Первоначальный период становления катехизации. Христос и его ученики – апостолы

Начать изучение катехизации как явления безусловно необходимо с момента создания Церкви Христовой на земле, так как для убедительности аргументов в поддержку катехизации необходимо выяснить была ли она (катехизация) неотъемлемой частью служения Главы и Основателя Церкви Господа нашего Иисуса Христа. Проводил ли катехизацию Господь? Святое Евангелие, в котором отображены основные моменты земной жизни Спасителя, является не только книгой исторического характера, но и книгой законоустанавливающей. Внимательно читая ее, мы находим места, в которых ясно указывается на то, что Господь постепенно, часто иносказательно, доносил до своих учеников суть своей миссии, основные положения учения Нового Завета и принципов Церкви – единого и неделимого Тела Христова, приобщаясь к которому человек обретает вечную жизнь.

Изложение этого нового учения Христос проводил как перед большим количеством народа (вспомним Его Нагорную проповедь), так и в личном общении с учениками. Эта беседа, происходящая между Христом и учениками, в первую очередь была обращена не к разуму, а к сердцу. Именно такое обращение составляло важную часть катехизиса Христа. Нужно вспомнить, какое огромное значение Спаситель придал тому, что произошло в доме Марфы, а именно, когда «Мария села у ног Его и слушала слово Его» (Лк. 10:41-42). Также что-то важное и кардинально изменившее внутренний мир произошло в душе Никодима, иудея и члена Синедриона, во время его тайного посещения и беседы со Спасителем, происшедшей под покровом ночи (Ин. 3:1-21). Это показывает, что любая, даже самая короткая, но личная, встреча со Спасителем, даже одна сказанная Им фраза или обычный взгляд могли с легкостью зажечь огонь веры в человеке. Свое учение Иисус Христос доносил в диалогах, отвечая на многочисленные вопросы окружавших Его учеников и последователей: «как жить дальше?», «что нужно сделать, чтобы иметь жизнь вечную?», в виде иносказательных притчей, а о самом сокровенном и значимом – в виде проповеднических монологов (Нагорная проповедь, Тайная вечеря). Через ответы и в ответах Спасителя мы можем выделить сущность принесенного Им учения. Это видно на примере, когда апостол и евангелист Иоанн Богослов спросил Христа: «Что нам делать, чтобы творить дела Божии?» (Ин. 6:28). Отвечая на этот вопрос Христос подчеркнул, что в человеке должна присутствовать вера в то, что Он послан Богом. В этом ответе ясно показано, что именно вера занимает главенствующее место среди христианских добродетелей, являясь источником всех прочих, полезных для спасения и преображения человека, начинаний. В другом месте, отвечая на вопрос какая заповедь есть наиглавнейшая, Христос ответил, что следует соблюдать ту, которая является основанием Закона (Лк. 8:27) – заповедь любви к Богу и ближнему.

Можно приводить множество примеров и цитат из Евангелия в подтверждение того, что Господь научал (катехизировал) тех, кто был рядом с ним основам Своего Нового Завета. Однако в рамках данной работы не ставится задача создания своего рода «Катехизиса по Евангелиям». Нам необходимо лишь подтвердить то, что Основатель и Глава Церкви личным примером показал нам необходимость и важность научения в вере.

По Вознесении Божественного Учителя миссию проповеди и катехизации приняли на себя его ближайшие ученики, исполняя данное Им поручение идти в мир и проповедовать Евангелие. Следует отметить, что в это время от человека не требовалось длительного испытания в надежности. Членами Церкви и последователями Христа (христианами) становились те, кто искренне чистым и открытым сердцем принимали рассказ о Воскресшем и признавали его ожидаемым Мессией и Сыном Божьим. Примером тому может послужить решение Лидии принять Крещение после первой же встречи с апостолом Павлом, так как «Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел» (Деян. 16:14). Также эфиопский евнух, выслушав слова апостола Филиппа, спрашивает: «Вот вода; что препятствует мне Креститься?» (Деян., 8:36). На что апостол ему ответил: «…если веруешь от всего сердца, можно» (Деян., 8:37). Тогда евнух произносит слова, которые многими исследователями считаются одной из первых вероисповедательных формул: «Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий» (Деян. 8:37).

Но нужно понимать, что древнейший катехизис у христиан не сводился к заучиванию лишь одной вероучительной формулы подобно современному катехизису, который не сводится к толкованию одного Символа веры. Принять Христа как Спасителя означало одновременно и признание существования провозглашенного Им Царства, а также стремление к вхождению в него. Принять Учителя для христианина означало признать Его учение во всей полноте. Поэтому процесс приобщения к новой жизни во Христе в христианских общинах начинался с Крещения. Не случайно апостол и евангелист Лука пишет, что принявшие крещение в день Пятидесятницы «постоянно пребывали в учении апостолов» (Деян., 2:42). Это было связано с тем, что сами апостолы «всякий день пребывали в иерусалимском храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе» (Деян. 5:42).

Христиане, которые были крещены в Кесарии, просили апостола Петра остаться у них на несколько дней для наставления, на что он дал положительный ответ (Деян. 10:48). Затем апостол пытался не оставлять без попечения созданные им церковные общины. Он часто посещал их с целью «утверждать души учеников, увещевая их пребывать в вере» (Деян. 14:22).

Следует отметить, что этот факт заставляет нас принять то, что катехизация в апостольский век носила системный характер. Апостолы не только приобщали к Церкви новых последователей, но и пеклись об их дальнейшем совершенствовании в вере. В Деяниях апостольских говориться, что апостол Павел в Эфесе учил его население в синагоге на протяжении трех месяцев. Но, будучи же изгнан иудеями из ее, он начал проповедовать слово Божье в школе некоего Тиранна, в которой он учил на протяжении двух лет (Деян. 19:8-10). Из этого видно, что апостол обучал всех желающих, причем это обучение имело регулярный характер. Таким образом мы видим, что катехизация в апостольский век носила регулярный характер.

Также очень важным было то, что задача апостольских катехизисов была приспособленной к двум по-разному подготовленным аудиториям слушателей: иудеям и язычникам. Иудеи были воспитаны на Законе Моисея с самого детства. Поэтому, обращаясь к им, апостолы могли ограничиться ссылками на Ветхозаветное Писание (книги Пророков или Пятикнижие Моисея), так как суть проповеди становилась большинству из них доступна для понимания. Для иудея камнем преткновения для принятия христианства было признание того, что Иисус Христос, умерший унизительной рабской смертью, есть тем воскресшим Мессией – Царем Иудейским, которого ждало ветхозаветное общество. Важнейшим элементом катехизиса для иудеев было «исследование Писаний», т.е. христоцентрическое толкование книг Священного Писания Ветхого Завета для доказательства того, что все ветхозаветные пророчества о Мессии указывают на Христа. По сути таковыми «катехизисами для иудеев» являются Евангелие от Матфея и Послание апостола Павла к евреям.

Для язычников, по словам апостола Павла, нужна была проповедь Бога, Которого они почитали, но не отдавали себе в этом отчета (Деян. 17:23-24). Апостол Павел, обращаясь к Церкви, большинство которой составляли обращенные из язычников, в большей мере затрагивал моральные вопросы. Им, не знавшим истинного Бога, кроме учения о Мессии, также необходимо было принять христианский моральный и молитвенный образ жизни, связанный с этим новым для них учением.

Именно на это разделение обратил внимание немецкий историк Альфред Себерг, который посвятил свою монографию рассмотрению традиционного христианского учения Апостольской Церкви. Основополагающим в христианстве для Себерга является разделение древнего катехизиса на вероучительную и моральную части. Себерг утверждает, что этическое учение стояло на первом месте в качестве обучения обращенных основам христианского учения. Лишь познав эти азы, человек мог перейти к изучению основ веры. Это было связано с тем, что христианская этика, в некоторых моментах дополняющая этику языческого мира, все же отчасти вступала в конфликт с эллинистическими этическими системами древнего мира[1].

Нужно также отметить, что исполнение в христианстве заповедей и учения Христового связаны более органически, чем об этом пишет Себерг. Ведь люди ставили себя в подчинение христианским моральным требованиям по той причине, что они являлись частью новой жизни с Богом. Вступающие в Церковь становились участниками повествования о спасении. Они переживали драму истории спасения как свою собственную. В Писании, как в зеркале, отражался их собственный путь к Богу. Тогда как Крещение являлось новым рождением для каждого христианина, то катехизис первых веков в этом случае был «чистым словесным молоком» (1 Пет. 2:2; 1 Кор. 3:1; Еф. 4:14; Евр. 5:13). В Древнем катехизисе моральная и вероучительная части были связаны органически и не мыслились друг без друга.

В некотором роде основные требования к новым членам Церкви были закреплены на первом апостольском соборе и сформулированы апостолом Иаковом, братом Господним по плоти: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. 15:28-29). Нужно сказать, что от катехуменов этого периода в первую очередь требовалось противостоять искушениям, отрешиться от всякого зла, молиться и подчиняться учителям и пастырям Церкви.

Наши рекомендации