Возникновение античной мысли
Античная философия, искусство и наука не возникли на пустом месте. В то время средиземноморская культура уже была стара. Существовали древние египетская и месопотамская культуры, которые показали свою силу в интеллектуальном и техническом плане. Существовали устойчивые государственные образования, имеющие солидную традицию управления, а также существовала мощная и развитая мирохозяйственная система. Но «конек» греков был инноваторский – в области ментальности – это рациональная светская философия, в области социального – это демократический тип правления, в области хозяйства – это интенсивная торговая деятельность. Что самое главное, все эти инновации находились в органическом единстве друг с другом, что создало эффект резонанса. Именно этот эффект создал устойчивость и возможность ретрасляции греческого образа жизни, который послужил далее основой для европейского образа жизни.
СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Египет является экономикой, которая сильно зависит от ментальных систем культуры, что создавало, с одной стороны, стабильность общественного устройства, но, с другой стороны, не давало должных стимулов развития.
Ассирийско - персидский строй общества основан на механизме прямого насилия, что требовало больших затрат на поддержание государственной системы управления. Если общественный строй Египта держался на основе символической легитимации, то строй этого типа держался на непосредственных механизмах власти – военной силе, что создавало нестабильность этих образований.
С этой проблемой символической легитимации столкнулись, в частности ассирийцы, которые пошли ради этого на восстановление Вавилона, как символического системообразующего центра этого региона культуры.
РЕФОРМЫ СОЛОНА И КЛИСФЕНА
ПОЛИСНЫЙ СТРОЙ ОБЩЕСТВА
1. ДЕМОКРАТИЯ
Солон- представитель знатного рода, из него вышел последний афинский царь. Но к середине VII века до н.э. этот род сильно обеднел. Солон, выдвинулся во второй половине VII века, когда в Афинах стали развиваться ремесла и торговля, решил попытать счастья в торговле - он пустился в заморские странствия, продавая оливковое масло. Благодаря этому ему удалось нажить состояние.
В то время Афины и Мегара - два полиса, стремились стать торговыми, потому оспаривали о. Саламин. Тот, кто владел островом, мог блокировать Афины с моря, так как он расположен прямо напротив Афин. В то время Саламин занимали мегарцы. Это так досаждало афинян, что они под страхом смерти запрещали упоминать Саламин публично. Именно Солон в завоевании Саламина афинянами сыграл ведущую роль. Для этого он, ввиду запрета говорить о Саламине, прикинулся сумасшедшим. Потом, когда это стало известно всем, он выступил публично на площади, прочел перед народом свою поэму, в которой прославлялась красота Саламина, утверждалось, что недостойно афинянам уступать такой прекрасный острова мегарцам. Его выслушали, так как он считался невменяемым, и его слова зажгли сердца афинян. Народ пошел штурмовать Саламин. Этот поход возглавлял этот штурм, который завершился успешно. В 594 году Солон был назначен архонтом.
Став архонтом Солон провел ряд важных реформ, которые не только создали греческую культуру, но и сформировали европейскую культуру.
«..европейский путь развития - это чередование структурных модификаций (античная, феодальная, капиталистическая) при которых частнособственническая активность, хотя временами в первые века феодализма, и отступавшая, в конечном счете, было ведущей и структурообразующей.» (Васильев Л.С. История Востока. В 2т.. М.,1994. Т.1. С.18)
В этом заключена глубокая суть - свобода и демократия античного полиса привели к формированию специфического менталитета. Как пишет, к примеру, В.С. Степин: «В противоположность восточным обществам, греческий полис принимал социально значимые решения, пропуская их сквозь фильтр конкурирующих предложений и мнений на народном собрании. Преимущество одного мнения перед другим выявлялось через доказательство, в ходе которого ссылки на авторитет, особое социальное положение индивида, предполагающего предписание для будущей деятельности, не считалось серьезной аргументацией. Диалог велся между равноправными гражданами, и единственным критерием была обоснованность предполагаемого норматива. Этот сложившийся в культуре идеал обоснованного мнения был перенесен античной философией и на научные знания. Именно в греческой математике мы встречаем изложение знаний в виде теорем: «дано - требуется доказать - доказательство». Но в древнеегипетской и вавилонской математике такая форма не принята, здесь мы находим только нормативные рецепты решения задач, излагаемые по схеме: «Делай так!.. «смотри, ты сделал правильно!»» (Степин В. С. Теоретическое знание. М.: «Прогресс-Традиция. 2000. С.66)
«Рядом с землевладельцами и земледельцами образовались классы промышленных и торговых предпринимателей и рабочих, которые по роду своих занятий были, так сказать, специально городскими классами. Греция тоже после своих «помещиков» и «крестьян» имела свою крупную и мелкую «буржуазию», свой рабочий «пролетариат»» (Кареев Н.И. Государство-город античного мира. Опыт исторического построения политической и социальной эволюции античных гражданских обществ. Спб, 1910. С.67)
2. ВОЕННЫЙ СТРОЙ
Греция была поставщиком отличных солдат, греческие наемники были самыми лучшими солдатами Средиземноморья. Вся система образования – «пайдейя2 была ориентирована на физическое и духовной здоровье, на постоянную подготовку к войне. Образцом для всей Греции была всегда Спарта, где эта система приобрела гиперболическую форму.
3. КОЛОНИЗАТОРСКАЯ ПОЛИТИКА И ПИРАТСТВО
ХОЗЯЙСТВО
В Аттике была легкая и каменистой почва. Процесс денудизации (обнажения, засоления) окончательно завершился уже во времена Платона. Когда пастбища Аттики высохли и обрабатываемые поля истощились, народ перешел от животноводства и земледелия к возделыванию оливковых плантаций. Оливковое дерево обладало способность расти на голых камнях и при правильной агротехнике обильно плодоносило. Далее афиняне стали обменивать масло на скифское зерно.
Как писал, к примеру, И. Тэн: «С самого начала и во всю их историческую жизнь они не переставали быть купцами, путешественниками, пиратами, маклерами, искателями приключений; ловкой ли насильственной рукой доили они крупные восточные монархии или варваров Запада, привозили себе золото, серебро, слоновую кость, рабов, строевой лес, разные драгоценности – и все это чуть не задаром; сверх того быстро перенимали у других изобретения и идеи, обращаясь за ними и в Египет, и в Финикию, и в Халдею, и в Персию, и в Этрурию. Подобный строй жизни изощряет и необыкновенно возбуждает ум. Доказательством может служить то, что самые передовые, самые образованные, самые умные из народов Древней Греции все были моряки: малоазийские ионийцы, жители великогреческих колоний, коринфяне, эгинцы, сикионяне, афиняне» (Тэн И. Философия искусства. М., 1996. С.198)