Закон Ветхого Завета и другие

Древние законодательные кодексы

Израильтяне не были первыми, кто жил по законам. Несколько других кодексов дошли до нас от древних наций, времен даже более ранних, чем то время, когда Израилю через Моисея был дан Закон (1440 г. до н.э. или позже, в зависимости от даты Исхода из Египта). Если сравнить эти более ранние законы с законом Ветхого Завета, становится очевидным, что закон Ветхого Завета представляет собой определенный шаг вперед относительно своих предшественников. Можно полнее оценить его, если осознать разницу между ним и другими древними законами, из которых он развился. Говоря об этом, мы отнюдь не имеем в виду, что закон Ветхого Завета представляет собой наивысший возможный стандарт морального или этического учения. Это появляется только с учением Самого Христа в Новом Завете. Но закон Ветхого Завета показывает значительную степень прогресса по сравнению с предыдущими стандартами.

Рассмотрите, например, следующие две группы законов. Первая — из «Законов Ешнунны», Аккадийского кодекса, датирующегося ок. 1800 г. до н.э.

Если свободный человек не имеет претензий к другому свободному человеку, но захватывает рабыню первого свободного человека, насильно держит ее в своем доме и является причиной ее смерти, он должен отдать двух рабынь владельцу той рабыни в качестве компенсации. Если же он, не имея претензий, захватывает жену или ребенка человека высшего класса и является причиной их смерти, это — преступление, караемое смертной казнью. Захватчик должен умереть (законы 23 и 24, Ешнунна, перевод авто­ра, ср. Дж. Б. Притчард «Древние Ближневосточные тексты, свя­занные с Ветхим Заветом», 3-е изд, Princeton: University Press, 1969, с, 162).

Вторая — из знаменитого Кодекса Хаммураби, Вавилонского царя, который «декретировал закон страны» в 1726 г до н.э.

Если свободный благородный человек ударил дочь другого свободно­го благородного человека и в результате этого у нее был выкидыш, он должен заплатить за ее плод десять шекелей серебра. Если же эта женщина умерла, его дочь приговаривают к смерти. Если жестокий удар, который он нанес дочери незнатного чело­века, вызвал у той выкидыш, он должен заплатить пять шекелей серебра. Если же эта женщина умерла, он должен заплатить 1/2 мины серебра. Если он ударил рабыню свободного благородного человека, и от этого у нее был выкидыш, он должен заплатить два шекеля серебра. Если же она умерла, он должен заплатить 1/3 мины серебра (Хаммураби, законы 209-214, перевод автора, ср. Дж.Б. Притчард «Древние Ближневосточные тексты, связан­ные с Ветхим Заветом, 3-е изд, Princeton: University Press, 1969, с. 175).

В этих законах есть несколько пунктов, которые можно было бы рассматривать, но мы хотим привлечь ваше внимание к одному — классовым различиям в законах. Отметьте, что законы предусматривают только штрафы в качестве наказания за действия, повлекшие за собой смерть раба или незнатного человека, в то время как наказание за смерть человека благородного — смерть. Отметьте также, что мужчины благородного звания были практически освобождены от личного наказания, если зло, которое они причинили, они причинили женщине, так что, во второй группе законов (Хаммураби, законы 209-214), даже если благородный человек приносит смерть дочери другого благородного человека, сам он не страдает. Его дочь приговаривают к смерти. В первой же группе законов (Ешнунна, законы 23,24) смерть раба просто компенсируется уплатой двух рабов. Убийца остается свободным.

В подобных законах в то время к женщинам и рабам относились как к собственности. Зло, причиненное им, трактовалось так же, как зло, причиненное животному или материальной ценности в других законах этих кодексов.

Закон Ветхого Завета представляет собой этически световой прыжок вперед по отношению к подобным кодексам. Запрещение убийства абсолютно не зависит от пола или социального статуса: «Не убивай» (Исх. 20,13). «Кто ударит человека, так что он умрет да будет предан смерти». (Исх.21,27). Вообще, рабы имели совершенно иной статус в других законах. «Не выдавай раба господину его, когда он прибежит к тебе от господина своего. Пусть он у тебя живет, среди вас на месте, которое он изберет в каком-нибудь из жилищ твоих, где ему понравится». (Втор. 23,15-16). И в отличие от условий законов Хаммураби, позволявших благородному человеку отдать свою дочь на смерть за смерть, которой он был причиной, закон Ветхого Завета недвусмыслен: «Отцы не должны быть наказываемы смертию за детей, и дети не должны быть наказываемы смертию за отцов, каждый должен быть наказываем смертию за свое преступление». (Втор. 24,16).

Закон Ветхого Завета как благодеяние Израилю.

В терминах своей способности дать вечную жизнь и истинную праведность пред Богом Закон довольно неадекватен. Он не был создан для таких целей. Тот, кто пытался получить спасение и Божие принятие исключительно через Закон, был обречен на провал, ибо закон был исключительно несоблюдаем — по меньшей мере одно из его правил было бы обязательно нарушено за время жизни человека (Рим. 2,17-27, 3,20). А нарушение даже одного закона делает человека, по определению, «виновным во всем» (ср. Мак. 2,10).

И все же, если правильно понять его цели, Закон можно рассматривать как милостивое благодеяние израильтянам, изумительный пример Божией милости и благосклонности к Своему народу. Прочитайте в таком свете те законы, которые мы приводим здесь в качестве примеров.

Законы о пище

Пример: «И свиньи, потому что копыта у ней раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас». (Лев. 11,7).

Законы о пище, такие как это запрещение есть свинину (Лев. 11,7), не были созданы Богом как случайные и своенравные огра­ничения вкусов израильтяа Скорее они имели серьезную защитную цель. Основное большинство запрещенной пищи было (1) скорее всего способно заразить в безводном сухом климате Синайской пустыни или в земле Ханаанской, (2) глупо неэкономично в качестве выращиваемой пищи в аграрном контексте Синайской пустыни или в земле Ханаанской, (3) той пищей, которая использовалась для жертвоприношений теми группами людей, чьи обычаи израильтяне не должны были копировать. Более того, в свете того факта, что медицинские исследования показали, что пищевые аллергические заболевания изменяются в соответствии с этническими популяциями, законы о пище несомненно предохраняли Израиль от определенных аллергических заболеваний. В пустыне не было многочисленной пыльцы, раздражающей легочный тракт израильтян, но там были некоторые животные, чье мясо могло действовать на нервную систему. Особенно интересно отметить, что основное мясо в Израиле — ягнята — наименее аллергенное из всех основных видов мяса, по словам специалистов по пищевой аллергии.

Законы о пролитым крови

Пример! «И приведи тельца пред скинию собрания, и возложат Аарон и сыны его руки свои на голову тельца, и заколи тельца пред лицом Господним при входе в скинию собрания. Возьми крови тельца, и возложи перстом твоим иа роги жертвенника, а всю кровь вылей у основания жертвенника». (Исх. 29,10-12)

Подобные законы устанавливает важный стандарт для Израиля. Грех заслуживает наказания. Бог через Закон раскрыл Своему на­роду, что тот, кто грешит против Господа, не заслуживает жизни. Но Он также дал и процедуру, с помощью которой грешник может избежать смерти; должны быть пролита заместительная кровь. Так Бог предложил принять смерть другого живого существа — животного - вместо смерти грешника. Жертвенная систем» Закона ввело эту процедуру в жизнь Израиля. Она была необходимой частью выживания народа. «Без пролития крови не бывает прощения». (Евр. 9,22). И самое важное — законы, требовавшие заместительного жертвоприношения, установили прецедент для заместительного искупления Христа. Принцип, установленным в Евр. 9,22, — чисто библейский. Смерть Христа дает исполнение требований Закона и является основой для нашего принятия Богом. Закон Ветхого Завета служит яркой основой для этого величайшего события в истории.

Необычные запрещения

Пример: «Не вари козленка в молоке матери его». (Втор. 14,21).

«Ну, и что здесь такого плохого?», — можете вы спросить, и почему этот и другие законы, наподобие «Скота твоего не своди с иною породою» или «Поля твоего не засевай двумя родами семян» или «В одежду из разнородных нитей, из шерсти и льна, не оде­вайся» (Леа 19,19) существуют в законе Ветхого Завета?

Ответ в том, что эти и другие запрещения были созданы, чтобы запретить израильтянам участвовать в культовых отправлениях ханаанитян. Ханаанитяне верили, в так называемую симпатическую магию, в мысль, что символические действия могут влиять на богов и природу. Они считали, что приготовление козленка в молоке его матери магическим образом обеспечит длительное плодородие стада. Смещение скота, семян или нитей, считалось, «венчает» их, так что они магически произведут «потомство», т.е. сельскохозяйственную щедрость в будущем. Бог не мог и стал бы благословлять Свой народ, если бы они практиковали такую глупость. Зная, для чего создавались такие законы — чтобы не дать израильтянам быть вовлеченными в религию ханаанитян, где спасение невозможно — вы сможете увидеть, что они не случайны, но жизненно важны — и являются милостивыми благодеяниями.

Законы, дающие благословение тем, кто выполняет их

Пример: «По прошествии же трех лет отделяй все десятины произведений твоих в тот год, и клади сие в жилищах твоих; и пусть придет левит, ибо ему нет части и удела с тобою, и пришелец и сирота, и вдова, которые находятся в жилищах твоих, и пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которые ты будешь делать». (Втор. 14,28-29).

Конечно, все израильские законы были созданы, чтобы быть средствами благословения народа Богом (Лек 26,3-13). Некоторые особо упоминают, что выполнение их даст им благословение. Закон трехлетней десятины во Втор. 14,28-29 проповедует благословение после послушания. Если люди не заботятся о страждущих среди них — левитах, сиротах и вдовах — Бог не может дать процветания. Десятина принадлежит Ему, и Он дает указания относительно того, как ее использовать. Если эта заповедь нарушается, это — воровство Божиих денег. Закон предоставляет привилегии страждущим (система благосостояние в Ветхом Завете была отлично организована) и приносила пользу тем, кто приносил пользу страждущим. Такой Закон — ни запрещающий, ни наказывающий. Вместо этого он является средством хорошей деятельности, и как таковой является для нас поучительным, так же, как и для древних израильтян.

Вкратце: Несколько «Да» и «Нет»

В качестве квинтэссенции всего того, о чем мы говорили в этой главе, мы приводим здесь краткий список герменевтических направлений, которые, мы надеемся, хорошо послужат вам при чтении законов Пятикнижия Ветхого Завета. Держа эти принципы в голове во время чтения, вы сможете избежать неправильного применения Закона, видя в нем его поучительный и созидающий веру характер.

1. Рассматривайте Закон Ветхого Завета как полностью вдохновленное Богом слово к вам.

Не рассматривайте его как прямую Божию заповедь для вас

2. Рассматривайте Закон Ветхого Завета как основу для Старого Соглашения и, следовательно, для истории Израиля.

Не рассматривайте его как обязательный для христиан в Новом Соглашении, за исключением тех случаев, когда он специально обновляется.

3. Старайтесь увидеть Божью справедливость, любовь и высокие стандарты, раскрытые в законе Ветхого Завета.

Не забывайте увидеть, что благодать Божия равна строгости стандартов.

4. Не рассматривайте закон Ветхого Завета как завершенный. Технически он не всеобъемлющ.

Рассматривайте его как парадигму, дающую примеры для всего диапазона ожидаемого поведения.

5. Не ожидайте, что закон Ветхого Завета будет часто цитироваться пророками или Новым Заветом.

Помните, что сущность закона (Десять Заповедей и два основных закона) повторяется у пророков и обновляется в Новом Завете.

6. Рассматривайте Ветхий Завет как великодушный дар Израилю, приносящий благословение, если ему следуют.

Не рассматривайте закон Ветхого Завета как собрание случайных, раздражающих правил, ограничивающих свободу людей.

Глава 10

ПРОРОКИ:

проведение Завета в жизнь в Израиле

Под этим заголовком проходит больше книг в Библии, чем под каким-либо другим. Четыре больших пророка (Исайя, Иеремия, Иезекииль и Даниил) и двенадцать малых (последние двенадцать книг Ветхого Завета), написанных в древнем Израиле около 760-400 гг. до н.э., содержат множество посланий Бога. Малые пророки названы так потому, что их книги относительно коротки, большие же — относительно длинны. Так что, эти термины не имеют абсолютно ничего общего с их значительностью.

Природа пророчества

Следует отметить, что книги пророков находятся среди наиболее трудных для толкования и чтения с пониманием частей Библии. Причиной тому является непонимание их функции и формы. Но прежде, чем обсуждать эти вопросы, необходимо сделать несколько предварительных комментариев.

Значение пророчества

Основная трудность для большинства современных читателей пророков происходит из неточного прежнего понимания слова «пророчество». Для большинства это слово означает то, что в первую очередь дается в большинстве словарей «предвидение или предсказание того, что должно произойти». Поэтому для многих христиан пророки соотносятся только с предсказаниями о пришествии Иисуса или с определенными чертами века Нового Завета - как будто предсказание событий, отдаленных от дня их жизни, было самым главным делом пророков. Использование книг пророков таким образом исключительно избирательно. Взгляните в этой связи на следующую статистику: Менее 2% предсказаний Ветхого Завета являются мессианскими. Менее 5% каким-либо специфическим образом описывают век Нового Завета. Менее 1% связаны с событиями, которые еще должны произойти.

Пророки действительно провозглашали будущее. Но это было непосредственное будущее Израиля, Иудеи и других наций, окру­жающих их, а не наше будущее Одним из ключей к пониманию пророков, чтобы увидеть их пророчества исполнившимися, является взгляд назад на те времена, которые для них были будущим, а для нас — уже прошлое.

Пророки как представители

Рассматривать пророков в основном как предсказателей будущего — значит пропустить их основную функцию — говорить от имени Бога со своими современниками. Именно эта «устная» природа их предсказаний вызывает многие трудности в понимании.

Например, из сотен пророков в древнем Израиле во времена Ветхого Завета были выбраны только шестнадцать для того, чтобы прорицать (передавать послания Бога), и их прорицания собраны и записаны в книги. Мы знаем, что другие пророки, такие как Илия или Елисей, играли очень влиятельную роль в передаче Слова Божия Его народу, а также и другим нациям. Но мы знаем больше об этих пророках, чем их истинные слова. То, что они делали, было описано гораздо длиннее и подробнее, чем то, что они говорили, а то, что они говорили, было помещено очень специфично и четко в контекст их времени авторами повествований Ветхого Завета. О таких нескольких пророках как Гад (1 Цар. 22; 2 Цар. 24), Нафан (2 Цар. 7,12; 3 Цар. 1) или Алдама (4 Цар. 22) мы имеем комбинацию пророчества и биографии — ситуация, параллельная Ионе и в меньшей степени Даниилу. Но в основном в повествовательных книгах Ветхого Завета мы слышим о пророках и очень мало речей пророков. В книгах пророков, мы слышим Бога через пророков и очень мало о самих пророках. Эта единственная разница и порождает большин­ство проблем, появляющихся у людей, извлекающих смысл из книг пророков в Ветхом Завете.

Далее, вы заметили, как трудно читать любую из более длинных книг пророков за один присест? Как вы думаете, почему? Во-первых, мы полагаем, от того, что они не были предназначены для того, чтобы их читали таким образом. В основном эти книги — собрания устных предсказаний, не всегда поданные в своем хронологическом порядке, часто даже без намеков на то, где отдельные предсказания заканчиваются, без малейшего намека на их историческое окружение. И большинство прорицаний было в стихах! Мы поговорим об этом ниже.

Проблема истории

Еще одна проблема усложняет наше понимание пророков, и эта проблема — историческая дистанция. Действительно, по самой при­роде вещей, для нас современных читателей в наше время труднее понять Слово Божие, высказанное пророками, чем это было для израильтян, слышавших те же самые слова лично. Вещи, ясные для них, — неясны для нас. Почему? Частично, из-за того, что у людей в аудитории оратора определенные преимущества перед теми, кто читает его слова из вторых рук (ср. то, что говорилось о притчах в главе 8). Но основные трудности не в этом. Скорее, они в том, что отдаленные от религиозной, исторической и культурной жизни древнего Израиля, мы просто затрудняемся поставить слова пророков в соответствующий им контекст. Часто нам трудно увидеть, к чему они относятся и почему.

Функция пророчества

Чтобы понять, что Бог говорил нам через эти вдохновленные книги, мы должны четко понимать роль и функцию пророка в Израиле. Нужно подчеркнуть три вещи.

Пророки были посредниками осуществления Завета. В предыдущей главе мы объяснили, как закон Израиля ввел в силу Соглашение (Завет) между Богом и Его народом. Это соглашение состоит не только из правил, которым нужно следовать, но и описывает наказания, которые Бог обязательно применит к Своему народу, если они не будут соблюдать закон, а так же те привилегии, которые Он даст им, если они будут соблюдать Закон Наказания часто называются «проклятиями» соглашения, а привилегии «благословения­ми». Название не важна Важно, что Бог не только дает Свой закон, но и осуществляет его. Позитивное осуществление — это благословение, негативное — проклятие. И вот здесь приходят пророки. Бог объявляет осуществление (позитивное или негативное) Своего закона через них, так чтобы события благословения или проклятия были четко поняты Его народом. Моисей был посредником Божьего За­кона, когда Бог впервые объявил его, и посему является парадигмой (моделью) для пророков. Они — Божьи посредники — или ораторы (глашатаи) — соглашения. Через них Бог напоминает людям многих поколений после Моисея, что, если Закон соблюдать, результатом будет благословение, если же нет — последует наказание.

Типы благословений, данных Израилю за верность соглашению особенно часто встречаются в Лев. 26,1-13; Втор. 4,32-40 и 28,1-14.

Но эти благословения объявляются с предупреждением, что если Израиль не послушается Божьего закона, благословения исчезнут. Типы проклятий (наказаний), ожидающих Израиль, если Закон будет нарушен, особенно видны в Лев. 26,14-39; Втор. 4,15-28 и в отрывке Втор. 28,15 — 32,42.

Следовательно, нужно всегда помнить о том, что пророки не изобрели благословения и проклятия, которые объявляли. Они, воз­можно, просто облекли эти благословения и проклятия в слова новыми пленительными способами, так как были вдохновлены. Но они только воспроизводили Божье слово, а не свое собственное. Через них Бог объявил о Своем намерении осуществить соглашение, даруя благо или проклятие, в зависимости от верности Израиля, но всегда на основании и в соответствии с категориями благословения и проклятия, уже содержащимися в Лев. 26; Втор. 4 и 28-31. Если вы постараетесь изучить эти главы из Пятикнижия, вы будете воз­награждены гораздо большим пониманием того, почему пророки говорят те вещи, что говорят.

Вкратце, вот как это выглядит. Закон содержит определенные категории корпоративных благословений за верность соглашению: жизнь, здоровье, процветание, аграрный достаток, уважение и безопасность. Большинство специфических благословений попадает под одну из этих шести основных групп. Что же касается проклятий, закон описывает корпоративные наказания, которые мы считаем удобным объединить в десять групп: смерть, болезнь, засуха, голод, опасности, разрушение, поражение, изгнание, нужда и позор. Большинство проклятий подпадают под одну из этих категорий.

Эти же категории применимы к тому, о чем говорит Бог через пророков. Например, когда Он хочет предсказать будущее благословение для всей нации (а не для какого-либо данного индивидуума) через пророка Амоса, Он делает это с помощью метафор богатого урожая, жизни, здоровья, процветания, уважения и безопасности (Ам. 9,11-15). Когда Он объявляет обвинительный приговор непослушной нации в дни Осии, Он делает так в соответствии с одним или несколькими из десяти групп наказаний, упомянутых выше (напр., разрушение в Ос 8,14 или изгнание в Ос.9,3). Эти проклятия часто являются метафоричными, хотя они могут быть также и буквальными. Они всегда корпоративны и относятся ко всей нации. Благословения или проклятия не гарантируют процветание или смерть отдельному индивидууму. Статистически, большинство пред­сказаний пророков в 8, 7 и начале 6 веке до н.э. являются прокля­тиями, ибо основное поражение и разрушение Северного царства не происходит до 772 г. до н.э. а южного царства Иудеи до 587 г. до н.а Израильтяне, северные и южные, шли в этот период к наказанию, и естественно, предсказания проклятий, а не благословений, преоб­ладают, когда Бог желает раскаяния Своего народа. После разрушения и юга и севера, т.е. после 587 г. до н.э., пророки были побуждены предсказывать чаще благословения, нежели проклятия, так как после того, как наказание нации завершилось, Господь возобновляет Свой основной план — оказания милости (см. Втор. 4,25-31 для резюме описания этой последовательности).

Читая Пророков, поищите этот простой образец: (1) идентификация греха Израиля или Божьей любви; (2) предсказание проклятия или благословения в зависимости от обстоятельств. Большей частью именно это раскрывают пророки, в соответствии с вдохновлением Богом.

Послание пророков не было их собственными, но Божиим. Именно Бог создал пророков (ср. Исх. 3,1-2; Ис. 6; Иер. 1; Иеа 1-3; Ос. 1,2; Ам. 7,14-15; Иона 1,1 и др). Если пророк брал на себя смелость самому назвать себя пророком, это была прекрасная причина расценивать его как лжепророка (ср. Иер. 14,14; 23,21). Пророки отвечали божественному зову. Древнееврейское слово nabi, обозначающее пророка, на самом деле происходит от семитского глагола nabu — «звать, призывать». Читая пророков, вы заметите, что они открывают или завершают или постоянно прерывают свои предсказания напоминаниями типа «Так говорит Господь» или «говорит Господь». В основном их пророчества передаются как полученные прямо от Бога, в первом лице, так что Бог говорит о Себе «Я» или «Мне».

Прочитайте, например Иер. 27 и 28. Рассмотрите сложную задачу Иеремии в передаче народу Иудеи, что им необходимо подчиниться армиям их врага, Вавилона, (царю Вавилонскому — Навуходоносо­ру), если они хотят угодить Богу. Его слушатели, большинство из них, расценили это послание как измену. Однако, когда он передает это послание, то совершенно ясно дает понять, что слышат они не его точку зрения на происходящее, но Божию. Он начинает с того, что напоминает им: «Так сказал мне Господь...» (27,2), а затем цитирует Божие повеление — «И пошли такие же [это слово]... (27,3); «И накажи им сказать...» (27,4) и добавляет «говорит Господь». (27,11). Его слово — это Слово Божие. Оно передается Иеремией от Бога, а не от себя (28,15-16).

В качестве передатчиков Слова Божия и Израилю и другим нациям, пророки были чем-то вроде послов небес, передающих волю своего божественного господина людям. Сами же по себе, пророки не были ни радикальными социальными реформаторами, ни внедряющими новшества религиозными мыслителями. Социальные реформы и религиозная мысль, которыми Господь желал поделиться с людьми, уже были раскрыты в законе завета. Независимо от того, какая группа людей нарушала закон, Слово Божие, донесенное пророком, содержало наказание. Лежала ли вина за нарушение завета на правителях (напр, 2 Цар. 12,1-14; 24,11-11; Ос 1,4) или на священстве (Ос. 4,4-11; Ам. 7,17; Мал. 2,1-9) или на любой другой группе, пророк передавал послание Божие о проклятии всей нации. И действительно, Словом Божьим пророки даже возводили на трон или же низлагали царей (3 Цар. 19,16; 21,17-22), объявляли войну (4 Цар. 3,18-1, 2 Пар. 20,14-17; Ос. 5,5-8) или выступали против войны (Иер. 27,8-22).

Следовательно, то, что мы читаем в книгах Пророков, это не просто Слово Бога, как понимал его пророк, но Слово Бога, как Бог хотел, чтобы пророк передал его. Пророк не действует и не говорит независимо.

Предсказания пророков — неоригинальны. Пророки были вдохновлены Богом, представляя сущность предупреждений и обещаний (проклятий и благословений) завета. Следовательно, читая слова пророков, мы не встречаем ничего совершенно нового, а лишь ту же суть, переданную Богом через Моисея. Форма, в которой пере­дается это послание, может, конечно, значительно измениться. Бог создал пророков, чтобы привлечь внимание людей, для которых они и были посланы. Привлечение внимания может включать в себе перефразирование и перестроение того, что они уже однажды слышали, так что в этом есть своего рода «новизна». Но это не то же самое, что введение какого-то совершенно нового послания или изменение старого. Пророки не были вдохновлены на то, чтобы особо подчеркивать важность чего-либо или провозглашать какую-либо доктрину, не содержащуюся ранее в завете Пятикнижия. Как первый пример сохранения послания, рассмотрите первую половину Ос 4,2 «Клятва и обман, убийство и воровство и прелюбодейство...»

В этом стихе, который является частью длинною описания греховности Израиля в дни Осии (750-722 до н.э.), суммированы пять из десяти Заповедей, каждая — одним термином. Эти термины: «клятва» — третья заповедь, «Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно..» (Исх.20,7; Втор. 5,11). «Ложь» — девятая заповедь, «Не произноси ложного свидетельства». (Исх. 20,16; Втор. 5,20). «Убийство» — шестая заповедь, «Не убивай». (Исх. 20,13; Втор. 5,17). «Воровство» — восьмая заповедь, «Не кради». (Исх. 20,15; Втор. 5,19). «Прелюбодейство» — седьмая заповедь, «Не прелюбодействуй». (Исх. 20,14, Втор. 5,18).

Интересно отметить, что вдохновленный пророк не делает, и что делает. Осия не цитирует Десять Заповедей буквально. Он упоминает пять из них, выраженных одним словом, примерно как это делает Иисус в Лк. 18,20. Но и упоминание пяти, даже вне их обычного порядка, — это очень эффективный способ сообщить израильтянам, что они нарушили Десять заповедей. Ибо услышав пять из заповедей, человек подумает «А остальные? А их обычный порядок? Изначальная формулировка такова...» Аудитория начинает задумываться о всех десяти, напоминая себе, к чему призывает закон завета на языке основной праведности. Осия в Законе не изменил ничего более, чем это сделал Иисус в цитировании пяти заповедей для подобного же эффекта. Но он напомнил своим слушателям о Законе таким образом, каким простое повторение слово в слово вряд ли имело бы тот же эффект.

Второй пример касается мессианских предсказаний. Новы ли они? Совсем нет. Конечно, некоторые детали относительно жизни и роли Мессии, которые мы находим в Песнях Раба в Ис 42, 49, 50 и 53, могут считаться новыми. Но Бог впервые дал людям понятие о Мессии не через пророков. Оно появилось вместе с Законом. Иначе как бы смог Иисус описать Свою жизнь как исполнение того, что было записано «в законе Моисеевом и в пророках и в псалмах» (Лк. 24,44)? Среди других мест в законе Моисея, предсказывающих проповедование Мессии, Втор. 18,18 имеет особое значение «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему».

Как Иоанн в 1:45 также напоминает нам, Закон уже говорил о Христе. Вряд ли новым было то, что пророки говорили о Нем. Способ, стиль и особенности, с которыми они делали свои вдохновленные предсказания не ограничивались лишь тем, что уже было в Пятикнижии. Но сам факт, что появится новый «Пророк» и возвестит Новый Завет (пользуясь языком Втор. 18), — это уже старая история.

Экзегетическая задача

Необходимость дополнительной помощи

Мы отметили в главе 1, что существует общее мнение, что все в Библии должно быть ясно читающему ее без изучения или какой-либо дополнительной помощи. Причина — в том, что если Бог писал Библию для нас (для всех верующих), мы бы сможем полностью понять ее с первого же раза, ибо в нас Святой Дух. Такое мнение — просто неверна Местами суть библейских текстов лежит на поверхности, а местами нет. В соответствии с тем фактом, что Божии мысли глубоки в сравнении с человеческими (Пс 92,5, Ис. 55,8), неудивительно, что некоторые отрывки из Библии требуют времени и терпеливого изучения для понимания их.

Книги Пророков и требуют как раз такого времени и изучения. Часто к этим книгам подходят небрежно, как будто поверхностное чтение их даст высокий уровень понимания. Этого не может быть со школьными учебниками, и с пророками так тоже не пойдет.

Здесь нужно еще раз повторить, специально для толкования пророков, три типа помощи. Первый — библейские словари, дающие статьи по историческому окружению каждый книги, ее основному плану, содержащимся в ней специфическим чертам и особым пунктам толкования, на которые должен обратить внимание читатель. Мы рекомендуем вам ввести в практику чтение статьи из библейского словаря по данной книге пророков до того, как вы начнете изучать эту книгу. Вам потребуется информация об обстановке, прежде чем вы сможете уловить смысл говоримого пророком. Слово Божие пришло через пророков к людям в определенных ситуациях. Ценность его для нас зависит частично от нашей способности оценить эти ситуации, так чтобы мы, в свою очередь, смогли применить его к своим.

Вторым источником помощи могут стать комментарии. Они дают длинные введения к каждой книге почти так же, как и библейские словари, хотя часто менее полезные Но что более важно, они дают объяснения значений отдельных стихов. Они могут стать необходимыми, если вы тщательно изучаете относительно небольшую часть какой-либо книги, т.е. менее одной главы за раз.

Третьим источником могут быть справочники по Библии. Лучшие из них объединяют качества как библейских словарей, так и комментариев, хотя они и не рассматривают так детально ни вводный материал, ни постиховые объяснения. Если вы читаете несколько глав за один раз, такой справочник может дать полезные указания за минимальный срок.

Исторический контекст

В главе об Иисусе (глава 7), «исторический контекст», как вы помните, относился и к большому поприщу, куда пришел Иисус, и к специфическому контексту любого из Его деяний и высказываний. При изучении пророков исторический контекст может так же быть широким (их эра), либо специфическим (контекст одного предсказания). Чтобы провести хорошую экзегезу, вам нужно понимать оба вида исторического контекста для всех книг.

Широкий контекст. Интересно отметить, что шестнадцать пророческих книг Ветхого Завета происходят из довольно небольшого отрезка времени во всей панораме истории Израиля (т.е. ок. 760-460 гг. до н.э.). Почему нет книг с пророчествами во времена Авраама (ок. 1800 до н.э.), или Иисуса Навина (ок. 1400 г. до н.э.) или Давида (ок. 1000 до н.э.)? Разве Бог не говорил со Своим народом и с миром до 760 г. до н.э.? Конечно, говорил, и в Библии есть многое о тех веках, в том числе и о пророках (напр. 3 Цар. 17 — 4 Цар. 13).

Более того, вспомните, что Бог обращался именно к Израилю в Законе, который должен был остаться на всю историю народа, пока не будет заменен Новым Заветом (Иер. 31,31-34).

Почему же тогда произошла такая концентрированная запись предсказаний за три века, начиная с Амоса (ок. 760 г. до н.э., самый ранний из «пишущих пророков») и заканчивая Малахией (ок. 460 г. до аэ., самого последнего)? Ответ заключается в том, что этот период в истории Израиля нуждался особенно в посредничестве в осуществлении завета: задача пророков. Вторым фактором было очевидное желание Бога записать для всей последующей истории предупреждения и благословения, которые эти пророки объявили от Его лица за все эти основные годы.

Эти годы характеризовались тремя вещами: (1) беспрецедентным политическим, военным, экономическим и социальным переворотом, (2) чудовищным уровнем религиозного безверия и несоблюдения первоначального Закона Моисея и (3) сдвигами в численности населения и в национальных границах. При таких обстоятельствах Слово Божие должно было быть обновлена Бог вызвал на сцену пророков и соответственно объявил Свое Слово.

Пользуясь словарями, комментариями и справочниками, вы заметите, что к 760 г. до н.э. Израиль был нацией, постоянно разделяемой длительной гражданской войной. Северные племена, называемые «Израилем», или иногда «Ефремом», были отделены от южного племени Иудеев. Север, где невыполнение Завета намного превзошло все известное в Иудее, был приговорен Богом к разрушению за свои грехи. Амос, начиная примерно с 760 г. до н.э., и Осия, ок. 750 г. до н.э., объявили о надвигающемся разрушении. Север попал во власть ближневосточный супердержавы того времени — Ассирии — в 722 г. до н.э. После этого растущая греховность Иудеи и рост другой сверхдержавы, Вавилона, составляли тему многих пророков, включая Исайю, Иеремию, Иоиля, Михея, Наума, Аввакума и Софоникх Иудея тоже была разрушена за неповиновение в 587 г. до н.а После этого Иезекииль, Даниил, Аггей, Захария и Малахия объявили Божию волю о восстановлении Своего народа (начиная с возвращения из вавилонского плена в 538 г. до н.э.), воссоздании нации и восстановлении истинной веры и поклонения. Все это следует основному образцу, данному во Втор. 4,25-31.

Пророки много говорят именно по этим событиям. Если вы не знаете ничего об этих и других событиях той эпохи, слишком многочисленных, чтобы быть здесь упомянутыми, вам видимо будет сложно следить за тем, что говорят пророки. Бог говорил в истории и об истории. Чтобы понять Его Слово, мы должны что-нибудь знать из этой истории.

Специфические контексты: Пример. Каждое предсказание пророков давалось в специфической исторической обстановке. Бог говорил с людьми через Своих пророков в данное время, в данном месте и при данных обстоятельствах. Знание даты, аудитории и ситуации, таким образом, вносит значительный вклад в способность читателя понимать предсказание.

Прочитайте Ос. 5,8-10, короткое отдельное предсказание, объединенное в группу с другими в этой главе. Хороший комментарий установит для вас тот факт, что это предсказание сделано в форме военного предсказания такого типа (формы), который объявляет о суде Божием, вынесенном через битву. Обычные элементы такой формы — призыв к тревоге, описание нападения и предсказание разгрома. Точно так же, как полезно опознавать такую форму, полезно и опознавать специфический контекст.

Дата — 734 г. до н.э. Аудитория — северные Израильтяне (называемые здесь «Ефрем»). Послание было специально обращено к определенным городам по дороге от Иудейской столицы — Иерусалима — к центру израильской ложной веры, Вефилкх Ситуация

— война. Иудея контратаковала Израиль, после того как Израиль и Сирия завоевали Иудею (см. 4 Цар. 16,5). Иго было сброшено с помощью сверхдержавы Ассирии (4 Цар. 16,7-9). Бог через Осию поднимает метафорически тревогу в городах, расположеннных на территории Вениамина (ст. 8), который был частью Северного царства. Разрушение неминуемо (ст. 9), потому что Иудея захватит эту территорию. Но и Иудея также получит по заслугам. Гнев Божий падет на них обоих и за эту войну и за идолослужение (ср. 4 Цар. 16,2-4). Иудея и Израиль должны были выполнять завет, запрещающий такую междоусобную войну. И Бог накажет нарушение Его завета.

Знание этих нескольких фактов совершенно меняет способность оценить предсказание в Ос 5,8-10. Читая книги пророков, обращайтесь к комментариям и пособиям и, как и всегда, постарайтесь осознать дату, аудиторию и ситуацию предсказаний, которые вы читаете.

Наши рекомендации