Глава 1 Происхождение славян
Гимбутас М.
Славяне
От автора.
Замысел данной книги возник в 1958 году, когда профессор Гарвардского университета Роман Якобсон пригласил меня прочитать ряд лекций о предыстории славян в составе общего курса «Славянские народности и культуры». Тексты лекций и стали основой для последующего изложения. В данной книге рассматривается предыстория славян и раннеславянский период, предшествующий образованию славянских государств в IX - Х веках нашей эры. Теперь, когда книга наконец завершена, я посвящаю «Славян» Роману Якобсону в день его семидесятипятилетия в октябре 1971 года.
Процесс расселения славян с небольшой территории на огромных пространствах европейского континента является одной из самых замечательных страниц древней истории народов. Она представляет практически неисчерпаемые темы для археологических исследований. Современные представления о миграциях славян основаны на соединении результатов работ историков, археологов и лингвистов. Благодаря им мы знаем так много о миграциях индоевропейских народов, оставшихся за пределами письменной истории.
Возможно, поиски истины в огромной массе исследований на различных славянских языках, часто дающих противоречащие друг другу взгляды на прародину славян, напоминают запутанный путь в джунглях и могут показаться вызывающими. Думаю, что и выявление процесса формирования материальной культуры славян во время миграций на протяжении Железного века, когда в их земли вторгались персы и готты выглядит не менее безрассудно. Не мне судить, насколько мне удалось осуществить задуманное, опираясь на изыскания археологов и лингвистов.
Приношу свою самую искреннюю благодарность ознакомившимся с текстом рукописи книги профессорам Хенрику Бирнбауму, Павлу Ивичу и Роману Якобсону. За помощь в подборе материалов и редактировании выражаю благодарность Беренисе Беме и Катерине Китчер-Талев.
Неоценимую помощь по сбору информации о различных стадиях развития и памятниках славянской предыстории, а также в подборе иллюстраций для этой книги оказали многие коллегии в Болгарии, Чехословакии, Венгрии, Польше, Румынии и Украине, России и Югославии. Особую благодарность я приношу докторам И. Ппулику из (Брно), Д. Бяликовой из Нитры, З. Вински из Загреба, А.Сосу из Будапешта, Д.Т.Березовец из Киева, И.Свешникову из Львова, М.Комше из Бухареста, И.Русановой из Москвы, М.А. Тихановой из Ленинграда, также Археологическим институтам Брно, Бухареста, Киева, Москвы и Нитры, а также Эрмитажу из Петербурга.
Подготовка рукописи оказалась возможной благодаря гранту, полученному от Американского совета научных обществ в 1963 году.
М.Г.
Предисловие
Историю славян можно воссоздать только на основе обобщения данных из большого количества археологических, исторических, лингвистических и фольклорных источников в целостную картину. Возникнув как незначительная индо-европейская группа, жившая к северу от Карпатских гор в среднем Поднепровье, славянские земледельцы смогли выжить только благодаря проявленному ими упорству.
В конце концов им удалось заселить обширную территорию в Центральной и Восточной Европе и на Балканском полуострове. Их вторжение не было частным эпизодом, таким как нерегулярные набеги гуннов и аваров, а планомерной последовательной колонизацией. Ученые смогли блестяще восстановить существование единого праславянского языка на основании лингвистических источников.
Сегодня в мире существует примерно 2000 миллионов людей, говорящих на тринадцати славянских языках, объединяемых в восточную, южную и западную группы. Вероятно, они произошли из единого источника примерно в девятом веке до нашей эры. Языки соответствующих групп близки между собой, что подтверждают переходные диалекты между тем или иным языком. Современные поляки, кашубы, лужицкие сербы, чехи, словаки, словенцы, хорваты, сербы, македонцы, болгары, украинцы, русские и белорусы говорят на своих языках и имеют собственные культуры, которые развивались на протяжении последних десяти столетий. Вместе с тем, славяне не являются антропологические выделенной группой, не существует славянской расы, также как не существует германской или романской рас.
Распространение славян из общего ядра на огромные территории Европы и Азии позволяет достаточно точно представить хронологию их развития. Период их пребывания на ограниченной территории является их предысторией, их миграции и завоевательная политика могут быть определены как ранняя история. Мы называем славян предисторического периода «прото-славянами», а славян периода миграций и экспансий - «ранними славянами».
Образование славянских государств в течение девятого и десятого столетий не является предметом исследования в настоящей книге. Однако, разнообразие современных славянских наций прямо взаимосвязано с теми культурными взаимосвязями, с которыми доводилось встречаться славянами во время их экспансии. В результате вхождения в различное этническое окружение каждая славянская группа претерпевала социальные и экономические изменения. К Х веку восточные и западные славянские диалекты разделились на отдельные, которые напоминают современные лингвистические деления.
Существует огромное количество исследований, посвященных средневековым славянам, но история славян начинается раньше, чем образование в IX -Х веках славянских государств, раньше, чем появились исторические сообщения о принятии славянами христианства. И фактически раньше, чем появились описания «склавенов», сделанные историками VI века Прокопием Кесарийским и Иорданом.
Принадлежа к группе индоевропейских народов, на протяжении долгого времени славяне формировали собственный язык и культуру, точно также, как это делали греки, балты, германские народы, иллирийцы, фракийцы и другие индо-европейские группы.
В этой книге предпринята попытка реконструировать предысторию и раннюю историю славян с момента их появления в Европе во втором тысячелетии до нашей эры до девятого и десятого веков нашей эры, когда были образованы моравская империя, киевское государство и другие государства.
Глава 1 Происхождение славян
Истоки славян следует искать на территории, простирающейся от бассейна реки Одер в Центральной Европе на западе до Урала или даже Центральной Азии на востоке. Чаще всего географическое местоположение прародины славян определяют следующим образом:
1/район между Одером и Вислой (на территории современных Германии и Польши),
2/Западная часть Украины (территория к северу от Черного моря).
По мнению некоторых ученых эта территория включала центральноевропейскую и севернопричерноморскую части. Другие авторы полагают, что зона первоначального расселения славян ограничивалась Полесьем (современная Белоруссия), или Подольем в западной Украине, или частью восточной Германии и Польши, соответствующей распространению лужицкой культуры эпохи Позднего бронзового и Раннего железного века.
Некоторые гипотезы основывались на тенденциозных выводах, менявшихся в соответствии с переменой политического климата или отношения к археологическим и лингвистическим исследованиям. В период накопления огромного археологического материала и выработки методик датировки, не было возможности для научно обоснованных выводов о прародине не только славян, но и всех индоевропейских народов.
Исследования последних десятилетий показали, что протоиндоевропейцы некогда мигрировали в Европу и на Ближний Восток из степей Евразии. По мере расширения зоны расселения племен и их продвижения на запад происходила дифференциация более или менее однородной протокультуры и протоязыка. Первое перемещение из Южной России на Украину и в бассейн нижнего Дуная произошло не позднее 4000 года до нашей эры и повторилось в миграциях и опустошении прибрежных территорий Эгейского моря, Средиземнорья и Анатолии, происходивших около 2300 года до нашей эры.
Протоиндоеврепейцы занимались скотоводством и вели полукочевой патриархальный образ жизни. Они выращивали лошадей, возможно, использовали их и для верховой езды. Их высокую подвижность может объяснить тот факт, что уже в начале третьего тысячелетия до нашей эры им было известно колесо.
Прото-индоевропейцам понадобилось менее одного тысячелетия, чтобы завоевать или ассимилировать ряд сельскохозяйственных балканских и центральноевропейских культур, а также подчинить своему образу жизни североевропейские племена охотников и рыболовов. Расселяясь по Центральной или Северной Европе, на Балканском полуострове или на Ближнем Востоке, индоевропейские племена приносили особенности, которые легко выявляются в ходе археологических раскопок в социальных и экономических отношениях, конструкциях жилищ, религиозной символике, погребальных обрядах и традициях искусства.
Проникновение пришельцев с Востока открыло новую эру в развитии Европы. Великие цивилизации сложившиеся в пятом и четвертом тысячелетиях на Балканском полуострове, побережье Черного и Эгейского морей распались. Первой пришельцы с востока ассимилировали северопонтийскую культуру. Затем уступили высокоорганизованные культуры Балкан и запада Центральной Европы, такие как Кукутены\Триполье в западной Украине и Молдавии, Гумельница в южной Румынии, Болгарии и восточной Македонии, Винча в Центральных Балканах, Бутмир в Боснии, Бодрог/Керештур в районе Тиссы и Лендьел в среднем течении Дуная. Все эти крупные энеолитические и халколитические культуры в конце концов исчезли, так же, как и культуры Медного века. Похожая судьба ожидала и культуру узкогорлых кубков северо-западной Европы с ее коллективными погребениями в коридорных могилах. Изменения прослеживаются даже в культурах восточной Балтии и южной Скандинавии.
На территориях, занятых индоевропейцами, в течение нескольких столетий сформировались новые культуры, отличавшиеся от предшествующих. Уклад, который принесли с собой индоевропейские племена резко контрастировал с жизнью мирных земледельцев предшествующего периода.
Они нуждались в пастбищных землях для своего скота, требовавших защиты и периодического обновления. Военные вожди располагали поселения в местах, защищенных самой природой – излучинах рек и прибрежных холмах, обеспечивающих широкий обзор. Выбранные для поселений места они укрепляли высокими стенами и насыпными валами.
На территории, расположенной к северу от Карпатских гор и в среднем течении Днепра, там, где, как полагают, вначале поселились славянские народы, можно проследить непрерывную преемственность культур, начиная с появления индоевропейских курганов до времени сарматских и восточно-германских миграций.
Характерными чертами индоевропейской курганной культуры является пастбищное скотоводство с элементами сельскохозяйственной культуры, укрепления на холмах, небольшие поселения, состоящие из маленьких прямоугольных домов, особые погребальные обряды, включавшие захоронения в деревянных сооружениях, напоминающих жилища, поверх которых насыпали курганы. Сюда же относятся простые глиняные изделия, украшенные отпечатками, насечками или разрезами. Их экономика, правила общежития, социальная структура, архитектура или отсутствие интереса к искусству резко контрастировали с местными элементами, известными по трипольской культуре и культуре колоколовидных кубков.
Очень похожие предметы материальной культуры обнаруживаются в курганах, расположенных далеко на западе: в долинах рек Ондавы и Лаборца, в юго-восточной части Польши, в Галиции и в Подолье, на северо-западе Украины, в Буковине и Молдавии, а также в среднем течении Днепра южнее Киева. Большая часть этой территории относится к восточным Бескидам и Волыно-Подольской возвышенности. С юго-востока район естественно отделяется степным поясом, на юго-западе – Карпатами и на севере Припятской низменностью и лесами.
Разновидность курганной культуры северо-карпатского региона обычно относится к «ленточной керамике», существовавшей в Центральной и Северной Европе на рубеже третьего-второго тысячелетий до нашей эры.
Поскольку в данное время продолжала существовать культура Бронзового века, курганы Северо – Карпатского региона можно рассматривать как прародину протославянской культуры.
Выявленную археологическими раскопками связь культур Бронзового и Раннего Железного веков в данном районе подтверждается данными лингвистических исследований. Уже в 1837 году словацкий ученый Шафарик установил, что прародина славян находится к северу от Карпатских гор и включает в себя районы Галиции, Волынии и Подолья.
Чешский славист Любор Нидерле, автор «Славянских древностей» (1902) разместил праславян в среднем и верхнем течениях Днепра. Однако, мнение Нидерле о том, что родиной славян является верхнее течение Днепра не подтверждается топонимикой. Названия рек и археологические разыскания показывают связь с балтийской культурой.
Другой выдающийся славист М.Фасмер пришел к похожим результатам на основании исследования названий русских рек. По его мнению прародиной славян является район Галиции, Волыни, Подолья и среднее течение Днепра.
Изучение топонимики рек показывает, что славянские названия прослеживаются в среднем течении Днепра и северных притоках Припяти. Они располагаются в треугольнике, находящемся между рекой Припять, южной частью Среднего Днепра и района восточнее Среднего Днепра.
Область распространения старых славянских названий рек почти точно совпадает с районом распространения культур Бронзового и Раннего железного веков, расположенным к северу и северо-востоку от Карпатских гор и в среднем течении Днепра. Изучение названий этих рек имеет особое значение, потому что они отражают постоянные особенности развития этноса в регионе.
Однако названия Днепра и Днестра не славянского происхождения. Исследователи установили, что они были заимствованы от фракийцев (даков). Все лингвисты сходятся в том, что названия Дон и Донец являются иранскими. Ряд других названий рек северного Причерноморья также имеют иранские корни. Подобный факт представляется вполне закономерным, поскольку иранские племена, скифы и сарматы неоднократно появлялись в северопонтийском регионе начиная примерно с 700 года до нашей эры и до IV столетия нашей эры.
Общие индо-европейские названия деревьев, такие как береза, дуб, ясень, ольха, осина, вяз, клен и граб являются праславянскими и сохранились в языках всех славянских народов. Это подтверждает ту точку зрения, что возможно родина славян была расположена в той климатической зоне, где природные условия немногим отличались от их индо-европейской родины.
Вышеупомянутые лиственные деревья характерны для лесостепной и степной зон умеренного пояса. Древняя или общеславянская терминология растений совпадает с археологической реконструкцией окружения доисторической славянской культуры, расположенной на север и северо-восток от Карпатских гор и в среднем Поднепровье. Она связана с умеренным поясом, а не с североевропейскими хвойными лесами или вечнозеленой средиземноморской зоной.
Первоначальное незнакомство славян с определенными видами деревьев прослеживается в названиях, которые они заимствовали от своих западных и юго-западных соседей. Название для «букового дерева», славянское слово «бук», вероятно, было заимствовано из германского языка примерно в начале первого столетия нашей эры. В «Записках о галльской войне» Юлия Цезаря встречается слово baca в выражении “ Silva bacens ” (буковые леса).
Лиственница, латинское larix , польское modrzew , возможно, было заимствовано из готского * madra . Название для «тисса», латинское taxus , славянское «тисъ» возможно происходит от корня * tog , означающего на кельтском и германском языках «объемный», «толстый».
На основании того факта, что у ранних славян не было собственных имен для бука, лиственницы, тиса и некоторых других деревьев можно сделать вывод, что протославянская территория находилась вне той зоны, где росли эти деревья. Действительно, районы, где произрастают бук, лиственница, тис расположены западнее и даже юго-западнее той территории, которую мы определили как родину славян.
В поисках места происхождения славян мы находим еще одну подсказку, изучая местоположение индоевропейских народов, которые говорят на языках, почти родственных славянам по грамматической структуре и словарю. Лингвисты уже давно пришли к выводу, что ранние славяне были окружены следующими индо-европейскими группами: Балтами на севере, иранцами (или индоиранцами) на юго-западе, фракийцами (даками и гетами) на юге, илирийцами на юго-западе и германоязычными народами на западе.
Если бы не эти изыскания, нельзя было бы установить, что по отношению к территориям расселения данных народов родина протославян находилась на юге. Чтобы быть более точным, отметим, что неславянская зона включает:
1. Протобалтийский регион, расположенный между Померанией на Балтийском море до центральной России, включающей северную и восточную Польшу, восточные балтийские земли, Белоруссию и западную центральную Россию,
2. Южную Россию и восточную Украину к северу от Черного моря была заселенную доисторическим киммерийцами, прото-скифами, скифами и сарматами,
3. Бассейн средней части Дуная и верхней Эльбы и Одера которые принадлежали к протоиллирийцам и другим группам говорившим на индоевропейском языке во время Бронзового и раннего Железного веков,
4. прото-германской территории в северо-западной Европе, включая Данию, Голландию, северную Швецию и северо-западную Германию. Северный карпатский регион не входит ни в одну из этих индо-европейских территорий.
Карпатские горы отделяли славян от Дакии, однако на протяжении Бронзового Века и Раннего Железного Века по-прежнему существовали тесные взаимоотношения между ними. На востоке соседи славян постоянно менялись. Если населявшие северное побережье Черного моря киммерийцы принадлежали к иранской группе индо-европейских языков, как показывают немногие сохранившиеся названия, тогда ранние ирано-говорящие народы на юго-восточных границах славян были тоже киммерийцами.
В конце VIII века киммерийцы были покорены скифами, которые, в свою очередь, спустя пятьсот лет, были замещены другой иранской группой сарматами. И скифы, и сарматы имели огромное влияние на культуру и язык славян.
Большую часть доисторического периода славянская территория граничила с немецкими племенами. Во время Бронзового века они были отделены от них индо-европейскими народами из Центральной Европы. Контакты восстановились после появления германских племен в бассейне Вислы и в третьем веке нашей эры на Украине.
Самые тесные взаимоотношения сложились между славянскими и балтийскими группами, представленными сегодня литовским и латвийским языками, в античности также древним прусским и несколькими восточно-балтийскими языками ныне исчезнувшими.
В доисторические времена балты занимали значительную часть территории между Померанией на Балтийском море и верхним течением Москвы реки, Оки и Сейма в центральной России. Южные границы пролегали, как показывает изучение названий рек центральной Европы и распределение археологических комплексов, по южной части лесной зоны, включающей бассейн Верхнего Днепра, южнее реки Припять и Киева.
На протяжении большей части Бронзового Века западно-балтийская зона включала восточную часть современной Польши. Во время Бронзового и Раннего железного веков славянский и балтийский ареалы простирались на многие сотни километров и не имели четких границ.
Общее происхождение и относительно взаимосвязанный ритм культурного процесса, завершившиеся образованием общности славянских языков позволили некоторым ученым говорить и о существовании балто-славянской лингвистической общности.
В соответствии с этой гипотезой подобное объединение могло существовать, в то время, когда предки современных славян и балтов уже отделившиеся от остальных индо-европейских групп все еще говорили на общем языке или диалекте. Однако, другие лингвисты не принимают данную точку зрения.
К сожалению, письменные источники отсутствуют, а археологические методики не позволяют проследить процесс расхождения языков. Поэтому проблема единства или параллелизма (существование двух родственных языков до дифференциации) является только вопросом терминологии и хронологии.
На основании археологических данных период сближений должен быть определен как первая половина второго тысячелетия до нашей эры. За долгую историю взаимоотношений между балтийскими и славянскими народами существовали периоды независимого и параллельного развития.
Балтийские земли покрывают огромную территорию лесистой части Европы. И археологические и лингвистические данные показывают различия отдельных частей балтийской области. В то же время прото-славяне селились более компактно, и у них следы культурных и лингвистических расхождений менее заметны, а значит и сами расхождения менее значительны. Славянские языки гораздо ближе друг к другу, чем к балтийским языкам, несмотря на обширные миграции, происходившие в VI - VII веках до нашей эры.
Ранние исторические источники совпадают с лингвистическими и археологическими сведения, согласно которым территория расселения славян устанавливается между бассейнами Вислы и Среднего Днепра. К несчастью, именно в этом районе уровень археологических раскопок отстает от изысканий, проводившихся в большинстве районов Европы.
Археологи XIX и начала XX веков прежде всего интересовались находками эффектных скифских фигурок животных, иногда изготавливавшихся из золота и обнаруживаемых в погребениях к северу от Черного моря или в Центральной Европе, приписывая их протославянам. Невзрачные археологические находки, сохранившиеся от мигрировавших фермеров и скотоводов, которые не строили ни домов, ни храмов из камня или глины и не создали примечательного стиля в искусстве, не привлекли их внимания и не стимулировали национальную гордость.
Скрупулезная научная реконструкция праславянской культуры является несомненной заслугой современных исследователей. Описанная в следующей главе общая картина развития Северо-карпатской культуры на протяжении Бронзового века и Раннего Железного века представляет собой мозаику, основанную на множестве скупых археологических данных. Чтобы добиться максимально возможной полноты, необходимо привлекать даже самые незначительные свидетельства. Археологические материалы позволяют реконструировать материальную культуру древних славян, установить хронологию, выявить фазы ее развития и культурные взаимоотношения.
Глава 2 Северокарпатская культура Бронзового и Раннего Железного веков
Общий ход культурного развития в северокарпатском регионе был практически таким же, как и на всей североевропейской равнине. До 1200 года нашей эры этот район находился под влиянием центральноевропейской культуры, основанной на обработке металлов.
Видимо около 1200 года до н.э. произошла миграция степных народов на запад из района Нижней Волги. После их перехода в нижнее Приднепровье и нижнее Приднестровье в развитии северного Причерноморья начался новый этап. С этого времени северокарпатская культура стала развиваться под влиянием пришельцев с востока.
Несмотря на перемены в культуре, образ жизни северокарпатских народов практически не изменился. В отличие от центральной Европы у них не было развитой металлургии и торговли. Взаимодействие культур продолжалось на протяжении почти двух столетий, что подтверждается археологическими находками, погребальными обрядами, сельскохозяйственной деятельностью, экономикой, устройством жилищ и архитектурой.