Тема 5. Уголовно-процессуальное принуждение.
1. Понятие, виды мер уголовно-процессуального принуждения.
2. Задержание и его место в системе мер уголовно-процессуального принуждения.
3. Понятие и виды мер пресечения. Основания и порядок применения, изменения и отмены мер пресечения.
4. Меры пресечения, не связанные с изоляцией от общества.
5. Домашний арест. Заключение под стражу. Сроки и порядок их продления.
6. Иные меры уголовно-процессуального принуждения: обязательство о явке, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество.
Меры уголовно-процессуального принуждения — это предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством процессуальные средства принудительного характера, которые применяются в сфере уголовного процесса органами дознания, следователем, прокурором и судом (судьей) в порядке, установленном законом, к подозреваемому, обвиняемому и другим лицам в процессе расследования и рассмотрения уголовного дела в целях обеспечения успешного выполнения задач уголовного процесса.
Для уголовного процесса характерно многообразие мер принуждения. Они образуют систему, обладающую следующими признаками:
§ применяются только в сфере уголовного процесса;
§ носят характер ограничения определенных прав и интересов личности;
§ выражаются в действиях принудительного характера в отношении участников уголовного процесса;
§ формы ограничения конституционных прав и свобод личности в уголовном процессе регламентированы действующим уголовно-процессуальным законодательством.
С учетом неодинакового характера уголовно-процессуальных мер принуждения их применение можно условно разделить на несколько групп по назначению:
1) призваны пресечь возможность продолжения обвиняемым (подозреваемым) преступной деятельности, его уклонения от следствия или суда либо воспрепятствование процессуальной деятельности (меры пресечения, задержание, временное отстранение от должности);
2) связаны с необходимостью доставления лиц в следственные и судебные органы (привод);
3) служат средством обеспечения исполнения приговора в части имущественных взысканий (наложение ареста на имущество).
Отсюда следует, что по своему назначению меры уголовно-процессуального принуждения можно разделить на средства пресечения противозаконных действий и средства обеспечения надлежащего поведения, предупреждения правонарушений.
В УПК меры уголовно-процессуального принуждения выделены в отдельный раздел (IV), в котором произведена их классификация:
1) задержание;
2) меры пресечения;
3) иные меры процессуального принуждения.
Задержание состоит в фактическом задержании лица, доставлении его в орган уголовного преследования и в кратковременном содержании под стражей в местах и условиях, определенных законом.
Задержание может быть применено:
1) к лицу, подозреваемому в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы или ареста;
2) к обвиняемому для предъявления обвинения либо в случае нарушения условий примененной к нему меры пресечения;
3) к осужденному, в отношении которого имеется представление уполномоченного на то органа об отмене приговора, определения, постановления суда об условном неприменении наказания, отсрочки исполнения наказания или условно-досрочном освобождении от отбывания наказания.
Задержание производится:
1) по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления;
2) на основании постановления органа уголовного преследования;
3) на основании постановления (определения) суда о задержании осужденного до разрешения вопроса об отмене условного неприменения наказания, отсрочки исполнения наказания или условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.
Лицо, подозреваемое в совершении преступления, может быть задержано при наличии любого из следующих оснований:
1) если лицо застигнуто при совершении предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния или непосредственно после его совершения;
2) если очевидцы происшествия, в том числе и лицо, пострадавшее от преступления, прямо укажут на данное лицо как на совершившее предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние или захватят его в порядке, предусмотренном ст. 109 УПК;
3) если на этом лице, при нем, на его одежде или других используемых им вещах, в его жилище, иных используемых им помещениях, на рабочем месте или транспортном средстве обнаружены явные следы, указывающие на его причастность к совершению предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния;
4) если имеются другие достаточные основания подозревать в совершении преступления лицо при условии, что оно пыталось скрыться с места преступления или от органа уголовного преследования, или не имеет постоянного места жительства, или проживает в другой местности, или не установлена его личность.
В случае отсутствия указанных выше оснований, при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, подозреваемое в совершении преступления, может скрыться от органа уголовного преследования, и при наличии письменного согласования решения о его задержании с Генеральным прокурором, Председателем Следственного комитета, Министром внутренних дел, Председателем Комитета государственной безопасности, директором Департамента финансовых расследований, действующими в пределах своей компетенции, это лицо может быть задержано органом уголовного преследования.
Задержание по всем вышеуказанным основаниям может производиться до возбуждения уголовного дела. При этом вопрос о возбуждении уголовного дела должен быть решен органом уголовного преследования в течение 12 часов с момента фактического задержания. Задержание не может длиться свыше 72 часов с момента фактического задержания, по истечении которых задержанный должен быть освобожден из-под стражи либо в отношении его применена мера пресечения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или непринятия решения о возбуждении уголовного дела в указанный срок задержанный должен быть освобожден.
Задержание лица, подозреваемого в совершении особо тяжких преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 124, ст. 126, ч. 2 ст. 139, ч. 1 и 3 ст. 285, ст. 286, 289, ч. 2 ст. 356, ч. 3 ст. 357, ст. 359, 360, 362, а также тяжких преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 285 и ч. 3 ст. 339 УК, не может длиться свыше 10 суток с момента фактического задержания, по истечении которых задержанный должен быть освобожден из-под стражи либо в отношении его должна быть применена мера пресечения.
В случае применения в отношении задержанного меры пресечения обвинение ему должно быть предъявлено не позднее 10 суток с момента фактического задержания, а в отношении лиц, задержанных на 10 суток, - не позднее 20 суток с момента фактического задержания.
Немедленно после доставления задержанного в орган уголовного преследования должностным лицом, осуществившим фактическое задержание, составляется протокол, в котором указываются основания, место и время фактического задержания (с указанием часа и минут), результаты личного обыска, а также время составления протокола. Протокол объявляется задерживаемому и при этом разъясняются права подозреваемого, в том числе право пригласить защитника и давать показания в его присутствии, что отмечается в протоколе. Протокол подписывается лицом, его составившим, и задержанным.
Орган дознания, следователь, прокурор в течение 3 часов с момента доставления подозреваемого в орган уголовного преследования принимают решение о задержании, о чем выносится постановление, которое является правовым основанием для кратковременного содержания под стражей задержанного в местах и на условиях, предусмотренных законом, либо принимают решение об освобождении задержанного. Постановление объявляется задержанному.
О произведенном задержании орган дознания или следователь обязаны письменно сообщить прокурору в течение 24 часов с момента вынесения постановления о задержании.
О задержании лица и месте нахождения задержанного орган, ведущий уголовный процесс и осуществивший задержание, обязан в течение 12 часов с момента фактического задержания уведомить кого-либо из совершеннолетних членов его семьи или близких родственников либо предоставить возможность такого уведомления самому задержанному.
О задержании иностранного гражданина или лица без гражданства орган, ведущий уголовный процесс и осуществивший задержание, по требованию иностранного гражданина или лица без гражданства сообщает в Министерство иностранных дел Республики Беларусь не позднее одних суток с момента задержания для уведомления дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства задержанных иностранного гражданина или лица без гражданства.
Задержанный должен быть допрошен по обстоятельствам задержания.
В случае, если обвиняемый находится в другой местности либо место его нахождения неизвестно, орган уголовного преследования вправе вынести постановление о задержании этого лица. Задержание обвиняемого допускается лишь в случае, когда можно применить к нему в качестве меры пресечения заключение под стражу. Постановление о задержании должно быть исполнено органом дознания, который обнаруживает указанное лицо.
Об исполнении постановления о задержании немедленно уведомляется вынесший постановление орган уголовного преследования.
Задержание не может длиться свыше 72 часов с момента фактического задержания. Задержанному может не предъявляться обвинение в указанный срок, если до истечения 72 часов с момента задержания он освобожден из-под стражи с применением меры пресечения, не связанной с содержанием под стражей, или без применения в отношении его меры пресечения.
В случае, если обвиняемый нарушил условия примененной к нему меры пресечения, не связанной с содержанием под стражей, или данного им письменного обязательства являться по вызову органа, ведущего уголовный процесс, и сообщать ему о перемене места жительства, орган, ведущий уголовный процесс, вправе вынести постановление (определение) о задержании этого лица с одновременным решением вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу. При этом задержание не может длиться свыше 72 часов с момента фактического задержания.
Суд выносит постановление (определение) о задержании осужденного до разрешения вопроса об отмене
1. условного неприменения наказания,
2. отсрочки исполнения наказания
3. условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, если уполномоченным на то органом внесено представление и представлены материалы, из которых следует, что осужденным не выполняются установленные для него судом обязанности и иные условия, указанные в УК.
Срок задержания определяется судом в пределах 7 суток с момента фактического задержания.
Суд направляет постановление (определение) о задержании осужденного для исполнения органу дознания. Об исполнении постановления (определения) о задержании орган, его исполнивший, немедленно уведомляет суд.
Задержанный подлежит освобождению на основании постановления (определения) органа, ведущего уголовный процесс, в случаях, если:
1) не подтвердилось подозрение в совершении лицом предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния;
2) отпали основания дальнейшего содержания лица под стражей;
3) орган, ведущий уголовный процесс, установил, что задержание произведено с нарушениями требований, установленных УПК;
4) истек срок задержания. В этом случае задержанный освобождается руководителем администрации места содержания под стражей с уведомлением органа, ведущего уголовный процесс и осуществившего задержание.
Органом, ведущим уголовный процесс и принявшим решение об освобождении задержанного, выдается справка, в которой указывается, кем он был задержан, основания, место и время задержания, основания, мотивы и время освобождения. Освобожденное лицо не может быть вновь задержано по тому же подозрению.
Меры пресечения, являясь мерами уголовно-процессуального принуждения, применяются исключительно в рамках уголовного процесса в отношении подозреваемого, обвиняемого и используются при наличии соответствующих условий и в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, уполномоченными на то должностными лицами.
Меры пресечения являются специальной группой мер уголовно-процессуального принуждения и, следовательно, обладают всеми его признаками (принудительность, превентивность, факультативность и срочность, в том смысле, что они носят временный характер).
В учебной литературе прошлых лет нередко указывался «диспозитивный» характер мер пресечения, отмечалось, что их применение является правом, а не обязанностью следователя, органов дознания, суда. Решение вопроса о применении мер пресечения и выборе их конкретного вида не зависит от субъективного усмотрения процессуального органа, а диктуется объективно сложившимися обстоятельствами дела. При отсутствии оснований, делающих необходимым применение мер пресечения, у обвиняемого, подозреваемого, а также у потерпевшего и свидетеля отбирается обязательство являться по вызовам и сообщать о перемене места жительства. Поэтому следует вести речь не о диспозитивности, а о факультативности мер пресечения, т.е. об их применении лишь в необходимых случаях, обусловленных обстоятельствами дела.
Специфическими признаками мер пресечения являются цели их применения: лицо, производящее дознание, орган дознания, следователь, прокурор, а также суд (судья) в пределах предоставленных им полномочий вправе избрать подозреваемому, обвиняемому одну из мер пресечения, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, при наличии достаточных оснований полагать, что подозреваемый, обвиняемый:
1) скроется от дознания, предварительного следствия и суда;
2) может продолжать заниматься преступной деятельностью;
3) может угрожать свидетелям, иным участникам уголовного процесса, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу;
4) для обеспечения исполнения приговора.
Перечень оснований для избрания меры пресечения является исчерпывающим.
Основными принципами для избрания меры пресечения являются достаточные основания. Уполномоченные должностные лица должны иметь достаточно оснований полагать, что подозреваемый, обвиняемый может совершить или совершит вышеуказанные действия. Иначе говоря, принцип обоснованности из декларативного становится принципом прямого действия, и для применения в отношении лица той или иной меры пресечения должны быть представлены неопровержимые доказательства, подтверждающие недобросовестность обвиняемого (подозреваемого). Это фактические данные, на основании которых можно принять законное, обоснованное и мотивированное решение об избрании в отношении лица той или иной меры пресечения.
При этом доказательства обоснованности должны быть неопровержимыми и соответствовать требованиям относимости и допустимости, получены из надлежащего источника, надлежащим лицом и т.д.
При решении вопроса о необходимости применения меры пресечения к подозреваемому или обвиняемому должны учитываться:
1. характер подозрения или обвинения,
2. личность подозреваемого или обвиняемого, их возраст и состояние здоровья, род занятий, семейное и имущественное положение, наличие постоянного места жительства и другие обстоятельства.
Меры пресечения являются наиболее строгими мерами процессуального принуждения, а также профилактическими мерами, направленными на обеспечение нормальной уголовно-процессуальной деятельности. В то же время, когда меры пресечения выступают как реакция на допущенное нарушение, они одновременно являются и мерами уголовно-процессуальной ответственности.
Меры пресечения имеют личностный, персонифицированный характер. Они представляют собой ограничение личной свободы конкретного обвиняемого (подозреваемого). Степень ограничения прав лица зависит от основательности опасений ненадлежащего поведения последнего.
О применении, изменении либо отмене меры пресечения орган дознания, лицо, производящее дознание, следователь, Председатель Следственного комитета, Председатель Комитета государственной безопасности или лица, исполняющие их обязанности, прокурор или судья выносят постановление, а суд – определение, которые должны быть мотивированы, содержать указание на преступление, в котором подозревается или обвиняется лицо, и обоснование необходимости ее применения, изменения либо отмены.
На стадии предварительного расследования меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога могут применяться прокурором или его заместителем либо Председателем Следственного комитета, Председателем Комитета государственной безопасности или лицами, исполняющими их обязанности, либо органом дознания или следователем с санкции прокурора или его заместителя, а на стадии судебного разбирательства – судом.
Орган, ведущий уголовный процесс, объявляет подозреваемому или обвиняемому постановление (определение) о применении, изменении либо отмене меры пресечения, разъясняет им порядок его обжалования и вручает копию постановления (определения). Выполнение указанных действий удостоверяется подписями подозреваемого или обвиняемого и должностного лица, объявившего постановление (определение) о применении меры пресечения.
Мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает дальнейшая необходимость, или изменяется на более строгую или более мягкую, когда это вызывается обстоятельствами уголовного дела.
Отмена или изменение органом дознания или следователем меры пресечения, примененной с санкции прокурора либо его заместителя, допускаются лишь с согласия прокурора или его заместителя.
Исполнение постановления (определения) о применении меры пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста производится органами дознания.
УПК содержит следующий исчерпывающий перечень мер пресечения:
1) подписка о невыезде и надлежащем поведении;
2) личное поручительство;
3) передача лица, на которое распространяется статус военнослужащего, под наблюдение командования воинской части;
4) отдача несовершеннолетнего под присмотр;
5) залог;
6) домашний арест;
7) заключение под стражу.
Иногда происходит подмена некоторых понятий уголовно-процессуального права понятиями уголовного и уголовно-исполнительного права.
Уголовный кодекс и Уголовно-исполнительный кодекс регламентируют назначение и исполнение такой меры наказания, как арест. Административное законодательство предусматривает административный арест как меру административного взыскания.
Условно меры пресечения можно разделить в зависимости от субъектов, к которым они применяются:
· общие – подписка о невыезде, домашний арест, личное поручительство, залог, заключение под стражу, которые могут быть применены к любому подозреваемому или обвиняемому;
· специальные – передача лица, на которое распространяется статус военнослужащего, под наблюдение командования воинской части, отдача несовершеннолетнего под присмотр, применяемые к отдельным субъектам.
В зависимости от изоляции от общества меры пресечения делятся на:
· не связанным с изоляцией от общества;
· связанным с ограничением свободы (домашний арест; заключение под стражу).
В зависимости от волеизъявления подозреваемого, обвиняемого или третьего лица меры пресечения делятся:
· применяемые без согласия лиц, в отношении которых они применяются (подписка о невыезде и надлежащем поведении, домашний арест, заключение под стражу);
· применяемые с учетом волеизъявления подозреваемого, обвиняемого и третьего лица (личное поручительство, наблюдение командования воинской части, залог, присмотр за несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым).
Подписка о невыезде и надлежащем поведении заключается во взятии у подозреваемого или обвиняемого письменного обязательства не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения органа уголовного преследования или суда, не препятствовать расследованию уголовного дела и рассмотрению его в суде, в назначенный срок являться по вызовам органа, ведущего уголовный процесс.
В случае нарушения подозреваемым или обвиняемым данной им подписки к нему может быть применена более строгая мера пресечения, о чем ему должно быть объявлено при взятии подписки.
Личное поручительство заключается в принятии на себя заслуживающими доверия лицами письменного обязательства о том, что подозреваемый или обвиняемый, находясь на свободе, не скроются от органа уголовного преследования и суда, не будут препятствовать расследованию дела или рассмотрению его судом и не будут заниматься преступной деятельностью. Число поручителей не может быть менее двух.
Применение в качестве меры пресечения личного поручительства допустимо лишь по письменному ходатайству поручителей и с согласия лица, в отношении которого дается поручительство.
Поручитель дает подписку о личном поручительстве, в которой он подтверждает, что ему разъяснены сущность подозрения или обвинения лица, в отношении которого он дает поручительство, ответственность поручителя.
В случае совершения подозреваемым или обвиняемым действий, для предупреждения которых было применено личное поручительство, на каждого поручителя может быть наложено судом денежное взыскание в размере от 100 до 500 базовых величин.
Передача лица, на которое распространяется статус военнослужащего, под наблюдение командования воинской части состоит в возложении на командование воинской части, соединения, начальника военного учреждения, где служат или проходят учебные или иные сборы (занятия) подозреваемый или обвиняемый, обязанности по обеспечению их надлежащего поведения.
Командованию, под наблюдение которого передается подозреваемый или обвиняемый, вручается копия постановления (определения) о применении указанной меры пресечения. Об установлении наблюдения командование воинской части письменно уведомляет орган, применивший эту меру пресечения.
Командование для выполнения возложенной на него обязанности по наблюдению за подчиненными ему подозреваемым или обвиняемым вправе принимать соответствующие меры, предусмотренные Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил, способные обеспечить надлежащее поведение этих лиц и их явку по вызовам органа, ведущего уголовный процесс.
В случаях совершения подозреваемым или обвиняемым действий, для предупреждения которых была применена данная мера пресечения, командование обязано немедленно сообщить об этом органу, применившему эту меру пресечения.
Отдача несовершеннолетнего под присмотр родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или других заслуживающих доверия лиц, а также администрации специального детского учреждения, в котором он находится, заключается в принятии на себя кем-либо из указанных лиц письменного обязательства о том, что несовершеннолетние подозреваемый или обвиняемый, находясь на свободе, не скроются от органа уголовного преследования и суда, не будут препятствовать расследованию дела и рассмотрению его судом и не будут заниматься преступной деятельностью.
Отдача несовершеннолетнего под присмотр возможна лишь письменному ходатайству лиц, по присмотр которых отдается несовершеннолетний. При этом они ставятся в известность о характере преступления и их ответственности в случае нарушения принятых на себя обязанностей по присмотру.
На лиц, которым был отдан под присмотр несовершеннолетний, в случае невыполнения ими принятого обязательства может быть наложено судом денежное взыскание в размере от 100 до 500 базовых величин.
Залог заключается во внесении или передаче подозреваемым, обвиняемым либо другим физическим лицом в орган уголовного преследования, в производстве которого находится уголовное дело, а на стадии судебного производства - в суд денежных средств, ценных бумаг, ценностей, ничем не обремененных и не исключенных из гражданского оборота, иного движимого и недвижимого имущества, принадлежащих залогодателю на праве частной собственности, в целях обеспечения явки подозреваемого или обвиняемого по вызову органа уголовного преследования и суда. Залог не применяется в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких либо особо тяжких насильственных преступлений. Вид и размер залога определяются органом, ведущим уголовный процесс и применяющим эту меру пресечения, с учетом тяжести преступления и причиненного им имущественного вреда, личности подозреваемого или обвиняемого, имущественного положения залогодателя. Размер залога не может составлять менее 100 базовых величин. Не может приниматься в качестве залога имущество, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание. Оценка предмета залога осуществляется в порядке, установленном законодательством о работе с имуществом, изъятым, арестованным или обращенным в доход государства.
Недвижимое имущество, допущенные к гражданскому обороту в Республике Беларусь ценные бумаги, ценности могут быть приняты в залог при условии предоставления подлинных экземпляров документов, подтверждающих право собственности залогодателя на передаваемое в залог имущество, и отсутствия ограничений (обременений) прав на такое имущество.
Денежные средства, являющиеся предметом залога, вносятся на депозитный счет органа уголовного преследования или суда. О принятии залога органом уголовного преследования или судом составляется протокол, копия которого вручается залогодателю.
Залогодателю, если им не является сам подозреваемый или обвиняемый, разъясняется сущность подозрения или обвинения лица, в отношении которого применяется эта мера пресечения, что удостоверяется подписями лица, в отношении которого применена данная мера пресечения, залогодателя и должностного лица, применившего эту меру пресечения. Копия постановления (определения) вручается залогодателю для внесения залога.
В случае нарушения подозреваемым или обвиняемым обязательств, связанных с внесенным залогом, мера пресечения изменяется на более строгую, а залог обращается в доход государства по судебному решению, вынесенному в порядке, предусмотренном статьей 134 настоящего Кодекса. В остальных случаях суд при постановлении приговора или вынесении определения (постановления) о прекращении производства по уголовному делу решает вопрос о возвращении залога залогодателю. При прекращении производства по уголовному делу на стадии предварительного расследования залог возвращается по постановлению следователя, прокурора.
При постановлении обвинительного приговора сумма залога может быть обращена судом в счет возмещения вреда (ущерба), причиненного преступлением, если залог внесен подозреваемым, обвиняемым или лицами, несущими материальную ответственность за их действия. В случае, когда залог внесен другим физическим лицом, обращение залога в счет возмещения вреда (ущерба) допускается только с письменного согласия залогодателя.
Залог не может быть предметом конфискации.
Домашний арест заключается в изоляции подозреваемого или обвиняемого от общества без содержания его под стражей, но с применением правоограничений, определенных прокурором или его заместителем, Председателем Следственного комитета, Председателем Комитета государственной безопасности или лицами, исполняющими их обязанности либо судом.
Домашний арест может сопровождаться следующими мерами, применяемыми как в отдельности, так и в допустимой совокупности:
1) запретом выхода из жилища полностью или в определенное время;
2) запретом телефонных переговоров, отправления корреспонденции и использования средств связи, за исключением случаев, предусмотренных в п. 5;
3) запретом общаться с определенными лицами и принимать кого бы то ни было у себя;
4) применением электронных средств контроля, перечень которых определяется Советом Министров, и возложением обязанности носить при себе эти средства и обслуживать их работу. Порядок применения, ношения и обслуживания этих средств устанавливается Министерством внутренних дел;
5) возложением обязанности отвечать на контрольные телефонные звонки или иные сигналы контроля, звонить по телефону или лично являться в определенное время в орган дознания или другой орган, осуществляющий надзор за поведением подозреваемого или обвиняемого;
6) установлением наблюдения за подозреваемым или обвиняемым или его жилищем, а также охраной его жилища или отведенного ему в жилище помещения;
7) другими подобными мерами, обеспечивающими надлежащее поведение и изоляцию подозреваемого, обвиняемого от общества.
Основания и порядок применения в качестве меры пресечения домашнего ареста, установления и продления его срока, отмены домашнего ареста регулируются соответствующими нормами УПК, относящимися к мере пресечения в виде заключения под стражу.
Мера пресечения в виде домашнего ареста при нарушении возложенных на подозреваемого или обвиняемого обязанностей и установленных для них правоограничений может быть изменена прокурором, его заместителем, Председателем Следственного комитета, Председателем Комитета государственной безопасности или лицами, исполняющими их обязанности, либо следователем с санкции прокурора или его заместителя или судом на заключение под стражу.
О применении меры пресечения в виде домашнего ареста в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства орган, ведущий уголовный процесс, сообщает в Министерство иностранных дел Республики Беларусь по требованию иностранного гражданина или лица без гражданства не позднее одних суток с момента применения меры пресечения в виде домашнего ареста для уведомления дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства заключенных под домашний арест иностранного гражданина или лица без гражданства.
Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется лишь в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 2 лет, кроме менее тяжкого преступления против порядка осуществления экономической деятельности (за исключением контрабанды, незаконного экспорта или передачи в целях экспорта объектов экспортного контроля, легализации («отмывания») средств, полученных преступным путем).
К лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления против мира и безопасности человечества, государства, военного преступления, преступления, сопряженного с посягательством на жизнь и здоровье человека, мера пресечения в виде заключения под стражу может быть применена по мотивам одной лишь тяжести преступления.
В исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена в отношении подозреваемого или обвиняемого по делам о менее тяжких преступлениях против порядка осуществления экономической деятельности или о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет, если они не имеют постоянного места жительства на территории Республики Беларусь или не установлена их личность.
К подозреваемым или обвиняемым, которые скрылись от органов уголовного преследования или суда, названная мера пресечения может быть применена независимо от совершенного преступления и предусмотренного за него наказания.
При решении вопроса о даче санкции или вынесении постановления о заключении под стражу прокурор или его заместитель либо Председатель Следственного комитета, Председатель Комитета государственной безопасности или лица, исполняющие их обязанности, обязаны изучить все материалы, содержащие основания для заключения под стражу, и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого, а несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого - во всех случаях.
Право давать санкцию на заключение под стражу принадлежит Генеральному прокурору, прокурорам областей, городов, районов, приравненным к ним прокурорам и их заместителям. Заключение под стражу может быть применено также по постановлению Председателя Следственного комитета, Председателя Комитета государственной безопасности или лиц, исполняющих их обязанности.
В случае отказа прокурора или его заместителя в даче санкции на заключение под стражу повторное обращение за санкцией в отношении одного и того же лица по тому же уголовному делу возможно лишь при возникновении новых обстоятельств, дающих основание для применения данной меры пресечения. Указанные правила действуют также при повторном применении данной меры пресечения после ее отмены судом.
Если вопрос о применении меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении обвиняемого возник в судебном заседании, то решение об этом принимает суд по ходатайству сторон или по собственной инициативе.
О применении меры пресечения в виде заключения под стражу орган уголовного преследования или суд обязаны уведомить совершеннолетнего члена семьи, а также при применении этой меры пресечения в отношении лиц, дети которых остаются без попечения родителей, - не позднее следующего дня после принятия указанного решения уведомить управление (отдел) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту жительства этих лиц для обеспечения государственной защиты детей. При применении этой меры пресечения в отношении пенсионера – уведомить орган, выплачивающий ему пенсию. При применении этой меры пресечения в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства – по требованию иностранного гражданина или лица без гражданства сообщить об этом в Министерство иностранных дел Республики Беларусь не позднее одних суток с момента применения меры пресечения в виде заключения под стражу для уведомления дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства заключенных под стражу иностранного гражданина или лица без гражданства.
Мера пресечения в виде заключения под стражу при предварительном расследовании уголовного дела не может превышать 2 месяцев.
Срок содержания под стражей исчисляется со времени заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу и до передачи уголовного дела прокурору для направления в суд. В этот срок засчитывается время нахождения лица в местах лишения свободы (изоляторах временного содержания и иных местах содержания арестованных в органах внутренних дел и иных органах, ведущих досудебное производство), время, в течение которого лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства в связи с выдачей его Республике Беларусь для осуществления уголовного преследования, а также время принудительного пребывания в психиатрическом (психоневрологическом) учреждении, иной государственной организации здравоохранения лица, помещенного в это учреждение (эту государственную организацию) с санкции прокурора или его заместителя либо по постановлению Председателя Следственного комитета, Председателя Комитета государственной безопасности или лиц, исполняющих их обязанности, или по постановлению (определению) суда.
Срок содержания обвиняемого под стражей свыше 2 месяцев во время предварительного расследования может быть продлен до 3 месяцев прокурорами района, города и приравненными к ним прокурорами или их заместителями лишь в случае невозможности закончить расследование в срок, при отсутствии оснований для применения в отношении обвиняемого иной меры пресечения. Дальнейшее продление срока содержания обвиняемого под стражей осуществляется прокурорами области, города Минска или их заместителями до 6 месяцев.
Продление срока содержания под стражей свыше 6 месяцев допускается лишь в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, совершивших преступления на территории Республики Беларусь и не имеющих постоянного места жительства в Республике Беларусь, при наличии оснований полагать, что они могут скрыться от следствия и суда за пределы Республики Беларусь, а также в отношении лиц, содержащихся под стражей в иностранном государстве в связи с выдачей их Республике Беларусь для осуществления уголовного преследования. В этом случае продление срока содержания под стражей осуществляется заместителями Генерального прокурора на срок до 12 месяцев, Генеральным прокурором или лицом, исполняющим его обязанности, - на срок до 18 месяцев.
Срок содержания под стражей лица, выдаваемого Республике Беларусь для осуществления уголовного преследования, свыше 18 месяцев может быть продлен Генеральным прокурором или лицом, исполняющим его обязанности, на время, необходимое:
1) для выдачи лица Республике Беларусь;
2) для окончания предварительного расследования по уголовному делу после выдачи лица Республике Беларусь, но не более чем на 6 месяцев. При этом срок содержания под стражей не может превышать предельного срока наказания в виде лишения свободы, предусмотренного за преступление, в совершении которого лицо обвиняется.
Следователь, считая необходимым продление срока содержания обвиняемого под стражей, выносит мотивированное постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей и представляет его соответствующему прокурору не позднее чем за 5 суток до истечения срока содержания под стражей, а при продлении указанного срока более шести месяцев - за 10 суток.
Дальнейшее продление срока содержания под стражей во время предварительного расследования не допускается, и обвиняемый подлежит немедленному освобождению из-под стражи. При этом в отношении обвиняемого должна быть применена иная мера пресечения.
После окончания предварительного расследования и предъявления обвиняемому и его защитнику уголовного дела для ознакомления срок содержания под стражей на время, необходимое для ознакомления с делом, продлевается.
В случае, когда ознакомление обвиняемого и его защитника с уголовным делом до истечения предельного срока содержания под стражей, невозможно, Генеральный прокурор или лицо, исполняющее его обязанности, вправе не позднее 10 суток до истечения этого срока возбудить ходатайство перед Председателем Верховного Суда о продлении срока содержания под стражей на время, необходимое для ознакомления обвиняемого и его защитника с уголовным делом.
Ходатайство Генерального прокурора или лица, исполняющего его обязанности, направленное в порядке, предусмотренном частью девятой настоящей статьи, рассматривается судьей Верховного Суда единолично с участием прокурора. По усмотрению суда в судебном заседании могут участвовать обвиняемый, его законный представитель, защитник.
Судья в срок не позднее 5 суток со дня получения ходатайства выносит одно из следующих постановлений:
1) о продлении срока содержания под стражей до момента окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с уголовным делом, но не свыше шести месяцев;
2) об отказе в удовлетворении ходатайства Генерального прокурора и об освобождении лица из-под стражи.
В случае повторного применения меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении подозреваемого, обвиняемого по одному и тому же делу, а также по соединенному с этим или выделенному из него уголовному делу в ходе предварительного расследования срок содержания под стражей исчисляется с учетом времени, ранее проведенного под стражей.
По направленному прокурором в суд уголовному делу продление срока содержания обвиняемого под стражей осуществляется судом, в производстве которого находится дело. Вопрос о дальнейшем содержании обвиняемого под стражей рассматривается судом в срок не более 10 суток до истечения каждого месяца срока содержания обвиняемого под стражей. Суд определением (постановлением) либо продлевает срок содержания обвиняемого под стражей, либо отменяет или изменяет меру пресечения. Обвиняемый не может содержаться под стражей по уголовному делу, находящемуся в производстве любого суда, более 6 месяцев со дня поступления уголовного дела в суд и до постановления приговора, а по делам в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, - более 12 месяцев. Срок содержания обвиняемого под стражей со дня постановления приговора и до его вступления в законную силу не может превышать 3 месяцев, а по делам в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, - 6 месяцев. Определение (постановление) суда о продлении срока содержания под стражей может быть обжаловано в вышестоящий суд, решение которого является окончательным.
По уголовному делу в отношении лица, обвиняемого в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, когда рассмотрение уголовного дела судом до истечения срока содержания обвиняемого под стражей, а по обстоятельствам уголовного дела мера пресечения не может быть изменена, суд, рассматривающий уголовное дело, вправе не позднее 10 суток до истечения этого срока возбудить ходатайство перед Председателем Верховного Суда о продлении срока содержания обвиняемого под стражей на время, необходимое для рассмотрения уголовного дела судом.
Председатель Верховного Суда не позднее 5 суток со дня получения ходатайства, выносит одно из следующих постановлений:
1) о продлении срока содержания обвиняемого под стражей на время, необходимое для рассмотрения уголовного дела судом, но не свыше шести месяцев;
2) об отказе в удовлетворении ходатайства суда.
При направлении уголовного дела в суд для нового судебного разбирательства после отмены приговора, по которому срок содержания обвиняемого под стражей истек, а по обстоятельствам дела мера пресечения в виде содержания под стражей не может быть изменена, продление срока содержания под стражей производится судом, в производстве которого находится уголовное дело.
При возвращении прокурором или его заместителем для производства дополнительно предварительного расследования уголовного дела, по которому срок содержания обвиняемого под стражей истек, а по обстоятельствам дела мера пресечения в виде содержания под стражей не может быть изменена, продление срока содержания под стражей производится прокурором, осуществляющим надзор, или его заместителем в пределах одного месяца. Об этом прокурором или его заместителем выносится соответствующее постановление. Дальнейшее продление указанного срока производится с учетом всего времени пребывания обвиняемого под стражей.
Срок содержания обвиняемого под стражей по делу, поступившему для направления в суд, может быть продлен прокурором или его заместителем на срок до 5 суток, по сложным и многоэпизодным уголовным делам - до пятнадцати суток, а в случае заявления обвиняемым ходатайства об освобождении его от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 88-1 УК, - на время, необходимое для рассмотрения в установленном порядке данного ходатайства.
При наличии достаточных оснований полагать, что подозреваемый или обвиняемый, к которым не применена мера пресечения, могут уклониться от участия в следственных действиях или в судебном разбирательстве либо от явки по вызову без уважительных причин, у названных лиц может быть взято письменное обязательство своевременно являться по вызову органа, ведущего уголовный процесс, а в случае перемены места жительства они должны незамедлительно сообщать об этом.
В случае неявки по вызову без уважительных причин подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший, свидетель могут быть по мотивированному постановлению органа дознания, следователя, прокурора, судьи или по определению суда подвергнуты приводу. О наличии причин, препятствующих явке по вызову в назначенный срок, лицо, его получившее, обязано уведомить орган, который его вызвал.
Постановление (определение) о приводе объявляется лицу, в отношении которого оно вынесено, перед его исполнением, что удостоверяется его подписью на постановлении (определении).
Привод не может производиться в ночное время.
Не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет, беременные женщины, больные лица, которые по состоянию здоровья не могут или не должны оставлять место своего пребывания, что удостоверяется врачом, работающим в государственной организации здравоохранения.
Привод производится органами внутренних дел.
Прокурор, его заместитель либо Председатель Следственного комитета, Председатель Комитета государственной безопасности или лица, исполняющие их обязанности, а также следователь с санкции прокурора или его заместителя либо суд вправе отстранить от должности подозреваемого или обвиняемого, если есть достаточные основания полагать, что, оставаясь в должности, они будут препятствовать предварительному расследованию и судебному разбирательству уголовного дела, возмещению причиненного преступлением вреда или продолжать заниматься преступной деятельностью, связанной с пребыванием в этой должности.
Отстранение от должности лиц, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, допускается только с согласия Президента.
Отстранение от должности заключается в запрещении подозреваемому или обвиняемому исполнять должностные полномочия, выполнять работу, которую они выполняли, или заниматься деятельностью, которой они занимались, о чем выносится соответствующее постановление (определение), подлежащее немедленному исполнению.
Временно отстраненные от должности подозреваемый или обвиняемый имеют право на ежемесячное государственное пособие, если они не занимаются иной оплачиваемой деятельностью. В случае применения в отношении подозреваемого или обвиняемого, временно отстраненных от должности, меры пресечения в виде заключения под стражу выплата ежемесячного государственного пособия приостанавливается.
Временное отстранение от должности отменяется определением суда либо постановлением судьи, прокурора или его заместителя, либо постановлением Председателя Следственного комитета, Председателя Комитета государственной безопасности или лиц, исполняющих их обязанности, либо постановлением следователя с согласия прокурора или его заместителя, когда в этой мере отпадает необходимость. Отстранение от должности лиц, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, отменяется только с согласия Президента, если указанные лица в установленном порядке не освобождены от должности. Постановление (определение) об отмене временного отстранения подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту их работы (службы).
В целях обеспечения возмещения ущерба (вреда), причиненного преступлением, уплаты дохода, полученного преступным путем, гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества орган дознания, следователь, прокурор и суд вправе наложить арест на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия. Наложение ареста на имущество, находящееся в жилище и ином законном владении, производится только с согласия собственника или проживающих в них совершеннолетних лиц либо с санкции прокурора, его заместителя либо по постановлению Председателя Следственного комитета, Председателя Комитета государственной безопасности или лиц, исполняющих их обязанности, или по постановлению суда.
Наложение ареста на имущество заключается в объявлении собственнику или владельцу запрета на распоряжение, а в необходимых случаях и пользование этим имуществом либо в изъятии имущества и передаче его на хранение.
О наложении ареста на имущество выносится мотивированное постановление и составляется протокол описи арестованного имущества.
Арест не может быть наложен на залог, а также на имущество, являющееся предметами первой необходимости, перечень которых содержится в приложениях к УИК.
При наложении ареста на имущество может участвовать специалист, определяющий стоимость имущества.
Имущество, на которое наложен арест, может быть изъято и передано на хранение представителю местной администрации, организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, владельцу этого имущества или иному лицу, которые должны быть предупреждены об ответственности за сохранность имущества, о чем берется подписка.
При наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах в банках и кредитных учреждениях, расходные операции по данным счетам прекращаются в пределах средств, на которые наложен арест.
Наложение ареста на имущество отменяется постановлением (определением) органа, в производстве которого находится уголовное дело, когда в этой мере отпадает необходимость. Постановление (определение) о наложении ареста на имущество может быть также отменено в случае заявления подозреваемым, обвиняемым или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, ходатайства об освобождении имущества от ареста для его реализации в целях возмещения ущерба (вреда), причиненного преступлением, уплаты дохода, полученного преступным путем, других имущественных взысканий под контролем органа, в производстве которого находится уголовное дело.
При наличии достаточных оснований полагать, что подозреваемый или обвиняемый, не содержащиеся под стражей, могут уклониться от участия в следственных действиях или в судебном разбирательстве либо от явки по вызову без уважительных причин, покинув пределы Республики Беларусь, орган дознания, следователь, прокурор и суд вправе временно ограничить их право на выезд из Республики Беларусь.
Временное ограничение права на выезд из Республики Беларусь заключается в запрещении подозреваемому или обвиняемому покидать пределы Республики Беларусь, о чем выносится соответствующее постановление (определение).
Подозреваемому или обвиняемому, право на выезд которых из Республики Беларусь временно ограничено, в связи с необходимостью их участия в уголовном процессе за пределами Республики Беларусь или оказания им медицинской помощи, которая не может быть оказана в Республике Беларусь, либо в связи с тяжелым заболеванием или смертью близкого родственника, проживающего за пределами Республики Беларусь, может быть разрешен выезд из Республики Беларусь на определенный срок, о чем выносится соответствующее постановление (определение).
Временное ограничение права на выезд из Республики Беларусь отменяется постановлением (определением) органа, ведущего уголовный процесс, в производстве которого находится уголовное дело, когда в этой мере отпадает необходимость.
Орган, ведущий уголовный процесс, объявляет подозреваемому или обвиняемому постановление (определение) о применении или отмене меры процессуального принуждения в виде временного ограничения права на выезд из Республики Беларусь, разъясняет им порядок его обжалования и вручает копию постановления (определения). Выполнение указанных действий удостоверяется подписями подозреваемого или обвиняемого и должностного лица, объявившего постановление (определение) о применении меры процессуального принуждения.
При применении меры процессуального принуждения в виде временного ограничения права на выезд из Республики Беларусь, ее отмене, разрешении лицу выезда из Республики Беларусь на определенный срок орган, ведущий уголовный процесс, не позднее одного дня с даты принятия соответствующего решения в установленном порядке направляет сведения о подозреваемом или обвиняемом для включения в банк данных о гражданах Республики Беларусь, право на выезд которых из Республики Беларусь временно ограничено, или в Список лиц, право на выезд которых из Республики Беларусь временно ограничено