Раздел III. Архитектура пригородов и окрестностей
Петербурга последней трети XVIII века.
Глава 1. Инфраструктура Петербургского региона.
Общие тенденции архитектурного освоения пригородной зоны Петербурга в последней трети XVIII века.
Застройка берегов Невы и северных островов Невской дельты дачами и усадьбами. Анализ сохранившихся памятников. Облик ближайших окрестностей Петербурга и его окраин по данным исторической иконографии и по воспоминаниям современников.
Примеры пригородных усадеб: Тайцы, Сиворицы, Рождествено и др.
Романтическая неоготика в пригородных дворцовых ансамблях и усадьбах: Чесменский дворец (Ю. М. Фельтен), усадьба Потемкина Островки (И. Е. Старов) и др.
Транспортные артерии Петербургского региона. Благоустройство магистральных правительственных шоссейных дорог и эстетизация их пространственной среды (новые каменные мосты, верстовые столбы из гранита и мрамора — арх. А. Ринальди).
Глава 2. Ансамбль Царского Села в правление Екатерины II.
Новые принципы садово-паркового искусства — идеи ландшафтных садов и их воплощение в ансамбле Царского Села. Создатели ансамбля: В. И. и И. В. Нееловы, Джон Буш и Джозеф Буш, инженер И. Герард, архитекторы А. Ринальди, Ю. М. Фельтен, Ч. Камерон, Дж. Кваренги и др.
Романтические тенденции архитектуры второй половины XVIII века и их отражение в ансамбле Царского Села. "Неоготика", "китайщина", "руинный стиль" и т. д. Эллинистически-римский классицизм Ч. Камерона. Произведения Дж. Кваренги — павильоны и Александровский дворец.
Первые цельнометаллические сооружения в парках Царского Села: Готические ворота и железные мосты. Их значение в истории отечественной и мировой архитектуры как выдающихся памятников эпохи промышленной революции.
Глава 3. Дворцово-парковый ансамбль Гатчины.
Гатчинский дворец — произведение А. Ринальди и В. Бренны. История последующих перестроек дворца. Гатчинский парк и его сооружения.
Глава 4. Дворцово-парковый ансамбль Павловска.
История формирования ансамбля парка. Его павильоны и мосты. Павловский дворец — произведение Ч. Камерона и В. Бренны. Интерьеры Павловского дворца как характерные образцы классицизма и как отражение вкусов владельцев.
Заключение по разделу III. Итоги развития инфраструктуры окрестностей Петербурга в период 1760-х—1790-х годов. Оценка общей стилевой зволюции классицизма и формирования стилевых направлений в архитектуре последней трети XVIII века. Ансамбли пригородных резиденций как выдающиеся произведения архитектуры и прикладного искусства.
Контрольные вопросы по части 2.
1. Сравнение стилевых закономерностей барокко и классицизма на характерных примерах.
2. Сравнение стилевых закономерностей раннего классицизма и строгого классицизма на характерных примерах.
3. Сравнение интерьеров Большого дворца Петергофа, созданных в правление императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II.
Часть 3.
Архитектура Петербурга первой трети XIX века. Поздний классицизм – «стиль ампир».
Раздел I. Поздняя стадия классицизма — "стиль ампир" в архитектуре и прикладном искусстве стран Западной Европы и России начала ХIХ века.
Глава 1. Архитектура периода позднего классицизма в странах Западной Европы.
Политическая ситуация в Европе в период наполеоновских войн. Ампир, "стиль Империи" — как новый вариант классицизма, отражающий идеологическую атмосферу эпохи. Общеевропейский (и даже "наднациональный") характер ампира как продолжение традиций общеевропейского классицизма XVUI века. Новые градостроительные идеи рубежа XVIII и XIX веков и новый масштаб градостроительной деятельности, их связь с исторической ситуацией и с идеологией эпохи.
Краткая характеристика наиболее значительных и ярких проявлений градостроительных и стилевых тенденций ампира в западноевропейской архитектуре: "Стиль Империи" в наполеоновской Франции, "Лондонский ампир" и творчество Джона Нэша, "Новые Афины" в Эдинбурге, "новый монументализм" К. Шинкеля и начало "прусского эллинизма".
Успехи строительной техники начала XIX века как продолжение и развитие новаций эры промышленной революции.
Итоги развития строительного дела, архитектуры и градостроительства в Западной Европе в первой трети XIX века.
Глава 2. "Была прекрасная пора..."
В июле 1814 года Петербург готовился встретить овеянные боевой славой гвардейские полки, возвращающиеся после победоносного заграничного похода. Враг был разгромлен и повержен. Можно было торжествовать победу.
Была прекрасная пора:
Россия в лаврах, под венками,
Неся с победными полками
В душе покой, в устах — "ура!"
Пришла домой и отдохнула.
Минута чудная мелькнула
Тогда для города Петра...
Так вспоминал об этом времени поэт-декабрист Федор Глинка.
Для встречи воинов-победителей на западной окраине Петербурга, вблизи Нарвской заставы, была возведена триумфальная арка по проекту Дж. Кваренги – первое воплощение той темы воинских подвигов и триумфа, которая станет во многом определять синтез искусств в архитектуре «второго этапа ампира», начавшегося в конце 1810-х гг.
Глава3. "Дней Александровых прекрасное начало": новые градостроительные идеи и становление "стиля ампир" в архитектуре Петербурга начала XIX века. Первые проявления новых стилевых тенденций в петербургской архитектуре на рубеже XVIU и XIX веков.
Историческая атмосфера первых лет XIX века и новые либеральные идеи в правительственной политике и в общественном сознании, их значение для развития архитектурной и градостроительной мысли.
Казанский собор (арх. А. Н. Воронихин) как проявление градостроительной и идеологической программы зарождающегося "стиля Империи".
Горный институт (арх. А. Н. Воронихин) и идея создания "пропилей" у въезда в Петербург со стороны моря; участие арх. А. Д. Захарова в проектном решении этой идеи.
Создание комплекса зданий учебных и лечебных заведений "Ведомства императрицы Марии" на территории императорского Итальянского сада как отражение либерализма "дней Александровых".
Новые градостроительные принципы в творчестве Дж. Кваренги и Л. Руска 1800-х — начала 1810-х годов.
Начало формирования нового архитектурного ансамбля на Стрелке Васильевского острова. История проектирования ансамбля архитектором Ж.-Ф. Тома-де-Томоном и роль Академии художеств в создании этого ансамбля. Синтез искусств в ансамбле Стрелки.
Капитальная перестройка здания Адмиралтейства (арх. А. Д. Захаров) и его новая градообразующая роль. Другие произведения А. Д. Захарова.
Ампир в новых интерьерах дворца в Павловске, созданных в начале ХIХ века, и в ансамбле Павловского парка (произведения А. Н. Воронихина и Ж.-Ф. Тома-де-Томона).
Разработка петербургскими архитекторами «образцовых проектов» зданий для строительства в провинциальных городах Российской империи. Значение этих проектов для последующего развития городов.
Глава 4. Инженерные сооружения и производственные здания начала XIX века. Программная унифицированность архитектурного языка как важнейшая методологическая основа классицизма и ампира. Ее связь с проблемой создания целостной, стилистически единой архитектурной среды. Отражение художественной программы стиля в архитектуре утилитарных зданий и инженерных сооружений.
Сальный буян (арх. Ж.-Ф. Тома-де-Томон) и другие производственные и складские здания Петербурга 1800-х годов.
Ансамбль зданий и цехов Ижорского завода. Роль инженеров — выходцев из Англии в его формировании.
Эстетизация пространственной среды магистральных правительственных дорог в окрестностях Петербурга как отражение творческого метода классицизма. Фонтаны вдоль шоссе (арх. Ж.-Ф. Тома-де-Томон).
Создание Корпуса и Института инженеров путей сообщения (1809 г.), их роль в создании русской инженерной школы и в последующем архитектурном и инженерном развитии Петербурга. Творческая личность инженера А. А. Бетанкура. и его вклад в развитие русской инженерной школы.
Раздел II. Архитектурные ансамбли и архитектурно-художественная среда Петербурга «пушкинской эпохи»: конца 1810-х – 1830-х годов.
Этот период в истории градостроительного развития Петербурга и стилевой эволюции его архитектуры имел особенно важное значение.
В период "второго этапа ампира" (конец 1810-х – первая половина 1830-х гг.) градостроительные идеи и художественно-стилистические принципы классицизма достигают высшего уровня своего развития.
Успешному решению градостроительных проблем способствовало создание в 1816 году нового органа, возглавившего всю архитектурно-строительную деятельность в Петербурге — Комитета строений и гидравлических работ. В его составе трудились
ведущие архитекторы и инженеры: К. И. Росси, В. П. Стасов, А. А. Бетанкур, П. П. Базен, А. А. Михайлов 2-й и др. Их краткие творческие биографии должны быть изучены студентами.
Желание архитектора К. И. Росси воспринять "систему древних", превзойти величием новых ансамблей Петербурга "все, что создали европейцы нашей эры", сформулированное им еще в начале XIX века, нашло блистательное воплощение в тех новых архитектурных ансамблях, которые были созданы им в конце 1810-х — начале 1830-х годов в центре Петербурга и полностью преобразили его облик. Изучение архитектурных ансамблей, созданных К. И. Росси – одна из важнейших задач курса.
Особое внимание должно быть уделено изучению металлических мостов Петербурга эпохи позднего классицизма и выполненных из железа и чугуна малых архитектурных форм: оград, перил, фонарей, балконных ограждений и др. Они также сыграли очень важную роль в формировании архитектурной среды Петербурга пушкинской эпохи.
Глава 1. Завершение ансамбля Стрелки Васильевского острова.
Завершение ансамбля Стрелки в конце 1820-х — начале 1830-х годов (арх. И. Ф. Лукини и др.) как реализация градостроительных идей начала XIX века и идеологических принципов «стиля ампир".
Заключительный этап формирования ансамбля Стрелки, связанный с постройкой в XX веке двух металлических мостов: Дворцового и Биржевого.
Ансамбль Стрелки Васильевского острова как классический образец творческой эстафеты петербургских зодчих XVII}—XIX—XX веков
Глава 2. Произведения петербургской архитектуры конца 1810-х – начала 1820-х годов.
Начало "второго этапа ампира" в творчестве К. И. Росси: Сиреневая гостиная Паловского дворца. Ансамбль Елагина дворца и парка на Елагином острове. Галерея 1812 года в Зимнем дворце.
Первые произведения архитектора В. П. Стасова 1810-х годов: жилые дома, здание Императорских конюшен, Ямской гостиный двор, здания "Провиантских магазейнов" на Обводном канале и др. Стасов как мастер интерьера.
Постройки архитектора Л. Руска 1810-х годов.
Начало творческого пути О. Монферрана. Дом Лобанова-Ростовского и его градообразующая роль.
Глава 3. Грандиозный архитектурный ансамбль, протянувшийся от Михайловской улицы до Суворовской площади.
Первый опыт ансамблевого преобразования обширной территории центра Петербурга. Начало работы архитектора К. И. Росси над проектом дворца для великого князя Михаила Павловича. Первые варианты проекта. Переход к широкому градостроительному решению проблемы. Новые варианты, разработанные Росси. Преобразование южной части 3-го Императорского Летнего сада в ансамбль Михайловского дворца и новых площадей и улиц. Преобразование территории вблизи Инженерного замка.
Ансамбли Суворовской площади, Марсова поля и Конюшенной площади. Роль архитекторов К. И. Росси, В. П. Стасова и Д. Адамини в их создании.
Новые набережные и мосты, воплощение художественных принципов ампира в их облике. Роль малых архитектурных форм в создании ансамблевой городской среды.
Глава 4. Ансамбль Дворцовой площади.
Предыстория формирования ансамбля — от Адмиралтейского гласиса до начала XIX века.
Проектирование и строительство зданий Главного штаба и Министерств (арх. К. И. Росси) как важнейший этап преобразования Дворцовой площади в целостный архитектурный ансамбль. Триумфальная арка этого здания — важнейший компонент ансамбля. История ее проектирования. Арка здания Главного штаба как выдающееся произведение этого архитектурного жанра и как замечательный образец синтеза искусств.
Александровская колонна (арх. О. Монферран). История ее проектирования и строительства. Альбом акварелей "Строительство Александровской колонны" из библиотеки Путейского института.
Завершение ансамбля Дворцовой площади в конце 1830-х— 1840-х годов. Здание Штаба гвардии (арх. А. П. Брюллов), угловой корпус здания Главного штаба (арх. И. Д. Черник), Певческий мост (инж. Е. А. Адам).
Глава 5. Ансамбль Александринского театра и улицы Зодчего Росси.
Среди архитектурных ансамблей Петербурга, созданных в период позднего классицизма самый протяженный и наиболее впечатляющий размахом и монументальностью композиции — ансамбль, протянувшийся от Невского проспекта до новой предмостной площади на берегу Фонтанки и включающий здание Александринского театра, новый корпус Публичной библиотеки, новую площадь, раскрытую к Невскому проспекту, новую предмостную площадь на берегу Фонтанки у Чернышева моста и новую, связывающую эти площади улицу, носящую теперь имя ее создателя.
История проектирования ансамбля. Варианты планировочного решения, поиск оптимального решения — как иллюстрация "творческой лаборатории" зодчего. Окончательный вариант 1828 года и попытка его дальнейшего развития в проекте середины 1830-х годов. Графические реконструкции замысла архитектора К. И. Росси, созданные профессором М. 3. Тарановской.
Новый корпус Публичной библиотеки, его органичная связь с постройкой арх. Е. Т. Соколова, сооруженной в конце 1790-х годов. Ритмическая организация протяженного фасада и синтез искусств в его художественном образе.
Здание Александринского театра. Особенности его конструкции: применение новаторских систем металлических стропил и др. Роль инженера М. Е. Кларка в их создании.
Улица зодчего Росси — уникальный "зал, крышей которого является небо". История ее проектирования. Анализ предлагавшихся вариантов и поисков оптимальной композиции (исследование "творческой лаборатории" архитектора).
Площадь Ломоносова (бывшая Чернышева площадь). Причина незавершенности ее ансамбля. Графическая реконструкция замысла Росси (профессор М. 3. Тарановская).и проблема его реализации.
Глава 9. Ансамбль Сенатской и Исаакиевской площадей.
Предыстория формирования ансамбля в XVIII — начале XIX веков. Восстание декабристов и его подавление. Начало идеологической реакции. Конкурс на проект здания Сената и Синода и его итоги. Победа арх. К. И. Росси и его дальнейшая работа над проектом. Композиция здания Сената и Синода, его градообразующая роль, синтез искусств в этом здании и его идейное содержание.
Здание Исаакиевского собора. Первый вариант проекта арх. О. Монферрана и начало строительства. Приостановка строительства в связи с выяснившимися недостатками проекта. Конкурс на проект Исаакиевского собора. Новый проект арх. О. Монферрана. Строительство и завершение собора. Исаакиевский собор как выдающееся произведение строительной техники, его новаторские металлические конструкции. Исаакиевский собор как пример синтеза искусств; идеологическая программа этого синтеза. Интерьер Исаакиевского собора и его мозаики. Градообразующее значение Исаакиевского собора.
Завершение ансамбля Исаакиевской площади в середине XIX века и включение новых зданий в этот ансамбль в начале XX века.
Глава 6. Общественные здания и монументы 1820-х—1830-х годов.
Создание нового мемориального ансамбля у въезда в Петербург со стороны Нарвской заставы. Новые "Триумфальные ворота в честь Гвардейского корпуса", созданные арх. В. П. Стасовым. Реконструкция моста через реку Таракановку и его превращение в компонент ансамбля.
Московские триумфальные ворота (арх. В. П. Стасов). История их проектирования, строительства и воссоздания; новаторская цельнометаллическая конструкция ворот как выдающееся произведение русской инженерной мысли и строительной техники.
Памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли у Казанского собора (скульптор Б. И. Орловский, арх. В. П. Стасов).
Полковые соборы, созданные арх. В. П. Стасовым: Преображенский и Троицкий (л.-гв. Измайловского полка).
Приходские храмы 1820-х—1830-х годов и их градообразующая роль.
Каменноостровский театр — уникальный образец "деревянного ампира". Восстановление Зимнего дворца после пожара, произошедшего в декабре 1837 года. Применение новаторских металлических конструкций (инженер М. Е. Кларк). Интерьеры парадных залов дворца (арх. В. П. Стасов) как завершающий этап развития ампира.
Реализация художественных принципов ампира в зданиях утилитарного назначения: Скотопригонный двор (арх. И. И. Шарлемань), садовый корпус Академии художеств (арх. А. А. Михайлов 2-й и А. П. Брюллов).
Постройки архитектора П. С. Павлова: новые корпуса комплекса Воспитательного дома на набережной Мойки (ныне Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена), здания Училища глухонемых, Женского отделения Обуховской больницы и др.
Отход от художественных принципов ампира и его идеологической программы в так называемом «казенном» классицизме 1830-х — начала 1840-х годов (госпиталь Финляндского полка, казармы Конногвардейского полка, Ларинская гимназия, Глазная лечебница, здание Лицея на Каменноостровском проспекте и др. примеры).
Глава 7. "...Строгий, стройный вид" (архитектурная среда Петербурга пушкинской поры).
Жилые здания первой трети XIX века как основные компоненты, формирующие архитектурную среду городских улиц. Примеры жилых зданий тех лет в существующей застройке города. Облик жилых зданий первой трети XIX века по архивным источникам и исторической иконографии.
Набережные и мосты пушкинской эпохи как компоненты городской среды. Новые инженерные решения и их отражение в архитектуре мостов: чугунные арочные мосты, железные висячие мосты. Наплавные мосты через Неву. Проектирование постоянного капитального моста через Неву.
Иконография Пушкинского Петербурга — "гимн Великому городу". Панорама Невского проспекта, созданная художником В. С. Садовниковым.
Образ Петербурга в поэзии и литературе 1810-х — 1830-х годов.
Заключение по Разделу I и по Разделу II.
Итоги градостроительного развития Петербурга в первой трети XIX века. Архитектурное наследие Петербурга эпохи классицизма и ампира и его значение в последующей истории города. Петербург эпохи классицизма и ампира как выдающееся по своей историко-культурной значимости архитектурно-художественное наследие России и как важнейший компонент национальной и мировой культуры.
Контрольные вопросы по части 3.
1. Сравнение стилевых закономерностей ампира и строгого классицизма на характерных примерах.
2. Ансамбль Стрелки Васильевского острова.
3. Интерьеры, созданные арх. В. П. Стасовым в Зимнем дворце после пожара, случившегося в декабре 1837 года.
4. Ансамбль Марсова поля.
5. Сравнение произведений прикладного искусства ампира, созданных мастерами Франции и России; общность использованных их создателями мотивов и художественных приемов.
6. Ансамбль Дворцовой площади, история его формирования на протяжении 1760-х – 1840-х гг.
7. Чугунные мосты первой трети XIX века, соединяющие берега Мойки; анализ их конструктивных и архитектурно-художественных особенностей.
8. Сохранившиеся висячие цепные мосты Петербурга 1820-х годов; анализ их конструкций и приемов синтеза искусств в их архитектурной композиции (воплощение темы «львы держат мост».
Часть 4.