Ивана александровича гончарова
Жизнь и творчество
(1812–1891)
Иван Александрович Гончаров (1812–1891) – талантливый русский писатель и критик, творческая деятельность которого продолжалась несколько десятилетий. Гончаров – автор трех романов: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». Лучшим романом критики считают роман «Обломов».
В историю русской литературы Гончаров вошел как один из зачинателей жанра социально-психологического романа.
И. А. Гончаров родился в 1812 г. в семье богатого сибирского купца. Отец рано умер, оставив семье крупное состояние. Мать, Авдотья Матвеевна, любила детей, но, не обладая достаточной культурой, доверила образование всех четверых детей другу семьи отставному морскому офицеру Н. Н. Трегубову, который был дворянином, и ввел семью Гончаровых в круг местного дворянства. И купеческие дети получили типично помещичье воспитание.
В Гончарове рано пробудилась страсть к чтению. Начальное образование получил в частном пансионе священника Троицкого, а в 1822 году поступил в Московское коммерческое училище. Здесь царили строгие аракчеевские порядки, за воспитанниками шпионили, душилась всякая попытка проявления общественных интересов. Восьмилетнее пребывание в училище мало дало юноше познаний в области экономических и точных наук, но не усыпило его стремлений к знаниям, воспитало в нем протест против унижения человеческой личности.
Гончаров самостоятельно усиленно занимался науками, стремясь получить гуманитарное образование. В августе 1831 г. успешно сдал экзамены на филологический факультет Московского университета, где в это время учились Белинский, Огарев, Лермонтов, Аксаков. Учась в университете, Гончаров видел Пушкина, всю жизнь он вспоминал это событие; слушал лекции лучших профессоров.
Молодой студент увлекался театром, в студенческих кружках шли горячие споры о критических статьях современных критиков, в это время Гончаров также опубликовал в журнале «Телескоп» перевод нескольких глав романа французского писателя Е. Сю «Атар Гюль».
В 1834 году, переехав в Петербург, поступил на службу в Министерство финансов переводчиком иностранной переписки. В Петербурге Гончаров настойчиво готовит себя к литературной деятельности, сблизился с семьей известного художника Майкова, сыновьям которого преподавал словесность и латинский язык. В этом доме выходил рукописных альманах «Подснежник», в нем-то и дебютировал Гончаров романтическими стихами. Кружок Майкова посещали Григорович, Панаев, братья Достоевские, Некрасов, Тургенев и др. Готовя себя к писательской деятельности, Гончаров много пишет . «Я с 14-15-летнего возраста писал непрестанно, — вспоминал впоследствии писатель, — потом переводил Гете, Шиллера и др.» Из этого периода до нас дошли лишь немногие повести и стихи. В это время он внимательно следит за критической деятельностью Белинского, сам увлекается публицистикой, в «Современнике» печатаются анонимно его статьи, фельетоны, заметки.
В 1849 году в «Литературном сборнике» журнала «Современник» появилась глава из будущего романа — «Сон Обломова», которая пострадала от цензорского карандаша. Это омрачало творческое настроение Гончарова, приостановило его работу над романом.
В 1852 г. Гончаров в качестве секретаря адмирала Путятина отправляется на фрегате «Паллада» в кругосветное плавание, ему необходимы были свежие впечатления для литературной работы. Возвратившись из путешествия, Гончаров в 1855 г. устроился на службу — на место старшего цензора, он с головой уходит в литературу, посещает кружок «Современника», часто присутствует на редакционных обедах, устраиваемых Некрасовым, на которых обычно читались и обсуждались произведения писателей, выступали музыканты и артисты. В 1852 г. был опубликован роман «Обломов», который прославил имя Гончарова. 5 лет работает в Совете Главного управления по делам печати и в 1868 г. уходит в отставку навсегда, а в 1869 г. публикуется роман «Обрыв», над которым Гончаров работал 20 лет.
В 1891 г. Гончаров сжег автографы своих произведений, письма, заметки и завещал похоронить его в Александро-Невской лавре, где-нибудь у обрыва. На 80-м году жизни он скончался. Похоронный кортеж сопровождала многолюдная толпа, в основном молодежь. Похоронен был на кругом берегу речки, протекающей у кладбища.
Итак, в русскую и мировую литературы Гончаров вошел тремя романами: «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв», названия которых начинаются на «Об...».
Хронологический план:
1812 г. – дата рождения писателя. Родился в г. Симбирске в купеческой семье.
1821 г. – смерть отца. Заботу о детях взял на себя Н. Н. Трегубов, бывший морской офицер, поселившийся в доме Гончаровых. Мать Авдотья Матвеевна вела торговые дела семьи.
1822–1830 гг. – учеба Гончарова в Московском коммерческом училище. Восьмилетняя учеба оставила у юного Гончарова неблагоприятное впечатление.
1831–1834 гг. – студент Московского университета словесного отделения. Его интересовали вопросы истории литературы, изобразительных искусств, архитектуры. Самое яркое впечатление – посещение университета Пушкиным.
1835 г. – начало службы в Петербурге в качестве переводчика в министерстве финансов.
1844–1847 гг. – работа над романом «Обыкновенная история».
1852–1854 гг. – кругосветное путешествие на фрегате «Паллада» под начальством вице-адмирала Е. В. Путятина. (Гончаров во время путешествия вел записи, характеризуя в них все увиденное в Европе, Африке, Азии. Результат – двухтомная книга «Фрегат «Паллада».)
1856–1860 гг. – работа в должности цензора.
1859 г. – появление в печати романа «Обломов». Успех выдающийся!
1869 г. – выход в свет романа «Обрыв», над которым Гончаров трудился около двадцати лет. Первоначальное название романа «Художник». Произведение не имело шумного успеха.
1870–1891 гг. – замкнутая жизнь Гончарова в Петербурге. Появление в печати небольших статей и очерков: «В университете», «На родине», «Лучше поздно, чем никогда», «Слуги старого времени». Лучшая критическая статья о комедии Грибоедова «Горе от ума» – «Мильон терзаний» (1872).
Умер И. А. Гончаров в Петербурге, похоронен на кладбище Александро-Невской лавры на краю обрыва.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОМАНА «ОБЛОМОВ»
Замысел романа «Обломов» возник в 1847 г., но лишь одну главу романа «Сон Обломова» писатель опубликовал в журнале «Современник» в 1849 г. Кругосветное путешествие и создание книги очерков «Фрегат «Паллада» надолго прервали работу над романом «Обломов», который был напечатан только в 1859 г.
Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие. Писатель показал путь Обломова к осознанию своей никчемности, несостоятельности, к распаду личности. Главная тема романа — судьба поколения, ищущего свое место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь.
Идейную направленность романа определил сам писатель: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в ... кисель — климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».
Также Гончаров ставит в романе вопросы о подлинной дружбе, любви, о гуманизме, о равноправии женщины, о настоящем счастье, осуждает дворянский романтизм.
В первой части романа мало действия (Обломов лежит на диване и отказывает визитерам, зовущим его в Петергоф). Но в ней автор показал эволюцию Обломова: детство с внушением идеи исключительности, обучение в пансионе, но служить не смог, мечтает о путешествии. В Обломове загублены живой ум, чистота, доброта, правдивость, кротость, гуманность к нижестоящим, склонность к самоанализу и самокритике, чувство справедливости. Однако, Обломов не испытывает необходимости развивать их в себе. Об этом свидетельствует его «мысленный» план реформ в Обломове, выражающий инфантильность, архаичность его взглядов на жизнь. Ситуация такова, барин Обломов зависит от Захара больше, чем Захар и другие крепостные от него. В отличие от Штольца, движимого стремлением к личному преуспеванию путем труда, Обломов, уже имеющий все благодаря происхождению и положению, настойчиво требует указать ему смысл труда, смысл и стимулы для затраты энергии. Он считает идеал Обломовки незыблемой нормой. Для Штольца норма — деловая жизнь Петербурга, поэтому он не критикует ее и, как все визитеры, зовет Обломова в Петергоф. В конце первой части Гончаров ставит вопрос: что же победит в Обломове — жизненные, деятельные начала или сонная «обломовщина»?
Во второй части романа описывается русско-немецкое воспитание Штольца, его сильная и гармоничная личность. Несмотря на все взаимные различия, Штольц способен понять Обломова. Он многократно старается оживить Обломова, вернуть его в активную жизнь. Но Обломов боится перемен в жизни, боится движения и деятельности. В борьбе мотивов — соединиться с Ольгой и зажить осмысленной жизнью или отойти от Ольги и обрести желанный покой — побеждает последний. Обломовщина оказалась сильнее любви. Так Обломов находит пристанище в доме вдовы Пшеницыной. Постепенно кипучая энергия Штольца разбивается о неподвижность и равнодушие Обломова.
Четвертая часть романа посвящена списанию «выборгской обломовщины». Обломов, женившись на Пшеницыной, опускается еще больше, погружается в спячку, а затем гибнет и физически.
В образе Обломова Гончаров блестяще совместил социальное обобщение с изображением индивидуализированной личности. Обломов вошел в галерею лучших образов мировой литературы, и его имя стало нарицательным. Гончаровский Обломов не похож на помещиков, изображенных Гоголем, Тургеневым и др. В нем нет деспотизма, жестокости. Наоборот, он кроток, благодарен. Писатель не остался беспристрастным: с симпатией относясь к герою, он в то же время осудил, разоблачил его, вынес приговор обломовщине.
Композиция романа «Обломов» полностью соответствует идее: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мертвую душу. Все действия происходят вокруг главного героя — Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в первой части). Все внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров. Место действия романа — Петербург (только в IХ главе «Сон Обломова» действие перенесено в Обломовку).
Экспозицию составляют первая часть романа и две первые главы второй части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность. Чтобы проследить его эволюцию.
В III и V гл. второй части завязывается узел события — знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь и составляет завязку. VI-ХI главы этой части — развитие действия. Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли он отрешиться от лени, о чем мы узнаем из его письма к Ольге. Кульминация — ХII глава третьей части. Илья Ильич объяснился в любви Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву. Этому посвящены ХI-ХII главы третьей части, которые составляют развязку. В них показана несостоятельность и банкротство Обломова.
В четвертой части — дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные условия жизни в доме Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция. Параллельно показаны взаимоотношения Ольги и Штольца.
В эпилоге (ХI гл. четвертой части) Гончаров говорит о смерти Обломова, судьбе Захара, Штольца, Ольги. Эта глава объясняет смысл «обломовщины». Таким образом, показывая последовательное увядание Обломова, превращение его в «мертвую душу», Гончаров показал главного героя в моменты взлетов и в дни падения, раскрыв его борьбу с самим собой. И все это дано в ярких картинах жизни, авторские рас суждения же сведены до минимума.
Сюжет романа.
По поводу сюжета существуют две точки зрения. Первая утверждает, что в романе две сюжетные линии: Обломов Ольга и Штольц — Ольга. Ольга связывает обе линии воедино, но идейное противопоставление героев остается.
Вторая точка зрения профессора А. Г. Цейтлина, считающего, что в романе одна сюжетная линия. В романе все события подчинены одной цели — показать постепенное превращение Обломова в «мертвую душу». Главы же, в которых воссоздаются отношения Штольца и Ольги, призваны оттенить судьбу Обломова.
Язык романа отличается легкостью и чистотой. Автор избегает украшающих эпитетов и метафор, лексика лишена архаизмов и диалектизмов, обогащена научно-публицистическими словами 40-50-х гг.
Своеобразен язык каждого героя. Обломов, Ольга и Штольц — люди образованные, говорят правильным, литературным языком. Но у каждого он связан с чертами внутреннего облика героев. Ясен и выразителен язык в описании пейзажей, но к ним писатель обращается редко. (Летняя Обломовка, описание парка, где встречаются Обломов с Ольгой, оценка снегопада в день разрыва героев). Внеязыковая система романа направлена на решение вопроса: что такое обломовщина?
Роман «Обломов» вызвал при появлении многочисленные критические отклики, был высоко оценен современниками. И. С. Тургенев, прочитав роман, заметил: «Пока останется хоть один русский, — до тех пор будут помнить Обломова». И это так, потому что жизнь и судьба главного героя заставляют размышлять о сложнейших вопросах жизни.
И. А. ГОНЧАРОВ. «ОБЛОМОВ»
Создание. Роман вышел в 1859 г., когда Россия стояла на пороге экономических перемен, вызванных необходимостью отмены крепостного права. Крепостное право тормозило развитие страны. Одним из его порождений стало явление, которое называют «обломовщиной». Изображая судьбу своего героя, писатель анализирует причины возникновения в русской жизни этого типичного социального явления.
Центральный образ. Илья Ильич Обломов — это живое воплощение и логическое завершение тех родовых черт его дедов и прадедов, которые культивировались из поколения в поколение. Его чистая душа в соседстве с ленью и бездействием и есть национальный русский характер, который долго ещё будет существовать.
Композиция и содержание. Композиция романа помогает проследить жизнь Обломова в её развитии и понять главную ошибку героя — стремление к покою. Роман состоит из четырёх частей. I часть рассказывает о петербургской жизни героя в восприятии Обломова. Даётся описание «обломовщины» (полная беспомощность в житейских делах), объяснение в IX главе (сон Обломова) этой беспомощности и надежда на изменение в жизни героя (IX глава — приезд Штольца). Во II и III частях Обломов сопоставляется со Штольцем (дворянин и разночинец, отсутствие труда и кипучая деятельность) и с Ольгой Ильинской (пассивный Илья Ильич и активная натура Ольги). В IV части Обломов находит тихую любовь простой женщины Агафьи Матвеевны Пшеницыной и попадает в новую Обломовку, обретя свой идеал. И всё же заканчивает Гончаров своё произведение смертью Обломова — закономерным итогом жизни, проведённой как во сне.
ИЛЬЯ ИЛЬИЧ ОБЛОМОВ - ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ РОМАНА
Типичный барин
Происходит из богатого дворянского рода, умный, образованный человек. Живёт, как ему нравится: ест, пьёт и спит. Его идеал — «безмятежность и покой». Это приятнее, чем вечно крутиться, как Судьбинский, волочиться за женщинами, как франт Волков, или писать обличительные статьи о падших людях, как сочинитель Пенкин. Героя совершенно не привлекают ни светские успехи, ни карьера: в них он не видит ничего, кроме пустой суеты, а ради суеты не стоит подниматься с дивана. (Использован приём антитезы: внешний мир суеты и неподвижный, погружённый в созерцание мир Обломова.)
Типичный русский характер
Милый «русский ленивец» вызывает симпатию писателя. Это мягкий и добрый человек с чутким сердцем. Он непрактичен и нерационален, неприспособлен к жизни, беспомощен перед любыми трудностями. Его используют и обманывают все, даже его слуга. Но Обломов превосходит окружающих по душевным качествам (считает, что падшему человеку надо руку подать, а не обличать его). Нравственно он стоит гораздо выше Штольца и Ольги, которые это сами признают. Перед нами «хрустальная душа». Но сладкое ничегонеделание не проходит бесследно: герой погружается в спячку, его прекрасные душевные качества погребены уже в Обломовке, убиваются ленью и духовным застоем. Сам Обломов строго судит себя за пассивность и сравнивает свою душу с кладом, заваленным всяким сором. Перед ним возникает мучительный вопрос: «Отчего я такой?» Ответ на него писатель даёт в главе «Сон Обломова».
Итог жизни
Никто и ничто не смогли изменить героя: ни уговоры и дружба Штольца, ни любовь к Ольге Ильинской, ни опасность второго апоплексического удара и смерти не заставили его снять халат. Он медленно и верно порывает со всем внешним миром, обретя свою Обломовку на Верхлевской улице с женщиной, о которой всегда мечтал. Умер Илья Ильич тихо и незаметно, «как будто остановились часы, которые забыли завести». Обломов умер, так и не узнав, прав ли он был, отказавшись от суеты жизни. Его мечта о «целом» человеке, об «утраченном рае», не оставляет равнодушными и современных читателей. Каждый даёт свой ответ на вопрос, прав ли Обломов в своём выборе или нет.
СОН ОБЛОМОВА. ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РОМАНЕ
«Сон Обломова» — IX глава романа. Глава была напечатана в 1849 г. и имела большой успех. Все ждали появления романа целиком, но он был создан лишь через 10 лет (1859). Писатель считал главу «увертюрой ко всему роману». «Сон» — это образный и смысловой центр романа, ключ к пониманию натуры Обломова.
Это — художественный приём. Ностальгический сон о детстве Илюши Обломова позволяет найти истоки характера героя, представить среду, быт и нравы, сформировавшие его.
СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ, В КОТОРЫХ СФОРМИРОВАЛСЯ ГЕРОЙ
Среда. «Первобытный рай»
Обломовка — идиллический край, где родился и вырос Обломов. Это островок мира и согласия, обетованная земля. Он рос на лоне прекрасной природы, окружённый любовью и заботой. География этого уголка земли не предполагает морей и гор — только равнины и то в замкнутом пространстве. Здесь нет часов и минут. Время связано с понятием круга, с циклами природы (весна — рождение человека, лето — свадьба, осень — старость, зима — похороны).
Воспитание на русском фольклоре
В патриархальной Обломовке Илюше не позволяли даже одеваться самому. Труд считался наказанием. Следили лишь за тем, чтобы ребёнок хорошо поел и не перетрудился на обучении у Штольца.
Обломовцы верят во все сказки и легенды. Илюша тоже уверовал в своего тёзку — Илью Муромца, лежавшего на печи и побеждающего без труда, волшебным способом. Сказки глубоко проникли в сознание Обломова и, будучи уже взрослым, он «грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка» и не хочет мириться с суетой реальной жизни. В дремлющем на диване Обломове угадываются черты богатыря — в нём тоже чувствуется богатый потенциал.
ЧТО ТАКОЕ «ОБЛОМОВЩИНА»?
Ведущая тема романа
Гончаров изобразил процесс, в медленном ходе которого «никнут и увядают» лучшие задатки человека.
Явление русской жизни
Это нравы и понятия, основанные на даровом труде крепостных крестьян и пропитанные идеалом праздности, вечного покоя и беззаботности.
Определение Штольца
Это отсутствие труда (Труд определяет цель в жизни человека).
Проблема русского общества
Проблема не одного человека, но и общества, которое формирует характеры людей. «Обломовщина» не дала развиться многим добрым началам и талантам, заложенным природой в душе Обломова. Он не смог реализовать себя, не дал выхода свету, который, как он считал, был заперт в нём. «Наше имя — легион», — скажет Обломов. И все эти люди тоже не могут сбросить с себя халат «обломовщины».
ПРОЯВЛЕНИЕ «ОБЛОМОВЩИНЫ» В ОБЛОМОВЕ
Типичный русский барин: ничего никогда не делал сам — для этого у него есть «Захар и ещё триста Захаров».
Созерцатель и мечтатель: лежит на диване и думает о том, как чудно он всё устроит в своём поместье. Но не желает соприкасаться с реальностью. Жизнь, что кипит вокруг, для него лишь суета, ради которой не стоит вставать с дивана. Пасует перед любыми жизненными проблемами: беспомощен, апатичен и ленив. Ничто не может его изменить: ни уговоры и дружба Штольца, ни любовь Ольги Ильинской, ни опасность второго удара и смерти. Он медленно и верно порывает со всем внешним миром.
ПРИЧИНЫ «ОБЛОМОВЩИНЫ»
Общество
«Обломовщина» — социальное явление, сложившееся в русском обществе. Появление Обломова — закономерный итог жизни общества, которое сыграло в формировании его характера огромную роль. Гончаров ищет причины «обломовщины» героя, начиная с его детства.
Воспитание
По мнению Гончарова, жизнь любого человека зависит от его воспитания и наследственности. Обломов воспитывался в дворянской семье с патриархальными традициями, в условиях русской поместной жизни, которые позволяли помещику не заботиться о «хлебе насущном». Жизнь в Обло- мовке сделала из него лентяя, который всё время устаёт: сначала от светской жизни, от службы, позже от любви и, наконец, просто устаёт жить. «Обломовщина» порождена патриархально-дворянским бытом.
Русский национальный характер
Черты Обломова характерны не только для той эпохи, но и для русского национааьного характера. Лень, широта натуры, доброта, покладистость — всё это исторически сложившиеся качества русского человека. В России не приживается деятельный немец Штольц, для неё более органичен Обломов. Поэтичный, душевный, сердечный, он ближе нам, чем рационалист Штольц с его прагматизмом. И. С. Тургенев писал: «Пока останется хоть один русский — до тех пор будут помнить Обломова».
«Болезнь русского дворянства»
Н. А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» назвал «обломовщину» своего рода «болезнью русского дворянства», заключающуюся в праздности, непреодолимой лени и неспособности ни к какой общественной деятельности. Критик считал Обломова заключительным звеном в цепи «лишних людей», имея в виду Онегина, Печорина, Рудина и др., которые не могли найти себе применения в жизни. Добролюбов назвал роман Гончарова «знамением времени», т. е. злободневным, имеющим важное общественное значение.