Объем и структура исследования.

Содержание

Введение_________________________________________________________3

Глава 1. Исторический аспект развития открытки______________________10

1.1. Определение основных понятий_________________________________10

1.2. История создания открыток____________________________________14

1.3. Характеристика аналогов______________________________________27

Глава 2. Иллюстрированные открытки как составляющая часть сохранения историко-культурного наследия Алтая ______________________________33

2.1. Особенности историко-мифологического фольклора Алтая__________33

2.2. Открытки как продукт на рынке туристических услуг_______________36

2.3. Специфические особенности смешанных графических техник________41

2.4. Этапы разработки и создания серии открыток по фольклору Алтайского края____________________________________________________________49

Заключение_____________________________________________________59

Список литературы______________________________________________62

Приложение____________________________________________________71

Введение

Актуальность исследования. На протяжении долгого времени, открытка является своеобразным летописцем истории. Она сыграла большую роль в просвещении людей, в пропаганде науки, культуры и искусства, в воспитании художественного вкуса. В ней представлены жизнь и быт народов, виды различной местности, живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное творчество, народное творчество. Открытка является своего рода документом, который повествует об исторических событиях, культурных традициях. Эта особенность находит отражение не только в самих сюжетах, но и в специфике высказываний – изречений, текстовых сообщений, переданных в контексте той или иной иллюстрации. Актуальность содержания и иллюстраций открыток не утратилась и по сей день.

Современные открытки все реже отправляются по почте, а являются подарком. На рынке туристических услуг открытка выступает в качестве туристического продукта, поэтому она является товаром туристического назначения. Открытка, отражающая историко-культурные особенности, несет в себе художественную и образовательную ценность, так как является носителем культурного наследия региона.

Одним из аспектов культурного наследия является фольклор, как отражение народной исторической памяти, проявившейся в жанровых текстах о реальной жизни людей в разные периоды истории.

Разработка серии открыток, отражающих фольклорные сюжеты горнозаводского Алтая, будут способствовать не только сохранению историко-культурного наследия данного региона, но и являться своеобразным рекламным сувениром на рынке туристических услуг. Смешанные графические техники, примененные в создании открыток, придадут им особую уникальность и неповторимость. Это обусловливает актуальность исследования.

Степень изученности проблемы:

В книге Э. Б. Файнштейна «В мире открытки» уделяется внимание, как современной художественной открытке, открытке-репродукции произведений изобразительного искусства, так и документальной фотооткрытке. Рассматриваются исторические аспекты развития открытки, особенности иллюстрированных открыток и их познавательное значение. Книга рассчитана на коллекционеров, исследователей, любителей искусства. В ней рекомендована классификация открыток.

В книгах А. А. Мисюрева «Бергалы», «Легенды Горной Колывани» повествуется о труде и быте рабочих, мастеровых, приписных крестьян рудников и горных заводов, а также о сверхъестественных силах, в которые они верили. В этих книгах раскрываются особенности сибирского рабочего фольклора. Сборники А. А. Мисюрева сделали широко известными образы беглецов Сороки и Криволуцкого, защитников слабых и угнетенных, двенадцати братьев Белоусовых, добытчиков колыванских цветных камней, терпеливых матерей и жен рабочих людей.

Зорин И. В. и Каверин Т. П., в учебнике «Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности» рассматривают особенности туризма и его виды. В учебники раскрываются основные понятия туризма, как вида экономической деятельности: туристский продукт, туристическая индустрия, программный туризм. Учебник содержит программное изложение общепрофесссиональных и специальных туристских дисциплин. Раскрывается сущность туризма, как целостного объекта управления, история зарождения и стратегия развития мирового и российского туризма.

Собранные в этой книге «Фольклор и действительность» статьи, принадлежат Владимиру Яковлевичу Проппу, выдающемуся ученому-филологу, одному из самых ярких представителей советской фольклористической школы. В книге рассматривается специфика фольклора, его классификация по жанрам, исторические аспекты развития фольклора. Уделяется внимание современным проблемам изучения богатейшего устного творчества народов Азии, Африки и Океании. А также рассматриваются проблемы изучения фольклора с привлечением повествовательного искусства других регионов.

В книге Сагалаева А. М. «Алтай в зеркале мифа» рассматриваются предания о сотворении земли и человека, появлении добра и зла, о возникновении шаманизма; показывается, как миф становится историей, а история — мифом. При этом автор пытается рассказать не только и не столько о самих мифах, сколько о том типе общественного сознания, который их генерировал, о закономерностях и парадоксах мифологического мышления. Обращение к этим сюжетам позволяет ответить на вопрос, почему миф может быть не только фактом общественного сознания, но и движущей силой народных движений.

Книга Булыгина Ю.С. «Приписная деревня Алтая в XVIII веке», посвященна исследованию крестьянства Колывано-Воскресенских заводов в период его первоначальной истории. В ней рассматривается процесс формирования приписного крестьянства Алтая, его социальная сущность, формы и методы его эксплуатации: заводские отработки, натуральные повинности: заводская рекрутчина, а также государственные и мирские повинности. А также история крестьянства Колывано-Воскресенских заводов в период его первоначальной истории. В книге рассказывается о крестьянском земледелии, скотоводстве промыслах, о формах реализации деревенской продукции, об особенностях землепользования в приписной деревне.

В путеводителе Романова А.Н. и Харламова С. В. «Колыванский хребет. Путеводитель» дается характеристика Колыванского хребта, который активно осваивается сферой туризма. Приведены описания некоторых горно-пешеходных, водных и лыжных маршрутов, а также краеведческих туров по Горной Колывани. Также в путеводители представлены легенды Горной Колывани.

В книге «Основы рисования» под ред. Г. Альберта и Р. Вульф. рассказано, как рисовать различными художественными средствами фигуры и лица людей, животных, вещи, пейзажи и многие другие явления окружающей среды. Также описаны материалы и принадлежности для рисования, описан процесс рисования, который представлен в иллюстрациях.

В работе Глассфорд К. «Рисунок пером и тушью: линия, фактура, цвет» описаны основные инструменты и принадлежности для рисования тушью и их свойства. Представлены основные приемы и техники работы тушью.

В энциклопедии техник рисунка Хазэл Харрисон раскрываются особенности основных техник рисования. Описаны свойства графических средств: карандаш, пастель, чернила и др. Представлены некоторые смешанные техники, способы их применения на практике.

Пособие по техникам рисования: справочник художника Станьера П. предназначено для начинающих художников, которые стремятся углубить свои знания о графических материалах. В книге представлены приемы штрихов и линий разными материалами, такими как карандаш, уголь, тушь. Описаны свойства художественных средств.

В учебном пособии «Живопись и ее средства» Шашкова Ю. П. даны основы живописного реалистичного изображения, а также сведения о материалах, технике и творческих приемах. Подробно рассмотрены особенности живописи акварелью, гуашью, пастелью.

Объект исследования: графический дизайн.

Предмет исследования: разработка серии открыток.

Цель: раскрыть особенности разработки серии открыток, посвященных фольклору Алтайского края.

Задачи:

1. Рассмотреть исторический аспект развития открытки;

2. Изучить аналоги;

3. Рассмотреть особенности смешанных графических техник;

4. Охарактеризовать особенности историко-мифологического фольклора Алтая;

5. Определить место и назначение открыток на рынке туристических услуг;

6. Разработать серию открыток с использованием смешанной техники графики.

Гипотеза: если будут подробно изучены специфические особенности разработки открыток с применением смешанных техник графики, а также особенности фольклора Алтайского края, то будут разработаны такие открытки, которые привлекут внимание рынка туристических услуг и общества в целом.

Методы исследования: Рассмотреть объект исследования в качестве комплекса взаимосвязанных компонентов позволил общенаучный системный междисциплинарный подход. Это обусловило выбор методики, предполагающей сравнительно-исторический и искусствоведческие методы анализа. В процессе исследования применялись такие методы, как сбор первичной и вторичной информации, ситуационный анализ, методы системного и сравнительного анализа.

Источниковую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых, монографии, периодическая литература по исследуемой проблеме, данные интернет. Важнейшими источниками явились произведения алтайских художников.

Теоретическая значимость работызаключается в обобщении и систематизации теоретических положений о принципах разработки серии открыток по фольклору Алтайского края, об особенностях применения смешанной техники графики при выполнении иллюстрированных открыток, а также об уникальности фольклора горнорабочих Алтайского каря.

Практическая значимость работы:Материалы данной дипломной работы могут быть использованы в туристической индустрии, то есть серия открыток по фольклору Алтайского края может выступать на рынке в виде туристического продукта, который обладает рекламной и познавательной функцией. Помимо этого открытки могут быть использованы в общеобразовательных школах, в детских домах творчества, библиотеках с целью познания культуры Алтая.

Объем и структура исследования.

Дипломная работа состоит из введения, 2 глав, 7 параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Во введении обосновывается проблема исследования, указывается цель, объект, предмет, задачи и методы исследования.

В первой главе раскрываются основные понятия, такие как открытка, история ее создания, даются определения таким понятиям, как графика, изображение, туристический продукт. В различных аспектах раскрываются взгляды на определение слова «открытка», указаны ее разновидности, связь с изобразительным искусством, в частности с графикой, а также с фольклором. Помимо этого приведены примеры работ художников и их анализ с точки зрения использования фольклорной тематики в различных регионах нашей страны.

Во второй главе рассмотрены особенности историко-мифологического фольклора Алтая. Раскрывается взаимосвязь фольклора с историей региона, а также раскрыта суть фольклора горнорабочих, причины его возникновения. Отражена образность фантастических героев фольклора горных мастеровых. Были выявлены особенности туристической индустрии, ее взаимосвязь с культурным наследием регионов. А также, отражены особенности рынка туристических услуг, представлены его составляющие. Рассмотрено понятие туристского продукта. Сделаны выводы о том, что открытка на рынке туристических услуг выступает в качестве продукта и является своеобразной рекламой для региона. Еще были освящены особенности смешанных графических техник, о том , что их знание и понимание помогает художнику создавать произведения, которые обладают особой выразительностью и манерой исполнения. В этой главе представлены этапы разработки и создания серии открыток по фольклору Алтайского края:

В заключении обобщаются результаты исследования, и делается вывод о проделанной работе, выводы о достижении поставленной цели.

В библиографии представлен список литературы, использованной при написании данной работы.

Так же в приложении к дипломной работе представлено практическое задание по этой теме.

Наши рекомендации