Индо-буддийская культурная традиция.
Идея метапсихоза – переселения душ, по-видимому, была общей для всех архаичных культур, но основательно утвердилась лишь в индийском мировидении, где в постоянных перерождениях усматривался единственный способ одолеть кастовые перегородки. Все живое представлялось связанным единой цепью переходов, а значит вершины социальной иерархии можно было достичь посредством будущих воплощений. Это не только выражало идею воздаяния, но и предполагало духовное совершенствование. Религиозные представления индоариев, выраженные в священных текстах – Ведах, называют ведизмом или брахманизмом, по той важной роли, которую в религиозном культе играли жрецы – брахманы. Выступая хранителями священного знания, они явились создателями индийского литературного языка – санскрита. Ведийский канон складывался на протяжении тысячелетия и вобрал в себя и архаичные мифы о мироустройстве, и мировоззренческие интуиции, обусловившие индийскую философскую традицию. Ведические гимны сохранили свойственное мифическому сознанию переживание тождества мира - макрочеловека и человека – микрокосма, в них нашли свое отражение представления о сложных взаимодействиях, определяющих миропорядок. Так, например, рита – универсальный космический ритм, которому следуют все элементы мира, управляет вселенной и ритуалом, и может пониматься не только как упорядоченность всего, но и истина. В Упанишадах – философских комментариях к Ведам, разрабатывается учение о Брахмане и Атмане, как первооснове всего сущего. Брахман – это абсолютное начало мира, порождая Вселенную, он пронизывает ее и управляет ею – «Брахман – Атман внутри всего». Атман – начало обеспечивающее жизнь человека, соответствует Брахману на уровне микрокосма. Формула «Ты есть то», раскрываемая в Упанишадах, напоминает человеку о единстве внутреннего и внешнего. Так Брахман и Атман образуют некое тождество и определяют собой существование всей – и объективной, и духовной реальности.
Уже в ведический период появляются главные понятия индийской картины мира, сохраняющиеся во всех религиозных системах, возникших позже. Прежде всего, это представление о связанности всего живого бесконечными переходами из одного телесного состояния в другое. Круговорот рождений и смертей, цепь перерождений образует колесо сансары.Сансара, (что буквально означает странствование), – «круговорот бытия», в который входят и животные, и духи, и люди, и боги. Такая всеобщая трансмиграция приводит к характерному для индийской культуры отсутствию антропоцентризма. Переход из одной телесной оболочки в другую осуществляется в соответствии с законом кармы. Карма (действие, обязанность) – совокупность поступков, совершенных живым существом, определяющая форму его последующего воплощения. Карму часто отождествляют с судьбой, но это не совсем точно, судьба – это, скорее, некая участь, уготованная человеку божеством, тогда как карма – действующий автоматически закон воздаяния за прожитую жизнь. В ведизме и возникшем позже индуизме карма зависит, прежде всего, от соблюдения дхармы. Дхарма (закон, правило, добродетель) – совокупность гражданских и культурных требований, вмененных людям в соответствии с их кастовой принадлежностью. Благоприятная карма ведет к лучшему перерождению и в конечном итоге позволяет выйти из цепи смертей и жизней, обрести покой и блаженство в слиянии с высшим абсолютом. В Упанишадах такая конечная цель трактуется как слияние с Брахманом. Близка к этому и концепция нирваны в буддизме. Нирвана (угасание) – освобождение от уз сансары, прекращение перерождений, абсолютный покой. Но если с точки зрения ведизма только мужчина брахман способен достичь выхода из круговорота перерождений, то, буддизм призывает любого человека к освобождению уже в этом своем воплощении. Ранний буддизм во многом отвергает авторитет Вед и прежде всего кастовую систему. Эта идея, созвучная христианскому «Нет ни эллина, ни иудея», позволила учению Будды выйти за рамки национальной религии, но, возможно, именно поэтому оно постепенно вытеснялось из страны. Распространившись по всему юго- и дальневосточному региону, буддизм стал самой древней мировой религией, но у себя на родине уступил место индуизму, впитавшему в себя традиционные для Индии представления и культы.
Буддизм возник в 6 в. до н.э. и достиг расцвета в 3 в. до н. э. при царе Ашоке. Его основателем считается Гаутама Шакья-Муни (отшельник из рода Шакья), получивший при рождении имя Сиддхартха и ставший одним из Будд – т.е. «просветленным». Учение Будды выражено в четырех благородных истинах: жизнь – это страдание; причина страданий – жажда жизни, вызванная желаниями; можно прекратить страдания, путем прекращения желаний; к этому ведет благородный восьмиричный путь. Каноническим текстом буддизма является Типитака – три корзины, представляющая собой запись изречений и проповедей Будды (сутры), а также поучительных притч о его прошлых рождениях (джатаки). Какого-то специального обряда, позволяющего стать буддистом не существует, достаточно было признать «три драгоценности», произнеся при свидетелях – «Я прибегаю к Будде, я прибегаю к дхарме, я прибегаю к сангхе». Дхарма – учение Будды, сангха – буддийская монашеская община. Вступая в сангху, человек оказывался вне семьи, вне касты, вне социума. Монахи сбривали волосы, носили одинаковую тускло-желтую одежду, принимали обет целомудрия и отказывались от удовольствий и собственности. Монашеский путь важен не сам по себе – он позволял преодолеть болезненное неведение сознания, погасить его и выйти из цепи перерождений. «С уничтожением сознания все совершенно исчезает без остатка» - утверждал Будда. Материальный мир это Махамайя – великая иллюзия. Движение к освобождению связано с осознанием иллюзорности видимого мира, восьмиричный путь представляет собой медитативную практику, позволяющую достичь этого. Но наряду с ней предполагаются и другие, казалось бы идущие в разрез с утверждением иллюзорности мира, методы. Важными понятиями буддийской этики являются ахимса – непричинение зла живым существам, сантана – любовь ко всему живому и готовность к самопожертвованию (сама жизнь может рассматриваться как жертва). Большой популярностью пользовалась легенда о том, как буддийский монах, увидевший собаку, страдающую от паразитов, впившихся в ее тело, решил освободить несчастное животное от мучения. Оказалось, что снять кровососов с собаки, не убив их при этом, невозможно. Тогда, движимый состраданием ко всему живому, монах отрезал кусок своей плоти, чтобы переманить их на него, и в тот же миг, как это случилось, достиг нирваны.
В индийской культуре удивительным образом сочетаются аскеза и чувственность. Духовные практики соединяются с глубоким пониманием жизни тела, представление об иллюзорности мира с почитанием животных, рек и деревьев, а сфера чувственных удовольствий – камалегитимизирована в индуизме.