Опыт взаимодействия культур в музейном пространстве на примере Краеведческого музея г. Миасса.
Автор публикации: Чухарева Нина Николаевна - старший научный сотрудник краеведческого музея, г. Миасс.
Старший научный сотрудник
Эпиграф:
Эгоизм - это не значит жить так, как хочется, это требование к другим жить так, как Вы этого хотите. Оскар Уальд.
Диалог культур предполагает различные формы взаимодействия носителей различных культур, проведение всевозможных выставок, лекций, мероприятий, научных и научно-практических конференций и т. п. Причем, когда диалог протекает в таких формах, его участниками являются, прежде всего, работники музеев, архивов, библиотек, деятели искусств, литераторы. Плоды таких диалогов обогащают не только их участников. Они дают новые импульсы к развитию общественного сознания, развеивают предубеждения, ломают привычные стереотипы. Огромная роль в постоянно развивающемся диалоге культур принадлежит музеям. В качестве хранилищ памяти человечества музеи аккумулируют множество вещественных свидетельств разнообразия культур, культурного диалога, который ведется с незапамятных времен. Музейные работники выполняют в таком случае миссию обогащения знаний современников. Без краеведческих музеев, межкультурный диалог стал бы гораздо беднее. Именно музей, выполняя просветительскую функцию, просвещают детей и молодежь, вводя их в мир богатой и разнообразной культуры Мира.
В России с многообразием населяющих ее народов почти в каждом краеведческом музее можно найти экспонаты, которые много говорят о различиях и взаимовлиянии разнообразных культур.
На конец прошлого века национальный состав жителей Миасса распределился следующим образом: русские – 88,2%, татары – 3,9 %, башкиры – 3 %, украинцы -1,6 %, мордва – 0,7 %, белорусы – 0,6 %, чуваши – 0,3 %, немцы – 0,6 %. Здесь приведен далеко не полный перечень национальностей. А сколько процентов составит 1 африканец, 2 индианки, десятки лиц кавказкой национальности? А между тем их лица, значительно отличающиеся от значительного большинства, не скроешь. Всегда есть официальные данные, а есть – правда жизни и, к сожалению, это разные вещи.
Во всем мире сегодня отмечаемся День толерантности. Толерантность предполагает: сотрудничество, дух партнерства, готовность мирится с чужим мнением, уважение человеческого достоинства, уважение прав других, принятие другого таким, какой он есть, способность поставить себя на место другого, уважение права быть иным, признание многообразия и равенства других, терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению, отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.
Эти принципы лежат в основе поведения культурного человека и делают человека человеком. Все эти замечательные принципы были озвучены не зря, в мире в последние годы стала расти национальная и религиозная нетерпимость. А между тем Миасс, как и большинство других городов России, всегда был многонациональным и многоконфессиональным.
Совершим небольшой экскурс в историю города Миасса. В «Летописи Миасского завода», которая велась при Петропавловском храме мы встречаем запись о том, что 27 февраля 1865 годабыла произведена однодневная перепись жителей Миасского завода трудами Уфимского Губернского Статистического комитета. Жителей насчитали 9 687. По вероисповеданиям население распределилось следующим образом (обоего пола): православных 8 987, старообрядцев (по официальным данным) 666, католиков 18, протестантов 4, мусульман 32.
В переписи того времени не было делений по национальностям, но деление по религиозной принадлежности могло пролить свет на межнациональный вопрос. Местные жители отличались религиозной веротерпимостью: помимо трех ортодоксальных православных храмов, было две старообрядческих церкви и минарет с мечетью. Представители различных религиозных направлений мирно уживались друг с другом.
Много среди жителей было старообрядцев, которые в свое время по официальным данным составляли 13% населения Миасского завода. И сегодня, возродив, разрушенный в годы воинствующего атеизма храм Покрова, они составляют значительный процент в религиозном делении города. В последние несколько лет сняты фильмы о старообрядцах, о семье Дорофеевых, о старообрядцах на о. Веры. После раскола Русской Православной церкви в 17 веке ревнители старой веры, преследуемые властями, устремились на окраины государства – на Урал и в Сибирь. Они обживали малозаселенные земли, составляли костяк первооткрывателей заводов и рудников. Наиболее ревностные последователи дореформенного православия уходили в леса, вели отшельническую жизнь в потаенных скитах и монастырях. Никольский женский старообрядческий монастырь находился на протоке из озера Кысыкуль (в черте города современного города Миасса). Первая старообрядческая часовня была построена в 1819 в усадьбе А. Дорофеева.
Не стоит забывать, что город наш основан на башкирских землях. Башкиры обитали здесь с 9-10 века и вели кочевой образ жизни. На сегодняшний день лишь 3 % от общего количества жителей составляют башкиры. В музейной экспозиции первый зал посвящен жизни и быту башкир. Здесь представлен макет башкирской юрты, одежда, утварь, стенды о жизни великого башкирского поэта Акмуллы. Неоднократно наш музей посещали башкирская делегации, чтобы почтить память поэта-просветителя и посетить место его захоронения. Их бережное обращения к истории стало для нас хорошим примером для подражания.
В конце 18 века в Миасском заводе мусульман (башкир) проживало несколько семей. В начале 19 века в запрудной части появилась улица с названием «Татарская», где компактно проживали татарские семьи. В конце 19 века в Миасском заводе в приспособленном здании была открыта мечеть, к которой был пристроен минарет. Точных данных о количестве мусульман на конец 19 века не сохранилось, но, судя по тому, что была открыта мечеть, то должно было быть не менее 100 дворов. Стройная башня минарета была когда-то второй архитектурной доминантой Миасского завода после Православного храма.
Миасская мусульманская школа была открыта стараниями муллы Салахэтдина Баширова. В Миассе он открыл мечеть, пострил минарет, открыл мусульманскую школу. Он также был владельцем типографии. Типография Баширова издавала литературу на русском, арабском и татарском языках. В его типографии издавалась знаменитая газета «Казак» в начале 20 века. Баширов был широко известен на Урале как мусульманский просветитель, в дружеских отношениях с ним был уже упомянутый поэт Акмулла. Акмулла неоднократно бывал в Миассе, всегда останавливался в доме Башировых. Дом Башировых находился рядом с мечетью (к сожалению не сохранился). Каждый мусульманин обязан хотя бы раз в жизни совершить хадж – паломничество в Мекку. Паломничество из Челябинской области было разрешено только с 1998 года. За это время совершило хадж более 500 человек. После закрытия мечети в помещении много лет располагался Клуб Юных техников. Сейчас этого здания, к сожалению нет.
Немцы, которых в нашем городе меньше 1 процента, появились довольно давно. Одна из сотрудниц музея, немка по происхождению, рассказала нам, что первые немцы в России появились во времена Екатерины 2, а наш город был основан, кстати, в ее правление. Первые немцы, посетившие наш город – это путешественники, исследователи, ученые.
Одним из первых зарубежных исследователей Урала был Петр Симон Паллас – один из крупнейших ученых 18 века. Родился он в Берлине 1741 году, в 1767 году был приглашен в Петербургскую Академию наук. 43 года Паллас жил в России и работал на благо Российской науки. В мае 1770 года Паллас отправился в путешествие по Уралу. Наиболее важным наблюдением Палласа было геологическое строение Урала. Изучая размещение горных пород и минеральных богатств, Паллас пришел к выводу о различии геологического строения западного и восточного склонов Уральского хребта и отметил, что для каждого из них характерны определенные типы полезных ископаемых. Изучая Южный Урал в июне 1970 года Паллас описывает Златоуст, Кундравинскую станицу, Чебаркульскую крепость и окружающие ее каменоломни слюдяные копи. Упоминает о семи озерах нашего края. Маршрут его путешествия в 1770 году только коснулся района Ильменских гор. В его книге, изданной в 1786 году впервые в печати появляются термины «Ильментау» (Ильменская гора) и «Именкуль» (Ильменское озеро), дано описание слюды в восточных предгорьях Ильменского озера.
Германский ученый Менге Йоханнес (1788-1752) - исследователь Ильмен, знаток минералов. Исследовал часть Европы, Урал, Австралию. В мае 1826 года предпринял путешествие по Южному Уралу, в Златоуст, в Миасский завод, посетил золотопромывальни, золотые рудники, Ильменские горы. Составленная Менге карта является первой экономической картой нашего района начала 19 века. Первооткрыватель 13 ильменских минералов, первым описал 21 минерал Ильмен.
Наш край также отражен в исследованиях крупнейшего ученого 19 века Гумбольдта. Александр Гумбольдт(1769-1859) принадлежал к числу наиболее одаренных и талантливых ученых естествоиспытателей. В конце 20-х годов 19 века русское правительство пригласило Гумбольдта посетить Россию, в частности Уральский горнопромышленный район. В 1929 году он посетил наш город, отметив в доме заводоуправителя (первое каменное здание нашего города, сохранившееся до наших дней) свой 60-летний юбилей и получив Златоустовскую саблю в подарок. Сотрудничеством с немецким центром на протяжении многих лет занималась старший научный сотрудник музея, Наумова Г. М., находящаяся сегодня на заслуженном отдыхе. Военнопленные немцы работали после окончания Великой Отечественной войны в нашем городе. Некоторые дома в центральной части города построены их руками.
А сейчас мы перенесемся в другую часть света – на Восток. Тема интересна и актуальна. 2010 год в музее был объявлен в нашем музее годом Востока. К нам впервые за всю историю музея приехала выставка «Загадочный Китай». Ее хозяин – Ванн Хуафань – коренной китаец разрушил стереотип представления о Китае, как о стране, выпускающей много дешевых некачественных товаров. Китай предстал перед посетителями древней страной с богатой культурой и сложной для Западного человека философией и образом жизни. Вслед за этой экзотической выставкой у автора статьи возникло желание сделать Индийскую выставку. Увлечение культурой Индии и желание сделать выставку зародились давно и, подобно желанным детям, долго вынашивалось. Выставку назвали «Индийские мотивы», на ее открытие пришло больше людей, чем могли вместить музейные стены. А в 2011 году впервые в истории музея было решено провести «Ночь в музее», названную «Калейдоскоп эпох». В старинном музейном особняке этой сказочной ночью как будто смешались разные времена и страны. Сари, бальные наряды позапрошлого века, славянские одежды как бы показывали, что все мы разные, и все мы интересные, никто никому ничего не навязывал, но каждый путешествовал по эпохам, переходя из одного зала в другой, обогащая свой внутренний мир. Индийский зал с настоящим носителем этой древней культуры был представлен на «Ночи в музее» в 2013 году и в 2016 году на «Ночи искусств», посвященной кинематографу.
В индийском зале можно было примерить сари, прослушать консультацию ведического астролога. Работал восточный базар, где можно было приобрести, или, по крайней мере, рассмотреть товары из Индии. Но, пожалуй, изюминкой зала стали необыкновенно красивые и женственные индийские танцы.
У каждого появилась возможность, как на машине времени или волшебном ковре-самолете, не выходя из музея, путешествовать. Где еще в нашем городе у человека появится такая возможность за несколько часов побывать в нескольких странах и временных промежутках времени? Недовольных не было, и быть не могло. Чем больше мы узнаем о другой культуре, тем больше уважения к ней мы испытываем.
Наша земля издревле славилась своим культурным многообразием. На громадных просторах Евразии существовали и исчезали империи, происходили войны и трагические потрясения. Но мудрость, величайший смысл истории, вселяющий в нас надежду и оптимизм, заключается в том, что вопреки насилию и бедам народы Евразии все более и более ощущали тесные узы братства.
Ни один народ не может существовать и развиваться изолированно от своих соседей. Контакты между народами всегда были мощным стимулом исторического процесса. Диалог соседствующих культур является важным фактором в регулировании межэтнических отношений. Взаимодействие культур - это древний исторический процесс, векторы которого могут иметь и противоположные направления. Первое направление характеризуется взаимопроникновением, интеграцией, в процессе которых формируется фундамент для разрешения любого конфликта на основе диалога. Во втором направлении доминирует одна культура над другой, происходят процессы насильственной ассимиляции, которая в будущем может спровоцировать межнациональный конфликт. В процессе взаимодействия нескольких культур возникает возможность сравнительной оценки достижений, их ценности и вероятности заимствования.
Международный культурный диалог усиливает взаимопонимание между народами, дает возможность лучшего познания собственного национального облика. Сегодня восточная культура, как никогда раньше, начала оказывать огромное воздействие на культуру и образ жизни народов Европы и Азии. В 1997 году 5 млн. американцев начали активно заниматься йогой, древнекитайской оздоровительной гимнастикой. Даже американские религии начали испытывать на себе влияние Востока. Восточная философия с её идей внутренней гармонии вещей постепенно завоёвывает американскую индустрию косметики. Сближение и взаимодействие двух культурных моделей происходит и в сфере индустрии питания (зеленый целебный чай). Если раньше казалось, что культуры Востока и Запада взаимно не пересекаются, то сегодня, как никогда раньше, наметились точки соприкосновения и взаимовлияния. Речь идет не только о взаимодействии, но и взаимодополнении и обогащении. Участвуя в диалоге культур, надо знать не только свою культуру, но и сопредельные культуры и традиции, верования и обычаи.
Литература:
1.Летопись Миасского завода Петропавловской церкви. Том 1. ОФ 19 ДК 66.
2. Взаимодействие культур Востока и Запада. Вып. 1-2. М„ 1987-1991;
3. Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. М., 1989; Иконникова Н.К. Механизмы межкультурного восприятия // Социол. исследования. 1995. № 11;
4. Взаимодействие культур и литератур Востока и Запада. Вып. 1-2. М., 1992;
5. Каган М.С., Хилтухина Е.Г. Проблема "Запад-Восток" в культурологии: Взаимодействие худож. культур. М., 1994;
6. Россия и Европа в XIX-XX веках: Проблема взаимовосприятия народов, социумов, культур. М., 1996.