.

Вопросы:Что ты чувствуешь? Одна ключевая фраза из роли.

Вопрос Иггдрасилю:Что ты чувствуешь?

Снятие ролей, если мало участников. Иггдрасиль ос­тается.

Этап 4. «Пожиратели Древа»1

Персонажи:три (четыре) оленя и коза Хейдрун.

Введение участников в выбранные ими роли. Персо­нажи занимают свои места в кроне дерева. Звонок ко­локольчика в начале сцены. Произвольное игровое действие. Заканчивается звонком колокольчика.

Вопросы:Кто ты? Что ты тут делаешь? Что ты хо­чешь? Что ты чувствуешь?

Вопрос Иггдрасилю:Что ты чувствуешь?

Снятие ролей, если участников группы мало. Иггдра­силь остается.

Этап 5. «Собирание всех существ Древа»

Персонажи:орел, ястреб, змей, белка; три норны, два лебедя; четыре оленя, одна коза; Один и Мимир; Хейм-далль.

' Можно провести эту сцену сразу после «Корней и Источников», тогда это будут «Обитатели Кроны».

Растения:все, посвященные Солнцу (подсолнечник, ноготки и др.). - student2.ru 292 Галина Бедненко. Школа рун

Участники группы выбирают себе роли или остаются в своих ролях. Все персонажи занимают свои места на дереве. Звонок колокольчика знаменует начало игрово­го действия. Произвольное игровое действие. Звонок колокольчика заканчивает сцену.

Вопрос Хеймдаллю:Кто ты? Что ты тут делаешь? Что ты хочешь?

Вопрос Иггдрасилю:Что ты чувствуешь?

Шеринг.Обмен чувствами- и впечатлениями по этой сцене и по всему сюжету в целом. При этом запреща­ются оценочные суждения других участников группы1, рассуждения в целом2, обобщения3.

Затем проводится снятие всех ролей. Для этого дела­ются отряхивающие движения по всему телу и пригова­ривается фраза вроде «Я не... <персонаж драмы>, я <имя участника группы>». Если этого не сделать, то роль может «прилипнуть» и мешать в жизни.

Пример

Ход драмы (17.06.2004)

Разогрев «Деревья»: оказались в основном хвойные и средиземноморские (кедры и сосны, одна «яблоня без яблок»). -

Сцена 1. Трое участников — змеи, трое — инеистые великаны, четверо — асы.

Змеи выражают желание и действие: грызть корни, лежать в неподвижности и сохранять неподвижным ко­рень.

Инеистые великаны говорят о сохранении равнове­сия, им это важно, они собой довольны.

Асы говорят о творчестве, потребности созидать и об истине.

Иггдрасиль чувствует печаль.

«Катя сыграла хорошо, а вот Маня — плохо...» «Так бывает в жизни...» «Все мы понимаем, что...»

Групповая практика 293

Сцена 2. Дракон бурно «варится» в своем Котле, дер­гает за корень (конец веревочки), отчего трясется все «дерево». Норны (четыре, норна Урд — в двух лицах) сидят в Асгарде. Дерево полили один или два раза, не больше. Они рассуждают о чем-то своем, беседуют с лебедями. Лебеди чувствуют себя отстраненными и со­вершенными, идеальными.

Один очень пассивен, неуверен в себе. Вначале чув­ствует себя «младшим братом» Мимира, который дол­жен благоволить Одину и потому непременно уделит ему глоток из источника мудрости. Мимир не дает по­дойти к источнику. Один очень нерешителен, все вре­мя спрашивает, что ему делать. Подключаются норны, советуют отдать глаз. Один все еще колеблется. Безус­пешно торгуется с Мимиром. Наконец он что-то пони­мает (говорит: «Ах, Мимир просто хранитель источника? И все?»), пытается отнять источник силой, выдав свой глаз. Ему помогают норны и силой отнимают источник у Мимира с криками «Такова судьба!».

Нерешительность Одина вызывает нетерпение у ос­тальных персонажей (кроме лебедей). Дракон тоже ждет и кричит Одину, дает советы (потом признался, что хо­тел заманить к себе, сварить и съесть). Иггдрасиль чув­ствует тошноту, ложится на коврик посередине «ствола».

Сцена 3. Самая динамичная сцена. Две белки носят­ся и передают слова от дракона к орлу, прибавляя от себя: «Будет трястись дерево, трястись, трястись, и ты, орел, упадешь», «Ты полиняешь, сойдет вся шкура, и будешь голый, совсем голый дракон» и др. Восторг са­мих белок и всех окружающих. Иггдрасиль в конце сце­ны говорит об утихшей печали и ожидании.

Сцена 4. Четыре оленя и коза. Чувствуют голод и насыщение, сытость в процессе «поедания». Иггдрасиль чувствует грусть, печаль.

Сцена 5. Основная часть группы сосредоточилась в корнях. Орла не было. На вершине были только ястреб и коза; на стволе осталась белка. Был Один, но он по-прежнему не знал, что делать, хотел уйти вообще, снять роль. Дракон очень активен, собирался ползти по дере-

294 Галина Бедненко. Школа рун

ву вверх, грызть уже ствол. Вначале задирал ястреба, кричал «Иди козе в жопу» (к восторгу окружающих). Ястреба же раздражали только белки, в какой-то момент он напомнил белке (одной оставшейся), что вообще-то на них охотится. Норны спокойны.

Шеривг.Норны говорили о равнодушии, о судьбе и постоянстве, неизменности того, что предопределено. Белки — в восторге от трикстерской роли. Козы и оле­ни говорили о голоде и удовлетворении, чувстве жизни. Иггдрасиль — о грусти; радость испытал лишь в четы­рех случаях: два раза — когда полили, один раз — ког­да неожиданно чем-то подкормили, один раз — когда белка вошла в контакт с ним как с живым, а не просто бегала по дереву.

Впечатлениеучастника1

«Вчера почти «случайно» попала на нечто абсолютно новое для меня — МИФОДРАМУ по скандинавским мифам! «Иггдрасиль и его обитатели». Это что-то типа психологического тренинга, но основанного на мифах. Нужно было представлять каких-либо мифических пер­сонажей и через это проживать какой-либо эмоциональ­ный опыт.

Было очень интересно наблюдать за своими реакци­ями. Выбирала роль по первому импульсу, а уже нахо­дясь в ней, чувствовала, что это как раз то, что мне подходит! Еще очень заинтересовали эмоциональные переходы в прямо противоположное состояние, когда играешь разных персонажей, совершенно не похожих!

Выбрала роли:

ас (были еще великаны и змеи);

норна Урд — Судьба, поливающая Иггдрасиль (были еще 2 норны, пассивные лебеди, Мимир, Один и дракон);

олень, объедающий крону Иггдрасиля (было еще 3. оленя и коза).

С любезного разрешения автора Марины (Исиды) Зайцевой.

'

Групповая практика_________________________ 295

Еще очень хотела побыть белкой Рататоск, которая осуществляла коммуникацию между орлом на вершине Иггдрасиля и драконом у корней, но этих белок и так было слишком много...

Ас — чувствовала себя Творцом, очень хотелось быть активным и все поменять, упорядочить и т. д.

Норна Судьбы — ощущение полного пофигизма, спокойствия и пассивности. Впрочем, оно дало мне не столько комфорт и гармонию, сколько абсолютную ску­ку! Когда знаешь судьбу всего окружающего и свою соб­ственную, становится безмерно скучно. И совершенно спокойно, и никак не можешь понять, почему все во­круг суетятся, хотят чего-то — и так все давным-давно предопределено!..

Олень — совершенно кайфовое состояние!!! Неожи­данно для себя почувствовала огромное блаженство от поедания листьев с Древа Жизни! Совершенное живот­ное состояние наслаждения! Комментируя, я выдала фразу, которая поразила меня саму: поедая листья с Древа Жизни, я ощущаю экстатическое удовольствие, потому что чувствую ПОЛНОТУ ЖИЗНИ!

Оленем я стала чисто из любопытства, потому как прочитала о них накануне в книге Антона Платова «До­рога на Аваллон». Там повсюду в иллюстрациях на древ­них браслетах и одеждах — узор в виде Мирового Древа и оленей, с двух сторон объедающих листья с него! Я не могла понять глубокого смысла этого символа — что такого в этих оленях, что их везде изображают!!! Ну едят они, дерево портят — и что?!! Поняла, точнее, прочув­ствовала на собственной оленьей шкуре... По-видимому, этим я и занимаюсь ежедневно — поедаю с огромным удовольствием листья с Древа Жизни! И поэтому ощу­щаю, что я ЖИВУ!

Причем другие олени объели быстро и поверхностно свои ветки, а я не могла расстаться со своей и объедала ее медленно, смакуя и наслаждаясь ощущениями...

Белки были хороши и напомнили мне наши СМИ, вот так же вроде всю правду говорят, но ТАК подавая, КАК им самим хочется, и подзуживают обе стороны!

296 Галина Бедненко. Школа рун

Может быть, если бы не белка эта, то и не было бы никакой ругани у орла с драконом — они бы попросту не знали о существовании друг друга».

Мифодрама «Мировое Древо и его обитатели» в сво­ем общем варианте или в частном, древнеисландском, кажется нам чрезвычайно перспективной. Представле­ние этой вечно неизменной картины мира, упорядочен­ного Космоса, приводит нас в некое «место Оно», в освященное пространство, начало и средоточие мира. Для участников это будет ресурсным действом по «по­чинке мира» — от грандиозного и потому символичес­кого Макрокосма до индивидуального Микрокосмоса.

Глава 30 МИФОДРАМА «ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ОДИНА»

Тема драмы

Из Старшей Эдды мы знаем, что Один нашел руны, провисев на Мировом Древе — ясене Иггдрасиль — де­вять дней и девять ночей, повесившись и проткнув себя копьем. Так он принес себя в жертву себе же (он сам же-и был главным богом). Именно этот сюжет кажется нам принципиально важным в процессе изучения, познания рун и в наше время. Понятное дело, что вешать и про­тыкать копьем никого не надо, а достаточно обойтись драматическими методами.

Ясень Иггдрасиль и его обозначение в драме

В Младшей Эдде сказано, что «в ветвях ясеня живет орел, обладающий великой мудростью. А меж глаз у него сидит ястреб Ведрфёльнир (Полинявший от непо­годы). Белка по имени Грызозуб снует вверх и вниз по ясеню и переносит бранные слова, которыми осыпают друг друга орел и дракон Нидхёгг. Четыре оленя бегают среди ветвей ясеня и объедают его листву.. Их зовут

Групповая практика



Дайн, Двалин, Дунейр и Дуратрор. И нет числа змеям, что живут в потоке Кипящий Котел вместе с Нидхёг-гом...»1. И мы вводим сюда именно этих персонажей (оставив пока в стороне антропоморфных норн, которые давали бы слишком прямые указания богу).

В этой драме мы используем приготовленный ат­рибут — веревочку с узлами, которая уже использовалась в мифодраме о ясене. Это наше привычное изображение Мирового Древа скандинавской мифологии: корней, ствола и кроны дерева. В данном случае нас больше интересует вертикальное членение Древа, поэтому фигура у нас разветвляется только на две (а не четыре) стороны.

Сценарий и персонажи

Сцена 1

Территория:Асгард, мост Биврест, Мидгард, Центр Мира.

Асгард — город богов. Мост Биврест — радужный мост, соединяющий Асгард с Мидгардом. Мидгард — мир людей, срединное место, где совершаются ритуалы.

Дверь — место входа и выхода из Мидгарда в Центр Мира и обратно.

Персонажи:Один.

Второстепенные персонажи 1-й сцены:Фригг, ворон Хугин (Мысль), ворон Мунин (Память). Боги и богини, животные спутники богов и богинь, люди, великаны на выбор.

Сюжет свободный.

Сцена «за шаг до» начала известного действа. Сюжет произвольный: мы не знаем, как и почему Одину при­шло в голову найти руны и сделать это именно таким способом. Поэтому каждый раз будет разворачиваться новая история. Когда Один решается уйти к Центру Мира, он переходит через мост Биврест.

' Стурлусон С. Младшая Эдда / Пер. О.А. Смирницкой. М.: Ла-домир, 1994. С. 36.

298 Галина Бедненко. Школа рун

Сцена 2

Территория:Центр Мира, ясень Иггдрасиль.

Центр Мира — место, где растет ясень Иггдрасиль, пронизывающий все миры и держащий их на себе.

Персонажи:Один.

Второстепенные персонажи 2-й сцены:орел, сокол Ведрфёльнир, змей Нидхёгг, змеи, белка Рататоск, оле­ни, коза Хейдрун.

Сюжетв целом свободный.

Обитатели Древа занимают свои места на Древе. Че­рез некоторое время (когда Один будет готов, он вой­дет, например, через дверь). Что происходит дальше, мы точно не знаем. Сюжет произвольный. Один встает на стул («вешается на Древе»). Вокруг него действуют пер­сонажи Древа. Сцена заканчивается, когда Один сходит со стула и ложится на пол (на подстилку).

Сцена 3

Территория:Центр Мира, ясень Иггдрасиль.

Центр Мира — место, где растет ясень Иггдрасиль, пронизывающий все миры и держащий их на себе.

Персонажи:Один.

Второстепенные персонажи 3-й сцены:руны на выбор.

Сюжет в целом свободный,

Один лежит навзничь. Обитатели Древа отходят или снимают свои роли. Вокруг Одина появляются руны. Каждая воплощает какой-то свой принцип. Они не мо­гут обращаться непосредственно к Одину. Он может к ним обращаться, они пытаются как-то донести до него свое значение, но прямо говорят о нем только тогда, когда он уже почти догадался. Таким образом Один «на­ходит и собирает» руны. Когда взаимодействие с руна­ми заканчивается, директор дает ему мешочек с рунами.

Сцена 4

Территория:Центр Мира, ясень Иггдрасиль. Центр Мира — место, где растет ясень Иггдрасиль, пронизывающий все миры и держащий их на себе.



Групповая практика



Персонажи:Один.

Наши рекомендации