О наступательном и оборонительном союзе 2 страница

Принимая это решение, искренне рассматриваемое как справедливое и предусмотренное Конституцией в случае воен- ной необходимости, я взываю к благосклонному суду человече- ства и великодушному расположению Всемогущего Господа Бога. В подтверждение чего, я приложил к сему свою руку и по- велел приложить гербовую печать Соединенных Штатов.

Совершено в городе Вашингтоне первого января в год одна тысяча восемьсот шестьдесят третий от Рождества Христова и восемьдесят седьмой год независимости Соединенных Штатов.

Президент Авраам Линкольн Государственный секретарь Уильям Г. Сьюард

Приводится по: История США : хрестоматия : учеб. пособие для вузов / сост. Э. А. Иванян. М. : Дрофа, 2005. — С. 102—105.

Задание 6.В 60—80-е гг. XIX в. практически завершается процесс территориального формирования Российской империи. Назовите крупные регионы, которые вошли в состав Россий- ского государства в этот период. Заполните таблицу.

Регион Дата вхождения в состав России В результате каких событий произошло присоединение
     
     
     
     

Задание 7.Какую территорию в 60-е гг. XIX в. Россия утратила и причем добровольно? Приведите географическое название этой территории и объясните причины таких дей- ствий со стороны России.

Задание 8.Ознакомьтесь с фрагментом работы россий- ского публициста и литературного критика, одного из теоре- тиков революционного движения 60—70-х годов XIX в. Д. Писа- рева и ответьте на вопросы:

1. Кого Д. Писарев относит к «новым» людям?

2. Кого автор называет «ветхими» людьми?

3. Какие черты автор отмечает в «новых» людях? Согласны ли вы с позицией автора?

ДМИТРИЙ ПИСАРЕВ «МЫСЛЯЩИЙ ПРОЛЕТАРИАТ»

Новый человек верит своему уму, и верит только ему одно- му; он вводит свой ум во все обстоятельства своей жизни, во все заветные уголки своего чувства, потому что нет той вещи и нет того чувства, которое его ум мог бы замарать или опошлить своим прикосновением. Когда ветхие люди влюбляются, они выдают своему уму бессрочный отпуск и благодаря его отсут- ствию делают разные глупости, которые очень часто превраща- ются в гадости вовсе не шуточного размера…

Ветхие люди только и делают, что грешат и каются, и неиз- вестно, когда они бывают подлее: когда грешат, или когда кают- ся. Новые люди не грешат и не каются; они всегда размышля-

ют… У новых людей добро и истина, честность и знание, харак- тер и ум оказываются тождественным понятием; чем умнее но- вый человек, тем он честнее, потому что тем меньше ошибок вкрадывается в расчеты. У нового человека нет причин для раз- лада между умом и чувством, потому что ум, направленный на любимый и полезный труд, всегда советует только то, что со- гласно с личною выгодою, совпадающею с истинными интере- сами человечества и, следовательно, с требованиями самой строгой справедливости и самого щекотливого нравственного чувства.

Основные особенности нового типа, о которых я говорил до сих пор, могут быть сформулированы в трех главных положени- ях, находящихся в самой тесной связи между собою.

I. Новые люди пристрастились к общеполезному труду.

II. Личная польза новых людей совпадает с общею пользою, и эгоизм их вмещает в себе самую широкую любовь к человече- ству.

III. Ум новых людей находится в самой полной гармонии с их чувством, потому что ни ум, ни чувство их не искажены хроническою враждою против остальных людей.

А все это вместе может быть выражено еще короче: новыми людьми называются мыслящие работники, любящие свою рабо- ту. Значит, и злиться на них незачем.

Приводится по: Освободительное движение и общественная мысль в России XIX в. : учеб. пособие для вузов / сост. : В. А. Федоров, Н. И. Цимбаев ; под ред. И. А. Федорова. М. : Высш. шк. 1991. С. 280—281.

Работа с понятиями, хронологией

Дайте определения следующих понятий:

Выкупная операция, гласные, земское собрание, земская управа, «контрреформы», революционное народничество, Народная воля, «Земля и воля», Черный передел, хождение «в народ», легальный марксизм, протекционизм, разночинцы, ре- дакционные комиссии, реформа, революция, суд присяжных.

Назовите даты следующих событий: Правление Александра II

Правление Александра III

Правление Николая II

Создание губернских дворянских комитетов для обсуждения условий освобождения крестьян

Подписание Манифеста и Положений об освобождении крестьян

Образование тайного общества «Земля и воля» Реформа в сфере образования

Земская реформа Судебная реформа Цензурная реформа

Реформа городского управления Военная реформа

Принятие закона о чрезвычайном положении Русско-турецкая война

Русско-японская война

Контрольные вопросы

1. Каковы объективные и субъективные причины буржуаз- ных реформ второй половины XIX в.?

2. Каковы особенности реформирования России в 60—70-е гг. XIX в.? Чем механизм проведения реформ отличался от преды- дущего реформирования страны?

3. Каковы причины неудовлетворенности помещиков, кре- стьян, либералов и революционеров реформой 1861 г.?

4. Какие общие либеральные принципы были свойственны всем реформам Александра II?

5. Объясните, почему судебную реформу называют наибо- лее последовательной из всех реформ 60—70-х гг. XIX в.?

6. Почему многие реформы Александра II остались неза- вершенными?

7. В чем вы видите причины развернувшегося революцион- ного террора?

8. Почему российский либерализм оказался слабее револю- ционного движения?

9. Что было общего и особенного в разных течениях рево- люционного народничества?

10. Какие политические организации возникли в конце XIX — начале ХХ вв.?

Тема 12. Россия и мир в первой половине ХХ в.

Вариант 1

Семинар 12

Вопросы для обсуждения

1. Влияние Первой мировой войны на общенациональный кризис в России.

2. Альтернативы развития России в 1917 г.

3. Гражданская война и интервенция.

4. Экономическая политика большевиков: от политики во- енного коммунизма — к форсированному строительству социа- лизма.

Вариант 2

1. Февральская революция: феномен двоевластия.

2. Доктринальные основы большевистской власти.

3. Эволюция политической системы в годы гражданской войны.

4. Национально-государственное строительство: от РСФСР к СССР.

Вариант 3

1. Экономическая политика Временного правительства.

2. Экономическая политика большевиков в годы граждан- ской войны.

3. Новая экономическая политика: достижения и противо- речия.

4. Социально-экономические преобразования в СССР в 30-е гг. ХХ в.

Вариант 4

1. Формирование новой политической карты Европы после Первой мировой войны.

2. Лига Наций — международная организация по обеспече- нию мира.

3. Мировой экономический кризис 1929—1933 гг.: поиск путей выхода.

4. От аншлюса к Мюнхенскому сговору: мир на пороге но- вой войны.

Темы докладов

1. Октябрь 1917 г.: переворот, восстание, революция?

2. Брестский мир: проблемы выхода России из войны.

3. Политика «военного коммунизма».

4. Белое движение в годы гражданской войны.

5. Национальная политика большевиков в 20-е гг. ХХ в.

6. Перестройка системы образования в 20-е гг. ХХ в.

7. Советская Россия на Генуэзской конференции.

8. Объективные предпосылки, особенности и результаты индустриализации в СССР.

9. Экономические основы советской модели тоталитаризма.

10. Предпосылки и варианты модернизации российской де- ревни в 20—30-е гг.

11. Власть и интеллигенция в 30-е гг. ХХ в.

12. Практика культурного строительства в СССР в 30-е гг.: достижения и потери.

13. Массовые репрессии: предпосылки и последствия.

Библиографический список

Основная литература

1. Всемирная история : учеб. / под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марко- вой. — Москва : ЮНИТИ, 2012. — С. 170—174.

2. История России с древнейших времен до наших дней : учеб. : в 2 т. / под ред. А. Н. Сахарова. — Москва : Проспект, 2010. — Т. 1. — С. 318—345; 378—518.

3. Самыгин, П. С. История для бакалавров : учеб. / П. С. Самыгин, И. С. Самыгин, В. Н. Шевелев, Е. В. Шевелева. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. — С. 362—405.

4. Фортунатов, В. В. История : учеб. пособие / В. В. Фортуна- тов. — Санкт-Петербург : Питер, 2014. — С. 275—337.

Дополнительная литература

1. Анисимов, Е. В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты / Е. В. Анисимов. — Санкт-Петербург : Питер, 2013.

2. Бунин, И. А. Окаянные дни / И. А. Бунин. — Москва : Наука, 1991.

3. Верт, Н. Террор и беспорядок: сталинизм как система / Н. Верт. — Москва : РОССПЭН, 2010.

4. Галас, М. Л. Внешняя трудовая миграция в период нэпа / М. Л. Галас // Вопросы истории. — 2011. — № 5. — С. 92—107.

5. Волобуев, П. В. Октябрьская революция — новые подходы к изучению / П. В. Волобуев, В. Л. Булдаков // Вопросы истории. — 1996. — № 5—6. — С. 30—47.

6. Герман, А. А. Исторический феномен Республики немцев По- волжья (1918—1941 гг.) / А. А. Герман // Российская история. — 2012. — № 4. — С. 27—46.

7. Дворниченко, А. Ю. Российская история с древнейших времен до падения самодержавия : учеб. пособие / А. Ю. Дворниченко. — Москва : Весь Мир, 2010.

8. Деникин, А. И. Очерки русской смуты / А. И. Деникин. — Москва, 1991.

9. Дневники императора Николая II. — Москва, 1991.

10. Зимина, В. Д. Белое дело взбунтовавшейся России: Полити- ческие режимы Гражданской войны. 1917—1920 гг. / В. Д. Зимина. — Москва, 2006.

11. Карлей, М. Дж. «Только у СССР… чистые руки»: Советский Союз, коллективная безопасность в Европе и судьба Чехословакии (1934—1938 годы) / М. Дж. Карлей // Новая и новейшая история. — 2012. — № 1. — С. 44—81.

12. Каррер д’Анкосс, Э. Евразийская империя: история Россий- ской империи с 1552 г. до наших дней / Э. Каррер д’Анкосс. — Москва : РОССПЭН, 2010.

13. Кип, Д. Эпоха Иосифа Сталина в России: современная исто- риография / Д. Кип. — Изд. 2-е. — Москва : РОССПЭН : Фонд Перво- го Президента России Б. Н. Ельцина, 2009.

14. Куликов, С. В. Центральный военно-промышленный комитет накануне и в ходе Февральской революции 1917 г. / С. В. Куликов // Российская история. — 2012. — № 1. — С. 69—89.

15. Лютов, Л. Н. Советская молодежь на закате нэпа. 1927— 1929 гг./ Л. Н. Лютов // Вопросы истории. — 2011. — № 11. — С. 128—137.

16. Макаренко, П. В. Курсом Рапалло: СССР и Германия в 1922— 1927 гг. / П. В. Макаренко // Вопросы истории. — 2011. — № 10. — С. 29—41.

17. Миронов, Б. Н. Благосостояние населения и революции в им- перской России: XVIII — начало XX века. — Москва : Новый хроно- граф : издатель Леонид Янович, 2010.

18. Нарочницкая, Н. А. Россия и русские в современном мире. Ре- волюция — духовное детище интеллигенции / Н. А. Нарочницкая. — Москва : Алгоритм, 2009. — С. 79—137.

19. Островский, А. В. К итогам спора об уровне жизни в дорево- люционной России / А. В. Островский // Вопросы истории. — 2011. —

№ 6. — С. 129.

20. Первое советское правительство. Окт. 1917 — июль 1918 / научн. ред. А. П. Ненароков. — Москва : Политиздат, 1991.

21. Политическая история России в партиях и лицах / сост. В. В. Шелохаев и др. — Москва : ТЕРРА, 1993. — С. 167—185.

22. Политические партии России первой трети ХХ в. Энциклопе- дия. — Москва , 1996.

23. Прайсман, Л. Г. Чехословацкий корпус в 1918 г. / Л. Г. Прай- сман // Вопросы истории. — 2012. — № 5. — С. 75—87.

24. Российские самодержцы. 1801—1917 / отв. ред. А. П. Коре- лин. – 2-е изд. — Москва : Междунар. отнош., 1994.

25. Соколов, Е. Н. Чрезвычайный революционный налог 1918 го- да. Идея и практика / Е. Н. Соколов // Вопросы истории. — 2011. —

№ 7. — С. 79—95.

26. Стариков, Н. В. Февраль 1917: Революция или спецоперация? — 2-е изд., перераб. и испр. — Москва : Яуза, Эксмо, 2007.

27. Страна гибнет сегодня. Воспоминания о Февральской рево- люции. — Москва : Книга, 1991.

28. Фортунатов, В. В. Новейшая история России в лицах. 1917— 2008 / В. В. Фортунатов. — Санкт-Петербург : Питер, 2009.

29. Хлевнюк, О. В. Хозяин. Сталин и утверждение сталинской дик- татуры / О. В. Хлевнюк. — Москва : РОССПЭН, 2010.

30. Швец, И. В. Проекты всероссийской власти на Уфимском гос- ударственном совещании 1918 г. / И. В. Швец // Вопросы истории. — 2007. — № 4. — С. 98—108.

31. Шикман, А. И. Деятели отечественной истории : библ. сл.-спр. : в 2 кн. / А. И. Шикман. — Москва : АСТ-ЛТД, 1997. — Кн. 2.— С. 178—180.

32. Шульгин, В. В. Дни. 1920 / В. В. Шульгин; Наука. 1989.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1.Найдите современников:

Николай II а) Ш. М. Талейран; б) германский кайзер Вильгельм II; в) Ф. Д. Рузвельт
Е. Г. Львов а) Ш.де Голль; б) Ж. Клемансо; в) Б. Муссолини
М. В. Родзянко а) Л. Б. Каменев; б) испанский король Альфонс XIII; в) В. Вильсон
А. Ф. Керенский а) Э. Даладье; б) Пауль фон Гинденбург; в) М. И. Калинин
В. И. Ленин (Ульянов) а) О. де Бальзак; б) Ф. Шейдеман; в) Косыгин А. И.
А. И. Рыков а) германский император Фридрих III; б) Д. Ллойд Джордж; в) Ч. Диккенс

Задание 2.Ознакомьтесь с фрагментом документа и от- ветьте на вопросы:

1. Чем обусловлено появление данного документа?

2. К кому обращается в декларации новая власть Российской республики?

3. Как новая власть оценивает национальную политику цар- ского правительства?

4. На каких принципах будет проводиться большевиками национальная политика?

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ НАРОДОВ РОССИИ

Октябрьская революция рабочих и крестьян началась под общим знаменем раскрепощения.

Раскрепощаются крестьяне от власти помещиков, ибо нет больше помещичьей собственности на землю — она упразднена. Раскрепощаются солдаты и матросы от власти самодержавных генералов, ибо генералы отныне будут выборными и сменяемы-

ми. Раскрепощаются рабочие от капризов и произвола капита- листов, ибо отныне будет установлен контроль рабочих над за- водами и фабриками. Все живое и жизнеспособное раскрепоща- ется от ненавистных оков.

Остаются только народы России, терпевшие и терпящие гнет и произвол, к раскрепощению которых должно быть при- ступлено немедленно, освобождение которых должно быть про- ведено решительно и бесповоротно.

В эпоху царизма народы России систематически натравли- вались друг на друга. Результаты такой политики известны: рез- ня и погромы, с одной стороны, рабство народов — с другой.

Этой позорной политике натравливания нет и не должно быть возврата. Отныне она должна быть заменена политикой добровольного и честного союза народов России.

В период империализма, после февральской революции, ко- гда власть перешла в руки кадетской буржуазии, неприкрытая политика натравливания уступила место политике трусливого недоверия к народам России, политике придирок и провокации, прикрывающейся 2 словесными заявлениями о «свободе» и «ра- венстве» народов. Результаты такой политики известны: усиле- ние национальной вражды, подрыв взаимного доверия.

Этой недостойной политике лжи и недоверия, придирок и провокации должен быть положен конец. Отныне она должна быть заменена открытой и честной политикой, ведущей к пол- ному взаимному доверию народов России.

Только в результате такого доверия может сложиться чест- ный и прочный союз народов России.

Только в результате такого союза могут быть спаяны рабо- чие и крестьяне народов России в одну революционную силу, способную устоять против всяких покушений со стороны импе- риалистскоаннексионистской буржуазии.

Исходя из этих положений, первый 3 съезд Советов в июне этого года провозгласил право народов России на свободное са- моопределение.

Второй съезд Советов в октябре этого года подтвердил это неотъемлемое право народов России более решительно и опре- деленно.

Исполняя волю этих съездов, Совет Народных Комиссаров решил положить в основу своей деятельности по вопросу о национальностях России следующие начала:

1) Равенство и суверенность народов России.

2) Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государ- ства.

3) Отмена всех и всяких национальных и национально- религиозных привилегий и ограничений.

4) Свободное развитие национальных меньшинств и этно- графических групп, населяющих территорию России.

Вытекающие отсюда конкретные Декреты будут выработа- ны немедленно после конструирования Комиссии по делам национальностей.

Именем Республики Российской Народный комиссар по делам национальностей

Иосиф Джугашвили-Сталин.

Председатель Совета Народных Комиссаров

В. Ульянов (Ленин) 2 ноября 1917 г.

Приводится по: Отечественное законодательство XI—XX веков.

Часть II. (ХХ в.) / под ред. О. И. Чистякова. М. : Юрист, 2000. С. 28—29.

Задание 3.Прочитайте фрагмент документа и ответьте на вопросы:

1. В какой политической обстановке был принят данный де- крет?

2. Какая экономическая политика проводилась до марта 1921 г.?

3. В какой форме проводились государственные заготовки продовольствия ранее?

4. Каков порядок взимания натурального налога с крестьян?

5. Объясните, насколько выгоден крестьянам новый поря- док взимания натурального налога?

ДЕКРЕТ ВЦИК «О ЗАМЕНЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ И СЫРЬЕВОЙ РАЗВЕРСТКИ НАТУРАЛЬНЫМ НАЛОГОМ»

(8 марта 1921 г.)

1. Для обеспечения правильного и спокойного ведения хо- зяйств на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его произ- водительности, а также в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств, разверстка, как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фу- ража, заменяется натуральным налогом.

2. Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путем разверстки обложения. Сумма налога должна быть исчислена так, чтобы покрыть самые необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения. Общая сумма налога должна быть постоянно уменьшаема, по мере того как восстановление транспорта и промышленности позволит Советской власти получать продукты сельского хозяй- ства в обмен на фабрично-заводские и кустарные продукты.

3. Налог взимается в виде процентного или долевого отчис- ления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нем.

4. Налог должен быть прогрессивным; процент отчисления для хозяйств середняков, маломощных хозяев и для хозяйств городских рабочих должен быть пониженным. Хозяйства бед- нейших крестьян могут быть освобождаемы от некоторых, а в исключительных случаях и от всех видов натурального нало- га. Старательные хозяева-крестьяне, увеличивающие площади засева в своих хозяйствах, а равно увеличивающие производи- тельность хозяйств в целом, получают льготы по выполнению натурального налога. <…>

7. Ответственность за выполнение налога возлагается на каждого отдельного хозяина, и органам Советской власти пору- чается налагать взыскания на каждого, кто не выполнил налога. Круговая ответственность отменяется. Для контроля за приме- нением и выполнением налога образуются организации местных крестьян по группам плательщиков разных размеров налога.

8. Все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у земледельцев после выполнения ими налога, находятся в пол- ном их распоряжении и могут быть используемы ими для улуч- шения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйственного произ- водства. Обмен допускается в пределах местного хозяйственно- го оборота как через кооперативные организации, так и на рын- ках и базарах.

9. Тем земледельцам, которые остающиеся у них после вы- полнения налога излишки пожелают сдать государству, в обмен на эти добровольно сдаваемые излишки должны быть предо- ставлены предметы широкого потребления и сельскохозяй- ственного инвентаря. Для этого создается государственный по- стоянный запас сельскохозяйственного инвентаря и предметов широкого потребления как из продуктов внутреннего производ- ства, так и из продуктов, закупленных за границей. Для послед- ней цели выделяется часть государственного золотого фонда и часть заготовленного сырья.

10. Снабжение беднейшего сельского населения произво- дится в государственном порядке по особым правилам.

Приводится по: Директивы КПСС и Советского правительства по хозяй- ственным вопросам : сб. докл. М., 1957. Т. 1. С. 225—227.

Задание 4.Ознакомьтесь с фрагментом документа и от- ветьте на вопросы:

1. Назовите основные цели, которые ставятся при проведе- нии курса на индустриализацию СССР?

2. Какая форма планирования будет использоваться для до- стижения поставленных целей?

3. Чем объясняются высокие темпы индустриализации?

4. Почему сельское хозяйство рассматривается как источник добавочных ресурсов при проведении индустриализации?

ИЗ МАТЕРИАЛОВ К ДОКЛАДУ В. В. КУЙБЫШЕВА НА VIII ВСЕСОЮЗНОМ СЪЕЗДЕ ПРОФСОЮЗОВ О ПЕРВОМ ПЯТИЛЕТНЕМ ПЛАНЕ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

(10 декабря 1928 г.)

1. Пятилетний план народного хозяйства в целом и про- мышленности в частности, являясь отрезком общего генераль- ного плана социалистического переустройства народного хозяй- ства, должен обеспечить, как это было указано в «Директивах по составлению пятилетнего плана народного хозяйства», при- нятых на XV съезде ВКП (б), расширенное воспроизводство со- циалистической индустрии на основании расширенного воспро- изводства в народном хозяйстве вообще; дальнейшее проведе- ние курса на индустриализацию народного хозяйства и повыше- ние материально-технического уровня его развития; повышение обороноспособности Советского Союза и дальнейшее освобож- дение от капиталистической зависимости как по линии сырья, так и в особенности средств производства; повышение матери- ального и культурного уровня жизни трудящихся и укрепление союза рабочего класса и крестьянства и на основе общего разви- тия народного хозяйства и его материально-технической рекон- струкции укрепление и повышение удельного веса социалисти- ческого сектора в городе и деревне.

Под углом зрения разрешения этих основных задач должно вестись и проектирование пятилетнего плана хозяйственного развития. В частности и в особенности пятилетние проектиров- ки должны быть проверяемы с точки зрения правильных взаи- моотношений с крестьянством, усиления ведущей и преобразу- ющей роли социалистической индустрии в отношении сельского хозяйства, обеспечивающей подъем индустриального бедняцко- середняцкого хозяйства и интенсивный рост социалистического сектора деревни (колхозов и совхозов).

2. Строительство социализма в стране технически отсталой, в обстановке враждебного капиталистического окружения пред- определяет и обусловливает и темпы нашего хозяйственного и в частности промышленного развития. Директива в кратчайший исторический срок догнать, а затем и превзойти уровень инду- стриального развития передовых капиталистических стран пре-

вращается в категорический императив, в основное условие и основную предпосылку разрешения задачи социалистического преобразования нашего хозяйства. <…>

Определяя темп развития сельского хозяйства (снабжения сельского хозяйства химическими удобрениями, сельскохозяй- ственными машинами и т. д.), промышленность в то же время в темпах своего развития определяется сельским хозяйством как потребителем промышленной продукции, производителем сы- рья сельскохозяйственного происхождения, перерабатываемого промышленностью, как производителем тех экспортных фон- дов, на которых промышленность в значительной степени стро- ит свои планы средств производства и дефицитного сырья и ма- териалов, и, наконец, как источником добавочных ресурсов для проведения политики индустриализации народного хозяйства.

Приводится по: Индустриализация СССР. 1926—1928 гг. М., 1969.

С. 309—313.

Работа с понятиями, хронологией

Дайте определения следующих понятий:

Брестский мир, военный коммунизм, Временное правитель- ство, гражданская война, двоевластие, диктатура пролетариата, Директория, индустриальная модернизация, Компьенское пере- мирие, кооперация, Корниловский мятеж, Кронштадтское вос- стание, концессия, Лига Наций, многопартийность, многопар- тийная система, многоукладная экономика, новая экономиче- ская политика, Предпарламент, Прогрессивный блок, продраз- верстка, пятилетка, федерация.

Назовите даты следующих событий: Правление Николая II

Объявление Германией войны России

Образование в IV-ой Государственной Думе «Прогрессив- ного блока»

Отречение императора Николая II от престола Выступление генерала Корнилова

Свержение большевиками Временного правительства

II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских де- путатов

Выборы в Учредительное собрание

Созыв и роспуск Учредительного собрания Подписание Брестского мира

Начало восстания солдат Чехословацкого корпуса Принятие Конституции РСФСР

Восстание в Кронштадте Переход к НЭПу Образование СССР

Принятие курса на индустриализацию

Переход от НЭПа к «форсированному социалистическому строительству»

Первая пятилетка Вторая пятилетка Третья пятилетка

Политический процесс по делу «антисоветского объединен- ного троцкистко-зиновьевского центра»

Принятие конституции СССР (победившего социализма) Процесс над высшими руководителями Красной Армии Процесс по делу «антисоветского правотроцкистского

блока»

Контрольные вопросы

1. Как Первая мировая война повлияла на революционные события в России?

2. Какие альтернативы открывались перед страной после февральских событий?

3. Чем можно объяснить рост авторитета большевиков ле- том — осенью 1917 г. и причины их победы в октябре 1917 г.?

4. Что такое Учредительное собрание? Почему оно не стало российской «конституантой»?

5. В чем вы видите объективные и субъективные причины гражданской войны в России? Можно ли было ее избежать?

6. Каковы, на ваш взгляд, истоки силы и слабости белого движения?

7. Какие задачи стремились решить большевики при помо- щи новой экономической политики?

8. В каком направлении эволюционировал политический режим в 20—30 е гг.?

9.

 
В чем отличие метода индустриализации в СССР от опы- та западных стран в решении этой задачи?

10. Существовали ли объективные предпосылки коллекти- визации сельского хозяйства в СССР?

11. Почему стали возможны массовые репрессии народа?


Тема 13. Россия и мир в годы Второй мировой и Великой Отечественной войны. Проблемы послевоенного урегулирования

Вариант 1

Семинар 13

Вопросы для обсуждения

1. Международный политический кризис конца 30-х гг. ХХ в.: истоки, сущность, проявление.

2. Основные сражения Великой Отечественной войны.

3. Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма. Источники и цена победы.

4. Восстановление разрушенного хозяйства.

5. «Холодная» война: истоки, причины, результаты.

Вариант 2

1. Эволюция власти в СССР в годы войны: причины, харак- тер, последствия.

2. Советский человек на фронте, в тылу, в партизанских со- единениях, в оккупации, плену.

3. Консолидация советского общества в годы войны. При- чины и цена победы.

4. Ужесточение политического режима и идеологического контроля.

5. Хрущевская «оттепель». Реформы в сфере управления и экономики.

Вариант 3

1. Причины, цели и характер Второй мировой войны.

Наши рекомендации