Выступление с докладом на семинаре

Привлечение не менее трех специальных публикаций, развернутая характеристика не менее трех источников по теме доклада, полное раскрытие темы доклада, свободное владение материалом, умение использовать приемы риторики, длительность выступления 10 минут, исчерпывающие ответы на вопросы – 4-5 баллов.

Привлечение менее трех специальных публикаций, характеристика менее трех источников, раскрытие основного содержания тематики доклада, длительность выступления менее 10 минут, ответы на часть заданных вопросов – 2-3 балла.

Ведение словаря терминов

Студент, изучающий историю Древнего Востока, обязан знать содержание основополагающих понятий курса, понимать различия в их трактовке. Для этого требуется вести словарь специальных терминов.

Чтобы получить минимальный балл (5) за это задание, студент должен раскрыть в письменной и устной форме содержание следующих понятий:

1. Ориенталистика

2. Исторический источник

3. Цивилизация

4. Формация

5. Неолитическая революция

6. Цивилизационная триада

7. Первичная цивилизация

8. Вторичная цивилизация

9. Теократия

10. Ном, номовое государство

11. Восточная (азиатская) деспотия

12. Военная держава

13. Ордалии

14. Талион

15. Класс

16. Сословие

17. Патриархальное рабство

18. Классическое рабство

19. Номадизм

20. Община

Для получения максимального балла (10) студент дополнительно составляет список из 25 терминов, относящихся к истории конкретных древневосточных обществ с указанием их значений (например: «Кшатрии – каста воинов и правителей в Древней Индии», «Сатрапы – наместники, возглавлявшие административные округа в империи Ахеменидов» и т.д.).

Работа с картой

1. Указать на карте месторасположение следующих объектов:

- Месопотамия: природно-географические области Шумер и Аккад; реки Тигр и Ефрат, Персидский залив; города Вавилон, Киш, Лагаш, Ниппур, Ур; границы Старовавилонского и Нововавилонских царств;

- Ассирия: города Ашшур, Ниневия; основные транзитные торговые пути; границы Среднего и Нового царств;

- Хеттское царство: полуостров Малая Азия; границы Среднего царства;

- Египет: река Нил, первый и второй пороги Нила, его дельта; Синайский полустров; города Ахетатон, Мемфис, Фивы; границы Древнего и Нового царств; Нубия;

- Ахеменидский Иран: Персида; города Персеполь, Сузы, Экбатаны; границы империи Ахеменидской империи;

- Индия: полуостров Индостан; реки Ганг, Инд; города Мохенджо-Даро, Хараппа;

- Китай: реки Хуанхэ, Янцзы; границы империи Цинь; Великая Китайская стена.

2. С помощью карты охарактеризовать природно-климатические условия на территории Месопотамии, Ассирии, Хеттского царства, Египта, Ирана, Индии, Китая, а также влияние природно-географической среды на развитие древних цивилизаций на указанных территориях.

Анализ монографии

Чтение и анализ специальной литературы является одним из основных видов самостоятельной работы студентов, который не просто расширяет кругозор, но и помогает студентам познакомиться с методикой исследовательской деятельности историка.

Для анализа студент выбирает монографию из списка дополнительной литературы по истории Древнего Востока, содержащегося в рабочей программе курса «Всеобщей истории». Привлечение иной литературы возможно по согласованию с преподавателем.

Отработка задания проводится в форме подготовки конспекта и собеседования.

Минимальное количество баллов (5) студент получает за умение выделить основные проблемы монографии и пересказать ее основное содержание.

Для получения максимального балла (10) студент дополнительно проходит собеседование, которое предполагает анализ прочитанного, выделение главных тезисов, отстаиваемых автором, выявление сильных и слабых сторон авторской позиции. Собеседование проходит по следующей схеме:

1. Название монографии, выходные данные

2. Сведения об авторе, время написания книги

3. Территориальные и хронологические рамки исследования

4. Основные проблемы, рассматриваемые в монографии

5. Основные источники, используемые автором

6. Структура книги

7. Основные выводы исследования

8. Вклад автора в решение анализируемой проблемы

9. Кто еще из ученых занимался проблемами, которым посвящена анализируемая монография, чем различается их позиция от мнения автора

10. Впечатление от прочитанного, отношение к позиции автора.

Наши рекомендации