Научно-теоретической статьи
I. Антропологический
Практикум
Задача: привить навыки толерантного антропологического поведения и умения определять расовую принадлежность человека
Задание 1. По предложенному фотоснимку определить расовую принадлежность человека, предварительно описав весь комплекс внешних морфологических признаков
Задание 2. Дать антропологическую (расовую) характеристику партнёра
Для подготовки к практикуму необходимо изучить антропологические признаки и расовый состав народов мира по следующим изданиям:
Учебники, справочники, словари
1. Лукьянова И. Е. Антропология: Учебное пособие / Под ред. Е.А. Сигиды. - М., 2013
2. Антропология: Учебное пособие для студентов/ В.М.Харитонов и др. – М., 2004
3. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология/ Изд.2-е, исправленное. – М., 1963
4. Итс Р.Ф. Введение в этнографию: Учебное пособие. – Л., 1991
5. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. – М., 2000
6. Этнография: Учебник/ Под ред. Ю.В.Бромлея и Г.Е.Маркова. – М., 1982
7. Этнология. Учебник/ Под ред. Г.Е.Маркова и В.В.Пименова. – М., 1994
8. Этнология. Учебник/ Под ред.Миськовой Е.В., Мехедова Н.Л., Пименова В.В.: Учебное пособие. – М., 2005
9. Этнология: Методические рекомендации и практические материалы к курсу. Для студентов исторического факультета/ Авт.-сост. Л.А.Волкова, М.В.Ившина. – Глазов, 2003
Срок сдачи – 23.11.2016
II. Составление Таблицы
«Хозяйственно-культурные типы и природные зоны в развитии этноса»
Задача: проверить понимание и знание основ хозяйственно-культурной классификации народов мира (России).В связи с этимстудентам предлагается составление таблицы, которая концентрирует этногеографичсекий и исторический материал. Основная цель работы – установить связь между типом природной зоны, в которой расселён этнос/группа этносов, и традиционным хозяйственно-культурным типом. Студент должен свести воедино данные природно-географического, хозяйственного и собственно этнического характера. Материалы таблицы ограничены рамками России, частично включают территорию бывшего СССР.
ВНИМАНИЕ! При заполнении таблицы сохраняйте внутреннюю хронологическую последовательность, в которой расположены ХКТ. Количество ХКТ может превышать количество указанных в таблице.
Группы ХКТ | Хозяйственно-культурный тип | Природная зона | Этносы |
Присваивающие хозяйственно-культурные типы | 1. | ||
2. | |||
3. | |||
Ранние производящие хозяйственно-культурные типы | 1. | ||
Развитые производящие хозяйственно-культурные типы | 1. | ||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. |
Для подготовки таблицы используйте следующую литературу:
Учебники, справочники, энциклопедии, словари
1. Марков Г.Е. Первобытное общество: Учебное пособие. — М. ,2009.
2. Шиповская Л. П.Человек и его потребности: Учебное пособие. - М., 2008.
3. Горелов А.А. Эволюция культуры и экология. — М., 2002.
4. Народы России: Энциклопедия/ Гл.ред. В.А.Тишков. – М., 1994
5. Садохин А. П. Этнология: Учебное пособие. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011
6. Этнология. Учебник/ Под ред. Г.Е.Маркова и В.В.Пименова. – М., 1994
7. Этнология: Методические рекомендации и практические материалы к курсу. Для студентов исторического факультета/ Авт.-сост. Л.А.Волкова, М.В.Ившина. – Глазов, 2003
8. Этнология. Учебник/ Под ред.Миськовой Е.В., Мехедова Н.Л., Пименова В.В.: Учебное пособие. – М., 2005
Срок сдачи в письменном виде – 30.11.2016
III. Анализ и обсуждение
научно-теоретической статьи
Задача 1: сформировать понимание проблем актуальности этнографического образования госслужащих и привить навык этнической толерантности. Форма контроля – собеседование.
Для изучения и обсуждения предлагается статья: Эко Умберто. Сотвори себе врага // Эко У. Сотвори себе врага. И другие тексты по случаю: Умберто Эко; пер. с ит. Я. Арьковой, М. Визеля, Е. Степанцовой. – М.: АСТ: CORPUS, 2014. – с. 11-38
См. также: Эко Умберто. Сотвори себе врага // Эко У. Сотвори себе врага. И другие тексты по случаю http://www.litmir.co/br/?b=206042&p=1
См. также: Эко Умберто. Сотвори себе врага // Эко У. Сотвори себе врага. И другие тексты по случаю https://bookmate.com/reader/yojRRoUG
В ходе подготовки и собеседования студент составляет опорный конспект, схему, отвечая на вопросы:
· В чём необходимость существования и создания образа другого и образа врага в сознании этнической группы, общества? Зачем тебе враг?
· Каковы признаки образа другого? Выявите их опишите.
· Какие этнические, этнокультурные, этнорасовые и этнорелигиозные сообщества и группы входили в «список врагов европейцев»?
· Как решить проблему образа врага? В чём спасение?
Срок сдачи – 02.11.2016
Задача 2: проверить понимание и знание основ хозяйственно-культурной классификации народов мира (России)
Для изучения и обсуждения предлагается статья: Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Экология и типы традиционного сельского жилища// Типология основных элементов традиционной культуры/ Отв. ред. М.В.Крюков, А.И.Кузнецов. – М., 1984 .