Акбулатово, староакбулатово, новоакбулатово или картык
Д. Акбулатово при р. Варзы в 1795 г. состояла из 7 дворов с 30 башкирами-вотчинниками. В 1870 г. урман-гарейцы приняли сюда тептярей, количество которых в 1834г. достигло 17душ, башкир— 166душм.п.62В 1816г. в Акбулатово в 16 дворах проживало 80 башкир и 20 тептярей. В 52 дворах X ревизия зафиксировала 323 башкира, в 4 дворах — 46 тептярей. 389 башкир и 45 тептярей было в 1870 г. В начале XX в. из Акбулатово выделились все тептяри и до 1908 г. образовали Новоакбулатово или Картык. В 1920 г. в 21 дворе тептярей насчитывалось 98 человек. В коренной деревне, названной Староакбулатово, остались одни вотчинники-урман-гарейцы. В то время их было 765 человек. Они имели 150 домов. Что касается названия этого поселения, то оно происходит от имени башкира Урман-Гарейской волости. По документам XVII в. известны его сын и внук. В 1696 г. Апас Акбулатов «с товарыщами» по указу царя Петра Алексеевича и по приговору стольника и уфимского воеводы В. Ф. Леонтьева получил подтвердительную память на владение «вотчиною лесом Бустою» в бассейнах pp. Варяш и Кочаш. Эта территория расположена в 20 верстах от Староакбулатово. Его сын Апаш(и) Апасев также стремился закрепить за собой и родственниками ту же самую вотчину. Интересно отметить, что имеется и р. Апаша. Видимо, все это неслучайные совпадения.
В 1842 г. только башкирами (166 человек) было засеяно 69 четвертей (552 пуда) озимого и 76 четвертей (608 пудов) ярового хлеба, т.е. по 6,9 пуда на каждого жителя. Имели 2 мельницы. 25 башкирским дворам принадлежало лошадей — 124 (около 5 на двор), коров -130 (по 5,2), овец - 210 (по 8,4) и коз - 114 (по 4,6). 27 тептярей проживали в 4 домах. На каждый тептярский двор приходилось лошадей — по 1,7, коров — по 3,7, овец — по 4,2, коз — по 5. Им были отведены по договору с башкирами по р. Варзы следующие угодья: по 300 десятин пашни, сенокосных угодий и неудобных земель, 800 десятин леса и 50 десятин находилось под усадьбой.Башкиры занимались пчеловодством: в 1842 г. имели 60 ульев и 9 бортей (у тептярей 4 улья). При мечети была конфессиональная школа («училище»). В д. Новоакбулатово в 1908 г. было известно одноклассное министерское училище. Тогда в 4 отделениях обучался 21 мальчик. В течение 1908—1909 учебного года вновь принято 7, выбыло 3, к концу года числилось 25, из них 12 учеников были переведены в следующие отделения, 8 оставлены на второй год и 5 окончили курс.
По всем другим башкирским поселениям материала мало. Это можно объяснить лишь их поздним возникновением и отсутствием выявленных и опубликованных источников. Поэтому чрезвычайно трудно установить генетические связи их с жителями более древних населенных пунктов.
Сикияз
д. Сикияз (затем получила название Нижнесикиязово) при одноименной речке была создана кыртаныпскими башкирами дд. Манагазово (6 семей) и Иликеево (7 семей). Последние ныне в Балта-чевском районе. Это произошло 30 июля 1839 г., когда последовало предписание командующего Башкиро-мещерякским войском66. В XIX в. по р. Сикияз была лишь одна деревня. Только в начале XX в. нижнесикиязовцы основали в верховьях одноименной речки новую деревню, названную ими Большой Сикияз или Верхнесикиязово, сегодня — Старый Сикияз. В 1920 г. она состояла из 154 домов. Проживали там башкиры (827 человек).
История д. Беляшево, ее основание не совсем ясны. Известно лишь, что деревни еще не было в 1834 и 1850 гг., поскольку тогда ее не взяли на учет. В 1859 г. там проживало 227, в 1870 г. - 239, в 1920 г. - 632 башкира.
Точно так же обстоит дело с сегодняшним селом Старый Курдем. Его не зафиксировали в 1870 г. В 1920 г. там в 124 дворах проживал 641 башкир.
По всем другим новым башкирским поселениям можно найти скудные сведения по итогам переписей 1920 и 1925 гг.
Впервые были зафиксированы переписью 1920 г. дд: Бизь (Устюбица) с 179 башкирами (37 дворов), Бад-ряшево (238 башкир при 48 дворах, могла возникнуть в конце XIX в.)67, Асавды (285 башкир), Савкияз (Малый Сикияз или Малый Савкияз, 475 башкир), Бургынбаш (425 башкир), Новый Курдем (77 башкир), Сараш-тыбаш (425 башкир), Юрмиязбаш (184 башкира), Кытки-Елга (280 башкир), Юсупове (301 башкир), Верхняя Салаевка (113 башкир), 1-й Зиримзибаш (39 дворов с 216 башкирами).
К 1925 г. были поселок Аук-Буляк (40 дворов башкир), дд. Байкибаш (18 дворов башкир и русских), Карманово (30 дворов башкир), Кардагушево (20 дворов башкир), 1-й Янаул (25 дворов башкир), 2-й Зиримзибаш (29 дворов башкир).
После переписи 1925 г. возникли следующие башкирские поселения: Арибаш, Артаулово, Зияктау, Куряш, Манагаз, Новотроицк, Сабанчи, Фанга.
Отличительной особенностью этнодемографической панорамы Татышлинского района, по сравнению с соседними Бураевским, Балтачевским, Янаульским районами, не говоря уже о западных и центральных регионах Башкортостана, является относительно малая заселенность его тюркоязычными припущенниками из числа казанских татар (как ясачных так и служилых), мишарей (в т.ч. тэмэнов - темэндэр), различных групп тептяро-бобыльского населения. Все это объясняется прежде всего недостаточностью плодородных земель, пригодных земледелию (памятуем: в основном пришлое население было земледельческим), отсутствием промышленных предприятий, отдаленностью от административных и торгово-экономических центров, которые явились бы притягательной силой для переселенцев.
Вместе с тем как и в других районах шел интенсивный процесс сближения башкирско-тептярского населения. Объективными факторами этого процесса были совместное расселение, общность языка, религии, исторического прошлого и др. Ускоряющим фактором сглаживания различий между башкирами, татарами, мишарами и тептярами стали участившиеся межэтнические браки. Все это вместе взятое, а также привилегии в землевладении, привели к тому, что существующие ранее этнические, языковые и социальные различия между ними к началу XX в. существенно сгладились. В первые десятилетия XX в., хотя у мишарей и тептярей было живо самосознание о своем происхождении, в социально-экономическом плане они вошли в состав башкирского народа. В ходе переписей 1920, 1926, 1939 гг. жители смешанных башкирско-мишарско-тептярских деревень считали себя башкирами. По данным переписи 1979 г. из 30148 чел., проживающих в районе, башкирами назвали себя 20298 чел., что составляла 67,3% всего населения, татарами - 2076 чел. (6,9%), удмуртами — 6511 чел(/ (21,6%), русскими — 698 чел. (2,3%), марийцами — 444 чел. (1,5%). Эти данные отражают объективную картину национального состава района, сложившуюся в годы Советской власти после крупных социальных потрясений: гражданская и Великая Отечественная войны, коллективизация, массовая мобилизация трудовых ресурсов на стройки пятилеток, освоение целинных земель и миграционный отток населения 50-70-х гг. в промышленные центры Урала, Сибири, Средней Азии и Казахстана.
На фоне логически объяснимого процесса миграции населения и взаимного сближения близкородственных народов явным противоречием выглядят результаты переписи 1989 г., когда часть жителей деревень, веками считавшие себя башкирами, записаны татарами. Здесь следует, конечно, сказать доброе слово моим землякам, сумевшим в подавляющем большинстве отстоять свою этническую и национальную принадлежность, т.к. по сравнению с соседними районами, в Татышлинском районе ситуация не столь тревожная. Но, в то же время численность башкир значительно сократилась. По переписи 1979 г. в районе проживало 26042 башкира, по данным 1989 г. — 13967. Таким образом, за 10 лет коренное население уменьшилось на 6331 чел. В результате удельный вес башкир снизился на 13,7%, в то же время татарское население «выросло» с 6,9 % в 1979 г. до 21,1 % в 1989 г. и составило 5487 человек. Для сравнения здесь укажем на русских и удмуртов. В 1979 г. в районе проживало 698 русских, в 1989 г. — 389, в те же годы численность удмуртов осталась довольно стабильной: в первом случае их было 6511, во втором — 5818.
Существенных изменений в районе не наблюдается и по отношению малых национальных групп: чувашей и марийцев.
По вполне объяснимым причинам в 1989 г. смешанными башкирско-татарскими названы жители таких традиционно башкирских населенных пунктов как Аксаит, Илмет, Нижний Кудаш, Зиримзибаш, Маматай, Старый Кайпан, Кыткы-Елга, Гарибаш, Кашкак, Ялгыз Нарат, Новый Кудаш. Случались и курьезы. Так, прежняя марийско-башкирская деревня Байкибаш названа башкирско-татарской, а районный центр Верхние Татышлы — башкирско-татарским селом. Неожиданно две небольшие деревни Курдымского сельсовета Ташкент и Юрмиязбаш стали чисто татарскими.
Национальная принадлежность — явление ответственное. Она не может периодически меняться от одной переписи к другой. Она охватывает многие стороны жизни человека, включая в себя живую связь десятков, сотен поколений предков, верность их священной памяти, уважительное отношение к своим истокам, традициям, культуре.