Древнейшие государства на территории нашей страны и их воздействие на славянские этнические образования
В древности основными этносами на территории России являлись индоевропейцы и угро-финны. По своему языку славяне относятся к обширной семье индоевропейских народов, в которую входит несколько языковых групп: славянская, германская, романская, иранская, индийская, кельтская и др.
Славянские племена издавна занимали часть Центральной и Восточной Европы. В ходе своего развития славяне расселились, ассимилировав многие соседние племена.
Прародина индоевропейцев находилась на юге современной России и Украины. Славяне первоначально жили на территории от Эльбы до Днепра, а затем заселили бассейн Дуная и Балканский полуостров. Античные авторы (Тацит, Прокопий Кесарийский, 1 – 6 в. н. э.) называли славян венедами, антами, склавинами, говоря о них как о великом народе, бесчисленных племенах, издревле живших в народоправстве (демократии), занимавшихся земледелием и скотоводством, используя труд рабов-военнопленных, которых держали не в бессрочном рабстве, а по истечении некоторого времени отпускали за выкуп или предлагали остаться у себя на положении свободных и друзей.
Греческие авторы, описывая Восточную Европу, обычно включали в понятие “Скифия” разные народы, в том числе и славян. Борис Александрович Рыбаков считает, что Геродот (V в. до н. э.) под именем скифов-пахарей и скифов-земледельцев рассматривал славянские племена. Он считает, славянские племена, обитавшие в лесостепном Приднепровье, принимали участие в вывозе своего зерна в Грецию.
Большой след в истории нашего Отечества оставили скифы. Согласно Геродоту, они вытеснили из Северного Причерноморья киммерийцев – древнейшее известное население юга России и Украины.
Разложение первобытнообщинных отношений обозначилось у скифов уже в VI в. до н. э., когда они совершили походы в Закавказье, участвовали в разгроме государств Урарту и Ассирии. Скифы доходили до Египта и Сирии, а на западе до земель лужицких славян (около современного Берлина).
В это время в Северном Причерноморье сложился мощный племенной союз, во главе которого стояли царские скифы. Этим скифам подчинялись прочие скифы, а также и иные этносы, например, обитатели Крыма – Тавры. Скифы эпохи Геродота ещё не знали государства, но имели уже племенную знать – басилеев. Попытки подчинить скифов персидским царём Дарием I (ок. 513 г. до н. э.) и македонянами в 30-е гг. IV в. закончились неудачей.
Постепенно скифы переходили к осёдлости, хотя большая их часть оставалась кочевниками. Переходу к осёдлости способствовал характер отношений между греческими городами на побережье Чёрного моря.
Греция всегда испытывала острый недостаток в хлебе, вот почему в VII – VI вв. до н. э. начинается колонизационная деятельность греков. Любопытно, что первоначально греки греки заимствовали скифское название Чёрного моря – Понт Аксинский (неготеприимное море, т . к. скифы не знали мореплавания), но позже утвердилось на века другое название – Понт Эвксинский (гостеприимное море).
Таким образом, начало рабовладельческого общества на территории России связано с появлением на побережье Чёрного моря греческих поселений. Греческие торговцы создавали временные, а затем постоянные фактории – торговые поселения купцов. Росту факторий способствовало перенаселение в Греции и постоянный недостаток зерна. Наиболее крупными колониями стали Ольвия, Феодосия, Танаис, Фанагория (Россия), Пантикапей и Херсонес (Украина). Первоначально все причерноморские полисы представляли из себя аналоги греческих метрополий. Это были аристократические или демократические города-республики, в которых всё свободное население полиса являлось его гражданами.
Основную статью вывоза из городов Северного Причерноморья составлял хлеб. В Афинах в IV в. до н. э. половина всего зерна потреблялось из Северного Причерноморья. Кроме того, в города метрополии поставляли скот, рыбу и рабов. Однако скифские рабы из-за их строптивости и пристрастия к неразбавленному вину не пользовались спросом. В свою очередь греческие города-колонии специализировались на ремесленном производстве товаров, необходимых местным племенам. Греки продавали вино, масло, ткани, ремесленные изделия и оружие. Греческие ремесленники специально работали на варваров. Весьма популярен у скифов был так называемый звериный стиль с изображениями грифонов.
Однако греческие полисы были небольшими государственными образованиями и лишь в V в. до н. э. возникает крупное рабовладельческое государство – Боспорское царство со столицей в городе Пантикапей. IV – III вв. до н. э. – эпоха расцвета Боспорского царства. Там процветало земледелие, виноделие, рыболовство, гончарное и ювелирное производство, добыча камня, а также торговля хлебом. Но со II в. до н. э. происходит ослабление Боспорского царства и других городов-колоний из-за того, что Греция стала вывозить более дешёвый хлеб из Египта.
В 107 г. до н. э. в Боспорском царстве произошло восстание Савмака, скифа по национальности. В результате царь Перисад был убит, а Савмак стал царём, опираясь на скифское население царства и рабов. Но местная знать призвала на помощь понтийского царя Митридата VI Евпатора. Полководец Митридата Диофант подавил восстание и присоединил Боспорское царство, а затем и остальные города Крыма к Понтийскому царству[8].
Начиналась новая эпоха для Северного Причерноморья. В III в. до н. э. сюда с вотока хлынули новые потоки кочевников – сарматов, племён, родственных скифам, но обитавших ранее в пределах нынешнего Казахстана. Большая часть скифов Северного Причерноморья подчинилась своим соплеменниками и постепенно смешалась с ними. Остальные обосновали в Крыму так называемое Скифское царство со столицей. В Неаполе Скифском (около Симферополя).
Митридат был побеждён Римом и греческие города-государства попали в зависимость от Рима. В этот период (I в. до н. э. – IV в. н. э.) греческих городах углубляется процесс натурализации хозяйства, сокращение торговли и ремесла из-за прекращения активных связей с Грецией и Малой Азией.
Значение греческих городов-государств Северного Причерноморья очень велико. Во-первых, в этом районе был создан своеобразный вариант античной культуры активно интегрированный местным населением. Во-вторых, в этом регионе возникают государства со смешанным греко-варварским населением. В-третьих, античные традиции входят в культуру местных племён.
Во II – III вв. обитавшие на южном берегу Балтийского моря готы – одно из восточногерманских племён уходит на юго-восток в степные пространства современной Украины. По дороге им пришлось столкнуться с племенами славян, о чём писал Иордан, историк готов в VI веке. Иордан упоминает легенду о том, что остготский вождь Винитар напал на Антов, но потерпел поражение. Тогда он заманил к себе для переговоров антского вождя Божа и 70 старших вельмож и распял их.
В III – IV вв. легендарный готский владыка Германарих, как отмечает Иордан, создаёт Великую готскую империю в Северном причерноморье. В это же время римляне вынуждены были вывести свои легионы из городов Северного Причерноморья.
С 70-х гг. IV в. с востока появился новый страшный и невиданный враг – гунны, уничтожившие державу Германариха. Гуннское нашествие занимает особое место в “Великом переселении народов”. Гунны, предки всех тюркоязычных кочевников, находившиеся на стадии патриархально-родового строя, долгое время вели борьбу с китайцами. Во II в. до н. э. гунны потерпели серьёзное поражение и под напором китайцев устремились на запад. Задержаться гунны были вынуждены только на берегах Волги, где встретили мощное сопротивление со стороны алан. Аланский племенной союз в течение двух веков сдерживал гуннов, но в 70-х гг. IV в. гунны разгромили алан и устремились на черняховцев и готов. Письменные источники пишут о поражении готов в войне с гуннами, отмечая, что уже сам необычный для европейцев вид гуннов приводил готов в панический ужас.
Археологические источники показывают картины страшного разгрома страны черняховцев[9]. Была уничтожена весьма перспективная ранняя цивилизация протославян, носители которой вынуждены были скрываться в лесах, оставив степь в распоряжение кочевников. Однако гунны пошли дальше на запад. Гуннская держава IV – V вв. в Еропе была уже сложным конгломератом народов, в котором гунны не составляли большинства. Попытка Аттилы завоевать Западную Европу завершилась сражением на Каталуанских полях в Северной Франции в 451 г., где римская армия под предводительством Аэция преградила путь ордам Аттилы. После смерти Аттилы в 453 г. его держава распалась и основная часть гуннов ушла на восток в причерноморские степи.
В VI в. источники фиксируют ряд кочевых союзов, преемников гуннского. В середине VI в. на территории от Монголии до Волги была создана сильная конфедерация прототюркских племён – Тюркский каганат. Глава этого объединения носил титул кагана или хакана, который в кочевой иерархии означал правителя высшего ранга, хана ханов. Тюркский каганат захватил Великий шёлковый путь, установил торговые связи с Китаем и Византией. В 80-х гг. VI в. он распался на две части, из которых Западнотюркский каганат властвовал от Алтая до Волги.
Самым серьёзным последствием существования Тюркского каганата явился массовый приход в Восточную Европу тюркских племён. Именно с этими племенными союзами связаны судьбы Восточной Европы VI – Х вв. Постепенно почти всё население степной части Восточной Европы стало тюркоязычным, тогда как в лесостепной полосе утверждались славяне. Только на Кавказе сохранялся мощный массив иранского этноса, который оправился после гуннского погрома и воссоздал своё политическое объединение – Аланский союз.
На территории нынешнего Краснодарского края в VI в. господствующее положение заняли Булгары. После распада Тюркского каганата область обитания булгар получает название Великой Булгарии.
В 20-е гг. VI в. славяне прорывают укреплённые линии византийцев на Дунае и начинают расселяться на Балканском полуострове. Результатом победоносных походов славян на Византию было заселение опустевших византийских земель славянскими общинами, значительное расширение здесь запашки и повышение уровня развития сельскохозяйственного производства колонизируемых земель.
В VI в. начинается создание племенных союзов славян. Возникает “Держава Волынян (дулебов)” во главе с царём Маджаком. Однако в это время на запад устремляются авары (обры), тюркоязычного происхождения. Авары подчиняют булгар, и племенной союз дулебов. “Повесть временных лет” описывает насилия аваров над дулебами. “Обры впрягали в телеги славянских женщин и заставляли себя возить”. В середине VI в. возникает Аварский союз кочевых племён. Образовав свою державу, – каганат, авары вступили в борьбу с Византией и даже осадили Константинополь в 626 г., но потерпели сокрушительное поражение и Аварский каганат распался.
В середине VII в. в южных степях складывается Булгарское государство. Однако внутренние междоусобицы привели к распаду государства. Часть булгар во главе с ханом Аспарухом откочевала на Дунай, где подчинив славянские племена, быстро ославянилась, но предала славянскому населению своё название – Болгария. Другая часть булгар двинулась на северо-восток и осела на Волге и Каме, создав крупное государство – Волжско-Камскую Булгарию. Основу хозяйства волжских булгар составляло пашенное земледелие и скотоводство. Высоко было развито и ремесло. Город Булгар представлял собой крупный торговый пункт, связанный с Русью и Хазарией. Во главе государства стоял хан. В начале Х в. булгары приняли ислам, что укрепило связи Булгарии со Средней Азией.
В VIII в. в южнорусских степях появились венгры (мадьяры), переселившиеся в Приазовье из районов Южного Урала. Ближайшими их родичами являются ханты и манси. Позднее в IX в. венгры прошли на Дунай, где и основали Венгерское государство.
В VI в. в Закавказье появляется ещё один тюркский народ – хазары. В начале 30-х гг. VII в. создаётся Хазарский каганат. На протяжении 30 – 70-х гг. VII в. хазары вели упорную борьбу с булгарами за гегемонию на Северном Кавказе. Хазары сделали своими союзниками алан и славян. Это решило исход борьбы. Булгары были вынуждены покинуть эти места.
В конце VII в. хазары подчинили уже всё Закавказье, удачно используя период смут в Арабском халифате. Но, когда положение в арабском государстве нормализовалось, начался длительный период арабо-хазарских войн. Здесь хазары стали союзниками Византии, также ведшей войны с арабами.
В 737 г. арабы нанесли решающий удар по Хазарии. Хазары вынуждены были даже перенести свою столицу из Баланджара (в Дагестане) в город Итиль, расположенный в устье Волги. Однако новые смуты внутри халифата помешали арабам разгромить хазар.
Хазарам платили дань Вятичи, северяне, радимичи и какое-то время поляне. Вся транзитная торговля между Азией и Европой находилась в руках хазарских купцов, называемых рахданитами (знатоками путей).
Долгое время хазары были язычниками. Противниками хазар были периодически и христианская Византия и мусульманский арабский халифат. В силу этого, хазарская знать выбрала в качестве религии монотеистического характера иудаизм. Главными действующими лицами в выборе религии стали крупные еврейские торговцы, которые финансово могли подкрепить такого рода операцию.
В конце VIII в. командующий войском и верховный судья, носивший титул “бек”, захватил верховную власть в государстве, приняв титул царя и иудейскую религию. Постепенно царь (бек) всё больше ограничивал власть хакана, и в последний период существования хазарского государства хакан превратился в некое подобие жертвенного животного. Хакан не мог покидать своего дворца, не мог издавать приказов и не принимал решений. Более того, когда Хазарию постигало бедствие, люди шли к царю и говорили: “Мы рассмотрели приметы нашего хакана и считаем их зловещими”. После чего царь мог убить хакана или выдать его для растерзания народу.
В начале IX в. от власти хазар освободились славяне-поляне. Освободилась от вассальной зависимости от хазар и Волжская Булгария, использовав помощь давних врагов хазар – мусульман. После чего Булгары и приняли ислам.
В Х век Хазария вступила ослабленной, в окружении враждебной Волжской Булгарии и возникающего нового государства – Руси.
Заключение
Существуют различные подходы к выделению временных рамок Древнейшей Руси, древнерусской цивилизации. Одни исследователи начинают с появления древнерусского государства в IX в., другие – с крещения Руси в 988 г., третьи – с первых государственных образований у восточных славян в VI в.
О. Платонов считает, что русская цивилизация принадлежит к числу древнейших духовных цивилизаций мира, базовые ценности которой сложились задолго до принятия христианства, в первом тысячелетии до н. э. В настоящее время большинство историков независимо от того, выделяют ли они Древнейшую и Древнюю Русь в особую цивилизацию или рассматривают её в качестве российской субцивилизации, считают, что эта эпоха завершается в XIV – XV вв.
По мнению О. Платонова, к основным чертам древнерусской цивилизации, отличающим её прежде всего от западной, можно отнести преобладание духовно-нравственных основ над материальными, культ добролюбия и правдолюбия, нестяжательство, развитие самобытных коллективных форм демократии, воплотившихся в общине и артели.
Древнерусская народность складывалась в смешении трёх субэтнических компонентов – земледельческих славянского и балтского, а также охотничье-промыслового финно-угорского при заметном участии германского, кочевого тюркского и отчасти северокавказского субстратов.
Древнерусская цивилизация зарождалась как гетерогенная общность, образуемая на основе соединения трёх региональных хозяйственно-производственных структур – земледельческой, скотоводческой, промысловой – и трёх типов образа жизни – осёдлого, кочевого и бродячего; смешения нескольких этносов при значительном разнообразии религиозных верований.
Литература:
Основная:
История России с древнейших времён до конца XVII века / А.П. Новосельцев, А.Н.Сахаров, В. И. Буганов, В. Д. Назаров; отв. ред. А. Н. Сахаров, А. П. Новосельцев. М., 1998. С. 13 – 39.
История СССР. С древнейших времён до 1861 г./Под ред. П. П. Епифанова, В. В. Мавродина. М., 1983. С. 8 – 37.
История СССР с древнейших времён до конца XVIII в./Под ред. Б. А. Рыбакова. М., 1983. С. 7 – 41.
Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск, 1999. С. 42.
Гумилёв Л. Н. От Руси до России. Очерки этнической истории. М., 1994. С. 34 – 53.
История России в вопросах и ответах/Составитель С. А. Кислицын. Ростов н/Д, 1999. С.40 – 43, 56 – 59.
Дополнительная:
Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества. М., 1990.
Вернадский Г. В. Древняя Русь. М.-Тверь, 1996.
Гумилёв Л. Н. Открытие Хазарии. М., 1996.
Исчезнувшие народы/Сост. С. С. Неретина. М., 1988.
[1] См.: Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981. С. 196 – 197.
[2] См.: История России в вопросах и ответах/Составитель С. А. Кислицын. Ростов н/Д, 1999. С. 40 – 41.
[3] См., например, История СССР с древнейших времён до конца XVIII в./Под ред Б. А. Рыбакова. М., 1983.
[4] Горинов М. М., Лященко Л. М. История России, часть I. От Древней Руси к императорской России (IX –– XVIII вв.) М., 1994.
[5] См. подробнее: История России в вопросах и ответах/Составитель С. А. Кислицын. Ростов н/Д, 1999. С. 42 – 43.
[6] Следует отметить, что приведённые периодизации, датировки – сугубо приблизительные и в различных источниках можно встретить некоторые различия.
[7] См. подробнее: Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества. М., 1990.
[8] История СССР. С древнейших времён до 1861 г./Под ред. П. П. Епифанова, В. В. Мавродина. М., 1983. С. 34.
[9] См. подробнее: История России с древнейших времён до конца XVII века / А.П. Новосельцев, А.Н.Сахаров, В. И. Буганов, В. Д. Назаров; отв. ред. А. Н. Сахаров, А. П. Новосельцев. М., 1998. С. 24 – 27.