II. Актуализация знаний Орфографическая минутка

— Отгадайте загадки. Запишите отгадки..,(-(... Сидят на палочке В красных рубашках, • Брюшко светло, Камешками набито. (Шиповник.)

Мы живем под землей в темной норке. Шубка серая, крошечный рост, Глазки, черные бусинки, зорки, И веревочкой тоненький хвост. (Мыши.)

Травка та растет на склонах

И на холмиках зеленых.

Запах крепок и душист,

А ее душистый лист

Нам идет на чай.

Что за травка, отгадай! (Душица.)

Кувшинчики и блюдца

Не тонут и не бьются. (Кувшинка.)

— Чем похожи слова? (В них есть буквосочетание ШИ.)

— Какое буквосочетание пишется по такому же правилу? (ЖИ пиши с буквой И.)

— Назовите слова, в которых есть сочетание ЖИ. (Ответы детей.)

— Запишите два любых слова с этими буквосочетаниями. Под­черкните сочетания ЖИ и ШИ.

III. Самоопределение к деятельности

(На доске запись.)

Снежьшки весной превращаются в лужы.

— Прочитайте очень странное предложение на доске.

— Какой это вид речи? (Письменная речь.)

— Что можете сказать о предложении? (Б нем допущены ошибки в написании сочетаний ЖИ, ЩЛ.)

— Какие слова записаны неправильно? (Снежинки, превраща­ются, лужи.)

— Что можете сказать о человеке, который написал это пред­ложение? (Он неграмотный, не знает правил русского языка.)

— Оказывается, по речи, устной и письменной, можно много узнать о человеке.

IV. Работа поновой теме

1. Работа по учебнику Упр. 4 (с. 8).

— Прочитайте задание и скажите, что вы будете делать. (Про­читаем стихи В.В. Маяковского.) (Стихи читает ученик с хорошим навыком чтения.)

— Что можно узнать по речи еобеседника? (По речи можно узнать профессию человека.)

2. Словарная работа

— Что обозначает знак, который стоит у слова «здравствуйте»? («Запомнить правописание слова».)

— Что обозначает слово «здравствуйте»? (Это слово-привет­ствие. Когда говорят «здравствуйте», .желают здоровья. По-другому можно сказать «будьте здоровы».)

Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!

Доброго здоровья люди вам.

Каждый день и час желато — здравствуйте!

Я для вас тетю души отдам.

Солнца луч пусть дарит вам здоровье,

Летний дождик силой напоит.

Матушка-Земля пусть хлебом-солью

За труды вас щедро наградит.

Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!

Всем родным, знакомым и друзьям.

Будьте счастливы, и просто, здравствуйте,

Мира, радости и процветанья вам!

Т. Лаврова

— Почему в слове выделена буква В?(Она пишется, но не про­износится.)

— Как можно запомнить эту букву? (Пишется как в слове «здо­ровье», военные говорят «Здравия желаю».)

— Запишите слово, подчеркните орфограмму.

V. Физкультминутка

Раз — нагнуться, разогнуться. Два — нагнуться, потянуться. Три — в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять, шесть - тихо сесть, Семь,восемь —лень отбросим.

VI. Закрепление изученного материала

Упр. 5 (с. 8-9).

— Прочитайте шепотом задание и скажите, что нужно сде­лать в этом упражнении. (Прочитать выразительно отрывки из сказок.)

(Самостоятельное чтение. Выразительное чтение вслух.)

— Прочитайте вопросы, ответьте на них.

— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

— Какие слова употребляете вы, чтобы ваша речь была веж­ливой? (Ответы детей.)

— Спишите слова с доски, чаще употребляйте их в письмен­ной и устной речи. (Запись на доске.) До свидания, пожалуйста, добрый день, будьте добры, спокойной ночи.

— Спишите отрывок из сказки А.С. Пушкина. Пользуйтесь памяткой нас. 132.

VII, Рефлексия

— Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете «вежливые» сло­ва. Я начинаю стихи, а вы заканчиваете. Растает даже ледяная глыба От слова теплого... («спасибо»). Зазеленеет старый пень, Когда услышит... («добрый день»). Если больше есть не в силах, Скажем маме мы... («спасибо»). Мальчик, вежливый и развитый, Говорит при встрече... («здравствуйте»). Когда нас бранят за шалости. Говорим... («прости, пожалуйста»). И во Франции, и в Дании На прощанье говорят... («до свидания»).

Наши рекомендации