Уровневая модель языковой системы
Языковая система характеризуется весьма сложной структурой.
Она состоит из элементов(единиц), которые отличаются друг от друга по строению, значению и функциям:
- предложения (простые и сложные)
- словосочетания (свободные и устойчивые)
- слова
- морфемы (мельчайшие значимые части слов)
- фонемы (минимальные звуковые единицы языка)
Напр., морфема – минимальная значимая часть слова. Однако возможно членение морфемы в плане выражения (на фонемы) и в плане содержания:
- сосн-ам: в окончании -ам выделяются фонемы <а>и <м>, эта морфема выражает два грамматических значения: ед. ч. и Р.п. (членение по форме и по значению не совпадает).
Для фонемы деление в плане выражения невозможно(в ней выделяют различительные признаки, напр., звонкая ↔ глухая и т.д., но это не результат линейного членения).
Основные различия и сходства между единицами языка отражены в таблицах № 1 и 2.
Таблица № 1.
единица языка | строение | значение | основная функция |
ФОНЕМА | состоит из различительных признаков | нет | смыслоразличительная |
МОРФЕМА | состоит из фонем | зависит от типа морфемы | слово- или формо-образующая (для служебных морфем) |
ЛЕКСЕМА | состоит из морфем | зависит от типа лексемы | номинативная |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ | состоит из слов | зависит от модели | коммуникативная |
Таблица № 2.
Единица языка | Функция | ||
Специфическая | Общая | ||
ФОНЕМА | Смыслоразличительная –различает звуковые оболочки значимых единиц языка | Строительная и различительная все единицы служат для построения и различения единиц более высокого уровня | |
МОРФЕМА | З Н А К О В Ы Е Е Д И Н И Ц Ы | Словообразовательная – образует новые слова Формообразовательная –образует грамматические формы слова | Семиологи-ческая(обобщающая) – значимые единицы служат для обобщения однородных объектов в один класс |
ЛЕКСЕМА | Номинативная –служит для называния и различения объектов реального и ирреального мира | ||
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (модель предложения) | Коммуникативная –служит для общения между людьми, для передачи информации Номинативная –служит для называния ситуаций действительности |
[Варпахович, с. 25]
Однородные единицы языка (фонемы, морфемы, слова и т.д.) объединяются в крупные подсистемы и образуют уровни(ярусы) языка.
• синтаксический уровень
• лексический уровень
• морфемный уровень
• фонемный уровень
В последнее время говорят об уровне текста,однако вопрос о единице этого уровня (предложение / сверхфразовое единство и др.) остается спорным.
Таким образом,язык–не просто система единиц, асистема систем(подсистем). Эти подсистемы, в свою очередь, включают собственные подсистемы:
- фонемный уровень: системы гласных и согласных: глухие и звонкие …
- морфемный уровень: корни, приставки, суффиксы, окончания…
- лексический уровень: существительные, прилагательные, глаголы…; системы синонимов, антонимов…
- синтаксический уровень: простые предложения (односоставные, двусоставные…); сложные предложения (сложносочиненные, сложноподчиненные: причины, следствия, цели…).
Каждый из уровней представляет собой относительно автономную систему,
но все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Между уровнями языковой системы существуют иерархические отношения(иерархия < греч. hierarchia >hieros ‘священный’ + archē ‘власть’): синтаксический уровень – самый высокий, а фонемный – самый низкий.
Единицы разных уровней связаны отношениями
• включения(единицы высших уровней включают единицы низших уровней, состоят из них: слова включают морфемы, морфемы включают фонемы (=состоят из фонем)).
• вхождения(единицы низших уровней входят в единицы высших уровней в качестве составных частей и функционируют на этих уровнях: морфемы входят в слова, слова – в словосочетания и предложения).
Единицы одного уровня могут сочетаться только друг с другом: фонемы с фонемами, морфемы с морфемами, слова со словами. Напр.:
- у друга – это сочетание фонем <у> <д> <р> <у> <г> <а>; это сочетание двух слов: предлога и существительного; то, что предлог у состоит из одной фонемы, ничего не меняет; в пределах словоформы друга сочетаются две морфемы: корень друг- и окончание -а, а не корень и фонема <а>.
Помимо системы единиц, на каждом уровне есть система правил, регулирующих использование этих единиц, их группировку в классы и разряды.
Языковую систему условно представляют так:
система единиц:
предложения (простые и сложные)
словосочетания (свободные и устойчивые)
слова
система языка морфемы (корни, приставки, суффиксы)
фонемы (согласные, гласные)
система правил функционирования единиц
на каждом уровне