VIII. Подведение итогов урока. €

— Какой раздел учебника мы начали изучать?

— Какие произведения в нем мы будем читать?

— Что нового хотелось бы узнать в нем?

Домашнее задание

Принести поэтические сборники, стихи из которых вам нра­вятся.

Урок 3 2. А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина»

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.С. Пушкина или напомнить о них; развивать умения вырази­тельно читать произведение, передавая интонацией настроение; находить нужный отрывок в тексте по вопросам.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание и высказывать свое отношение к прочи­танному.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, книги писателя; кар­точки (текст речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая гимнастика

Скинуло кафтан зеленый лето,

Отсвистели жаворонки всласть,

Осень, в шубу желтую одета,

По лесам с метелкою прошлась.

Раструбили журавли по рощам,

Будто осень замуж собралась.

Верба платье в озере полощет.

Лисью шапку примеряет вяз.

Д. Кедрин

— Прочитайте жужжащим способом.

— Найдите в стихотворении и прочитайте только глаголы. (Скинуло, отсвистели, одета, прошлась, раструбили, собра­лась, полощет, примеряет.)

— Почитаем весь текст, выделяя голосом глаголы. (Дети чи­тают текст.)

— Прочитайте скороговоркой.

— А сейчас медленно, выразительно, выделяя голосом нужные слова.

III. Введение в тему. Актуализация знаний

— Мы с вами закончили изучение раздела «Поэтическая те­традь 1». А сегодня переходим к изучению другого большого раздела. Вспомните, как он называется.

— Посмотрите на портрет писателя на с. 82. Знаете ли вы, кто это? (Здесь портрет А. С. Пушкина.)

— Что вы о нем знаете? Какие произведения Александра Сер­геевича вы читали или знаете? (Ответы детей.)

— Определите тему и цели урока. IV. Работа по теме урока

Знакомство с жизнью и творчеством А.С. Пушкина

— Откройте с. 82-83 учебника. Посмотрите на этот разворот. Что вы видите, что можете еще сказать об этом писателе? (Дети вспоминают.)

— Послушайте небольшой рассказ, который поможет вам нетолько вспомнить, но и узнать новое о поэте.

(Рассказ учителя об авторе.)

Александр Сергеевич Пушкин (1799—1837) прожил короткую жизнь, но благодаря ему русская литература стала одной из величайших литера­тур мира. Почти все наши великие писатели, поэты, художники, компо­зиторы, многие ученые читали и перечитывали Пушкина, учились у него.

Знакомство с портретами А.С. Пушкина

На с. 82 учебника мы видим репродукцию портрета Пуш­кина, который был выполнен в 1827 г. выдающимся русским живописцем, современником поэта В. Тропининым. Считается, что это самый удачный портрет Пушкина, предельно точно пере­дающий его облик: открытое, умное лицо, внимательные глаза, проницательный взгляд, свободная одежда, выразительная рука, рука человека, обладающего большой силой воли, привыкшая к труду.

Здесь же мы видим автопортрет и рисунки, выполненные са­мим поэтом. Свои рисунки он часто делал прямо в рукописях, на тех местах, где были записаны стихи. Мы видим, каким талант­ливым был этот человек.

V. Физкультминутка

Гуси серые летели,

На лужайку тихо сели,

Травку пощипали,

Букашек поклевали

И тихонько поднялись,

Полетели дружно ввысь.

Закричали все тогда:

Га-га-га! Га-га-га!

VI. Продолжение работы по теме урока

Чтение текста об А.С. Пушкине

(Текст на с. 84-85 читают хорошо читающие ученики.)

Вопросы после чтения

(Работа в парах.)

— Перечитайте текст. Составьте по нему вопросы однокласс­никам.

(Вопросы учителя.)

— Когда и где родился А.С. Пушкин? (6июня 1799г. в Москве.)

— Что значит предложение: «Пушкин вошел в жизнь празд­нично»? (В тот день по всей России звонили колокола в честь рождения внучки императора Павла I.)

— На каком языке говорили в семье Пушкина? (В семье гово­рили на французском языке.)

— Когда А. Пушкин начал сочинять стихи? (Он начал сочинять рано, когда был совсем маленьким.)

— Кто учил его писать по-русски? (Писать по-русски учила его бабушка.)

— Кто ему рассказывал сказки? (Няня Арина Родионовна и дядь­ка Никита.)

— Перечитайте статью на с. 84-85 учебника и разгадайте

кроссворд.

1. Слово, которым старуха бранила своего старика в «Сказке о золотой рыбке». (Простофиля.)

2. Язык, на котором написано первое стихотворение А. Пуш­кина. (Французский.)

3. Сколько лет исполнилось Саше, когда он впервые приехал к бабушке в имение Захарове? (Шесть.)

4. Город, в котором родился поэт. (Москва.)

5. Кем особенно хотелось быть старухе в сказке А. Пушкина? (Владычицей.)

6. Любимое время года поэта поможет узнать загадка. (Осень.)

Тучи серые несу Над землею вязкой, И рисую я в лесу Золотою краской.

— Какое слово получилось по вертикали? Допишите имя и от­чество.

— О чем говорит поэт?

«Деревья в зимнем серебре» - ....

«Зимы блистательный ковер» —....

— Вспомните, как называется такой поэтический прием.

М... — оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства. (Метафора.)

3. Чтение стихотворения «За весной, красой природы...»

— Прочитайте стихотворение «За весной, красой природы...».

— О чем рассказывает нам автор?

— Каким настроением наполнено стихотворение?

— Прочитайте его выразительно.

VII. Рефлексия

Наши рекомендации