О прогрессе и свободном времени

Каждый человек безудержно стремится к прогрессу во всех отраслях науки, но никто не задумывается о том, хорошо ли это? Я не думаю, что нашим дедам жилось хуже, чем нам, быстрыми темпами осваивающим компьютеры и сотовую связь. Откуда, к примеру, сейчас мы узнаем о чувствах воевавших в ХХ веке за нашу Родину, как им было тяжело, и вообще, что же их тревожило в то время. Конечно же, из писем, которые бойцы с фронта присылали своим женам, матерям, братьям, сестрам… Ведь если бы они общались по телефону, никакой памяти о тех тяготах, которые легли на плечи воинов и их родственников, не сохранилось бы.

В. Солоухин в своем очерке приводит интересный парадокс: «Чем больше прогресс пытается освободить человека от повседневных проблем, тем меньше времени у него остается». Возьмем, к примеру, изобретение сотовых телефонов. Бесспорно, это достижение науки заметно облегчило людям жизнь: ты всегда на связи. Но ведь такой способ общения зачастую снижает качество человеческих отношений. Представим себе ситуацию: семья в выходной день вышла на природу отдохнуть. Тут неожиданно у главы семьи звонит мобильный телефон, и его срочно вызывают на работу. Вы представляете себе реакцию детей и жены, которые не видели своего отца дома целую неделю?! Конечно же, все заканчивается в лучшем случае ссорой родителей.

А телевидение? Оно тоже создавалось, чтобы разнообразить досуг людей. Вот именно, разнообразить, а не отнять каждую свободную минуту! Посмотрите: народ перестал ходить в театры, в кино, на стадионы… Их ничто не интересует, кроме этого бесчувственного ящика. Молодежь погрязла в просмотре сериалов и перестала заниматься спортом. Кто же будет в будущем защищать честь нашей могучей страны на олимпийских играх и на различного рода других соревнованиях?!

Так чего же больше в прогрессе – пользы или вреда?!

Глобальные катаклизмы

Современное общество живет в эпоху глобальных катаклизмов. Цунами, землетрясения, наводнения – вот тот арсенал, которым действует Земля, наказывая человека за его злодеяния. Ежегодно от этих стихийных бедствий гибнут сотни тысяч людей, а сколько материальных убытков приносят катастрофы ежедневно?! И эта статистика растет. Можно ли изменить сложившуюся ситуацию, научиться управлять стихией?

Так, публицист Г.Черников в своем очерке пытается найти ответы на эти вопросы. Он приходит к выводу, что «кое-какие силы природы уже под контролем, и если они все еще вредят нам, то только по вине людей».

Пожалуй, с этим нельзя не согласиться. Ведь само общество является причиной возникновения большинства глобальных катастроф.

Технический процесс подталкивает нас вперед, не оставляя времени вспомнить о том, что и человек является частью природы. Однако сейчас мы «выпали» из этой гармонии.

Стоит вспомнить слова известного писателя и публициста В.Солоухина, который утверждает, что виновником бедственного положения Земли является человек, который по его мнению, сам разрушает «космический корабль», на котором летит, не понимая, что это самоубийство!

Несмотря на то, что люди от природы наделены разумом, они далеко не всегда совершают разумные поступки. А ведь от этого зависит их жизнь! Уже сегодня приходится расплачиваться за содеянное: многие дети появляются на свет с врожденными заболеваниями; большинство видов живых организмов навсегда исчезло с лица Земли... И этот список можно продолжать и продолжать.

На всем этом сказывается безразличное отношение человека не только к природе, но к самому себе. Над этим стоит задуматься!!!

Музыка

Музыка... Великий, вечно живой вид искусства. Она сопровождает человека с древнейших времен и по сей день. Особенно велико звуковое разнообразие сегодня – в век радио и видео. Но испытываем ли мы истинное наслаждение от прослушивания современной музыки?

Так, Владимир Дашкевич, один из самых известных композиторов современности, в своем интервью «Новой газете» поднимает проблему качества создаваемой сейчас музыки. Автор приходит к выводу, что классика – это то, что человечество помнит сотни лет: «Если вы не можете носить с собой мелодию больше года, то, скорее всего, ее не надо носить вообще».

Пожалуй, с В.Дашкевичем в этом утверждении нельзя не согласиться. Главное назначение музыки – раскрывать внутренний мир человека, всю богатейшую и разнообразнейшую гамму настроений, различных состояний его души. Этого не может нам дать сегодняшняя «попса», так как популярная музыка создается лишь для развлечения.

Автор прав, утверждая, что «в этих песнях происходит деградация лексики, исчезает утонченный интонационный язык». Язык же классической музыки многозначен, поэтому произведения, сочиненные Моцартом, Шостаковичем, Вивальди, Чайковским, Свиридовым, у каждого слушателя вызывают свои чувства, мысли, ассоциации. Не менее важно и другое: музыка, написанная истинно талантливым композитором, будет понята людьми разных национальностей, разных возрастов и даже эпох.

Чингиз Айтматов в романе «Плаха» описывает концерт духовной музыки и те благоговейные чувства, которые испытывают слушатели при восприятии классических произведений, исполняемых капеллой.

Что касается меня, то я получаю большее удовольствие от прослушивания красивой, гармоничной мелодии, нежели от убогого ритма, еще более убогой рифмы, используемых в поп-музыке.

Таким образом, автор прав, утверждая, что в современном мире не уделяется должного внимания созданию качественных образцов в искусстве, зато танцевальная музыка, «зомбирующая» человека, очень даже востребована.

О современной музыке

Сейчас в обществе активно обсуждается проблема качества создаваемых музыкальных произведений.

Известный композитор современности В. Дашкевич в одном из своих интервью говорит о том, что отечественная музыка стремительно деградирует, что она становится однообразной.

Я отчасти согласна с автором. Однако мне кажется, что если смотреть внимательнее, то можно найти и среди популярных песен тексты со смыслом и позитивным настроением.

И тем не менее я предпочитаю поп-музыке так называемые «тяжелые» жанры и направления. На первый взгляд, в этих произведениях можно увидеть агрессию, но при внимательном прослушивании становится понятно, что эти тексты и музыка глубоко осмысленные, имеют определенную историю, передают подлинные чувства. Некоторые люди могут подумать: «Как такое вообще можно слушать?», «О чем поют эти музыканты?», «Мне режет слух эта музыка!» Но если копнуть глубже, то мы увидим истории людей, которые умирают от любви, не мирятся с рутинной повседневностью жизни, борются с социальными проблемами, переживают из-за несбывшихся надежд и мечтаний. Все это выливается в тяжелые аккорды, быстрый темп, особую эмоциональность. Такова специфика данных направлений современной музыки.

Вообще, я считаю, что все талантливые люди создают своеобразные произведения искусства и называть их бессмысленными было бы некорректно, потому что композитор сочинил их под воздействием каких-то сильных впечатлений и таким образом сумел самореализоваться.

То же самое можно сказать про рассказы Пилевина: кто-то, возможно, сочтет их бредом сумасшедшего. Но ведь это далеко не так! А как насчет «Черного квадрата» Малевича? – Ведь он тоже не всем пришелся по душе…

Поэтому, я думаю, что нельзя так категорически осуждать какие-то стили и направления в музыке, ведь каждый выбирает для себя то, что ему нравится. Нельзя категорично заявлять, что одно однозначно лучше другого.

Лицемерие чиновников

Приходилось ли вам когда-нибудь часами стоять в очереди к какому-нибудь чиновнику? Или по списку, вывешенному на двери кабинета, собирать необходимые документы, а потом узнать, что этот список устарел?

Проблема равнодушного отношения властьимущих к нуждам обычным людей отражена в произведениях многих русских писателей.

Так, А.П. Чехов в рассказе «Баран и барышня» поведал нам историю, в которой молодая девушка оказалась игрушкой в руках эгоистичного чиновника. Он не сказал ей сразу, что она не туда попала, вошла не в тот подъезд, а решил прежде развлечь себя ее присутствием. В итоге барышня не успела получить бесплатный билет для проезда на родину, где ожидали ее близкие.

Эту же проблему А.П. Чехов затрагивает и в рассказе «Толстый и тонкий», где встреча двух школьных приятелей перерастает в комическую ситуацию. Когда «тонкий» узнал, что его друг уже дослужился до тайного советника, он вдруг «съежился, сгорбился, сузился… его чемодан, узлы и картонки съежились, поморщились…».

А.С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» дает нелицеприятную характеристику Фамусову и другим московским чиновникам, показывает, что всякого, кто осмелится им перечить, ждет участь Чацкого.

В «Мертвых душах» и «Ревизоре» Н.В. Гоголь изображает целый мир государственных служащих, дает яркое сатирическое описание каждого из этих «отцов города».

Таким образом, можно сказать, что проблема равнодушного отношения чиновников к людям является одной из самых волнующих вот уже на протяжении целого ряда веков. А в чем же кроется причина такого отношения? Наверное, прежде всего в нас самих, в нашем желании угождать вышестоящему лицу, задаривать его подарками, давать взятки.… Поэтому они расценивают свою работу как средство обогащения, и если к ним приходит честный и принципиальный человек, то к нему они относятся предвзято… К сожалению, такая ситуация, наверное, будет иметь место и в будущем. Что-то нужно сделать, чтобы изменить ее…

Наши рекомендации