Семинар 3. Наследственное право
Семинар 1. Учение о лицах
Цель занятия: ознакомление студентов с созданной римскими юристами системой нормативных категорий, фиксирующих фактические и юридические особенности различных лиц в определении объема их правомочий на предмет того, могут ли эти лица быть собственниками и обладателями иных, вытекающих из собственности, вещных, обязательственных и наследственных прав.
План занятия:
1. Основные категории учения о лицах: статус, правоспособность, дееспособность. Их соотношение между собой и практическое значение.
2. Различия в правовом положении римских граждан, латинов и иностранцев.
3. Правовое положение рабов, либертинов и колонов.
4. Представления римских юристов о категории «юридическое лицо». Коллегии, корпорации, товарищества.
Методические указания:
a. Раскрывая первый вопрос, важно понимать исключительное значение данного института в частном праве, обусловленное тем, что объективно невозможно наделить всех членов общества правами собственности в равной мере, поскольку далеко не каждый член социума способен эффективно распоряжаться ею (малолетние, душевнобольные, представители враждебных племен). С другой стороны, собственностью целесообразно наделять не только отдельных индивидов, но и их объединения (общества, товарищества и т. д., то, что в современном праве именуется термином «юридические лица»), а также государство, как в целом, так и отдельные его органы.
b. При ответе на данный вопрос следует выделить характер и сущность различий правого положения различных категорий населения римского государства, показать обусловленность этих различий объективными условиями жизни древнеримского общества.
c. Отвечая на этот вопрос, важно дать общую характеристику правового положения рабов, акцентировав внимание на созданные римской юриспруденцией способы вовлечения их в гражданский оборот: институт рабского пекулия и институт рабов-приказчиков. Характеризуя правовое положение либертинов, целесообразно раскрыть характер юридической регламентации их отношений с патроном.
d. Исчерпывающий ответ на данный вопрос предполагает сопоставление признаков современного юридического лица и суждений римских юристов, касающихся основных функций юридического лица: оформления коллективного интереса участников, объединения имущества, ограничения предпринимательского риска и управления общим имуществом.
Семинар 2. Семейное право
Цель занятия: знакомство с основными институтами и принципами римского семейного права.
План занятия:
1. Общие принципы и формы римского брака.
2. Личные и имущественные права супругов.
3. Опека и попечительство.
Методические указания:
1. Отвечая на данный вопрос, необходимо проанализировать причины того, почему римский брак, в отличие от современного, являлся не юридическим отношением сторон, а вопросом факта совместной жизни мужчины и женщины. В этой связи необходимо раскрыть юридическое значение основных элементов римского брака в классическом римском праве: сожительства (сoniunctio, individuae vitae consuetudo) и брачного намерения (affectio maritalis).
2. Личные и имущественные права супругов полезнее рассматривать в рамках общей эволюции римского семейного права: перехода от агнатского к когнатскому родству и соответствующей этому сменой формы брака cum manu на брак sine manu.
Ответ на данный вопрос требует понимания юридического существа института опеки (tutela) и разновидностей попечительства (cura, curatio), посредством которых осуществляется «включение» в гражданский оборот таких лиц, которые в силу естественно-физических или социальных качеств не могут в полной мере осознавать свой собственный интерес. Важно понимать различие двух институтов с точки зрения круга лиц, чьи интересы они призваны защищать, а также с точки зрения содержания имущественных прав опекаемых и подопечных.
Семинар 3. Наследственное право
Цель занятия: изучение достижений римской юридической мысли в сфере наследственного права, изучение его основных принципов и институтов, действующих по настоящее время в большинстве цивилизованных стран мира.
План занятия:
1. Общая характеристика наследственного права.
2. 2.Наследование по завещанию. Форма, содержание и действительность завещания. Ограничение воли наследодателя.
3. Наследование по Закону XII таблиц и преторское наследование.
4. Легаты и фидеикомиссы: понятие, виды и способы установления.
5. Защита наследственных прав.
Методические указания:
1. При ответе на данный вопрос важно составить представление об основных принципах римского наследственного права: наследование по закону и наследование по завещанию, принцип универсального и принцип сингулярного правопреемства, и об их соотношении между собой.
2. Ответ на данный вопрос целесообразно начать с основных этапов развития римского наследования по завещанию: от публичных завещаний перед войском и куриальным собранием в древний период, через устные формы завещаний посредством меди и весов в предклассический и классический период, к письменным формам завещаний в юстиниановском праве.
3. Ответ на этот вопрос, в числе прочего, предполагает анализ причин, повлекших замену наследования по Закону XII таблиц наследованием на основании преторского эдикта (bonorum possessio intestati).
4. Ответ на данный вопрос требует понимания юридической природы легатов и фидеикомиссов как случаев сингулярного правопреемства, призванных надежно обеспечить имущественные и неимущественные интересы наследодателя. При этом важно разграничивать эти институты по способу и моменту установления, взаимосвязи с видами наследования, по их предмету и законодательным ограничениям.
5. Раскрытие вопроса предполагает знание студентом способов защиты, применяемых в трех наиболее типичных ситуациях, возникающих из наследственных отношений: когда кто-то оспаривает статус наследника; когда третьи лица не оспаривают статус наследника, но и не желают отдавать все принадлежащие наследнику вещи, случайно или умышленно оказавшиеся у них; наконец, когда сами наследники не могут самостоятельно разделить наследственную массу.
Семинар 4. Вещное право
Цель занятия: ознакомление студентов с разработанной римской юридической мыслью, системой понятий, образующих вещное право.
План занятия:
1. Понятие вещей в праве, классификации вещей и ее практическое значение.
2. Виды вещных прав.
3. Собственность: признаки, содержание, возникновение, защита.
4. Сервитутное право.
5. Залоговое право.
6. Эмфитевзис и суперфиций.
Методические указания:
1. Готовясь к первому вопросу, важно понять, что римское учение о вещах призвано упорядочить многообразный и противоречивый человеческий интерес в отношении тех или иных конкретных предметов материального мира для целей его правового регулирования. В этой связи важно разграничивать понятие вещи в естественно-природном смысле, понятие вещи как объекта частных прав, а также общеюридическое понятие вещи.
2. В ходе ответа на второй вопрос важно представлять юридическую конструкцию каждого из шести вещных прав: собственности, владения, сервитутов, залогового права, эмфитевзиса и суперфиция, четко представлять себе их сходство и различие между собой.
3. Вопрос предполагает знание студентом конструкции права собственности как основного вещного права, его содержания, случаев ограничения права собственности, четкого представления об основаниях возникновения данного исключительного права, а также об основных исковых и неисковых способах защиты данного права.
4. Ответ на четвертый вопрос требует четкого представления о понятии и признаках реальных (земельных) сервитутов, а также знания о содержании четырех личных сервитутов (узуфрукт, узус, право проживания, право на труд чужого раба или животного).
5. При изучении пятого вопроса важно представлять конструкцию и существо залогового и закладного права, основания его возникновения и прекращения, права залогодателя и залогодержателя по отношению друг к другу и к третьим лицам, а также выработанные римской юриспруденцией правила, касающиеся случая стечения прав нескольких залогодержателей.
6. Начать рассмотрение вопроса целесообразно с уяснения исторических причин жизни римского общества, повлекших необходимость разработки данных вещных прав. Далее необходимо раскрыть понятие и содержание каждого из этих вещных прав, способов их защиты и оснований прекращения.