VII. Подведение итогов урока. - Как вы думаете, какова основная мысль произведения?
- Как вы думаете, какова основная мысль произведения?
- Кто в этом рассказе думает о птицах и окружающей нас природе как о живом, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях?
Домашнее задание
Подготовить пересказ текста от имени глухарки.
Урок 9 8. В.Драгунский «Он живой и светится.....
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством И.Ю. Драгунского; учить видеть и понимать поступки героев; Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер, рассказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о животных.
Оборудование: выставка книг и поврет В.К. Драгунского; магнитная азбука.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте и отгадайте загадки.
Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок.)
То погаснет, то зажжется
Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется?
Золотистый... (светлячок).
— Прочитайте шепотом (еще: громко, скороговоркой, выразительно).
III. Актуализация знаний. Введение в тему
Беседа о светлячках
— Как вы думаете, почему наш урок я начала с беседы о светлячках? Что вы знаете о них?
Случалось ли вам летним вечером, когда совсем стемнеет, увидеть где-нибудь в траве или на кустах крохотный фонарик, который горит зеленоватым светом? Он может гореть долго, ровно, ярко, иногда несколько вечеров подряд в одном и том же месте. При его свете можно даже в темноте разглядеть цифры на часах.
Кто же зажигает этот таинственный фонарик? Это светляк — жук. В его тельце есть особые клеточки с веществом, которое светится, соединяясь с кислородом. К клеточкам подведено множество трубочек. Когда светляк закрывает их, клеточки не светятся. Открыл трубочки — через них пошел воздух, и «фонарик» загорелся.
Жуки с крыльями — это самцы; их «лампочки» загораются лишь изредка и ненадолго. Бескрылые самки зажигают огоньки надолго и освещают ими темноту летних ночей.
На свете существует много видов светящихся жуков. В тропических странах они крупные, роями летают среди деревьев, ярко «вспыхивают» на листьях, носятся вверх и вниз, сияя своими волшебными фонариками.
Рассказ учителя об авторе
— Что вы знаете о писателе, авторе рассказа «Он живой и светится...»? (Рассказы детей.)
Виктор Юзефович Драгунский (1913—1972) писал фельетоны, пародии, веселые сценки для эстрады и цирка, песни. А с его Дениской Кораблевым юные читатели познакомились впервые в 1959 г. И с тех пор за Виктором Драгунским прочно закрепилось звание детского писателя.
Самые разные случаи происходили с главным героем Драгунского: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал (благо пел хорошо -громко!), и в аварию вместе с папой попадал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле - не с Дениской Кораблевым, литературным героем, а с Денисом Драгунским - сыном писателя. Правда, Денис Драгунский вырос, теперь он взрослый человек и сам пишет книги, а Дениска Кораблев так и остался мальчишкой.
IV. Физкультминутка
(По выбору учителя или учеников из проведенных ранее.)
V. Работа по теме урока
Чтение рассказа учителем и учащимися
Беседа после чтения
- Ребята, расскажите о чувствах мальчика, который сидел во дворе и ждал маму. {Было уже темно, а мама долго не приходила. Мальчик cuдел один во дворе, потому что все уже ушли по домам. Ему было очень плохо одному и хотелось есть!)
- Расскажите, почему мальчик поменял игрушечный самосвал на светлячка.
- Понятен ли вам поступок мальчика? А вы бы поменяли дорогой самосвал на светлячка?
Чтение в лицах
- Прочитайте разговор мальчиков. Попробуйте интонацией передать чувства мальчиков
- Прочитайте конец рассказа, разговор мамы и Дениски. Попробуйте передать чувства мальчика при чтении.
VI. Проверка домашнего задание
- Перескажите текст «Капалуха» от имени глухарки.
VII. Рефлексия
- Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
- За что вы похвалили бы себя?
- Что вам захотелось сделать после этого урока?