Советская милиция в 30-е гг.
В результате ликвидации наркоматов внутренних дел “основные звенья государственного механизма, призванные обеспечивать порядок и безопасость, оказались в различных ведомствах. С точки зрения общесоциальных интересов все более явственно обнаруживалась потребность их организационного объединения”. Децентрализация руководства РКМ и УгРо являлась временной мерой, призванной успокоить общественное мнение перед решающим шагом к закреплению тоталитаризма в стране.
В этой связи образование Народного комиссариата внутренних дел Союза ССР 10 июля 1934 г. было вполне обоснованным. Согласно постановлению в ведение НКВД СССР входило:
а) обеспечение революционного порядка и государственной безопасности,
б) охрана общественной (социалистичской) собствености;
в) запись актов гражданского состояния;
г) пограничная охрана.
В НКВД СССР образовали:
Ø Главное управление государственной безопасности (ГУГБ),
Ø Главное управление пограничной и внутренней охраны
(ГУПВВ)
Ø Главное управление рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ)
Ø Главное управление пожарной охраны (ГУПО)
Ø Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений (ГУЛаг)
Ø Финансовый отдел
Ø Отдел актов гражданского состояния
Ø аппарат Особоуполномоченного
Ø Административно-хозяйственное управление (АХУ).
Согласно постановлению ЦИК от 10 июля 1934 г., приказом НКВД СССР от 13 июля 1934 г. «Об организации органов НКВД на местах» во всех союзных республиках кроме РСФСР, создавались республиканские НКВД. В РСФСР вводился институт уполномоченных НКВД СССР. В автономных республиках, крах и областях были образованы управления НКВД. Приказом НКВД СССР от 21 августа 1934 г. «О структурном построении и подчиненности органов НКВД» были определены порядок организации, порядок организации, структура и правовое положение республиканских, краевых и областных органов внутренних дел.
Этим же постановлением была упразднена Судебная коллегия ОГПУ, имевшая право назначать меры наказания нарушителям. Позднее, 5 ноября 1934 г. постановлением ЦИК и СНК СССР при НКВД и под его председательством было учреждено Особое совещание, в состав которого входили заместители Наркома внутренних дел СССР, уполномоченный НКВД СССР по РСФСР, начальник главного управления рабоче крестьянской милиции, нарком союзной республики, на территории которой возникло дело. Особое совещание имело право на применение “высылки, ссылки, заключение в исправительно-трудовой лагерь на срок до 5 лет и высылку за пределы СССР”.
Первым главой НКВД СССР был назначен Генрих Григорьевич Ягода (Енох Гершонович Иегуда). На пост главы НКВД Ягода перешел с должности заместителя председателя ОГПУ и возглавлял НКВД до 26 сентября 1936 г.. 4 апреля 1937 г. был арестован, признал себя виновным в предъявленных обвинениях и 15 марта 1938 г. расстрелян. После Ягоды НКВД возглавил Николай Иванович Ежов, образование которого так же не превышало начальной школы. 9 декабря 1938 г. Н.И.Ежов был освобожден от обязанностей народного комиссара внутренних дел 10 апреля 1939 г. арестован, и 3 февраля 1940 г. осужден к вышей мере наказания. В августе 1938 г. первым заместителем Ежова был назначен Л.П. Берия, в ноябре того же года возглавивший комиссариат. Относительно своих предшественников на этом посту.
Структура НКВД развивалась по принципу специализации, она ежегодно усложнялась, возникали новые подразделения. К 1939 г. в структуре НКВД функционировало уже не менее 18 главных управлений, плюс к тому ряд различных отделов и служб.
В 1941 г. структуру Главного управления рабоче-крестьянской милиции составляли:
¨ отдел уголовного розыска
¨ отдел БХСС
¨ отдел наружной службы
¨ политический отдел,
¨ отдел ГАИ
¨ отдел железнодорожной милиции
¨ паспортный стол
¨ отдел местной противовоздушной обороны
¨ научно-технический отдел
¨ отдел по борьбе с бандитизмом
К 1941 г. относительно 1934 г. штаты центрального аппарата НКВД СССР возросли почти в четыре раза и превысили 30 000 человек.
Итак, НКВД СССР, система органов внутренних дел страны серьезно отличались от одноименной системы 1917-1930 гг. НКВД СССР был создан для выполнения специальных функций, в первую очередь охраны сложившегося в СССР режима, защиты государственной безопасности, обеспечения порядка (показательно, все три главы НКВД 30-х гг. имели опыт работы в именно в чрезвычайных комиссиях по борьбе с контрреволюцией). Соответственно, изменился и статус органов внутренних дел, которые, в отличии от 20-х гг., были совершенно независимы от местных органов общего управления. Напротив, подчиненные только собственным центральным учреждениям, подразделения НКВД на местах, фактически имели своем распоряжении больше власти, чем государственные или партийные органы.
Главное управление милиции НКВД СССР сосредоточило в своих руках решение всех оперативных вопросов, причем в таком объеме, что нижестоящие органы без согласования с главком не могли решать ни одного сколько-нибудь значительного вопроса. Такая централизация в построении органов милиции привела к тому, что их работники на местах в значительной мере перестали проявлять инициативу, самостоятельность, ожидали директив от вышестоящих органов. Данное обстоятельство не могло не влиять отрицательно на качественный уровень работы милиции.
Тем не менее, во второй половине 30-х годов было немало и положительных моментов в развитии милиции.
Рост автомобильного транспорта, повышение интенсивности дорожного движения вызвали необходимость принятия более эффективных мер по обеспечению безопасности дорожного движения. В 23 июля 1935 году в Центральном управлении шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта (Цудортранс) была образована Государственная автомобильная инспекция (ГАИ). В марте 1936 г. постановлением Совета Народных Комиссаров СССР Государственная автомобильная инспекция передается в ведение Главного управления рабоче-крестьянской милиции. 3 июля 1936 года СНК СССР утвердил Положение о Государственной автомобильной инспекции. Этим нормативным актом на ГАИ возлагались обязанности бороться с аварийностью и хищническим использованием автотранспорта, наблюдать за подготовкой и воспитанием шоферских кадров, вести количественный и качественный учет автопарка. На нее возлагался также учет аварий автомобильного транспорта, выявление их причин, привлечение к ответственности водителей машин и других виновных в авариях лиц, контролировать проведение хозяйственными организациями и учреждениями необходимых мероприятий по содержанию автопарка в технически исправном состоянии. Важной функцией ГАИ являлось регулирование уличного движения, надзор за безопасностью движения транспорта и пешеходов в городах и на транспортных магистралях. Работникам Госавтоинспекции предоставлялись все права, установленные для сотрудников милиции.
В эти годы повысилась роль милиции в обеспечении общественного порядка на железнодорожном и водном транспорте. В 26 июля 1937 года вновь создается железнодорожная милиция. В Главном управлении милиции НКВД СССР был образован отдел железнодорожной милиции, в ведении которого находились отделы железнодорожной милиции, учрежденные в местах нахождения управлений железных дорог. Тогда же в морских и речных портах и на пристанях также были созданы отделы (отделения) милиции, которые обеспечивали порядок на речных путях и коммуникациях.
Закрепление в Конституции СССР 1936 г. социалистической собственности как экономической основы Советского государства повлекло за собой проведение широкого комплекса организационных и правовых мер, направленных на усиление охраны этой собственности. Функции органов милиции в этой области были значительно расширены. 16 марта 1937 года в составе Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР был образован Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (ОБХСС). В утвержденном НКВД СССР Положении об отделе указывалось, что он создается для обеспечения борьбы с хищениями социалистической собственности в организациях и учреждениях государственной торговли, потребительской, промысловой и инвалидной кооперации, в заготовительных органах и сберкассах, а также для борьбы со спекуляцией.
В последующие годы структура аппарата БХСС дополнялась и развивалась. В августе 1939 года в отделах БХСС и уголовного розыска республиканских, краевых и областных органов милиции были организованы следственные группы. Тем самым преследовалась цель укрепить взаимодействие оперативного состава и следователей в раскрытии преступлений. Вслед за этим происходит организационное укрепление отделов БХСС. В частности, более чем на 30 процентов увеличивается их штатная численность.
В ходе индустриализации за счет сельского населения страны в СССР дала резкую вспышку беспризорность и обострение криминогенной обстановки. Так, с 1928 по 1935 гг. количество задержанных в возрасте до 18 лет выросло более чем в 4 раза. 31 мая 1935 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли Постановление «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности», в реализации которого важную роль отвели НКВД. 31 июня НКВД СССР издал приказ «Об организации работы по ликвидации детской беспризорности и безнадзорности».
В декабре 1937 года было утверждено новое Положение о приемниках-распределителях НКВД. В соответствии с инструкцией при отделах службы и подготовки управлений милиции создавались отделения по профилактике и предупреждению правонарушений среди подростков, по работе с несовершеннолетними. Органы милиции обязывались тщательно выяснять конкретные причины, приводившие подростков к беспризорности и безнадзорности, внимательно обследовать бытовые условия несовершеннолетних правонарушителей, оказывать помощь семьям, в которых родителям трудно было воспитывать детей, привлекать для этого общественность. В 1940 году стали создаваться и в короткий срок получили распространение детские комнаты милиции, ставшие центрами работы по преодолению беспризорности, безнадзорности детей, правонарушений подростков.
В эти же годы происходит расширение функций милиции в области борьбы с пьянством. В частности, в 1939 году медицинские вытрезвители передаются из системы народного комиссариата здравоохранения в систему НКВД и структурно входят в органы милиции.
Поиск новых организационных форм борьбы с преступностью приводил к созданию специализированных подразделений. В 30-е годы вслед за Москвой в крупных промышленных центрах стали формироваться команды (отряды) ночной охраны. В столице такая команда численностью в 150 человек была образована в 1931 г., она содержалась за счет отчислений от домовладений. Сотрудники осуществляли патрулирование по установленным маршрутам пешком или на автомобилях. С 1 апреля по 6 июля 1931 г. ими были задержаны за хулиганство 1993 человека, на месте совершения преступления — 574 правонарушителя.
В связи с тем, что одновременно с коллективизацией сельского хозяйства был объявлен курс на «ликвидацию кулачества как класса», это также повлекло новые изменения в организации и деятельности органов милиции. Все крестьяне-кулаки разделялись при этом на три категории и в зависимости от того, к какой из них они были отнесены, выселялись либо в отдаленные регионы страны, либо в пределах области (края). В надежде избежать высылки многие крестьяне перебирались в города. 27 декабря 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописке паспортов». Официальная цель введения паспортной системы в стране состояла в том, чтобы лучше организовать учет населения в городах, рабочих поселках и на новостройках, очистить их от лиц, не занятых общественно полезным трудом, ведущих антиобщественный образ жизни. Кроме того, целью паспортизации постановление объявляло «очистку этих населенных мест от укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов». Порядок выдачи паспортов определялся специальной инструкцией и постановлением СНК СССР от 28 апреля 1933 г. «О выдаче гражданам СССР паспортов на территории СССР».
В рассматриваемый период происходило развитие форм участия общественности в деятельности по поддержанию общественного порядка и борьбе с преступностью. Так, еще в ноябре 1928 г. в крупном промышленном центре Урала — Нижнем Тагиле при рабочих клубах возникли первые ячейки Общества содействия милиции (Осодмила). В задачу членов ячеек Осодмила входило дежурство в клубах, борьба с хулиганством, пьянством, самогоноварением.
Организационные принципы, задачи, формы деятельности Осодмила получили единую правовую регламентацию в постановлении СНК РСФСР от 25 мая 1930 г. «Об обществах содействия органам милиции и уголовного розыска». Этот нормативный акт определял Осодмил как добровольные организации местного (городского, поселкового, сельского) значения, состоящие при административно-правовых секциях Советов. На органы милиции возлагалось оперативное руководство и инструктирование членов Осодмила. В короткий срок эти общества получили большое распространение. В 1930 г. в РСФСР было уже 4 тыс. ячеек Осодмила, насчитывавших 45 тыс. членов.
В целях дальнейшего укрепления взаимодействия милиции с общественностью в борьбе с преступностью, СНК РСФСР принял 29 апреля 1932 г. постановление, в котором предписывалось реорганизовать Осодмил в бригады содействия при органах рабочее-крестьянской милиции (бригадмил).
Усилившаяся международная напряженность сделала необходимым осуществление мер, обеспечивавших готовность милиции к работе в условиях военной обстановки. С этой целью приказом НКВД СССР от 3 июля 1939 года было введено в действие наставление по мобилизационной работе в органах рабоче-крестьянской милиции. Наставление определяло ее задачи и обязанности на случай военного времени. Одновременно на места была направлена директива по вопросам разработки мобилизационных планов территориальных органов внутренних дел. Новые задачи по повышению боевой готовности милиции были поставлены в приказе НКВД от 26 февраля 1941 года. Каждый орган обязывался иметь планы сбора личного состава по тревоге.
Подготовка страны к обороне обусловила необходимость наделения НКВД СССР и его органов некоторыми новыми функциями. В частности, в октябре 1940 года на органы внутренних дел была возложена задача организации местной противовоздушной обороны страны. В составе НКВД СССР образуется Главное управление МПВО. При НКВД союзных и автономных республик, УНКВД краев и областей образовывались отделы, отделения МПВО. В городских и районных органах милиции вводились должности старших инспекторов по местной противовоздушной обороне.
Основными задачами МПВО являлись: оповещение населения об угрозе нападения с воздуха, обучение граждан способам защиты от воздушных и химических средств нападения, маскирование населенных пунктов и объектов народного хозяйства, строительство убежищ, укрытий и других защитных сооружений, обеспечение населения средствами индивидуальной защиты, организация первой медицинской помощи в очагах поражения, ликвидация последствий воздушных налетов, борьба с пожарами, поддержание установленного общественного порядка в период воздушных налетов.
В феврале 1941 г. органы госбезопасности выделили из НКВД СССР в Наркомат государственной безопасности (НКГБ) СССР.
В соответствии с Законом СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 1 сентября 1939 года на органы милиции возлагалась обязанность осуществлять учет военнообязанных и призывников. Для этого во всех городских, районных и поселковых отделениях милиции были созданы военно-учетные столы. В предвоенные годы они проделали значительную работу по систематизации и учету военнообязанных, организации и проведению призыва на действительную военную службу в Красную Армию.
Вывод по 2 –му вопросу:
Ø Развитие структурных подразделений органов охраны правопорядка в 1930-е гг. показывает, что, выполняя задачу форсированного развития промышленности, руководство советского государства полагалось на ОВД как на ключевое звено в обеспечении реализации своих экономических планов.
Ø Также активно влияли на развитие ОВД процессы в стране: индустриализация (развитие ОВД на транспорте и ГАИ); коллективизация (спецпереселенцы).
Ø Репрессии 1930-х гг. отрицательно повлияли на обороноспособность страны.