Глава 12. битва разума с духом
Меня всегда удивляло то, что многим людям очень трудно войти в хвалу и поклонение. Есть нечто в человеческой личности, что восстает против открытого прославления Бога. Конечно, существует много культурных "пунктиков", которые все мы встречаем, особенно когда дело касается словесной хвалы Господу. Но существует нечто, что внутри нас сопротивляется акту хвалы.
Почему так трудно побудить собрание открыто поднимать свои голоса и руки и без стеснения славить Господа? Что же есть в человеческом разуме, какая инерция, что заставляет нас стоять и колебаться, не входя в акт поклонения?
Плотская природа разума
В Римлянам 8 Библия утверждает, что плотские помышления человека-- это вражда против Бога. Одна из самых больших битв, с которой встречается каждый из нас даже после того, как мы родились свыше и стали детьми Божьими, есть битва с плотским разумом. Римл.-8:5-7 гласит:
5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном.
6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир,
7 Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.
Затем во всей этой главе Павел говорит о битве между плотью и Духом. Интересно отметить в стихах-5-7, что плоть находится во вражде с Духом, а в стихе-6 Павел связывает разум с плотью. Поэтому важно увидеть здесь связь между разумом и плотью. Стихи 12 и 13 утверждают:
12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;
13 Ибо, если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете".
Плотской разум и тело связаны в делах плоти. Павел подчеркивает, что происходит битва между разумом и Духом.
Первые три главы Библии повествуют о сотворении Богом человека. В Бытии-2:7 сказано: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою". Здесь представлены все три аспекта человека. В этом стихе сказано, что его тело создано из праха земного, его дух вдунут дыханием Бога, и когда тело и дух соединились, человек стал душою живою.
Бог повелевает Адаму в Бытии 2:16,17: "От всякого дерева в саду ты будешь есть; А от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь".
Одним из первых даров, которые Бог дал человеку, была возможность общения с Богом. Бог поместил человека в доме, который Он назвал "Едем". Бог даровал Адаму способность заботиться о саде и оберегать его. В этом саду не было разногласий, болезней, грехов или дисгармонии. Для человека был создан дом, где Бог и человек могли общаться друг с другом. Но другой голос прозвучал в саду. Это был дьявол, который пришел и посеял разлад в Едеме. Его голос резко отличался от голоса Бога и звучал диссонансом в этом саду.
Бог показал, что Он доверяет человеку, поместив его в саду и дав ему все законные права на все, что там было. На все плоды деревьев, кроме одного. Теперь, чтобы человеку быть человеком, ему нужно было быть личностью, имеющей выбор. Он должен был иметь способность сказать "да" или "нет", ответить или отреагировать на то, что говорил Бог.
Видя у человека возможность выбора, змей воспользовался этим. Он посеял зерно сомнения. Он заставил человека сомневаться в доброте Бога. Змей сказал Еве: "Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого древа в раю?" Затем дьявол оспаривал Слово Божие, говоря: "Нет, не умрете".
Дьявол сказал полу правду, говоря о физической смерти, тогда как Бог говорил о смерти человеческого духа. Когда Бог сказал: "Смертию умрешь", Он говорил о духовно-моральном образе Самого Себя, воплощенном в человеке.
Другими словами, когда человек съел бы от дерева познания добра и зла, дух его умер бы. Он не перестал бы существовать, но Дух Божий, Который дал жизнь человеку, отделился бы от него, и он стал бы духовно мертвым. Когда Адам и Ева сделали свой выбор и съели от дерева познания добра и зла, человек пал. Но обратите внимание в этой битве за дух человека, как сатана взывал к разуму человека. Он вопрошал разум Евы. Он взывал к ее интеллекту. Сатана противопоставил разум человека его духу.
Дух Адама и Евы знал общение с Богом. И дьявол понимал, что, если ему удастся создать вечную дисгармонию, он получит душу человека. В первом грехе мы видим возмущение в целостности человека.
В результате первого греха битва между разумом и духом все еще бушует внутри человека. Наш разум хочет контролировать нас. Поэтому плоть, или разум, находится в постоянной битве с духом. Плоть уводит нас в сторону от того, куда ведет Дух.
Дух человека естественным образом хочет общаться с Богом. Дух человека знает, что хвала - это угловой камень в области Духа. Бог есть Дух, поэтому естественно для духа человека поклоняться через Дух Божий.
Поклонение - это функция человеческого духа по отношению к Богу Отцу. Но именно здесь против нас восстает разум. Плотской разум находится во вражде с Богом. Вот почему Павел В Римл.-12:2 говорит: "И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего".
Когда человек спасен, это не значит, что его разум сразу же обновится в тот же момент. У него останутся те же мыслительные образцы, что и до спасения. Он обнаружит, что искушения, которые приходили к нему ранее, все еще продолжают приходить. Разум все еще не обновился. Разум должен быть обновлен Словом Божьим. Разум должен быть обновлен хвалой и поклонением.
Хвала может провести нас по мосту от разума в дух. Хвала - это низвержение разума. Хвала - это низвержение чувств. Хвала - это акт воли. Хвала говорит: "Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих". Хвала - это приглашение человеческому духу течь в поклонении к Богу.
Вот почему, когда мы приходим на церковное служение и побуждаем людей поклоняться Господу, существует внутреннее сопротивление. Требуется дополнительный толчок, чтобы заставить "тележку катиться". Наши мысли погружены в работу, в дела семьи, мы озабочены обстоятельствами жизни. Когда мы приходим в дом Господень, мы должны убрать разум с трона и отдать этот трон духу. Мы пришли в дом Господень, чтобы поклоняться Богу, поэтому дух должен иметь преимущество.
Разум борется с нами по этому пункту. И только тогда, когда мы входим в хвалу актом нашей воли, мы буквально запускаем себя в дело хвалы, тогда разум становится на свое место, и духу отдается то преимущество, которое он должен иметь.