Урок 58. Развитие речи. Обучающее сочинение
Цель; учить детей оформлять свои мысли на письме, видеть орфограммы и грамотно писать слова.
Планируемые результаты: учащиеся научатся писать сочинение, видеть орфограмму в слове, грамотно писать; строить сообщения в устной и письменной форме; анализировать, делать ныводы, сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
III. Работа по теме урока 1. Беседа
Поздно ночью выпал снег Первый-первый. Удивил он утром всех, Белый-белый.
Вышел папа на порог:
— Ну дел а!
Это зимушка снежок
Принесла. - -
Видит мама снег в саду:
— Ох и ах!
И в каких теперь пойду
Сапогах?
Вышел Лешка спозаранку:
— Снег! Ура!
Доставать коньки и санки
Пора!
Кешка-кот глядит в окно
На дорогу:
«Кто-то пролил молоко...
очень много!»
Гелла Хамаль Таким увидели первый снег герои стихотворения.
— Вспомните день, когда выпаа первый снег. Каким он вам запомнился? (Рассказы детей о первом снеге.)
2. Работа по учебнику
Упр. 177 (с. Ш).
Художник Сергей Андреевич Тутунов свои детские воспоминания о первом снеге пронес через всю жизнь и перенес на полотно. Получилась замечательная картина.
— В «Картинной галерее» учебника найдите картину «Зима пришла. Детство».
— Посмотрите на картину. Какие чувства, мысли она у вас вызывает? (Высказывания детей.)
— Расскажите сюжет картины. Что изобразил художник? (Мальчик проснулся, подошел к окну, увидел, что выпал пер-вый снег и стало все бело.)
— Представьте картину, которую он видел вчера, стоя у окна. (Бее темное, голые деревья, сырая, темная земля. Все угрюмое и мрачное.)
— Посмотрите на позу мальчика: как он стоит, куда смотрит? (Ответы детей.)
— Есть выражение стоит как завороженный. Как вы его понимаете? (Стоит как заколдованный, неможет пошевелиться.)
— Когда говорят глаз не оторвать! (Когда хочется смотреть и смотреть на что-то.)
— Что значит глаз режет! (Очень яркий свет, больно глазам.)
— От чего мальчик не может глаз оторвать, какую картину он увидел на улице? Опишите ее. (Примерный ответ. Пушистый снег закрыл всю грязь. Деревья стоят белые. Снег лежит на заборе. Он летит хлопьями (порхает, кружится). Все поменялось, как в сказке, за ночь: из черного, грязного превратилось в белоснежное, нарядное.)
— Посмотрите на лозу мальчика и скажите: какие чувства он испытывает? (Восторг, восхищение.)
3. Работа над сочинением
— Составьте рассказ по картине. Помните: в рассказе должны быть три части. Какие? (Вступление (начало), основная часть, концовка (заключение)^)
— Запишите рассказ на черновик.
— Прочитайте, выделите части.
— Написание каких слов вы хотите узнать? (Два-три учащихся зачитывают сочинения, учитель помогает исправить речевые ошибки.)
IV. Рефлексия
— Трудно ли вам было писать сочинение?
— В чем испытывали затруднения?
— Что понравилось?
V. Подведение итогов урока
— Какие чувства у вас вызывает картина?
— Хотели бы бы познакомиться с другими картинами художника?
— Чему сегодня учились?
Домашнее задание
Переписать сочинение с учетом исправлений.
Урок 59. Диктант. Проверочная работа
Цель: учить детей оформлять свои мысли на письме, видеть мрфограммы и грамотно писать слова.
Планируемые результаты: учащиеся научатся писать сочинение, видеть орфограмму в слове, грамотно писать; строить сооб-нн'пия в устной и письменной форме.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Диктант
В роще
Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мед с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Заяц бежал к ручью. Ручей поил чистой водой и людей, и животных.
3. Проверочная работа
(«Проверь себя» (с. 111). Дети записывают в контрольных тетрадях только ответы на вопросы.)
1. Иволга, аист.
2. Зима, зимой. (Дети ставят ударение.)
3. Трава — травы, пчела — пчёлы, дождь —дожди, плита — плиты.
4. Лопата, ветер, капуста. •
— Кто считает, что он сегодня постарался и написал отлично?
— Кто недоволен своей работой?
— Что в работе показалось особенно трудным?
— Что вы выполняли с легкостью?
V. Подведение итогов урока
— Знания по какой теме мы проверяли?