VIII. Подведение итогов урока.
— Какие правила нужно соблюдать при переносе слов?
— Какие слова нельзя переносить?
— Кто из вас не ошибается при переносе слов?
Домашнее задание
Повторить упр. 107 (с. 71),
Выполнить упр. 111 (с. 72).
Программный уровень. Списать, разделив слова для переноса.
, Урок 3 9. Как переносить слова с одной строки на другую?
Цели: повторить правила переноса слов; формировать умение переносить слова с одной строки на другую.
Планируемые результаты; учащиеся научатся переносить слова с одной строки на другую; аргументирован но отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Орфографическая минутка
(Письмо по памяти.)
В любом краю любой страны Ребята пе хотят войны.
— Прочитайте предложение.
— О чем эти строки?
— Какие слова пишутся не так, как произносятся? (Краю, страны, ребята, хотят, войны.)
III
— В каких словах вы сможете проверить безударную гласную? (Краю - крАй, страны — стрАны, войны — вОйны.)
— Какое слово мы запоминали? (Ребята.)
— Слово хотят можно проверить словом хОчется.
— Прочитайте предложение так, как записано. (Орфографическое чтение.)
— Расскажите соседу по парте, послушайте его.
— Хором проговорите так, как будете писать.
— Запишите предложение.
— Подчеркните слово, которое нельзя переносить. (Краю.)
(Взаимопроерка. Сверка с образцом на доске. Взаимооценка.)
«!» — молодец. Ошибок нет.
«+» — хорошо, 1 или 2 ошибки. •
«—» — в работе много ошибок.
Словарная работа
(На доске запись.) МПЛОСЙУНДРА
— Если из цепочки уберете буквы, которые обозначают непарные звонкие звуки, получите словарное слово. (Посуда.)
— Объясните лексическое значение слова. (Предметы для приготовления, подачи и хранения пищи.)
— Какие однокоренные слова можете подобрать к этому слову? (Посудина, посудный, посудомойка.)
— Выделите в них корень, подчеркните букву О.
Работа по теме урока
Упр. 112 (с. 73).
— Прочитайте задание. Какие два понятия здесь встретились? (Деление на слоги и деление для переноса.)
— Чем они отличаются? (Слогов столько, сколько гласных в слове. Для переноса слово разделено только на две части.)
— Прочитайте слова, которые разделены на слоги. (Улица, линия, улей, акула, радио.)
— Запишите слова, которые разделены для переноса.
IV. Физкультминутка
Мы листики осенние, На ветках мы сидим. Ноесли дунет ветер, Мы быстро полетим. Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял.
Мы немного полетали. Ветер стих, и мы устали, Стали тихо оседать, Чтоб на травушке поспать.
V. Развитие речи Упр. 113 (с. 73).
— Прочитайте текст.
— Определите тему текста. (Как использовали бересту на Руси.}
—~ Слова березовая и берестяная неоднокоренныс, но у них одинаковое происхождение. Часть бер- означала белый цвет.
— Прочитайте первый вопрос. Ответьте на него предложением из текста.
— Какое предложение будет ответом на второй вопрос?
— Ответ на третий вопрос найдите сами.
— Запишите предложения.
— Прочитайте текст, который у вас получился. (Береста — это верхняя часть березовой коры. Из нее делали обувь, игрушки, украшения. В берестяной посуде хранили масло., сметану, творог,}
VI. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке. (Самооценка с помощью «светофора».)
VII. Подведение итогов урока
— Как узнать, сколько слогов в слове?
— Какие правила нужно соблюдать при переносе слов?
Домашнее задание Карточка
Спиши скороговорку, разделив все слова для переноса.
Огорченная сорока Возвращается с урока. Весь урок болтала с сойкой И домой вернулась с двойкой.
Урок 40. Обучающее сочинение по серии картинок
Цель: продолжить работу над развитием письменной речи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся писать сочинения по серии картинок, строить сообщения в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний Орфографическая минутка
(На доске записаны слова.)
Деревья, коньки, день, хлопья, жилье, ноль, угольки.
— Прочитайте слова. Чем они похожи? (В них есть буква Ь.)
— На какие две группы можно разделить слова? (Мягкий знак в конце слова и в средине слова,)
— Как еще можно разделить? (На слова, где мягкий знак — показатель мягкости, и слова с разделительным мягким знаком.)
— Запишите слова в два столбика: мягкий знак — показатель мягкости и разделительный мягкий знак. Подчеркните мягкий знак.
— После каких букв стоит мягкий знак? (После согласных, потому что только согласные бывают мягкими и твердыми.)
— Перед какими буквами стоит мягкий знак — показатель мягкости? (Перед согласными или в конце слова.)
— Перед какими буквами стоит разделительный мягкий знак? (Перед гласными.)
— Кто помнит, перед какими гласными ставится разделительный мягкий знак? (Е, Ё, Ю, Я, И.)
— Отгадайте загадки.
Хвост крючком, нос пятачком,
Лежит в грязной луже
И совсем не тужит. (Свинья.)
— В какойстолбик запишете слово? Почему?Приглядись: в лесу у пня Суета и беготня. Не умеют здесь лениться, Строит город вся семья. (Муравьи.)
— В какой столбик запишете слово? Почему?У двух матерей По пять сыновей. Одно имя всем. (Пальцы.)
— В какой столбик запишете слово? Почему?
— Для чего служит мягкий знак? (Для обозначения мягкости и разделения гласного и согласного звуков.)
III. Физкультминутка
В понедельник я купался, (Изобразить плавание.)
А во вторник рисовал,
(Изобразить рисование.)
В среду долго умывался,
(Изобразить умывание.)
А в четверг в футбол играл.
(Бег на месте.)
В пятницу я бегал, прыгал,
(Прыжки на месте.)
Очень долго танцевал.
(Покружиться.)
А в субботу, воскресенье
(Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал.
(Сесть на корточки, руки под щеку.)
IV. Работа по теме урока Упр. 114 (с. 74).
— Что изображено на рисунках?
— Какая тема сочинения? (Мальчик вылечил зайца.)
— Как озаглавите сочинение? (Спасение зайчика.) ' — Каким словом можно заменить слово зайчик? (Зверек, длинноухий.)
— Ответьте на первый вопрос, пользуясь словами для справок. (Однажды в лесу мальчик увидел зайца.)
— Прочитайте второй вопрос. Какие слова для справок используете для ответа? (Сломана лапка.)
— Составьте предложение. (Узайца была сломана лапка.)
— Запишите ответы на вопросы. Закончите самостоятельно. (Самостоятельная работа. Дети но желанию читают сочинения. Учитель и остальные учащиеся дают рекомендации.)
V. Рефлексия
— Вам понравилось писать сочинение?
— Что в работе над сочинением показалось трудным?
VI.Подведение итогов урока
— Чему сегодня вы научились?
— О чем бы вы хотели написать сочинение?