Единственное и множественное число существительных
Задания.
1.Рассмотреть картинки. Показать, где стол, где столы, кукла, куклы, мишка, мишки, кубики, кубик, матрешки, матрешка. (Иллюстрации подбирает логопед.)
2. Разложить картинки в две колонки: в первой колонке — картинки с изображением одного предмета, во второй — много предметов. Назвать картинки.
Игры «Магазин»
Цель. Обучать детей правильно употреблять существительное во множественном числе.
Оборудование. Игрушки на полке: два-три мишки, две-три куклы и т. д. У логопеда те же игрушки в единственном числе.
Логопед. У меня мишка, а в магазине (мишки). У меня кукла, а в магазине (куклы). У меня машина, а в магазине (машины).
«Что у вас?»
Цель. Та же, что и в предыдущей игре.
Оборудование. То же.
Каждому ребенку даются одинаковые предметные картинки или предметы. У ведущего (логопеда или ребенка) находится тот же самый предмет, но в одном экземпляре.
Ведущий. У меня кукла. А у вас? (У нас куклы.) У меня карандаш. А у вас? (У нас карандаши.) У меня яблоко. (У нас яблоки.)
«У кого что?»
Цель. Закрепление умения употреблять существительное единственного и множественного числа.
Оборудование. Карточки с изображением предметов вединственном и множественном числе.
Логопед раздает карточки детям и предлагает выполнить следующие задания:
1.Рассмотреть картинки. Ответить на вопрос у кого что?
Образец: У меня елка. У меня елки. У меня гриб. У меня
грибы.
2. Изменить слова по образцу так, чтобы они обозначали много предметов.
Образец: Шар — шары.
Стол — ..., гриб — ..., лимон — ..., сад — ..., бант — ... .
Образец: Книжка — книжки.
Ложка — ..., мышка —• ..., кружка — ..., крышка — ..., подушка — ..., яблоко — ..., девочка — ..., мальчик — ... . - Образец: Дом — дома.
Лес — ..., глаз — ..., дом — ..., окно — ... .
Образец: Утенок — утята.
Утенок — ..., лисенок — ..., гусенок — ..., котенок — ..., медвежонок — ..., лосенок — ..., цыпленок — ... .
Образец: Стул — стулья.
Лист — ..., стул — ..., платье — ..., дерево — ... .
3. Изменить слова по образцу так, чтобы они обозначали один предмет. (Использовать слова предыдущего задания.)
Образец: Сливы — слива.
Игра «Ласковые имена»
Цель. Практически познакомить детей с образованием слов при помощи суффиксов.
Логопед усаживает за стол детей и объявляет им, что сейчас они будут играть в «ласковые имена», но для этого нужно всем познакомиться. Он указывает на ребенка и спрашивает его: «Как тебя зовут?» Ребенок отвечает: «Алла». «А как зовут тебя дома мама, папа, бабушка?» — «Аллочка». И т. д. Так все дети называют свои имена.
Затем логопед предлагает всем детям выйти из-за стола и образовать кружок. Дети образуют круг, и логопед предлагает им водить хоровод, сам встает с ними в круг и произносит стихи.
Логопед Дети
Хоровод водили, ласковыми были. Выйди, Леночка, в кружок!
В кружок вызывали, Возьми, Леночка, флажок. имя называли.
Дети поочередно выходят в кружок и передают друг другу флажок.
Задания.
I. Дать ласковые имена и названия, например: Таня —Танечка. Мама — мамочка.
а) Аня, Соня, Вася, Валя, Саша, Даша, Ира, Люда, Сережа, Коля, Костя, Миша, Ваня, Лена, Леня.
б) Мама, папа, дочь, сын, сестра, брат.
Задание 1.Запомнить названия частей тела. Повторить их, называя на себе и на кукле (в сравнении), например: голова — головка.
Лоб, нос, живот, нога, рука, спина, щеки, губы, ноги, глаза.
Задание 2.Назвать предметы большие и маленькие по образцу.
Образец: а) стол — столик.
Шар — ..., дом — ..., бант — ..., стол — ..., брат — ... .
б)Стул — стульчик.
Диван — ..., шкаф — ..., палец — ..., заяц — ... .
в)Чашка — чашечка; шапка — шапочка.
Кружка — ..., ложка — ..., рубашка — ..., сумка —... юбка ..., кофта — ..., шапка — ..., ботинки — .... носки — ... .
Игра «Два медведя»
Цель Закрепление умения употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование. У детей картинки, изображающие медведей большого и маленького. Набор предметных картинок: тарелки большая и маленькая; ложки большая и маленькая; чашки и блюдца большие и маленькие.
Задание1. Найти медвежонка, медведя.
Ответить на вопросы.
Как ты догадался, что это медведь? (Он большой.) Как ты догадался, что это медвежонок? (Он маленький.)
Задание 2Найти посуду для медведя. Назвать ее. Найти посуду для медвежонка. Назвать ее.
Задание 3.Закончить предложение.
У медведя (чашка) (Логопед показывает чашку.)
У медвежонка (чашечка).