Основные требования к уроку истории
Есть разные формы организации обучения. Это традиционные формы урока, семинара и конференции, учебные экскурсии, зачеты, лабораторные и практические занятия, лекции, консультации. Нетрадиционные формы: представления (спектакль, заочное путешествие, салон, презентация, аукцион и т.п.), оценочные (соревнование, турнир, суд, съезд), дискуссионные (брифинг, круглый стол, пресс-конференция, кино-, видео- и телеуроки; телемост, телепередача и т.д.). Огромное значение имеет домашняя работа учащихся. Высокая эффективность обучения достигается лишь при умелом использовании всех форм организации. Методика их проведения имеет свои отличительные особенности, но одни и те же методы и родственные блоки повторяются в каждой форме обучения. Вот почему в большинстве случаев используется термин "урок".
Урок имеет и свои неповторимые качества, поэтому в большинстве школ мира принята классно-урочная форма организации обучения. Класс - это группа учащихся примерно одинакового возраста (в дневной школе), обучающаяся по одинаковой программе и обязанная посещать занятия и выполнять домашние задания.
Урок истории - это занятие, которое учитель ведет в классе в школе. Уроки имеют одинаковую продолжительность (40-45 минут; 40 минут, если есть вторая смена), проводятся по расписанию и в сумме должны исчерпывать содержание программы. Количество уроков определяет учебный план школы, а их содержание - учебная программа.
Чтобы успешно выполнять задачи урока, к нему предъявляются разнообразные и строгие требования. Они делятся на следующие категории:
Дидактические
они заключаются в том, что на уроке нужно проверять знания учащихся и закреплять ранее пройденный материал, организовать осмысление нового материала, учить школьников применению старых знаний для усвоения новых, вести работу по углублению, уточнению и систематизации ранее полученных знаний на основе вновь изучаемого материала. Мало того, в ходе урока требуется формировать умения и навыки работы учащихся с историческим материалом (умение читать историческую карту и свободно ориентироваться по ней, умение разбираться в историческом документе, использовать иные наглядные пособия, сопоставлять и анализировать исторические факты, умение работать с учебным пособием)
К содержанию урока
Урок должен иметь внутреннее единство и законченность. Он является отдельным звеном систематического курса, однако диалектически связан и с курсом, и с отдельной темой. Урок не аморфен, не расплывается в этой отдельной теме. Он имеет собственную цельную структуру, прежде всего - свою тему. Тему урока учитель намечает, руководствуясь программой и содержанием учебника, но не всегда наименование темы урока совпадает с названием параграфа учебника и формулировкой программы. Программа составлена для учителя, а название урока необходимо сформулировать так, чтобы оно кратко и ясно указывало учащимся существенное содержание урока и способствовало его закреплению в памяти учащихся. Расчление темы урока на отдельные вопросы - это план изучения материла урока. Чрезмерное членение помешало бы учащимся следить за содержанием урока, повысило его дробность. Тему и план урока нужно сообщить учащимся. Это поможет им следить за ходом его изложения, облегчит запись материала и восстановления его в памяти для подготовки к следующему уроку. Большая тема, объединяющая несколько уроков, должна быть расчленена так, чтобы каждый урок представлял тематическое единство.
К характеру урока
Каждый урок должен представлять законченное целое не только по содержанию, но и по характеру работы. Это значит, что на уроке должны быть показаны или намечены те приемы и виды работы, которые учащиеся затем проделают самостоятельно, выполняя домашнее задание. Изложенный материал (или его наиболее сложная часть) должен быть изложен, осмыслен и закреплен на данном уроке. Только при условии исполнения этих требований урок обеспечит закрепление ЗУН.
Учитель отбирает методы и виды работы, которые (1) развивают самостоятельность учащихся (2) помогают установить "обратную связь" с классом
К идейному содержанию урока
Вся работа учителя и учащихся должна определяться его идейным содержанием. Каждый учитель знает, что если на уроке отсутствует "стержень" (идейная направленность), то стройности ему не помогут достичь даже точная формулировка темы и плана. Все дидактические требования, используемые при проведении урока, отбор материалов для урока, должны быть подчинены цели урока и ведущей триединой задачи урока. Выяснение основной идеи урока, определение образовательных и воспитательных задач - важнейшая часть подготовки к уроку.
К отбору и расположению материалов урока
Идея урока должна быть доступна и раскрыта учащимся на конкретных убедительных фактах. Это значит, что раскрытие темы урока требует определенного отбора и расположения материала в соответствии с поставленной цели. При отборе и расположении материалов учитель должен руководствоваться двумя правилами: (1) использовать различные источники знаний (2) учитывать возрастные особенности учащихся.
Выполнение названных требований позволяет организовать успешный урок истории.