Семантика, семиотика и история
Трактовки предмета «семантики» как дисциплины. Отличия «семиотической семантики» и «исторической семантики» с точки зрения культурологи. «История понятий» как метадисциплина. Л. Витгенштейн. Работы Г. Гадамера «История понятий как философия», «Истина и метод». Р. Козеллек. Отличия «исторической семантики» и «истории понятий».
Понятие «семиотики». Семиотический подход к истории. Возникновение московско-тартусской семиотической школы. Ю. Лотман, Б. Успенский, Б. Гаспаров. Знаки символические выражения. Понятие семиосферы. Изучение языка символики в историографии. Символы власти и др.
12. «Гендер» и изучение истории стран Запада.
«Гендерная история» и «история женщин»: соотношение понятий. Понятие «гендер». История женщин в контексте истории общества. Становление гендерной истории: феминизм, история женщин, феминистский и маскулинский варианты гендерного восприятия прошлого. Синтетическая (системная) модель гендера Джоан Скотт. Тенденция интеграции «истории женщин» в пространство всеобщей истории. Проблема соотношения приватного и публичного в гендерной истории. Массовое, обыденное и нормативное представление о гендерных ролях и представлениях. Роль гендера в распределении властных полномочий. Вопрос о сексуальном контроле и сексуальном поведении в гендерной истории. «История мужчин». Гендерная проблематика в контексте отечественной политической, социальной, культурной и интеллектуальной истории. Современные новые подходы в гендерных исследованиях. Пол как репрезентация. Тематика гендерных исследований, достижения. Методологические проблемы современной западной историографии сексуального насилия.
История повседневности
История повседневности как научная дисциплина. Понятие «повседневности». Предмет изучения истории повседневности. Традиции изучения в России и за рубежом. Причины возрождения интереса к истории повседневной жизни. Понимание цивилизации как культурной целостности. История повседневности как новый исторический синтез. А. Людтке.
Современные основные тематические направления и перспективы изучения истории повседневной жизни.Расширение источниковой базы истории повседневности. История индивидуальной повседневности и историю групповой повседневности. Работа Б. Хауперта и Ф. Шафера «Молодежь между звездой и свастикой. Биографическая реконструкция как история повседневности фашизма» (1991). Изучение «структуры повседневности» (материальных условий жизни, бюджета времени, распространения технических средств – транспорта, связи, бытовых приборов и т.д.). Исследования по народной культуре (история праздников и история посиделок). Совершенствование методики изучения. Метод последовательного наложения матриц при изучении структуры истории повседневности: матрицы социально-экономических отношений, матрицы ценностей, матрицы культуры, структуры материальной среды (жилой фонд, коммунальное хозяйство, средства транспорта и связи), социальной стратификации, матрицы занятий и бюджета времени (на что и как тратиться время в течение дня, года, жизни).
Микроистория.
Проблема использования в труде историка «всей совокупности источников». Ш. Сеьобос. Кризис социальной истории в к. 1970-х гг. Появление микроистории как ответ на макроисторический нарратив, на социально-конструктивисткие концепции. Перенесение акцента с «тождества» на «отличия». Понимание микроистории в американской и французской школах историографии. «Парадигма признака» и работы К. Гинзбурга. Изменение масштаба анализа. Цели и методы микроисторического анализа. Уточнение и детализация исторического контекста. Поиски новой манеры письма, иных методам изложения, технике повествования: «Сыр и черви». Поиски формы: эстетический и эвристический смысл. Зависимость выбора способа изложения от практики исторического исследования и методов исследования. Достоинства и недостатки микроисторического подхода.
История мест памяти.