Концепция и определение капоэйры
Капоэйра в своем истоке едина; однако каждый местре создает свой собственный стиль, оставляя отпечаток личности своей музыкой и своим методом обучения. Каждый студент, обладая индивидуальностью, проявляет свою личность в том, как он чувствует музыку, совершает движения и воспринимает теоретическо-практические учения, в соответствии со своей физической подготовкой, характером и умственным развитием. Слияние всех этих элементов личности студента, включая социокульутрные составляющие, с теми, что привносятся местре и его товарищами по тренировкам, формирует особую капоэйру каждого человека. Это его Путь Бытия и его Вселенная Капоэйры!
Главным принципом движений капоэйры является их естественная связь с ритмом/мелодией беримбау! Все движения, которые подходят естественно, могут быть инкорпорированы в практику капоэйры, что создает искусство бесконечно богатое и изобильное, полное неожиданностей!
Движения, резкие по природе, должны быть исключены. Эти движения, способные вызвать серьезные травмы или смерть, могут демонстрироваться на курсе самообороны заранее выбранным студентам на частных уроках с мерами предосторожности от возможных инцидентов. Они никогда не раскрываются и не демонстрируются на публике!
Другая важная характеристика – это обязательная для участников игра на короткой дистанции, максимум – на расстоянии вытянутой руки или ноги, в высшей степени хитрая, со стремлением атаковать, внешне беззащитными движениями, симуляцией слабости, с хореографическими шоу, делающими атаку возможной, с уклонами или без, или неожиданными контратаками, способными показать у участников технику, подвижность, физическую подготовку, уверенность в себе и превосходство одного из них!
Капоэйра в широком и узком смысле!
Когда я анализировал наблюдения, сделанные в течение всей своей жизни, и исторические документы о капоэйре, в моем уме возникло несколько вопросов без ответов:
• Почему старые описания капоэйры в Рио-де-Жанейро, Пернамбуко, Алагоасе и Сержипе не упоминают о капоэйристских родах?
• Почему на старых рисунках не показано управление практикой капоэйры при помощи беримбау в Рио-де-Жанейро, Пернамбуко, Алагоасе и Сержипе?
• Почему капоэйра в Рио-де-Жанейро, Пернамбуко, Алагоасе и Сержипе включает понятие «банд»?
• Почему капоэйра часто ассоциировалась с драками и беспорядками в Рио-де-Жанейро, Пернамбуко, Алагоасе и Сержипе?
• Почему мы не находим описания жинги в старых описаниях капоэйры в Рио-де-Жанейро, Пернамбуко, Алагоасе и Сержипе?
• Почему мы не находим в прошлом частых упоминаний о капоэйре в Минас-Жерайс и Сан-Паулу?
• Почему мы не находим капоэйру в оставшихся quilombos, находящихся во внутренних районах Бразилии, особенно если мы считаем капоэйру формой борьбы и сопротивления в конфликте между рабами и доминирующим классом, как полагают некоторые историки и социологи?
• Почему капоэйра в Баии демонстрирует особые черты?
• Почему капоэйра в Баии практиковалась под управлением беримбау?
• Почему капоэйра в Баии находима по берегам реки Paraguaçu, но не находима во внутренних районах штата?
• Почему капоэйра глубоко связана с кандомбле (ритмом Logunedê в исполнении йоруба, также как и ее братья по музыкальным корням, batuque, maculelê, sambas de chula (santamarense) и corrido (cachoeirano)?
• Почему капоэйра в Баии имеет характерный ритуал?
• Почему капоэйра в Баии находима связанной с капоэйристскими родами, проводимыми по воскресеньям, святым дням и популярным традиционным праздникам?
• Почему капоэйра в Баии традиционно игрового, а не боевого характера (кроме стиля режионал)?
Ответы, возникшие у меня, внутри моих личных и культурных ограничений, ясно вели к выводу, что термин «капоэйра» используется двумя разными способами:
• Широкий смысл
Охватывая боевые стили африканских корней (нголо?),* включая стили городской капоэйры, практиковавшиеся в прежние времена в фавелах** Рио-де-Жанейро, а также Пернамбуко, Алагоасе и Сержипе.
• Узкий смысл
Имея в виду игру капоэйры – прибрежную или портовую капоэйру, байянскую, происходящую из Байянского Recôncavo, созданную портовыми рабочими, моряками и носильщиками; позже развившуюся в стили режионал и ангола.
Стиль местре Бимбы
Запрет капоэйры вынудил местре Бимбу скрыть ее практику под громким названием «Luta Regional Baiana».
Из-за характера местре Бимбы и тех, кто формировал окружение, в котором обрел форму новый стиль, капоэйра понималась, как боевое искусство. Боевые аспекты были выделены в ущерб чисто игровым и хореографическим. Запас движений был обогащен травмирующими ударами, бросками, атакующими и защитными маневрами и боевой тактикой.
* Н'голо был африканским танцем/традицией, который по словам некоторых людей был истоком (или изначальной формой) капоэйры. ** Трущобы, гетто.
Следует отметить, что интерес к возвращению к хореографии и демонстрации способностей проявился в введении игры Iúna. В этой игре разрешение использовать броски несет отпечаток «стиля режионал» и демонстрирует техническое развитие партнеров.
На практике стиль режионал узнают по его токе беримбау, его богатству движений floreio кистей и рук, броскам и близкой дистанцией между бойцами, которая не допускает неверных движений и бесполезных прыжков!
Стоит отметить, что движения боя, самозащиты и прочие, способные повлечь инциденты или телесные повреждения, не должны использоваться в играх и спортивных мероприятиях. Их следует практиковать на специальных занятиях, как это делал местре Бимба – тайных тренировках для студентов-выпускников!
ЗАПОВЕДИ КАПОЭЙРЫ