VIII. Подведение итогов урока
— Что такое предложение? (Слова, связанные между собой и выражающие законченную мысль.)
— Какие знаки могут стоять в конце предложения?
— Какую «работу» выполняет каждый знак?
— Кто считает, что хорошо находит границы предложений, поднимите руку.
— Кто еще не очень хорошо видит, где начинается и заканчивается предложение?
Домашнее задание
Выполнить упр. 23 (с. 25).
Программный уровень. Задание 3 — подготовить ответ из 2—3 предложений.
Урок 11. Как составить из слов предложение?
Цель: научить составлять из слов предложение, находить главное по смыслу слово в предложении.
Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять предложения, читать предложения, делать логическое ударение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: лента «светофор».
Ход урока
I, Организационный момент
II. Актуализация знаний
Орфографическая минутка
— Какие слова мы начинаем писать всегда с большой буквы? (Ответы детей.)
— Вставьте пропущенные буквы.
(На доске запись.)
Вот с(е,и)ло (В,в)ысокое, место тут (В,в)ысокос.
Вот м(а,о)я подру(ш,ж)ка (Р,р)оза, в ее руках б(а,о)льшая (Р,р)оза.
— Какие слова написали с большой буквы? (Вот — начало предложения, село Высокое — название села, подружка Роза — имя.}
— Назовите проверочные слова для безударных гласных, проверяемых ударением. (Село — села, моя — мой, большая — больше.)
2. Выборочный диктант
(Учитель читает предложения, дети выписывают только те слова, которые всегда пишутся с большой буквы.)
У Коли собака Жучка. Город Киев стоит на реке Днепр. Мы живем в России.
(Сверка с образцом: Коля, Жучка, Киев, Днепр, Россия.)
— Оцените себя с помощью «светофора».
III. Самоопределение к деятельности
(На доске запись.)
Дождь улица идти кот нас Сильный дождь улице на идет
— Составьте предложение из слов первой строки. (Не получается.)
— Составьте предложение из слов второй строки. (На улице
идет сильный дождь.) ~ Почему из слов первой строки предложение не получилось,
а из слов второй строки получилось? (Ответы детей.) На уроке мы найдем ответ на этот вопрос.
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 26.
— Что мы сегодня узнаем на уроке? (Как составить из слов
предложение.) Упр. 25 (с. 26).
— Из каких слов можно составить предложение? (Из слов первой группы.)
— Как это сделать? (Изменить порядок слов.)
— Составьте предложение. (Осенний ветерок весело играет с листьями деревьев.)
— О чем это предложение? (О ветерке.)
— Чем отличаются слова ветер и ветерок! (Ветерок — уменьшительное, ласковое слово.)
— Запишите предложение.
— Почему нельзя составить предложение из слов второй группы? (Они не связаны между собой.)
— Придумайте предложение со словом ветер. (Учащиеся называют свои варианты предложений, одно из предложений записывают в тетрадь.)
— Прочитайте правило на с. 27.
— Почему мы не смогли составить предложение из слов первой строки? (Они не связаны по смыслу.)
V. Физкультминутка
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
(Приставить кисти рук к голове — изобразить ушки.)
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
(Потереть предплечья.)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть! Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. (Прыжки на месте.) Вот так, вот так Надо зайке поскакать. Зайку волк испугал, Зайка тут же убежал. (Сесть за парту.)
VI. Закрепление изученного материала Упр. 26 (с. 27).
— Можно ли составить из этих слов предложение, не изменяя слова? (Нет, нельзя. Слова нужно связать между собой.)
— Прочитайте, на что нужно обратить внимание. (Дети самостоятельно читают.)
— Составьте предложение. (Рассматриваются все возможные варианты: Женя пригласил Сашу в театр на спектакль. Женя пригласила Сашу в театр на спектакль. Саша пригласил Женю в театр на спектакль. Саша пригласила Женю в театр на спектакль.)
— Запишите предложение в тетрадь.
Упр. 27(с. 27).
(Фронтальный разбор по вопросам.)
— Прочитайте правило на с. 28 самостоятельно.
— Какое важное по смыслу слово в первом предложении? во втором предложении?
— Прочитайте, выделив главное слово голосом.
VII. Рефлексия
(На доске записаны слова.)
Необходимый уровень
Ельнике, грузди, частом, душистые, в, растут.
Прячутся, тролинки, боровики, у.
Программный уровень
Белка, зима, шубка, переменила, на.
Лисичка, норы, искать, мышиные.
— Составьте предложения из слов каждой строки. (Сверка с образцом на доске, самооценка с помощью «светофора».)