V. Подведение итогов. Выставление оценок. Учащиеся читают вывод на с
Учащиеся читают вывод на с. 112 учебника.
Домашнее задание.
С. 106–113. Ответы на вопросы «Проверь себя».
У р о к 18
ЗОНА СТЕПЕЙ. ПРИРОДА СТЕПЕЙ. СТЕПИ И ЧЕЛОВЕК
Цели:
1. Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей.
2. Познакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека.
3. Развивать умение работать с картой, дополнительной литературой, гербарием.
4. Учить детей наблюдать, сравнивать, обобщать.
О б о р у д о в а н и е:карта «Природные зоны России»; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира степи; картины «Степь», «На полях Черноземья»; лото «Растительный мир лесов».
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей экскурсии.
Добрый день, дорогие друзья!
Новой встрече очень рада я!
Учитель. Сегодня нас ждет... привольная степь. Мы отправляемся в интереснейшее путешествие в зону, которая простирается южнее зоны лесов.
II. Проверка знаний.
Учитель проводит опрос учащихся по теме «Роль леса в природе и жизни людей».
По выбору учителя несколько человек работают по карточкам:
№ 1. В какой природной зоне существуют следующие цепи питания:
а) голубика ® лемминг ® белая сова;
б) ягель ® олень ® волк;
в) зерна растений ® полевка ® сокол?
№ 2. Найдите лишний объект растительного или животного мира:
а) полярный мак, водоросли, карликовая береза;
б) лиственница, сосна, клен;
в) олень, бурый медведь, лемминг;
г) рысь, тюлень, белый медведь.
№ 3. Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:
Лесная зона расположена к … (югу) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более … (мягкие), чем в тундре. Растительный мир … (богат). Большую территорию зоны занимает … (хвойный лес). В лесной зоне редкими животными являются: … , … , … (зубр, амурский тигр, утка-мандаринка). Лесным исполином называют … (лося).
Пока несколько человек работают по карточкам, с остальными учитель проводит игру-лото «Растительный мир зоны лесов». Учитель заранее подготавливает 3 комплекта карточек. (Разрезать по жирным линиям.) Класс делится на 3 группы-команды. Побеждает команда, быстрее всех составившая верную цепочку из карточек лото.
Учитель предлагает решить кроссворд и прочитать ключевые слова.
Вопросы к кроссворду:
1. Белая …
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
2. Лесной хищник, которого из-за красивого, дорогого меха почти уничтожили.
3. Горят красные кисти,
Хоть давно нету листьев.
4. Красненькая матрешка,
Беленько сердечко,
На кустах растет
И сладка, как мед.
5. Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий.
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Встретить, знай, что это...
6. Вроде сосны, вроде елок,
А зимою без иголок.
7. Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой.
8. В народе это дерево часто называют «сладким». Во время цветения к нему летят пчелы, и мед потом будет самый душистый.
9. С колпачком на голове,
Будто в путь готовый,
Он скрывается в листве
Дуба золотого.
10. Прилетел к нам наконец
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет, поет, поет.